Тема «Основные логические законы»

Задания:

1.Что означает слово “logos”?

А) Человеческое слово вообще.

Б) Всеобщий закон, основа мира.

В) Закон, мысль, слово, смысл.

Г) Беседа, суждение.

2.Что является предметом изучения логики?

А) Абстрактное мышление.

Б) Образное мышление.

В) Законы, формы и приемы мышления.

Г) Языковые тексты.

3.Что такое мышление?

А) Это целенаправленное, опосредованное и обобщенное воспроизведение связей и отношений предмета.

Б) Это целостное воспроизведение предмета, непосредственно

воздействующего на органы чувств.

В) Это чувственный образ ранее воспринятого предмета.

Г) Это субъективный образ объективного мира.

4.Назовите основные формы абстрактного мышления:

А) Понятие, суждение и умозаключение.

Б) Законы, формы и приемы мышления.

В) Анализ, синтез, обобщение.

Г) Вопрос, гипотеза и теория.

5.Кто является родоначальником индуктивной логики?

А) Аристотель.

Б) Ф. Бэкон.

В) Г. Гегель.

Г) Г. Лейбниц.

6.Основателем какой логики был Г. Лейбниц?

А) Дедуктивной.

Б) Индуктивной.

В) Традуктивной.

Г) Символической.

7.Когда сформировалась математическая логика?

А) В V в. до н.э.

Б) В начале ХVIII в.

В) Во второй половине Х1Х в.

Г) В начале ХХ в.

8.Какой логический закон выражает требование ясности мышления?

А) Закон тождества.

Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.

Г) Закон достаточного основания.

Какие логические законы были сформулированы Аристотелем?

А) Закон тождества.

Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.

Г) Закон достаточного основания.

9.Какой логический закон сформулировал Г.В.Лейбниц?

А) Закон тождества.

Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего.

Г) Закон достаточного основания.

10.Требование какого логического закона нарушено в следующем высказывании: «Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой»?

А) Нарушено требование закона исключенного третьего.

Б) Нарушено требование закона тождества.

В) Нарушено требование закона непротиворечия.

Г) Нарушено требование закона достаточного основания.

11.Какой логический закон нарушен в объявлении: «Уважаемые жильцы! В среду 20 августа в вашем доме будут производить дезинсекцию против тараканов, Просим убедительно жильцов быть в это время дома, так как уничтожение тараканов будет производиться вместе с ними».

А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.

12.Какой логический закон нарушает говорящий: «Кто носит шапку «Адидас», тот нашу Родину продаст»?

А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.

13.Какой логический закон нарушен в следующем высказывании: «Вечный двигатель. Гарантия 48 дней»?

А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.

14.Требования какого логического закона выполняются в лермонтовском тексте: «Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места»?

А) Закон тождества. Б) Закон непротиворечия.

В) Закон исключенного третьего. Г) Закон достаточного основания.

15.Формулировку какого логического закона выражает утверждение “Высказывание и его отрицание не могут быть вместе истинными”?

А) Закона тождества. Б) Закона непротиворечия.

В) Закона исключенного третьего. Г) Закона достаточного основания.

16.Проанализируйте суждения. Укажите, какой из формальных законов логики нарушен в следующих рассуждениях:

1. А если я откажусь стать твоей женой, – прошептала она с замиранием сердца, – ты действительно покончишь с собой? Да, – ответил он с пафосом, – я всегда так поступаю в подобных ситуациях.

2. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не рассердился, а только велел снять с него шкуру.

3. Мы полностью ответили на все вопросы. На некоторые вопросы мы ответим потом.

4. Отец героя умер, когда ему было 28 лет.

5. Генерал преградил своим корпусом дорогу.

6. Этот человек не болен, так как у него повышена температура.

7. Все заметно волнуются. Невозмутимы только бывалые воины, а их среди нас не так уж мало.

8. Депутаты должны заботиться о благополучии народа. Поэтому депутатам необходима дача на «Рублевке».

