Стадия детального исследования и ее этапы

Сущность этой стадии исследования состоит в последо­вательном раздельном изучении всех идентификационных призна­ков письма в спорной рукописи и в образцах письма лиц, подозре­ваемых в ее написании, дальнейшем сравнительном исследовании выявленной в результате раздельного анализа совокупности иден­тификационных признаков и предварительной оценки этих призна­ков.

В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и выделить из всей массы признаков наиболее существенные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздель­ном исследовании изучается вся совокупность идентификационных признаков письменной речи. Оно начинается с анализа общих признаков1, которые анализируются в определенной последова­тельности.

Количество орфографических, пунктуационных и синтаксиче­ских ошибок дает эксперту информацию о степени развития грам­матических навыков письма исполнителя спорной рукописи и прове­ряемого лица.

О развитии лексических навыков эксперт может судить по степе­ни владения автором рукописи общеупотребительными словами и словами ограниченного использования.

При изучении общих признаков письменной речи эксперт должен также определить функциональный стиль языка, которым выпол­нена спорная рукопись и образцы письма проверяемого лица, и осо­бенности, придающие индивидуальность стилю; архитектонику, преобладающие типы предложений, признаки символики и сокра­щений, акцентирование и т. д.

Общие признаки позволяют эксперту только установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к кон­кретной группе согласно рассмотренной выше классификации. Ана-

1 Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой группы идентифи­кационных признаков при проведении автороведческой экспертизы. В основном же признаки письменной речи для установления исполнителя спорной рукописи имеют групповое значение.

лиз частных признаков позволяет исследователю выявить особенно­сти, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи.

Результаты исследования признаков письменной речи фиксиру­ются в специальной таблице-разработке.

Таблица 1

Признаки письменной речи

№   Наименование признаков   Конкретное выражение признака   Резуль­таты  
        В исследуемом доку-   В образцах письма   сравне-  
        менте   Бенедиктова В. И.   ния  
1.   Степень разви-   Ниже средней: имеют-   Ниже средней:      
    тия грамматиче-   ся ошибки — орфо-   имеются ошибки —      
    ских навыков   графические ("реста-   орфографические      
        ран"; "уволин"; "уви-   ("рестаран"; "уво-      
        дить" и др.), пунктуаци-   лин"), пунктуацион-      
        онные (отсутствуют за-   ные (отсутствуют      
        пятые), синтаксические   запятые), синтакси-      
        ("приборы столовые",   ческие ("... склады-      
        "реквизировали" (ста-   вается представле-      
        щили)".   ние на гр-на Саль-      
            никова")      
2.   Степень разви-              
    тия лексических              
    навыков:              
    а) общий запас   Средний запас слов   Средний запас слов      
    слов;              
    б) особенности   "столовые приборы"   "столовые приборы"      
    лексики; про-   "ханыга"   "ханыги"      
    фессионалиэмы,   "шляется"   "шляется"      
    арготизмы, вуль-              
    гаризмы, фра-   "пьет на троих", "сис-   "систематическую      
    зеологические   тематическую пьянку",   пьянку1      
    обороты   " в один голос"          
  Степень разви-              
    тия стилистиче-              
    ских навыков;              
    а) язык;   Бытовой   Бытовой      
    б) общее построе-   Есть вступление, изло-   Есть вступление,      
    ние письменной   жение фактических   изложение факти-      
    речи (архитектони-   данных, заключение   ческих данных, за-      
    ка)   отсутствует. Мысли из-   ключение отсутст-      
        ложены последова-   вует. Мысли изло-      
        тельно   жены последова-      
          тельно      

