Виды письменных работ в учебном процессе
ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ
Балабаново
74.58
П 35
Рецензент: Ляхова Т.Ю., кандидат педагогических наук
Письменные работы в вузе: Методическое пособие для студентов / Составители: О.А. Тенякова – к.эконом.н., преподаватель; С.Н. Копылов, ст. преподаватель - Балабаново, 2016. - 36 с.
© ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Виды письменных работ в учебном процессе..................................4
Примерная структура выпускной квалификационной работы......................................................................................................8
Примерный план подготовки выпускной квалификационной работы....................................................................................................12
Требования к оформлению письменных работ в колледже………………………………………………........................16
Требования к оформлению списка литературы................................21
Типичные ошибки студентов при выполнении и защите курсовых и дипломных работ…………………………………..…29
Использование библиотек при выполнении курсовых и дипломных работ…………………………………………………………….…….31
Приложения..........................................................................................33
Список используемой литературы....................................................35
«Отделять учебное от научного в университете
нельзя. Но научное без учебного все-таки светит
и греет. А учебное без научного, как бы ни была
приманчива его внешность, только блестит»
Н.И.Пирогов
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Титульный лист.Пример оформления титульного листа можно посмотреть в приложении.
Оглавление (Содержание) - отражает общую структуру работы. Желательно, чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению по содержанию и по форме.
Введение- дает представление о работе в целом. Как правило, введение начинается с обоснования выбора темы, ее актуальности и значимости для науки и практики. Далее очень кратко описывается состояние исследуемой области по литературным источникам, определяется круг нерешенных и слабо освещенных, требующих уточнения вопросов, выявляется и формулируется проблема. В дипломной работе должны быть четко определены и охарактеризованы:
• объект исследования - крупная, относительно самостоятельная часть научной области; фрагмент реальности, процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения;
• предмет - конкретная часть объекта, свойства и качества объекта, на которые направлено основное внимание исследователя с позиций определенной науки. Именно предмет исследования и определяет тему научной работы. Предмет должен быть сформулирован таким образом, чтобы принадлежность его к объекту исследования не вызывала сомнения;
• гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) - предположительное суждение о закономерной связи исследуемых явлений. Различают рабочую гипотезу (временное предположение до начала исследования) и научную гипотезу (уточненная, видоизмененная в ходе исследования на основе фактического материала рабочая гипотеза).
Из гипотезы выводятся цель и задачи исследования. Цель формулируется в соответствии с исследуемой проблемой, которую требуется разрешить, и содержит представление о результате ее решения. Цель расчленяется на взаимосвязанный комплекс задач, которые можно охарактеризовать как подчиненные, более частные цели. Формулировки цели и задач надо делать предельно тщательно.
Далее во введении кратко описываются методы исследования - инструмент в добывании и интерпретации фактического материала, условие достижения поставленной в работе цели (базовый метод исследования, методы сбора и обработки материала).
Затем описываются основные параметры, характеризующие базу проведенного исследования, учреждения, в которых исследование было проведено, количество, пол, возраст и другие характеристики испытуемых, иные необходимые сведения.
Во введении сообщается также, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. В конце вводной части желательно раскрыть структуру всей дипломной работы. Объем введения, как правило, составляет около 1/10 части общего объема работы.
Основнаячасть обычно делится на два раздела:
• Теоретический раздел - представляет исходные теоретические и методологические положения: история вопроса, разработанность вопроса в теории и практике, принципы и подходы к исследуемой теме, выводы, сделанные на основе анализа научной литературы по теме исследования. Эта глава является теоретическим обоснованием самостоятельных разработок и позволяет выбрать методику проведения собственного исследования.
• Практическая часть - содержит описание методических средств, планирование и проектирование практической или экспериментальной работы, описание процедуры, хода исследования, представление результатов, их интерпретацию, выводы, сделанные на основе проведенного исследования, рекомендации и предложения, имеющие практическое значение. Анализ результатов может быть качественным и количественным (с использованием методов математической статистики). При разработке практических рекомендаций по использованию результатов исследования важно определить адресата, то есть лиц и органы, которые могут быть заинтересованы в реализации рекомендаций. Результаты эмпирического исследования могут быть представлены не только в основной части работы, но и вынесены в таблицы, диаграммы, графики, помещены в Приложении.
