Признаки необычного выполнения рукописей
Измененное или аномальное письмо — это письмо, которое претерпело изменения относительно каких-либо норм. При исследовании обычного «родного» почерка нормой являются принятые повсеместно на территории Российской Федерации школьные прописи, при исследовании же измененных почерков — «родные» неизмененные почерки исполнителей.
Школьные . | «Родной» | " | Измененный |
прописи ^~ | почерк | почерк | |
\ | X \ / | / | |
признаки ' признаки | |||
«родного» измененного | |||
почерка почерка |
Особое внимание исследованию измененного почерка в нашей стране уделяется с 60-х гг. Тогда перед учеными-криминалистами стояла задача: установить конкретные признаки, свидетельствующие о воздействии того или иного фактора. Предполагалось, например, что под действием фактора 7 должны возникнуть изменения а, 6, в, а под действием фактора 2 — изменения — х, у, z. В этом случае эксперт мог точно установить тот «сбивающий» фактор, от которого почерк претерпел изменения.
а, б, в х,У,г |
ф.1-
ф.2-ф.З
Но, к сожалению, подобного достигнуть не удалось, так как было | доказано, что одни и те же изменения возникают под действием самых разнообразных факторов.
а, б, в
Поставленная задача оказалась неразрешимой, и исследования в этом направлении были почти прекращены. Однако в 70-80-х гг. ^начался новый цикл исследований измененных почерков и подписей, в процессе проведения которого удалось установить, что одна группа аномальных признаков возникает под действием одних факторов, а другая — под действием других.
х.у, z |
а, б, в
В этом случае, обнаружив признаки а, б, в, можно установить, что они возникли под действием сракторов 1, 2и 3(но не 4, 5 и б).
Кроме того, выявлено, что под действием одного и того же фактора в почерках разных лиц происходят разные изменения, поэтому для идентисрикации исполнителя измененных рукописей обязательно наличие образцов почерка, выполненных в условиях, приближенных к тем, в которых был исполнен исследуемый текст.
Таким образом, конкретных «стопроцентных» признаков, свидетельствующих об изменении почерка под воздействием того или иного срактора, нет. Но есть признаки, указывающие на сам факт необычности выполнения рукописи. Эти признаки можно назвать "классическими", так как они почти всегда присутствуют в измененных почерках. К ним, в первую очередь, относятся признаки снижения темпа и координации движений.
Признаки снижения темпа движений:
1. Преобладание интервальных видов соединений как между буквами, так и элементами.
2. Увеличение размера почерка (большое и очень большое).
3. Преобладание простых и упрощенных вариантов букв.
4. Наличие тупых начал и окончаний движений.
5. Необоснованные остановки пишущего прибора.
6. Ретушь (дорисовки) и повторы движений в знаках.
7. Сильный, недифференцированный нажим.
8. Снижение координации движений. Признаки снижения координации движений:
1. Изломы и извилистость штрихов (чаще в овальных, полуовальных, петлевых и дугообразных элементах, а также в прямых элементах, выполненных разгибательными движениями).
2. Неравномерный размер букв в словах, элементов в буквах при
общем увеличении размера почерка.
3. Неравномерный разгон и расстановка букв.
4. Неустойчивый наклон букв и элементов в буквах.
5. Извилистая или ступенчатая форма линии письма.
6. Неустойчивое направление линии письма.
7. Неравномерный размбр интервалов между строками.
Обнаружение указанных признаков позволяет сделать вывод в вероятной форме о необычности выполнения исследуемой рукописи. Вероятная форма обусловлена тем, что точно такие же признаки можно выявить и в маловыработанном практическом почерке, и в почерке лиц пожилого и старческого возраста, так как эти почерки внешне очень сходны между собой.
О факте необычности выполнения рукописи эксперт может сказать в категорической форме только после процесса идентификации с образцами почерка предполагаемого исполнителя, выполненными в обычных и приближенных к условиям выполнения исследуемого текста условиях и только в случае положительного решения вопроса о тождестве исполнителя.