Таблица 2

Общие признаки почерка

Резуль­таты сравне­ния

Конкретное выражение признака
Левые, трапе­циевидные, средние (3 см), прямолинейная
Точка ближе к предшествую­щему слову На линии
    в) наличие абза-   Абзацы отсутствуют.   Абзацы отсутствуют.      
    цев, их размер,   Мысли абзацами не   Мысли абзацами не      
    способы выделе-   выделяет   выделяет      
    ния;              
    г) длина предло-   Средняя   Средняя      
    жений;              
    д) тип предложе-   Сложные (сложно-   Сложные (сложно-      
    ний   сочиненные и сложно-   сочиненные и слож-      
        подчиненные предло-   ноподчиненные      
        жения)   предложения)      
    е) способы со-   "с/г" (сего года).   "с/г" (сего года)      
    кращения и ис-   исправление произво-   исправление произ-      
    правлений;   дится по элементам   водится по элемен-      
    ж) способы ак-   букв (систематическую   там букв (неподча:      
    центирования   пьянку...)   нение)      
        Подчеркивание слов   Подчеркивание слов      
        двумя параллельными   двумя параллель?      
        линиями; дугообразные   ными линиями      
        скобки          

Аналогично фиксируются частные признаки письменной речи.





Раздельное исследование общих признаков почерка начинается с анализа особенностей, характеризующих пространственную ориен­тацию (размещение) движений в рукописи. Эксперт в состоянии вы­явить эти признаки и оценить их устойчивость только при наличии значительного по объему почеркового материала, выполненного на листе нелинованной или линованной бумаги.

Затем эксперт изучает признаки, отражающие степень и характер сформированное^ письменно-двигательного навыка. Анализ этой группы признаков начинается с установления степени выработанно-сти почерка, которым выполнена спорная рукопись и образцы по­черка проверяемого лица. В случае более низкой степени вырабо-танности в спорной рукописи при отсутствии признаков умышленного ее снижения дальнейшее исследование при определенных условиях проводить нецелесообразно. Завершается этот этап раздельного анализа исследованием общих признаков почерка, отражающих. структуру движений по их траектории.

Результаты раздельного исследования общих признаков почерка, в спорной рукописи и образцах почерка фиксируются так же, как и в разработке признаков письменной речи.


В почерке Ве-недиктова В. И.

Наименование признаков

В исследуемом почерке______

Признаки, отражающие пространственную ориентацию и размещение движений в рукописи

Расположен в правой части листа Слева внизу

Размещение само­стоятельных фрагмен­тов: а) заголовок; .

Расположен в пра­вой части листа

Слева внизу______

Левые, трапецие­видные, средние (3 см), прямолинейная

б) дата

Параллельное
Параллельное

Поля (расположение, форма, размер, кон­фигурация линии по­ля)

Прямолиней­ная __
Прямолинейная

Направление линии письма ________

Форма линии письма

Точка ближе к предшествующему слову На линии

Размещение знаков препинания:

- относительно пред­шествующего слова

- относительно линии письма

Высокая Высокая Быстрый
Высокая Высокая Быстрый

Признаки, характеризующие степень и характер . сформированное™ письменно-двигательного навыка

Степень выработанно-сти почерка:

- координация;

- темп движений




Li ^в



I



стадия детального исследования и ее этапы - student2.ru

сложности

Простой с элемен­тами упрощения

Простой с эле­ментами уп-

почерка

Признаки, отражающие структуру дпижен и и по их траектории

Изучив и зафиксировав в специальных таблицах-разработках признаки письменной речи и общие признаки почерка, эксперт пе­реходит к наиболее сложной, трудоемкой и ответственной работе — изучению частных признаков почерка, проявляющихся в письменных знаках, их элементах и сочетаниях букв.

Алфавитные таблицы-разработки составляются, когда текст объемный и в нем имеются все буквы алфавита. При этом графит­ным карандашом зарисовываются все буквы алфавита и каждый вариант буквы. По своему графическому начертанию буквы должны зарисовываться в точном соответствии с их отображением в руко­писи оригинала. При зарисовке они могут подправляться с помо­щью ластика. При зарисовке буквы должны быть увеличены в 3—5 раз при среднем размере почерка, при большом — в 2—3 раза, при малом — в 5—6 раз. Над каждым зарисованным вариантом буквы ставится точка или черточка для обозначения частоты встречаемо­сти данного варианта буквы. После зарисовки первого варианта буквы эксперт должен отметить в нем красным красителем все имеющиеся признаки и только после этого переходить к зарисовке следующего отличающегося от предыдущего варианта буквы.