Теоретическая и практическая части разбиваются, в свою очередь, на несколько подразделов (параграфов). Более дробное деление не рекомендуется. Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы. Разделы и подразделы основной части должны быть соединены друг с другом в логической последовательности, без смысловых разрывов. В конце каждого раздела основной части обычно составляются краткие выводы из предшествующего изложения. Обычно их 3 - 7. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы, выделяется главное, существенное как результат исследовательской работы. Следует избегать больших диспропорций между главами и их подразделами.
Заключение- своеобразный синтез накопленной в основной части информации. Здесь последовательно подводятся итоги проделанной работы, отмечается степень достижения цели и задач исследования, обобщаются результаты, излагаются теоретические и практические выводы, рекомендации по практическому применению полученных результатов. Также освещаются важные побочные результаты, если таковые были получены, показываются возможные перспективы использования результатов в практической сфере и продолжения научного исследования данной темы. Если необходимо, отмечается перечень нерешенных вопросов по исследуемой теме, которые требуют дальнейшей проработки. Заключение пишется тезисно, поэтому допускается изложение по пунктам. Объем заключения, как правило, составляет примерно 1/20 часть общего объема работы.
Библиография- список используемой литературы. В список обычно входят не только книги на русском и иностранных языках, но и статьи из научной периодики, могут быть использованы газетные публикации, диссертационные работы, ресурсы Интернет. Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в рукописи. Не следует включать в библиографию источники, которые фактически не были использованы. Список литературы свидетельствует об объеме проработанной и изученной литературы, уровне изучения и состоянии исследуемой проблемы, а также об уровне навыков работы студента с научной литературой. Список составляется в соответствии с правилами библиографии.
Приложения- вспомогательный или дополнительный материал, который при помещении в основной текст загромождает его, но является необходимым для представления о конкретном результате самостоятельной работы. Как правило, это таблицы, схемы, графики, образцы методического и экспериментального материала. Если приложений более одного, они нумеруются. Их помещают в порядке упоминания в работе, а в тексте делаются соответствующие ссылки. Каждое приложение озаглавливается и начинается с новой страницы. Приложения не входят в объем работы. Они могут быть оформлены как продолжение дипломной работы (с продолжением нумерации страниц) или в виде отдельной книги.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Традиционная последовательность выполнения письменных работ, отражающая процесс, этапы и методы подготовки ВКР, следующая:
• формирование замысла;
• поиск и отбор материала;
• группировка и систематизация материала, составление плана;
• написание текста;
• обработка рукописи;
• подготовка выступления на защите.
На каждом этапе работы руководитель дипломной работы проводит консультации контрольно-проверочного характера с целью оказания научной и методической помощи.
Рассмотрим этот процесс более подробно.
Выбор и утверждение темы происходит примерно за год до защиты. В основе выбора - самостоятельное определение своих научных интересов студентом, но при этом возможно и желательно консультирование с преподавателями, опора на список рекомендуемых для ВКР тем, который разрабатывается выпускающим факультетом и кафедрой. Тема должна быть согласована с присваиваемой выпускнику квалификацией; если выпускник получает дополнительную квалификацию, то ВКР может быть выполнена по дополнительной специальности. Поощряются комплексные работы, тема которых базируется на программах как основной, так и дополнительной профессиональной подготовки. Тема выбирается с учетом интересов и склонностей студента, но при этом необходимо учитывать множество других факторов: возможности руководства данной темой, разработанность проблемы в истории науки и в практике, ее актуальность, социальный заказ, определяющийся региональной спецификой.
Темы ВКР, сроки их выполнения, научные руководители и консультанты утверждаются специальным приказом. В отдельных случаях допускается выполнение ВКР группой студентов при аргументированном обосновании такой необходимости. Формулировка утвержденной темы работы может быть в отдельных случаях уточнена в процессе выполнения работы, что оформляется отдельным приказом. Название работы не может быть очень кратким (одно-два слова) - краткое название претендует на исчерпывающую полноту исследования. Аспект исследования требует более узкой, конкретной темы, следовательно, более многословного названия. Желательно избегать штампов типа: «К вопросу о...», «Анализ некоторых проблем...», «Материалы к ...». Можно дать подзаголовок, который, естественно, не должен превращаться в новое название.
