Исследование измененного почерка

У

Исследованием измененного почерка ученые-криминалисты занимались давно. Еще в начале века в работах за­рубежных авторов отчетливо проявляется интерес к указанной про­блеме.

Так, в 1916 г. Г. Шнейкерт, считая, что первоочередной задачей почерковедческих исследований является установление факта из­мененное™ почерка, проводил собственные экспериментальные исследования с целью изучения способов маскировки почерка, факторов, влияющих на возможность изменения почерка, а также признаков, характеризующих намеренно измененный почерк. К по­следним он относил искусственные письменные формы, броское и . необычное их украшательство, искажение письменных форм вслед­ствие нарушения движений, последовательное применение различ­ных форм одних и тех же букв, броское различие в высоте, разгоне и силе нажима, а также в наклоне в пределах одной рукописи [34, 35].

В 1925 г. Г. Мюллер проделал аналогичные эксперименты и предпринял попытку дать частотные характеристики различным спо­собам изменения [33].

Г. Мейер в результате экспериментальных исследований по уста­новлению возможности намеренного изменения почерка пришел к следующим выводам:

— изменения достигаются легче в том случае, если искажению подвергаются общие признаки, труднее — если частные признаки и их соотношение;

— легче изменяются начальные и отдельно стоящие буквы, так как они выполняются с большим вниманием и менее автоматизиро-ванно;

— могут облегчить изменения вспомогательные приемы, напри­мер изменение положения листа [32].

Касаясь проблемы исследования измененного почерка, отметим исторические работы Р. Майера и Э. Локара [30, 31].

В Советском Союзе первые экспериментальные исследования


исследование измененного почерка - student2.ru


намеренно измененного почерка были проведены в середине 40-х гг. в Киевском НИИСЭ. В результате трехлетнего изучения почерков 100 испытуемых были получены данные об устойчивости и изменяе­мости общих и частных признаков при произвольном скорописном изменении почерка с целью маскировки [23].

В дальнейшем были изучены и другие способы изменения почер-. ка [6, 7, 27]. Во ВНИИСЭ в конце 60-х гг. предпринималась попытка оценить с использованием элёктромиографической методики субъ­ективные возможности лица изменять свой почерк [20].

В середине 70-х гг. во ВНИИ МВД СССР выходит ряд пособий по исследованию измененных почерков [10,18,19].

В это же время во ВНИИСЭ МЮ СССР разрабатываются количе­ственные методики диагностического и идентификационного харак­тера по исследованию намеренно измененного почерка путем ско­рописной маскировки [9, 17].

В начале 80-х гг. публикуются комплексные методики исследова­ния рукописей большого и среднего объема, выполненных как в не­обычных условиях без намеренного изменения почерка, так и наме­ренно измененным почерком скорописным способом [12,13].

В последние два десятилетия большое внимание уделяется ис­следованию изменений почерка, обусловленных непривычной внеш­ней обстановкой письма или необычным внутренним состоянием пишущего.

Так, на кафедре исследования документов ВЮИ МВД России проведены эксперименты по выявлению диагностических признаков • почерка, указывающих на факт выполнения рукописи в темноте или в условиях движущегося транспорта, а также защищена диссерта­ция по установлению психопатологического состояния исполнителя рукописи по его почерку [1, 2, 3, 8, 29].

В настоящее время ведутся экспериментальные исследования по
разработке вероятностно-статистических методов оценки признаков
почерка в рукописях, выполненных непривычной пишущей рукой и j
буквами по типу печатных знаков. !

Таким образом, на современном этапе развития в судебном по­черковедении выделяются два главных направления исследований измененного почерка:

1) установление факта необычного выполнения рукописи;

2) идентификация исполнителя по измененному почерку.

/. ВИДЫ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ЧЕРКА

Задачи, связанные с исследованием измененного почер­ка, относятся к наиболее сложным в судебно-почерковедческой экс­пертизе. Это, в первую очередь, обусловлено огромным количест­вом сбивающих факторов, влияющих на изменение почерка.

Все изменения почерка можно разделить на две большие группы:

— естественные;

— умышленные.

Естественные изменения — это изменения, происходящие в по­черке без участия сознания человека. Они возникают в почерке под воздействием трех групп сбивающих факторов:

1. Изменение внешней обстановки письма.

2. Изменение внутреннего состояния пишущего.

3. Непривычная установка пишущего на письмо, не связанная с желанием изменить свой почерк.

К изменениям внешней обстановки письма относятся:

а) необычная поза пишущего;

б) необычный материал письма;

в) непривычный пишущий прибор;

г) недостаточное освещение;

д) письмо в движущемся транспорте;

е) пребывание в космическом полете и др.

К изменениям внутреннего состояния пишущего относятся:

а) возрастные изменения;

б) патологические изменения, связанные с различными заболе­ваниями;

в) непривычное функциональное состояние пишущего — возбуж­дение, заторможенность, утомление, опьянение и пр. Непривычная установка пишущего предполагает:

а) старательное письмо;

б) быстрое письмо.

Умышленные изменения — это изменения, сознательно внесен­ные в почерк самим исполнителем рукописи. Виды умышленного изменения почерка:

1. Скорописная маскировка почерка.

2. Перемена привычной пишущей руки.

3. Подражание буквам печатной формы.

4. Подражание почерку другого лица.

5. Другие изменения почерка (например, выполнение рукописей с помощью прямоугольных ячеек трафаретов, компетентное измене­ние почерка).


исследование измененного почерка - student2.ru


Наши рекомендации