Если в рукописи встречается такой вариант буквы, который уже зарисован ранее, то его не зарисовывают в таблице, а над вариан­том, имеющимся в разработке, ставится точка или черточка.

В каждой букве можно выделить четыре варианта по связям с предыдущими и последующими буквами, а по исполнению — столь­ко вариантов, сколько имеется в почерке данного лица.

Таким образом обрабатывают все буквы алфавита в исследуе­мой рукописи, а затем во всех сравнительных образцах.

Текстовая таблица-разработка составляется, когда имеется краткий по объему исследуемый текст. Отличие от алфавитной разработки заключается в том, что зарисовка букв в разработке осуществляется не в алфавитном порядке, а по порядку размеще­ния букв в рукописи.

Для очень малых по объему текстов (в 2—5 слов) используется другой вид текстовой разработки. В ней исследуемая запись полно­стью переносится в разработку-зарисовку со всеми связями букв.'

Разметка признаков в буквах исследуемой рукописи осуществля­ется так же, как и в алфавитной разработке, а в сравнительных об­разцах признаки размещаются только в тех буквах, которые имеются в исследуемой рукописи.

В результате раздельного изучения исследуемых записей экс­перт получает полное представление как о почерке лица, выполнив­шего спорную рукопись, так и о почерке предполагаемого исполни­теля.

Следующим этапом детальной стадии является сравни­тельное исследование письменной речи и почерка, которым исполнена спорная рукопись, с образцами письма проверяемого лица по признакам, которые были зафикси­рованы в процессе раздельного изучения.

Сравнение признаков осуществляется по таблицам-разработкам с обязательным сопоставлением по спорной рукописи и сравни­тельным образцам, для уточнения и проверки признаков, выявлен­ных и зафиксированных в таблицах-разработках. Сравнение при­знаков осуществляется методом визуального сопоставления. Сравнивая признаки, эксперт должен уметь:

— находить совпадение признаков в почерках, различающихся на первый взгляд;

— устанавливать различающиеся признаки в относительно сход­ных почерках;

— сравнивать почерки не в состоянии покоя, а в динамике, с точки зрения их развития.

Сравнение признаков осуществляется следующим образом: от наиболее р6щ14Х-=г-К_наибол_ее частным (общие и частные признаки письменной речи, общие признаки почерка, где в первую очередь сравнивается степень выработанности почерка; затем — частные признаки почерка в каждом из вариантов всех письменных знаков). •

При сравнении общих и частных признаков письменной речи, об­щих признаков почерка в таблицах-разработках совпадающие при­знаки отмечаются знаком «+» красителем красного цвета, разли­чающиеся — знаком '<•» красителем синего цвета.


стадия детального исследования и ее этапы - student2.ru


Частные признаки сравниваются в каждом варианте каждой бук­вы и по каждому отмеченному признаку с определенной характери­стикой. При сравнении частных признаков почерка сопоставляются одноименные признаки во всех вариантах букв исследуемого почер­ка и образцов. Совпадающие признаки размечаются знаком «+» красного цвета непосредственно у отмеченного признака, разли­чающиеся — знаком «-» синего цвета. Затем осуществляется срав­нение письменного знака в целом. Знак «+» или «-», относящийся к букве в целом, ставится в последней колонке таблицы-разработки.