Работа над выбранной темой, как правило, начинается с составления списка литературы по проблеме исследования. Для начала необходимо выделить базовые понятия по теме исследования. С опорой на них происходит поиск литературы в библиотеке учебного заведения и других специализированных библиотеках.
Дальнейший этап работы - конспектирование и анализ специальной литературы по теме, написание текста «Обзор литературы по данной теме». Если исходных материалов много, его надо сократить до оптимальных размеров. Не следует стремиться к изложению всего и всякого материала, переписывая прочитанные книги и статьи. Обзор должен отражать только существо вопроса, главные положения и ведущие идеи. Изложение должно носить, прежде всего, проблемный характер. Обзор литературы по истории исследовательского вопроса называется историографией. Он должен быть достаточно полным, систематизированным в хронологической последовательности, по научным школам; взгляды наиболее видных ученых на данную проблему должны быть проанализированы и сопоставлены. Все материалы хорошо размещать на отдельных листах с записями только на одной стороне, чтобы потом можно было этот материал разрезать, группировать и систематизировать по проблемам.
Затем необходимо поработать над определением объекта, предмета исследования, формулированием рабочей гипотезы, целей и задач исследования.
Теперь можно приступать к выбору и обоснованию необходимых и достаточных методических средств для проверки гипотезы; определить базу для проведения исследования - выбрать конкретное место проведения исследования, экспериментальную выборку, контингент испытуемых, необходимость экспериментальной и контрольной группы.
Следующий этап работы - планирование и проектирование практической части работы (разработка схемы практической, диагностической, экспериментальной работы, выделение этапов, подготовка схемы анализа результатов), и осуществление этого проекта - проведение практической работы.
Далее необходимо собрать и представить полученные результаты, провести их анализ, интерпретацию, обобщить их, сформулировать выводы.
Остается последний и очень ответственный этап работы - оформление ВКР. Он включает написание и компоновку текста, определение рубрикации, деление на логически соподчиненные части, разделы, параграфы. Каждый подраздел необходимо снабдить заголовком, отражающим его содержание. Можно составить 2-3 варианта плана последовательности изложения, несколько вариантов заголовков, посмотреть преимущества и недостатки каждого из них.
Теперь еще раз рекомендуется вернуться к шлифованию выводов, после чего составить заключение и написать введение, напечатать окончательный список литературы, иллюстрации, таблицы, оформить приложения.
В самую последнюю очередь печатается оглавление, а затем титульный лист.
Но это еще не окончание работы. Теперь нужно отредактировать текст для достижения единства стиля изложения и проверки правильности орфографии и пунктуации.
Дипломная работа представляется в сброшюрованном виде, в двух экземплярах.
Работу необходимо сдать руководителю для получения отзыва (рецензии), после чего начинается подготовка текста для публичной защиты. На доклад для публичной защиты дается 10-15 минут, основная задача - раскрыть содержание самостоятельной исследовательской работы, продемонстрировать результаты проведенного исследования и показать их практическое значение. Хорошо, если в качестве иллюстрации при публичном выступлении будет подготовлен графический (наглядный) материал.
При защите после доклада выпускнику задаются вопросы по проблеме исследования, оглашается отзыв руководителя и имеющиеся рецензии на работу. После совещания комиссия по проведению Итоговой государственной аттестации принимает решение об оценке выпускной квалификационной работы. Основными при этом являются следующие критерии:
• степень самостоятельности выполнения работы;
• степень изученности студентом исследуемой проблемы;
• владение методикой работы с научной литературой (полнота и критичность анализа);
• содержательность эксперимента, анализа результатов;
• логика изложения, степень обобщения, обоснованность выводов;
• правильность определения объекта, предмета, цели, задач, методов исследования;
• актуальность темы, научная новизна, практическое значение;
• оформление работы (грамотность, язык изложения, оформление текста, таблиц и графиков).
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ В КОЛЛЕДЖЕ
Подготовка к защите любого учебного или научного исследования требует не только глубоких теоретико-методологических знаний, но и правильного оформления его текста.
