Процесс идентификационных и диагностических исследований

I Диагностическое исследование   Идентификационное исследования  
Неизвестное лицо   Неизвестное лицо   Лицо, предпола­гаемый испол­нитель  
Исследуемая рукопись   Специфический для определен­ного свойства, качества, состо-   Исследуемая рукопись '   Сравнительные образцы почер­ка  
I   янияг условий исполнения          
    симптомо-          
    комплекс при-          
    знаков почерка i i   I      

Общие и част­ные признаки почерка

Выявленные признаки почерка

Сопоставление признаков почерка Процесс сравнивания признаков Выявленные свойства, качества, Оценка результатов исследования состояния, обстановка, условия

^копией________3__________________

ьывид и |Н,лпе предполагаемых Вывод о наличии или отсутствии исполнителей____________ тождества

В отличие от идентификационных, диагностические исследования проводятся не методом установления тождества, когда исследуется взаимосвязь между отражающими и отображаемыми объектами, а методом выявления свойств самостоятельных объектов и после­дующей дифференциации этих самостоятельных объектов относи­тельно других подобных объектов. Следовательно, на основе распо­знавания существенных сторон объекта возможно отличие (отграни­чение) его от других разнородных и однородных объектов и, как сле­дующее действие диагностического процесса, включение данного объекта в соответствующую группу (род, вид, разновидность) объек­тов.

Исходя из вышеизложенного, криминалистическую экспертную диагностику можно определить как учение о закономерностях ис­следования и распознавания свойств, качеств и состояний объектов и явлений материального мира по материально-фиксированным отображениям и дифференциации их по соответствующим разно­видным группам с последующим отнесением к определенному клас­су, роду, виду.

Криминалистические диагностические исследования по своим целям и задачам в одних случаях являются законченными исследо­ваниями в силу решения поставленной основной задачи, в других случаях — в силу невозможности проведения дальнейшего исследо­вания, направленного на установление тождества объектов. Иногда они являются предварительными исследованиями для определения возможности проведения последующего идентификационного ис­следования.

К задачам диагностических исследований почерка относится оп­ределение:

1. Общефизических свойств личности исполнителя, а именно:, по­ла, возраста, роста, типа телосложения, состояния зрительно-двигательного аппарата письма и пр.





 

2. Индивидуальных качеств личности: типа высшей нервной дея­тельности, особенностей характера (аккуратность, точность, энер­гичность, настойчивость, неряшливость, смелость, трусость и т. п.); типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхоличе­ский, флегматический); характеристик нервных процессов (возбуди­мость, устойчивость, сдержанность и пр.); деловых особенностей (отношение к делу, умение комбинировать, стиль работы, постоянст­во в отношениях и т. д.).

3. Психофизиологических и патологических состояний личности в момент исполнения рукописи: а) физиологических состояний: силь­ного душевного волнения, возбуждения, физической усталости, ал­когольного и наркотического опьянения, физического охлаждения при низкой температуре; б) патологических состояний, которые в от­личие от физических состояний носят относительно долговременный или постоянный характер: психических, нервных, инфекционных за­болеваний, умственной отсталости, дефектов моторики, нарушений работы зрительного и слухового анализаторов, нарушений двига­тельного аппарата письма и т. д.

4. Социально-демографических данных о личности: националь­ность, район проживания, уровень образования и т. п.

5. Различных навыков писавшего: профессиональных, стеногра­фических, чертежных и т. д.

Все перечисленные задачи диагностических исследований на­правлены на сужение круга лиц — предполагаемых исполнителей, т. е. на установление групповой принадлежности исполнителя руко­писи, так как дают какие-то сведения о писавшем и с каждой новой характеристикой позволяют уменьшать число предполагаемых ис­полнителей.

С учетом определения понятий диагностических и ситуационных исследований почерка и систематизации задач исследования почер-ковых объектов можно выделить несколько уровней экспертного ис­следования. А. И. Винберг выделяет идентификационную, класси­фикационную, диагностическую и ситуационную экспертизы.

На наш взгляд, необходимо выделить не четыре, а три уровня по-черковедческого исследования объектов, которые по их значимости должны соответствовать трем последовательно расположенным этапам исследования.

Высшим, наиболее значимым для расследования, является иден­тификационное исследование (первый уровень), которое будет третьим (последним) этапом исследования почерка. В ходе почерко-ведческого идентификационного исследования отождествляется конкретное лицо, исполнившее рукопись.

На втором уровне проводятся диагностические исследования, в результате которых устанавливаются определенные свойства, каче­ства, состояния личности и другие данные об исполнителе рукописи (второй — этап исследования). В результате диагностирования оп­ределяется групповая принадлежность объектов. Получение новых сведений о личности сужает круг лиц — предполагаемых исполните­лей, у которых необходимо отобрать образцы почерка для проведе­ния идентификационного (третьего) этапа исследования.

На третьем уровне проводятся ситуационные исследования, в процессе которых устанавливаются данные о фактических действиях или об обстоятельствах действий объектов, т. е. определяется та си­туация, в которой происходило действие, а в почерковедческой си­туации — как, в каких условиях и т. д. исполнялась спорная руко­пись. Эти исследования можно условно назвать экспертизой факта. Ситуационные исследования будут являться первым этапом иссле­дования, ибо условия исполнения рукописи позволят эксперту объ­яснить многие признаки почерка, не свойственные лицу-исполнителю, но появившиеся в его почерке в результате различных сбивающих факторов. Некоторые ситуационные исследования необ­ходимо проводить в первую очередь, например исследования по ус­тановлению факта различных видов умышленного искажения по­черка (перемена пишущей руки, маскировка с подражанием почерку другого лица "на глаз" и "по памяти", скорописная маскировка по­черка и т. д.). Без проведения подобных ситуационных исследований и учета выводов по ним, не возможно проведения достоверных и обоснованных диагностических и идентификационных исследований.

Разграничение задач диагностических и ситуационных исследо­ваний в почерковедении и других криминалистических отраслях имеет важное значение, так как это позволяет определить направ­ленность и достоверность каждого вида исследований, границы криминалистических экспертиз, наметить комплекс методов и мето­дик для проведения исследований.

Наши рекомендации