9. Нельзя сказать, что данное животное позвоночное, как и нельзя сказать, что данное животное беспозвоночное.

10. Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.

– А ваша мать болела артритом? – спросил врач.

– Нет.

– А отец?

– Тоже не болел.

– Нет у вас артрита, – заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.

11. Однажды перед битвой древние римляне слышали каркающую ворону с левой стороны и выиграли битву; в другой раз они слышали, что ворона каркала с правой стороны и проиграли битву. Дело ясное, решили римляне: карканье вороны с правой стороны приносит гибель войску, а карканье вороны с левой стороны дает ему победу.

12. Ноздрев был в некоторой степени исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории.

13. Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того сосуда, в который помещена. Вода бывает в твердом, жидком и газообразном состоянии. Имеет ли вода форму в твердом состоянии? (Вопрос учителя на уроке).

14. Я не хочу сказать, что за истекший год наша секция ничего не делала. Вместе с тем я не возьму на себя смелость говорить, что секция что-нибудь делала.

15. Чертог вдовы Грицацуевой сиял. Во главе свадебного стола сидел марьяжный король – сын турецкоподданного. Он был элегантен и пьян. Гости шумели. Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати лет.

16. В одной из статей молодых ученых, посвященных восточной медицине, промелькнула мысль о том, что западная медицина себя изжила.

17. Как-то поздно вечером в один двор постучались и спросили:

– Вам нужны дрова?

– Нет.

Наутро хозяева не нашли своих дров во дворе.

18. Штирлиц ел картошку в мундире.

19. Чернышевский пишет роман о направлениях деятельности демократической интеллигенции в крепости.

Практическое занятие 4, 5

Тема «Умозаключение как форма мышления. Непосредственные умозаключения. Дедуктивные умозаключения»

Задания:

1.Найдите заключение в следующем рассуждении: «Быков не является прокурором, так как все прокуроры - юристы, а Быков не является юристом».

А) Здесь заключением будет суждение «Быков не является юристом».

Б) Заключение - «Все прокуроры - юристы».

В) Заключение - «Быков не является прокурором».

Г) Здесь вообще нет заключения.

2.Найдите большую посылку в следующем силлогизме: «Некоторые юристы – депутаты, значит, некоторые юристы – избранники народа, все депутаты – избранники народа».

А) Здесь большей посылкой будет суждение «Некоторые юристы - депутаты».

Б) Большая посылка - «Некоторые юристы – избранники народа».

В) Большая посылка - «Все депутаты – избранники народа»

Г) Здесь вообще нет большей посылки.

3.Какие рассуждения называют силлогизмами?

А) Это рассуждения, которые ведут от общего к частному.

Б) Это рассуждения, которые с необходимостью ведут от истинных посылок к истинному заключению.

В) Это рассуждения, которые ведут от истинных посылок как к истинным, так и ложным заключениям.

Г) Это рассуждения, которые ведут от частного к общему.

4.В какой фигуре категорического силлогизма средний термин следует за предикатом и за субъектом?

А) 1. Б) 2. В) 3. Г) 4.

5.Какое правильное заключение можно сделать из таких посылок: «Виноград содержит глюкозу» и «Виноград - растение»?

А) Некоторые растения содержат глюкозу.

Б) Все растения содержат глюкозу.

В) Ни одно растение не содержит глюкозу.

Г) Из этих посылок нельзя сделать правильное заключение.

6.Какое из следующих суждений является обращением суждения «Некоторые преступники - рецидивисты»?

А) Некоторые преступники - не рецидивисты.

Б) Некоторые рецидивисты - преступники.

В) Некоторые преступники не являются не рецидивистами.

Г) Все рецидивисты - преступники.

7.Какова фигура и модус следующего силлогизма: «Все студенты нашей группы - психологи. Все студенты нашей группы читали книгу Ж.Пиаже «Суждения и рассуждения ребенка». Следовательно, некоторые психологи читали книгу Ж.Пиаже «Суждения и рассуждения ребенка».