Текст работы печатается на компьютере. Все тексты печатаются на одной стороне стандартного листа формата А4 (210мм х 297 мм). По краям листа оставляются свободные поля: слева - 3 см (для переплета), справа - 1 см, верхнее и нижнее - по 2 см.
Шрифт «Times New Roman», размер 14; междустрочный интервал - 1,5 (так, чтобы на странице размещалось 30 строк). В одной строке 60 знаков, считая промежутки между словами; абзацный пропуск - 5 знаков (1,25см). Выравнивание текста по ширине.
Текст работы должен отвечать общепринятым требованиям грамматики и стилистики. При этом желательно стремиться к максимальной краткости изложения, избегая повторов и отклонений от темы, длинных объяснений.
Отдельные требования предъявляются к стилю изложения. Стиль научной речи - это безликий формально-логический монолог. Изложение ведется от третьего лица, внимание сосредоточено на содержании, авторское «я» отступает как бы на второй план. Поэтому редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Принято, что автор работы выступает от «мы» (выражая мнение определенной группы людей, научной школы, к которой, прежде всего, относится и его научный руководитель), это символ более объективного изложения и коллективности научного творчества. Обязательным условием стиля является указание на то, кем высказана та или иная мысль (по данным..., из исследований такого-то..., по мнению...). Для научного текста принято использование кратких страдательных причастий (было выявлено ..., дано ..., использована ... и т.д.). Требованиями к научной речи всегда были точность, ясность, краткость, избегание канцеляризмов.
Внимательно нужно отнестись к рубрикации текста - делению текста на составные части, графическое отделение одной части от другой. Простейшей рубрикой является абзац - композиционный прием, позволяющий излагать текст более зримо, облегчающий восприятие и понимание текста. Более крупными рубриками являются главы и параграфы. Рубрикация текста сопровождается нумерацией ее составных частей. Принято обозначать порядковые номера глав римскими (глава I), а параграфов - арабскими (§1) цифрами. Все главы и параграфы глав также озаглавливаются, заголовки должны точно отражать содержание находящегося в этой рубрике текста.
Структура работы должна быть четкой и обоснованной, чтобы прослеживалась логика решения проблемы. Все структурные части работы (оглавление, введение, каждая глава, заключение, список литературы, приложения) начинаются с новой страницы. Подразделы главы начинать с новой страницы не нужно.
Оформление заголовков
Названия глав и параграфов, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать в середине строки, а печатать прописными буквами, более крупным или жирным шрифтом.
Заголовки отделяются от текста сверху и снизу тремя интервалами. Расстояние между названием главы и названием параграфа - также 3 интервала. Заголовки не подчеркивают. Точку в конце заголовков не ставят. Если заголовок включает два предложения, их разделяют точкой. В конце второго предложения точку не ставят. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Нумерация страниц
Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы. Номер страницы проставляют внизу страницы по центру без тире и точек. Титульный лист не нумеруется, но считается. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Лист формата А3 учитывают как одну страницу.
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и др.) располагают в работе непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице.
На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещается над ней. Иллюстрация обозначается словом «Рис.» после поясняющих данных.
Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Если в работе одна иллюстрация, ее не нумеруют и слово «Рис.» под ней не пишут.
Если иллюстрация не умещается на одной странице, перенос делают так: название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные на каждой странице, и под ними указывают «Рис., лист».
Таблицы
Цифровой материал оформляется в виде таблиц. Таблицы располагают в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.
Таблицы нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер размещают в правом верхнем углу над ее заголовком после слова «Таблица». Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово «Таблица» не пишут.
Заголовок таблицы выполняется строчными буквами (кроме первой прописной) и помещается над таблицей посередине.
Заголовки граф таблицы начинаются с прописных букв, а подзаголовки – со строчных. Диагональное деление головки таблицы не допускается.
Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.
При переносе таблицы на другой лист заголовок помещают только над первой частью. Над последующими частями пишут: «Продолжение табл.»
Ссылки
Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, приложения указывают их порядковым номером, например: «…в разд. 2», «…по п. 3.2.2», «…на рис. 8», «…в приложении 7». Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одно приложение, при ссылках на них пишут: «…на рисунке», «…в таблице», «…в приложении».
