Скорописная маскировка почерка

При скорописной маскировке почерка подвергаются изменениям общие и некоторые частные признаки.

Из общих, в основном, изменяются признаки, отражающие сте­пень и характер сформированности письменно-двигательного навы­ка, а также структуру движений по их траектории:

— наклон почерка;

— степень выработанное™ почерка;

— общее строение почерка (сложность, форма и направление движений);

— протяженность движений по вертикали;

— протяженность движений по горизонтали;

— степень связности движений;

— отдельные частные признаки.

Наиболее распространенным видом изменения почерка является

его искажение путем изменения наклона букв (в экспертной практи­ке на такие изменения приходится 50% случаев исследования изме­ненных почерков). Данное искажение почерка не представляет осо­бых трудностей для исполнителя и в то же время делает его почерк внешне малопохожим на обычный.

Обычно пишущий изменяет наклон букв с правого на левый 'или прямой, т. е. противоположный привычному наклону почерка. При этом способе наблюдаются следующие изменения:

— ступенчатая форма линии письма;

— увеличение протяженности движений по вертикали и умень­шение по горизонтали;

— уменьшение связности движений.

Частные признаки почерка обычно существенным модификациям не подвергаются.

Умышленно изменить степень выработанности почерка можно только в сторону снижения. Намеренно повысить ее за короткий промежуток времени без специальной тренировки нельзя. Поэтому почерк с такого рода изменением внешне очень похож на маловы­работанный практический почерк, почерк непривычной пишущей ру­ки или «старческий» почерк; в нем наиболее ярко проявляются «классические» признаки снижения темпа и координации движений. Однако в рукописи могут сохраняться фрагменты со средней и да­же высокой степенью выработанности. Сних-'эние последней неред­ко сопровождается и изменением признаков письменной речи, про­являющимся в умышленном допущении грамматических, лексиче­ских, синтаксических и других ошибок.

Искажение общего строения почерка выражается одновре­менно в изменении ряда его общих признаков:

— формы движений (с округлой — на угловатую и наоборот^; .

— направления движения при выполнении основных элементов (становятся неустойчивыми);

— протяженности движений по вертикали (чаще увеличивается) и горизонтали (чаще уменьшается);

— степени связности движений (чаще снижается);

— выработанности почерка (снижается).

В частных признаках меняется строение букв (некоторые выпол­няются с подражанием печатному шрифту, нередко наблюдаются вычурные начала и окончания букв).

Примером изменения общего строения почерка является испол­нение текста с подражанием школьным прописям [25, с. 187—189].

Изменение протяженности движений по вертикали может вы­ражаться в ее увеличении или уменьшении.

— уменьшение степени связности (изредка);

— уменьшение протяженности движений по горизонтали. Приуменьшении размера почерка наблюдается:

— уменьшение связности;

— увеличение протяженности движений по горизонтали.

Большинство частных признаков при этом сохраняется.

Искажение почерка путем изменения протяженности движений по горизонтали чаще происходит в сторону увеличения, чем умень­шения. В сторону увеличения обычно меняется степень связности и протяженность движений по вертикали. Иногда изменяется и на­правление движений при выполнении основных элементов букв [22, с. 193].

Степень связности движений чаще всего сознательно уменьша­ется. Этому сопутствуют изменения протяженности движений по вертикали и горизонтали (в сторону увеличения).

Об искажении почерка за счет изменения степени связности сви­детельствует тот факт, что наряду с низкой степенью связности в тексте присутствуют фрагменты с высокой степенью выраженности указанного признака [22, с. 193].

Изменение частных признаков почерка заключается, как прави­ло, в искажении общего строения отдельных букв. На это указывает наличие в тексте новых форм букв (чаще вычурных) наряду с устой­чивым сохранением обычных вариантов форм отдельных букв [22, с. 193].

В рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой, наря­ду с "классическими" признаками изменения почерка наблюдаются специфические признаки, как правило, леворучного почерка, к кото­рым относятся:

1. Зеркальность — перевернутое (как в зеркале) влево, вправо, вверх и вниз отображение письменного знака в целом или его части, а также изменение обычного направления движения на противопо­ложное.