Если между сравниваемыми почерками выявлено незначитель­ное различие или между ними наблюдается внешнее сходство по некоторым наиболее общим признакам, то для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества прибегают к так называемому возвратному сравнению. При таком сравнении для более глубокого и детального изучения признаков почерка в сопоставляемых руко­писях эксперт должен неоднократно возвращаться к их исследова­нию. Это позволит ему установить взаимосвязи и взаимозависимо­сти сопоставляемых объектов, обнаружить существенные признаки, необходимые для решения поставленного идентификационного во­проса. В процессе сопоставления сравниваемые почерки не рас­сматриваются экспертом как нечто целое. Они расчленяются, затем их части тщательно изучаются.

Сравнительное исследование должно быть полным и объектив­ным. Эксперт в ходе детального исследования объектов идентифи­кации должен не только акцентировать внимание на совпадающих или различающихся признаках письма, но и выявить их совокуп­ность.

Сравнение признаков письменной речи начинается с сопоставле­ния общих признаков — грамматических, лексических и стилистиче­ских. Благодаря сравнительному исследованию этих групп общих признаков эксперт может установить совпадение или различие в навыке владения письменной речью автором спорной рукописи и предполагаемым автором. Определение более высокого уровня владения письменной речью автором спорной рукописи по сравне­нию с предполагаемым исполнителем и наоборот (за исключением случаев умышленного снижения уровня владения письменной ре­чью автором спорной'рукописи путем снижения грамотности, упро­щения стиля изложения и т. д.) дает эксперту возможность исклю­чить проверяемое лицо из числа предполагаемых авторов иссле­дуемого текста.

Совпадение этого общего признака письменной речи позволяет исследователю сделать вывод, что уровень владения письменной

речью автора спорной рукописи и проверяемого лица одинаков (ус­тановление групповой принадлежности). В рассматриваемом примере сравнительное исследование общих признаков — грамма­тических, лексических и стилистических — позволяет эксперту вы­явить совпадение уровня владения письменной речью автора спор­ной рукописи и проверяемого лица.

Если общие признаки имеют групповое значение, то, благодаря сравнению частных признаков письменной речи, исследователь в зависимости от значимости выявленных совпадающих или разли­чающихся признаков (совокупности признаков) с большей или меньшей степенью вероятности (в некоторых случаях и категори­чески) может решить вопрос о конкретном авторе спорной рукописи.

Важное значение для установления автора спорной рукописи имеют выявленные на этапе сравнительного исследования совпа­дающие или различающиеся частные признаки письменной речи в виде однотипных грамматических и лексических ошибок, встречаю­щихся на протяжении всей рукописи. Особую роль в установлении автора документа играют такие частные признаки, как "авторская лексика" (устойчивое употребление фразеологизмов, профессиона-лизмов, арготизмов и т. д.), навыки акцентирования определенных мыслей автора, способы выполнения вставок, исправлений, сим­волов, сокращений и др.

В случае решения вопроса об исполнителе спорной рукописи признаки письменной речи, как общие, так и частные, не имеют са­мостоятельного значения. В совокупности с общими и частными признаками почерка они дают возможность эксперту прийти к дос­товерному категорическому или вероятному выводу о наличии или отсутствии тождества исполнителя.

Сравнительное исследование общих признаков почерка начина­ется с сопоставления особенностей, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений. Отмечалось, что данная груп­па признаков проявляется в больших по объему рукописях. Навык, человека в размещении определенных частей и фрагментов текста устойчиво сохраняется на протяжении многих лет. Следовательно, эта группа общих признаков почерка имеет определенное иденти­фикационное значение при установлении исполнителя спорной ру­кописи. Сопоставление общих признаков почерка, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений, проводит-, ся в той последовательности, в которой они зафиксированы в таб-.лице-разработке. Сравнение общих признаков, отражающих сте-.пень и характер сформированное™ письменно-двигательного на-...выка, начинается с сопоставления степени выработанное™ почер-


стадия детального исследования и ее этапы - student2.ru


ка в спорной рукописи и почерка проверяемого лица. Явное разли­чие в степени сформированное™ письменно-двигательного навыка позволяет еще на предварительной стадии исследования — feo вре­мя осмотра материалов, поступивших на исследование, решить во­прос об отсутствии тождества. О степени сформированности пись­менно-двигательного навыка (почерка) эксперт судит по таким при­знакам, как темп и координация движений. Поэтому в процессе сравнения указанные признаки подлежат сопоставлению в первую очоредь.