При написании научных работ автор обязан давать библиографические ссылки на источник, откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, предоставляет необходимую информацию о нем, дает возможность разыскать его.
Указание источников может осуществляться тремя способами: в подстрочных примечаниях (подстрочные ссылки), указанием источника непосредственно в тексте (внутритекстовые) и отсылкой к списку использованных источников (затекстовые).
Подстрочные ссылки
В подстрочной ссылке приводят либо полностью библиографическое описание произведения, либо недостающие элементы описания. Она располагается под текстом на этой же странице и печатается через интервал. Отсылки дают в виде цифр, звездочек. Нумерацию ссылок можно делать сплошной по всей работе или самостоятельной для каждой страницы. При оформлении таких ссылок нужно учитывать следующее:
1) если автор и название источника указываются в тексте, то в ссылке достаточно указать лишь его выходные данные;
2) в ссылке на произведение, опубликованное в собрании сочинений, фамилию и инициалы автора, как правило, повторяют, несмотря на то, что Ф.И.О. автора звучали в тексте работы;
3) если автор и название источника приведены в тексте на другом (например, на русском) языке, то в подстрочнике их обязательно повторяют на языке оригинала (например, на немецком языке);
4) при повторных ссылках на одно и то же произведение приводятся только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и соответствующие страницы. В первый раз ссылка печатается полностью. При повторной ссылке на монографию опускаются ее выходные данные, на статью – источник, в котором она опубликована. Допустимы сокращения длинных заглавий. Опущенные слова заменяются многоточием;
5) в ссылке в области количественной характеристики допустимо указывать только страницы цитируемого фрагмента текста;
6) условный разделительный знак, точку и тире допустимо заменять точкой;
7) библиографические ссылки на несколько документов, приведенных в одном подстрочном примечании, отделяют друг от друга точкой с запятой;
8) если на одной странице дают подряд несколько ссылок на одну работу, то при повторных ссылках приводят слова «Там же» и номер страницы, с которой взята цитата, например:
Там же. – С. 81
9) при ссылках на многотомное издание указывают номер тома, выпуска или части, например:
Там же. – Т. 1. – С. 35.
Внутритекстовые ссылки
Подобные ссылки применяются в том случае, если значительная часть ссылки вошла в основной текст работы и изъять ее из текста и перенести под строку за текст невозможно. Они удобны тем, что не отрывают читателя от текста, однако создают впечатление громоздкости и затрудняют поиск источника, особенно в больших по объему работах. Внутритекстовые ссылки оформляются в квадратных скобках.
Если элементы ссылки (фамилия, имя автора и заглавие документа) вошли в основной текст работы в качестве ее неотъемлемой части, то эти сведения в скобках не повторяются, а приводятся недостающие элементы описания. Например: «Я.Л. Шрайберг в своей докторской диссертации «Принципы построения автоматизированных библиотечно-информационных систем и сетей» подчеркивает, что…» [М., 2003. - c.49]
Затекстовые ссылки
Это самый рациональный и удобный способ оформления ссылок, так как он негромоздкий и простой. В такой ссылке на произведение, включенное в список источников, после упоминания о нем или после цитаты из него в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке. Например: «Р.С. Немов [8] считает...»
Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют так: «В своей книге «Электронные библиотеки» А.И. Земсков писал…» [14, с. 29]
При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома. Например: [8, т.3, с.67]
Если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов, то в скобках указывают номера этих работ. Например: «Ряд авторов считает…» [8, 13, 17]
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
Правильное оформление текста предполагает полное соответствие нормам принятых в настоящее время правил библиографического описания источников, использованных в работе.
Библиографическое описание документа – это совокупность сведений, достаточных для нахождения документа, о котором идет речь в тексте работы.
В описании различных видов документов (книг, статей, учебников и др.) имеются существенные различия, которые необходимо учитывать при поиске их в каталогах и картотеках, при составлении списка использованной для научной работы литературы.
Библиографическое описание документов осуществляется в соответствии с ГОСТами 80 – 2000; 7.82 – 2001; 7.83 – 2001; 7.1 – 2003.