Зеркальность может наблюдаться: а) при выполнении буквы в целом

6(?) J(t) Iff) -n-fu,). -с б) при выполнении элемента буквы

г) при выполнении дополнительных штрихов над буквами «г, л», надстрочного элемента буквы «и», подстрочного штриха под буквой «ш», знаков «тире» и переноса слов (справа налево)

.. /Л__ и ш,

•^ >

д) при выполнении запятых ( левоокружными движениями)

2. Увеличение протяженности движений при выполнении заклю­чительных элементов. Направление движения их .может быть как поднимающимся, опускающимся, так и горизонтальным:

____cL£HR__,er-

3. Различное строение одноименных букв (наличие одновременно упрощенного, простого и усложненного вариантов знака):

4. Наличие букв, выполненных по типу печатных знаков:

5. Выполнение букв «л» и «ч» по типу латинской буквы «Z»:

6. Выполнение точек в форме запятых:

> — v.___

7. Опускающееся (слева направо, сверху вниз) направление дви­жений при выполнении надстрочно-покрывающих элементов заглав­ных букв Г, Б, П, Т.

в) при выполнении части элемента буквы

• 130

При этом меняется масса частных признаков, индивидуальных у


Скорописная маскировка почерка - student2.ru


При этом меняется масса частных признаков, индивидуальных у каждого исполнителя.

При исследовании измененного почерка путем подражаний' пе­чатному шрифту специфические ситуационные признаки, указы­вающие на этот факт, не выделяются, так как они наглядны без вся­кого доказательства. В подобных текстах изучаются только «класси­ческие» признаки измененного почерка, т. е. признаки снижения темпа и координации движений, для того чтобы отличить данный вид искажения почерка от родного (неизмененного) печатного по­черка.

Подражание почерку другого лица

Подражание почерку другого лица — сложный процесс. Пишущий при выполнении текста одновременно воспроизводит признаки, свойственные почерку другого человека, и подавляет признаки сво­его почерка. Это приводит к нарушению процесса письма. В рукопи­си, наряду с признаками обычного почерка исполнителя, появляются особенности, имитирующие признаки чужого почерка, а также иска­женные признаки почерка пишущего.

Успех подражания почерку другого лица во многом зависит от следующих факторов:

1. Вид подражания.

2. Степень сходства почерка лица, которому подражают, с почер­ком подражателя.

3. Время наблюдения почерка другого лица и степень тренировки в подражании этому почерку.

4. Объем подделываемого текста.

5. Индивидуальные особенности, профессия подражателя и др. Различают два вида подражания:

— путем срисовывания «на глаз» (без предварительной трениров­ки и с тренировкой);

— «по памяти».

Подражание почерку другого лица путем срисовывания «на глаз» без предварительной тренировки характеризуется:

— деавтоматизацией письма (снижением темпа и нарушением координации движений);

— снижением стройности и связности почерка;

— увеличением протяженности движений по вертикали и гори­зонтали;

— воспроизведением общего строения письменных знаков, осо­бенно вычурных, имитируемого почерка;

— повторением некоторых частных признаков, например формы и направления движений при выполнении подражаемых букв.

При этом от внимания подражателя ускользает:

— относительная протяженность движений при выполнении зна­ков и их элементов по вертикали и горизонтали;

— относительное направление движений при выполнении от­дельных элементов букв;

— размещение точек пересечения движений [22, с. 213]. При подражании почерку другого лица посредством срисовыва­ния «на глаз» с предварительной тренировкой наблюдая гея:

— отсутствие резкой деавтоматизации движений, т. е. проявляет­ся значительно меньше признаков снижения координации и темпа движений;

— совпадение большинства общих признаков почерка подделы­вателя и лица, которому он подражает;

— совпадение наиболее ярких, броских частных признаков. Подделывателю не удается воспроизвести:

— срорму движений при выполнении начальных и заключитель­ных элементов букв;

— степень связности имитируемого почерка;

— относительную протяженность движений по вертикали и гори­зонтали;

— направление движений при выполнении основных элементов

букв;

— относительное размещение точек начала и окончания движе­ний при выполнении букв и их элементов [22, с. 214—215].

При подражании почерку другого лица по «памяти» в рукописи наблюдается сравнительно мало признаков почерка подражаемого лица и много признаков обычного почерка подражателя.

Наши рекомендации