Однако на этапе установления факта необычности выполнения рукописи эксперт в той или иной степени может определить группу факторов, один из которых, вероятнее всего, воздействовал на исследуемый почерк. Рассмотрим эти факторы и признаки, исходя из вышеприведенной классификации видоизменений почерка,
Признаки изменения внешней обстановки письма.
Непривычная внешняя обстановка (необычная поза, материал письма, недостаточное освещение) требует от пишущего усиления зрительного контроля за процессом письма и снижения при этом автоматизма движений.
Следует сказать, что при данных видах естественного изменения почерка наиболее ярко проявляются указанные выше «классические» признаки измененного почерка, а именно [5, с. 135—136]:
1. Снижается темп движений.
2. Нарушение координации движений проявляется в неустойчивости наклона, протяженности по вертикали и горизонтали, реже — в извилистости и изломах элементов букв.
3. Структурная сложность движений имеет тенденцию к упрощению. Новые варианты письменных знаков не встречаются.
4. Форма и направление обычно остаются такими же. Изменения происходят лишь в том случае, если значительно нарушается координация движений.
5. Наклон почерка, как правило, не изменяется.
6. Протяженность движений по вертикали и горизонтали в боль-
шинстве случаев увеличивается, но становится неустойчивой.
7. Связность также изменяется: при изменении позы и письма в темноте — увеличивается, при письме на необычном материале — уменьшается.
8. Признаки пространственной ориентации не претерпевают существенных изменений (в силу сохранения зрительного контроля). Однако некоторые изменения признаков этой группы (размеры интервалов между строками, направления и формы линии письма), происходят в случае выполнения текстов при недостаточном освещении или в темноте.
Из частных признаков наибольшим изменениям подвергаются:
— строение букв;
— протяженность движений;
— вид соединения;
— количество движений.
Необычная внешняя обстановка при письме может быть самой разнообразной: от непривычного пишущего прибора до выполнения рукописи в условиях космического полета. Следовательно, признаки, указывающие на тот или иной сбивающий фактор, будут в определенной степени различны.
Так, в рукописях, выполненных в полной темноте, можно наблюдать [29]:
1) крайне неравномерный размер интервалов между строками и словами: от их отсутствия до интервалов почти в четверть листа;
2) сильно извилистую линию конфигурации левого поля. Правое и верхнее поля, как правило, отсутствуют, так как строки «срезаются» соответствующими краями листа бумаги;
3) среднюю или высокую степень связности почерка. Иногда слитно, без отрыва пишущего прибора, выполняются рядом стоящие слова;
4) наложение букв, слогов, слов и целых строк друг на друга. Причем, наложение по вертикали (нижерасположенных на вышерасположенные) встречается значительно чаще, чем по горизонтали {по-следующих на предыдущие);
5) повторение слов, слогов, букв, а также отдельных элементов в знаках. Последнее особенно часто наблюдается в буквах, выполненных однотипными движениями (и, ш, щ, м)\
В) отсутствие элементов в буквах (особенно выполняемых однотипными движениями) и букв в словах;
7) упрощение сочетаний букв за счет их всевозможной синтеза-ции;
8) значительную утрату знаков препинания.
i |
Ситуационные признаки, указывающие на факт выполнения рукописи в условиях движущегося транспорта [8]:
1) чрезмерная деформация букв, слов или всего текста, иногда достигающая такой степени, что они становятся совершенно нечитаемыми;
2) присутствие, наряду с указанным, слогов или целых слов, выполненных четко, без признаков снижения координации;
3) наличие срывов пишущего прибора, проявляющееся в значительном, неестественном удлинении заключительных элементов букв и знаков препинания, особенно запятых;
4) разная степень нажима при выполнении отдельных строк или фрагментов текста, а также измененный характер нажима при выполнении букв (сгибательные движения являются более тонкими по сравнению с разгибательными);
5) преобладание интервального вида соединений букв в словах и элементов в буквах;
6) появление ресрлекторных штрихов в начальных и заключительных частях букв, а также в соединениях между элементами;
7) наличие в небольшом количестве упрощенных сочетаний букв за счет их синтезации,
Выявленные комплексы признаков, наряду с «классическими» признаками снижения темпа и координации движений, свидетельствуют о том, что исследуемые рукописи, вероятнее всего, выполнены или в полной темноте, или в условиях движущегося транспорта.