Основным источником сведений для описания является титульный лист используемого издания (не путать с обложкой!). В ряде случаев недостающие данные могут быть взяты также с оборота титульного листа, с обложки, с издательского переплета, из оглавления, предисловия и других мест книги
Библиографическое описание состоит из заголовка и элементов, объединенных в области, последовательность которых строго регламентирована и не может быть произвольно изменена. Элементы библиографического описания подразделяются на обязательные (присутствующие в любом библиографическом описании и обеспечивающие идентификацию документа) и факультативные (дающие дополнительную информацию о документе, приводимые по выбору соответствующего библиографического подразделения или учреждения).
ГОСТами определены следующие области и элементы описания, которые составляют его структуру:
Область заглавия и сведений об ответственности:
· заголовок - в заголовке описания книги индивидуального автора приводят его фамилию и инициалы. В заголовке может быть приведено имя только одного автора. При описании документов двух, трех и более авторов в заголовке допускается указать только автора, указанного в издании первым. Затем, в сведениях об ответственности (за косой чертой), следует повторить фамилию и инициалы первого автора и через запятую перечислить фамилии и инициалы остальных;
· заглавие: название - слово, фраза, буква или группа слов, фраз и букв, приведенное в документе, в виде, в каком оно установлено или утверждено автором либо издателем и предназначено для идентификации и поиска документа, помещенное на титульном листе (или обложке, корешке издания) и выделенное шрифтом или цветом. Заглавие в описании точно повторяет название книги, напечатанное на титульном листе. Сокращенное написание слов, уточнения, дополнения, изменения порядка слов в заглавии не допускаются. Числительные, входящие в состав основного заглавия, приводят так, как они даны в издании. Если на титульном листе или источнике, его заменяющем, указаны даты, связанные с названием издания, их рассматривают как часть основного заглавия и записывают после заглавия, отделяя запятой, но если эти данные указаны в издании в круглых скобках, то они переносятся в описание в том же виде, без запятой. Очень часто книга, помимо основного названия, имеет дополнительное, которое уточняет или поясняет его смысл. Кроме того, на титульном листе могут быть другие сведения. Все сведения из области заглавия, кроме него самого, носят факультативный характер и применяются в описании по усмотрению составителя списка литературы. В этом случае между основным заглавием и прочими сведениями с титульного листа ставится двоеточие;
· сведения, относящиеся к заглавию, содержат указанные в издании слова или фразы, связанные с заглавием книги и зависимые от него (они, как правило, раскрывают и поясняют основное заглавие, а также уточняют содержание, характер или назначение куниги);
· сведения об ответственности - сведения о лицах индивидуальных (авторах, редакторах, переводчиках, иллюстраторах и др.), а также коллективных (учреждениях, организациях и др.), участвующих в создании и подготовке документа к публикации и несущих ответственность за ее содержание. Если заголовком описания служит заглавие, то сведения об ответственности – обязательный элемент. В остальных случаях – это факультативный элемент. Если документ имеет более трех авторов, то он описывается под заглавием в качестве заголовка. Если авторов более четырех, то приводят фамилии только первых трех авторов с добавлением слов «и др.» Если в описании после косой черты приводится сначала фамилия автора, а затем и редактора документа, то эти группы отделены друг от друга точкой с запятой. После косой черты приводятся также сведения о коллективном авторе, в роли которого может выступать или учебное заведение, или научное учреждение, институт и т.д.
Область издания - это сведения о повторности издания документа и его характеристика (исправленное, дополненное, стереотипное и т.д.), позволяющие отличить его от других. Издание – все экземпляры документа, полученные с одного типографского набора или с одного оригинала и тем же издателем. Сведения об издании указывают на особенности данного издания документа в том виде, как они приведены в документе или в форме, представленной библиографическими учреждениями. Порядковый номер издания приводится в начале арабскими цифрами, а затем его характеристика. Оба элемента обязательны, но если в списке есть иностранные источники, область издания которых неизвестна, допускается не использовать ее в описаниях русскоязычных источников. Например: 2-е изд.; 3-е изд., стер.; 5-е изд., перераб и доп.