А) Этот силлогизм построен по 1 фигуре, имеет модус IАА.

Б) По 2 фигуре, модусу ААО.

В) По 3 фигуре, модусу ААI.

Г) По 4 фигуре, модусу ААI.

8.Какое из следующих суждений является превращением суждения «Некоторые учебные заведения не являются юридическими»?

А) Некоторые учебные заведения - юридические.

Б) Все учебные заведения - юридические.

В) Некоторые учебные заведения являются не юридическими.

Г) Ни одно учебное заведение не является юридическим.

9.Каков вид следующего силлогизма: «Умышленные преступления совершаются с прямым или с косвенным умыслом. В данном преступлении не было прямого умысла. Значит, в данном преступлении был косвенный умысел»?

А) Условно-категорический силлогизм.

Б) Разделительно-категорический силлогизм.

В) Условно-разделительный силлогизм.

Г) Простой категорический силлогизм.

10.Как называется разновидность условно-категорического силлогизма, в котором ход рассуждения направлен от утверждения основания к утверждению следствия?

А) Утверждающим модусом.

Б) Утверждающе-отрицающим модусом.

В) Отрицающим модусом.

Г) Отрицающе-утверждающим.

11.Каков модус следующего силлогизма: «Преступления совершаются по неосторожности или умышленно. Это преступление не было умышленным. Значит, оно было совершено по неосторожности»?

А) Отрицающе-утверждающий модус.

Б) Утверждающе-отрицающий модус.

В) Отрицающий модус.

Г) Утверждающий модус.

К какому виду относится рассуждение:

12.«Все люди стремятся к счастью, она тоже человек»?

А) Это энтимема без большой посылки.

Б) Энтимема без меньшей посылки.

В) Энтимема без заключения.

Г) Это полисиллогизм.

13.Постройте непосредственные умозаключения путем обращения, превращения, противопоставления предикату.

1. Всякий закон является нормативно-правовым актом.

2. Ни одна морская звезда не является одноклеточной.

3. Некоторые студенты СибГУФК – заочники.

4. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.

5. Некоторые студенты СибГУФК не изучают логику.

6. Все инструкции не случайны.

7. Некоторые студенты достойны именной стипендии.

8. Многие студенты выступают на соревнованиях.

9. Каждый аспирант желает защитить диссертацию.

10. Каждый человек хочет быть счастливым.

14.Определите фигуру категорического силлогизма.

1. Ни одно цветковое растение не размножается спорами.

2. Папоротники размножаются спорами. Папоротники не суть цветковые растения.

3. Все тела, имеющие меньшую плотность, чем вода, плавают на воде. Все тела из дерева имеют меньшую плотность, чем вода. Следовательно, все тела из дерева плавают на воде.

4. Все врачи имеют высшее образование. Некоторые врачи работают в поликлинике. Следовательно, некоторые работающие в поликлинике имеют высшее образование.

5. Страусы не могут летать. Страусы суть птицы. Следовательно, некоторые птицы не могут летать.

15.Запишите простой категорический силлогизм в стандартной форме. Определите фигуру и модус силлогизма, проверьте, соблюдены ли правила.

1. Все кинозалы нуждаются в проветривании. Это помещение не является кинозалом. Это помещение не нуждается в проветривании.

2. Во всех дореволюционных книгах есть буква i. Некоторые книги в моей библиотеке содержат букву i. Значит, некоторые мои книги дореволюционного издания.

3. Я – человек. Ты – не я. Значит, ты – не человек.

4. Жизнь – борьба. Дзюдо – борьба. Значит, жизнь – дзюдо.

16.Энтимема. Восстановите в полный силлогизм, проверьте умозаключение.

1. Данный силлогизм построен по первой фигуре и поэтому он правильный.

2. Все безответственные люди – ненадежные. А многие неуспевающие студенты – безответственны.

3. Всякий закон есть ограничение свободы, а следовательно, и счастья.

4. Как все эгоисты, трус не является великодушным.

Практическое занятие 6

Наши рекомендации