При детальном исследований другого общего признака почерка, отражающего характер сформированности письменно-двигательного на­выка, степени сложности почерка, эксперту необходимо учитывать, что данный признак больше всего изменяется под действием различных обстоятельств субъективного и объективного характера. Эксперт, должен помнить, что строение почерка может трансформировать-! ся даже при исполнении рукописи в обычных условиях. Поэтому ус­тановление в сравниваемых рукописях на подготовительной стадии идентификации различия в строении не дает оснований решать во­прос об отсутствии тождества. Общие признаки почерка, отражаю­щие структуру движений по их траектории, экспертом сопоставляют­ся в той последовательности, в которой они зарисованы в таблице-разработке.

Сопоставление общих признаков при исследовании большого по объему рукописного текста, выполненного в обычных для пишуще­го условиях (в рукописи отсутствуют признаки, указывающие на не­обычные условия ее выполнения), для эксперта не вызывает особых затруднений.

Общие признаки почерка, как правило, имеют групповое значе­ние. При проведении почерковедческих экспертиз, благодаря срав­нению этих групп признаков, можно только дифференцировать ру­кописи на определенные, уже известные группы, виды, разновидно­сти по отдельным признакам (по степени выработанное™, строению, размеру, разгону и др.).

Наиболее сложная и ответственная задача эксперта — это срав­нение частных признаков почерка, выявленных на этапе раздельно­го анализа объектов идентификации. В конечном итоге эксперт ре­шает вопрос о конкретном исполнителе только благодаря совокупно­сти частных признаков почерка, выявленных в сравниваемых до­кументах на стадии детального исследования. Сопоставление част­ных признаков проводится экспертом по характеристикам, выявлен­ным на этапе раздельного исследования и зафиксированным в таб­лицах-разработках. В этом случае обязательна их проверка по ори-

гиналам, так как в разработках не исключены пропуски некоторых особенностей и неточности в фиксации. Подлежит сравнению и час­тота встречаемости отдельных вариантов письменных знаков.

Сопоставление признаков почерка рекомендуется начинать с наиболее "общего" из всех частных признаков — сложности движе­ний. Сложность движений при выполнении букв — признак собира­тельный (синтетический): его показателями являются все осталь­ные группы частных признаков. Если в результате сравнения одно­именных письменных знаков эксперт установит различия в сложно­сти движений, то тем самым отпадает необходимость дальнейшего сопоставления в этих буквах других частных признаков почерка. Другими словами, сопоставлению подлежат только сравниваемые • признаки письма (в том числе и частные признаки почерка).

Затем производят сравнение в однотипных (сопоставимых) по строению письменных знаках по всем содержащимся в них и отме­ченным в разработке частным признакам. Сопоставляются все за­фиксированные при раздельном исследовании частные признаки в спорной рукописи и образце почерка проверяемого лица.

В разработке совпадающие признаки отмечаются знаком "+"; различающиеся — знаком "-".

На стадии детального исследования предварительная оценка признаков, выявленных в процессе раздельного и сравнительного исследования почерка, заключается прежде всего в установлении устойчивости признаков. Выясняется также, не носят ли они случай­ного характера, вызванного различными субъективными или объ­ективными факторами. При оценке степени устойчивости выявлен­ных признаков учитывается частота их встречаемости. На этой ста­дии исследователь дает предварительную оценку совокупности всех выявленных признаков и решает вопрос о ее достаточности для вывода о наличии или отсутствии тождества.

Затем эксперт переходит к заключительному этапу работы — итоговой оценке признаков и формированию вывода по экспертизе.

Наши рекомендации