Область выходных данных содержит сведения о том, где, в какой период и кем опубликован (издан) документ. Выходные данные – сведения о месте издания, издательстве и дате издания, помещенные на титульном листе документа, иногда на обложке или в выпускных данных. Элементы области приводят в следующей последовательности: место издания, издательство или издающая организация, дата издания, место печатания, типография, дата печатания. Элементы записываются на том же языке, на котором они даны в документе, даже если он отличается от языка текста описания. Город, в котором издана книга, пишется полностью: Киев, Екатеринбург, Челябинск. Сокращенно указываются только названия следующих городов: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов н/Д.), Минск (Мн.) Если документ выпущен параллельно в двух и более городах, то они приводятся через точку с запятой: (М.; Воронеж). Наименование издательства (типографии, издателя) - элемент факультативный, но в списках, где указаны источники на иностранных языках, рекомендуется к включению. Сведения об издательстве или издателе на иностранных языках переносятся в описание в той форме, в какой они даны в книге.
Область количественной характеристики содержит сведения об объеме, размере документа, иллюстративном и ином материале, которым он снабжен. Количественная характеристика – совокупность сведений о материальных элементах, характеризующих документ. Включает элементы, располагающиеся в следующей последовательности: сведения о количестве частей, томов, выпусков; объем - сведения о страницах, листах; иллюстрациях; размере; сопроводительном материале. Данные сведения являются обязательными.
Область серии содержит сведения о сериальном издании, отдельным выпуском которого является документ. Элементы области приводят в указанной последовательности: заглавие серии; сведения, относящиеся к заглавию серии; сведения об ответственности, относящиеся к серии; номер выпуска серии; заглавие подсерии; сведения, относящиеся к заглавию подсерии; номер выпуска подсерии
Область примечания включает дополнительную информацию о документе, которая не была приведена в других областях библиографического описания.
Область международного стандартного номера, цены и тиража содержит сведения, необходимые для идентификации и регистрации документа, выполнения учетных функций в торговле, статистике и др.
Все области библиографического описания отделяются друг от друга точкой и тире.
Типовые примеры библиографического описания книг:
- под заголовком:
Шрайберг Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение и развитие / Я.Л. Шрайберг. - М.: Либерея, 1999. – 271 с.
Горышкина Т.К.Библиографическое описание документов / Т.К.Горышкина, М.Е.Игнатьева. – СПб.: Алетейя, 2001. – 248 с.
- под заглавием:
Интегрированная библиотечно-информационная система ИРБИС: Описание системы /А.И. Бродовский, С.М.Дунаевская, Б.И.Маршак и др. – М.: ГПНТБ России, 2004. - Т. 1. - 95 с.
Антология традиционной вьетнамской мысли Х – нач. ХIII вв.: Пер. /Рос. акад. наук, ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2000. – 238 с.
- с указанием переиздания, подзаголовочных данных, переводное издание:
Антонова Е.С. Тайна текста: учеб.-метод. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 159 с.
Арзуханов А.С. Технолог информационных систем: Учеб. пособие для вузов. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 212 с.
Бойделл Т. Как лучше управлять организацией /Пер с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 302 с.
- сборников произведений, сочинений:
Шагинян М. Месс-Менд, или Янки в Петрограде: Роман-сказка; П. Бляхин, И. Перестиани. Красные дьяволята: Киносценарий / Сост. З. Михайлов. – М.: Кругозор, 2003. – 320 с.
Флоренский П.А. Собрание сочинений. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Свящ. П. Флоренский; Ред. И авт. Предисл. А.С. Трубачев. – М.: Мысль, 2000. – 446 с. – (Философское наследие).
- монографий:
Маликов Л.В. Эмоциональное развитие подростков, воспитывающихся вне семьи: Моногр. / Л.В. Маликов; М-во образования Рос. Федерации, Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург, 2000. – 142 с.
- энциклопедий, справочников, словарей:
Я познаю мир: Русский язык: Дет. энцикл. / Н. Непомнящий; Худож. А.А. Румянцев. – М.: Астрель, 2004. – 391 с.
Большой экономический словарь / Авт. и сост. А.Б. Борисов. – СПб.: Кн. мир, 2002. – 892 с.
Новы