К признакам изменения внутреннего состояния пишущего относятся признаки возрастных, патологических изменений и необычных функциональных состояний исполнителя рукописных текстов. Эти признаки нельзя объединить в единый комплекс, так как они слишком различаются даже в пределах одной группы изменений.
Возрастные изменения почерка
Общеизвестно, что почерк каждого человека на протяжении всей его жизни подвергается естественным изменениям. Наиболее существенные из них происходят в период формирования навыков письма, особенно при обучении в старших классах школы, на первых курсах средних и высших учебных заведений, а также в начальные годы практической работы. Подобные изменения обычно связаны с увеличением письменной практики и необходимостью перехода к быстрому письму. В этот период в почерке в течение небольшого срока (3—5 лет) может наступить ряд своеобразных устойчивых изменений, проявляющихся в повышении степени их выработанное™,' уп-
рощении сложности движений, изменении угла наклона, повышении степени связности, уменьшении размера и увеличении разгона почерка.
Изменения частных признаков сводятся к появлению в почерке новых вариантов букв, обычно более приспособленных для быстрого письма, к изменению частоты встречаемости отдельных вариантов букв, упрощению движений при выполнении букв и их соединений, изменению относительной протяженности движений при выполнении надстрочных и подстрочных элементов букв и степени связности движений при соединении букв и их элементов [25, с. 46—48].
Вообще, характер и степень изменения почерка в указанный период специфичны для каждого пишущего. Они зависят от большого количества как объективных, так и субъективных факторов.
Второй период существенных возрастных изменений почерка человека приходится на переход от зрелого.к пожилому и старческому
возрасту.
Признаки почерка лиц такого возраста не только изучены и описаны в специальной литературе, но и положены в основу количественного метода установления сракта выполнения рукописи лицом пожилого или старческого возраста [28].
В частности, к ним относятся:
1. Неоднократная угловатость и извилистая форма движений при выполнении и соединении букв и их элементов (снижение координации движений 1-й группы).
2. Угловатая или смешанная форма движений в почерке в целом.
3. Наличие тупых начал движений в виде точки или широкого
штриха.
4. Размещение точек начала и окончания движений в средней
или нижней части буквы.
5. Размещение точек пересечения движений в верхней части буквы.
6. Простое или упрощенное строение букв в целом.
7. Недифференцированный нажим.
8. Необоснованные остановки пишущего прибора.
9. Обводка элементов или букв в целях повторения их общей конфигурации.
10. Неустойчивые наклон и разгон почерка, а также форма и направление линии письма.
11. Интервальная или малая степень связности.
12. Исправление первоначальных и выполнение новых букв.
13. Наличие в тексте фрагментов, различающихся по общим признакам.
Патологические изменения письматак же различны, как и виды заболеваний,степени их проявления и протекания.
Наиболее ярко патологические изменения письма проявляются у лиц, страдающих хроническими психическими заболеваниями или временными расстройствами душевной деятельности человека, в частности:
1. Выполнение в тексте'всевозможных пиктограмм или идеограмм.
2. Полная или частичная утрата единства смыслового содержания рукописи.
3. Повторы отдельных элементов букв, слов, словосочетаний или предложений в целом.
4. Немотивированное зачеркивание букв, слов или предложений.
5. Утрата в составе предложений заключительных словосочетаний или слов, в составе слов — заключительных слогов или букв, в составе письменных знаков — заключительных элементов или их частей.
