Метод принятия решения «Мозговой штурм»
Общепринятым считается мнение, что интеллектуальная творческая работа относится к разряду сугубо индивидуальной деятельности. Но в 1957 г. это мнение решил опровергнуть Алекс Осборн, профессиональный рекламщик, который предложил свой метод групповой интеллектуальной работы. Он назвал его «мозговым штурмом».
Широко пропагандируя свой метод, Осборн представлял его как универсальный способ решения творческих проблем, пригодный как для нахождения ответов на трудные вопросы, так и для изобретений, открытий в любых отраслях деятельности: в науке, бизнесе, политике, образовании и т. д. Надо признать, что рекламная кампания Осборна удалась, и метод завоевал популярность сначала в США, а затем в Европе. Интересна его судьба в нашей стране, где «мозговой штурм» получил всенародную известность (правда, не под этим названием, да и вообще без ссылок на авторство и даже на страну происхождения) в середине 1970-х гг., благодаря чрезвычайно популярной развлекательной телепередаче «Что? Где? Когда?», которая целиком была построена на правилах мозгового штурма А. Осборна.
Сущность метода «мозговой штурм» состоит в следующем.
Ставится проблема, которую необходимо решить.
Все члены группы «штурма» поощряются к высказыванию любых идей и решений, которые придут им в голову, какими бы абсурдными или нелепыми они ни казались.
Все идеи высказываются и регистрируются. Ни одно предлагаемое решение, ни одна идея не оцениваются до тех пор, пока не иссякли все предложения.
Все участники должны быть уверены, что в процессе «штурма» ни одно предложение не будет оцениваться и отбрасываться. Поощряется дальнейшая разработка чьей-либо идеи другими участниками заседания.
Повальное увлечение «мозговым штурмом» привлекло внимание социальных психологов, которые провели многочисленные эмпирические проверки метода. В итоге выяснилось, что слухи о его чрезвычайной эффективности оказались сильно преувеличенными.
Так, уже в 1958 г. Д. Тейлор, П. Берри и К. Блок установили, что количество предложений, высказанных группой, действительно больше количества идей, предложенных любым индивидом, работающим в одиночку. Однако когда количество идей, высказанных четырьмя раздельно работающими по правилам «мозгового штурма» индивидами, сложили вместе, то оно почти в два раза превысило сумму предложений, выработанных членами группы из четырех человек, работавших совместно в течение такого же времени. Тот же результат был получен и тогда, когда испытуемыми стали ученые. Большинство исследователей, изучающих «мозговой штурм», утверждают, что работающие группой участники «штурма» высказывают меньше предложений, чем то же количество людей, работающих поодиночке Майклу Дейлу и Вольфгангу Штребе удалось добиться увеличения количества вырабатываемых группой решений лишь за счет того, что они объявили, что будет учитываться и оцениваться сумма идей, выдвинутых каждым членом группы по отдельности, а не общий результат (Уилк и Кнеппернберг, 2001). Таким образом, большая продуктивность была достигнута благодаря снижению социальной ленности, которая, оказывается, свойственна не только группам физического, но и интеллектуального труда.
Снижают продуктивность группы «мозгового штурма» и когнитивные помехи, обусловленные ситуацией групповой работы. Ведь высказываться членам группы приходится по очереди, и пока один человек говорит, остальные слушают, дожидаясь своей очереди, и одновременно удерживают в памяти свои собственные идеи. Но поскольку возможности оперативной памяти достаточно ограничены, то участникам «штурма» трудно удерживать в уме уже имеющиеся у них идеи, думать над следующими, да еще и выслушивать предложения человека, говорящего в эту минуту. Таким образом, члены группы вынуждены одновременно выполнять три когнитивные операции: а) сосредоточивать внимание на том, что говорит очередной выступающий; б) хранить в памяти уже имеющиеся у них идеи; в) искать новые идеи и обдумывать их. Одновременное выполнение этих операций мало кому под силу, если вообще достижимо.
М. Дейл и В. Штребе на основании серии экспериментов пришли к выводу, что «мозговой штурм» будет более эффективным, если члены группы сначала в индивидуальном порядке станут нарабатывать и фиксировать все возникшие у них идеи, а уже затем совместно их обсуждать. При такой форме «мозгового штурма» продуктивность участников группы не будет тормозиться. Следовательно, на первом этапе — этапе наработки идей и решений — гораздо эффективнее действуют индивиды, объединенные в номинальную группу, т. е. работающие над одной проблемой, но поодиночке. Совместная деятельность лицом к лицу лучше подходит на втором этапе, когда идеи и предложения обсуждаются, оцениваются, выбраковываются, отбрасываются и отбираются оптимальные. С этой задачей группа справляется лучше, чем индивиды.