6. «Бессистемные» пропуски слов, слогов или букв.
7. Нарушение последовательности выполнения письменных знаков или слогов в составе сложных слов.
8. Необычное использование заглавных букв и знаков препинания.
9. Выполнение полностью или частично контаминированных (совмещенных) письменных знаков. Например:
& П О
д-0 + д ttt = /<? •>• и a^-d+u,
—.jf———^ . ————— ______
10. Необычное строение письменных знаков:
~ &
11. Вычурность конфигурационных характеристик письменных знаков:
= с? |
6)9 — /т?. - /Г2. |
12. Фрагментарность рукописи по степени связности почерка, наклону и расстановке письменных знаков.
13. Необычное размещение рукописи на листе бумаги или само-
13. Необычное размещение рукописи на листе бумаги или самостоятельных фрагментов текста, а также письменных знаков в^ составе слов, элементов в составе букв, знаков препинания и переноса слов.
14. Полная или частичная зеркальность письма.
15. Извилистая или ломаная (неоднократно) форма элементов письменных знаков и ряд других признаков.
Всего в работе М. В. Бобовкина описано 100 «психопатологических» признаков письма [1].
Для заболеваний, не связанных с болезнями головного мозга, характерно:
— замедление темпа письма и нарушение координации движений;
— замена букв нечитаемыми штрихами И переход на печатное
письмо;
— снижение степени связности почерка;
— повторение отдельных слов, слогов и букв.
Частные признаки почерка каким-либо изменениям обычно не подвергаются.
Признаки необычных функциональных состоянии, в частности алкогольного опьянения, сводятся к следующим:
1. Написание слов с разнообразными орфографическими ошибками.
2. Замена или дополнительное внесение в слова букв, обычно из тех же слов или соседних.
3. Пропуск или удвоение отдельных букв и слогов в словах, а также отдельных слов в предложениях.
4. Увеличение или уменьшение числа штрихов в буквах, выполненных однотипными движениями (в буквах т, ш, й\л ДР-)
5. Неуверенность в правильности написания слов (многочисленные их исправления).
6. Увеличение размера и разгона почерка.
7. Снижение степени выработанное™ и упрощение сложности движений.
8. Уменьшение равномерности наклона, размера и разгона почерка.
9. Существенное изменение признаков пространственной ориентации движений: наиболее часто - размера (в сторону Увели и степени равномерности (в сторону уменьшения) интервалов строками и словами; реже — размера и формы полей joes либо закономерности) а также формы (прямолинейно*.на ную) и направления (с горизонтального на неуст-""-1* /
письма [25].
Отмечается опеределенная закономерность изменения этих признаков в зависимости от концентрации алкоголя в крови и стадии опьянения. Частные признаки почерка при этом сохраняются без существенных изменений.
Непривычная установка пишущего, не связанная с умышленным изменением почерка, включает, как было отмечено выше, установку на старательное и быстрое письмо.
При установке на старательное письмо пишущий теряет свойственный ему автоматизм и ритм. Темп замедляется, усиливается, зрительный контроль, и рукопись в целом становится четкой и аккуратной. Степень вы работай ности в большинстве случаев сохраняется. Координация движений нарушается незначительно. Строение почерка изменяется в сторону усложнения. Протяженность движений по вертикали и горизонтали, как правило, увеличивается. Связность уменьшается.
При максимально непривычном ускорении письма нарушается координация движений. Рукопись становится трудночитаемой, небрежной. Строение почерка изменяется в сторону упрощения. Признаки пространственной ориентации, форма и направление движений, наклон, а также большинство частных признаков почерка устойчиво сохраняются [5,137].
В умышленно измененных почерках, помимо отражения «классических» признаков необычности .выполнения, имеются и свои специфические признаки. Они должны быть рассмотрены отдельно, применительно к видам умышленных искажений почерка.