Уровни ценностного отношения детей
К социальному миру на начало и конец учебного года
Группа | Уровень ценностного отношения детей к социальному миру (%) | ||
высокий | средний | низкий | |
Констатирующий эксперимент | |||
Экспериментальная | |||
Контрольная | |||
Контрольный эксперимент | |||
Экспериментальная | |||
Контрольная |
Таким образом, в ходе экспериментальной части исследования была доказана эффективность системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к социальному миру в процессе познавательной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
ВАРИАНТЫ ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проект на тему «Капустник»
Цель: формирование мотивации детей на здоровый образ жизни посредством постановки и разрешения проблемы в процессе познавательной деятельности.
Задачи:
1. Формирование у детей интереса к своему здоровью и здоровью окружающих, а также к условиям сохранения и укрепления здоровья посредством организации здорового питания.
2. Развитие у детей потребности в новых знаниях о свойствах полезных для здоровья овощей.
3. Формирование у детей познавательных умений:
- активно вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения;
- сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, строить суждение на основе установления причинно-следственных связей;
- творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности.
4. Углубление и систематизация у детей знаний о разновидностях, внешнем виде, свойствах и значении капусты для здоровья человека.
Участники проекта: дети подготовительной и старших групп ДОУ, воспитатели и родители, воспитатель познавательного центра, педагог-психолог, инструктор по физической культуре.
Организация проекта
1 этап.Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
Проблема исследования.На протяжении нескольких лет осенью в ДОУ устраиваются выставки урожая овощей и фруктов (совместно с родителями и педагогами). Дети с родителями в рамках этих выставок составляют букеты, натюрморты, приносят наиболее интересные плоды со своих огородов, изготавливают поделки из природного материала, подбирают стихи и загадки на тему осеннего урожая и т.д.На выставке в этом году особое внимание привлекла капуста. Детей заинтересовало, откуда появилась капуста, какие виды капусты существуют и каков их внешний вид, особенности; какими свойствами обладает капуста, какие блюда из нее можно приготовить.
Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателя с детьми, бесед детей с родителями, чтения литературы).
Капуста является ценным для организма овощем, она обладает питательными и лечебными свойствами. Люди выращивают множество видов и сортов капусты, создают из нее полезные и вкусные блюда для укрепления здоровья. Для организации полноценного питания необходимо изучить происхождение и особенности выращивания капусты, ее виды, полезные свойства, значение для организма, познакомиться со способами приготовления капусты и некоторыми простейшими и вкусными капустными рецептами.
В соответствии с проблемой и гипотезой исследования, дети с помощью воспитателя поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
1. Изучение происхождения и разнообразия видов капусты, особенностей ее выращивания.
2. Анализ полезных для организма и лечебных свойств капусты, ее значения в жизни человека.
3. Знакомство с капустными рецептами (голубцы, щи, борщ, салат, пироги) и освоение способа приготовления некоторых блюд из капусты (овощные салаты).
Результаты исследования:
- коллекция видов и сортов капусты: фотографии, картинки, муляжи, натуральные продукты с паспортами каждого вида (сорта) – цветная, белокочанная, декоративная, краснокочанная, брюссельская, кольраби, брокколи;
- сборник «Ай да капуста!»: рассказы, загадки, сказки, народные игры, подобранные и составленные детьми (при участии родителей и педагогов), с картинками и рисунками детей;
- выставка рисунков детей на тему «Такая разная и такая полезная»;
- альбом рецептов блюд из капусты, составленный при помощи родителей.
2 этап.Организация исследования в рамках проекта:
1. Сбор, анализ и систематизация информации о происхождении и видах капусты, ее свойствах и значении для здоровья, способах приготовления:
- Чтение и обсуждение книг Н. Надеждиной «Вокруг света по стране Лечумии» и «Где щи, там и нас ищи», рассказа А.В. Евстрачова «Капуста». Знакомство с происхождением, видами, ее вкусовыми и лечебными свойствами, значением капусты для организма человека, возможностями использования в пищу.
- Беседа о видовом разнообразии капусты, особенностях ее выращивания на основе рассматривания иллюстраций в книгах «Юным овощеводам» и «Волшебная грядка».
- Сбор и составление загадок, стихотворений, пословиц, поговорок о капусте; обсуждение содержания и оформления сборника «Ай да капуста!».
- Отбор и систематизация детьми, педагогами и родителями рецептов блюд из капусты, фотографий и рисунков с изображением капусты разных видов и сортов с описанием особенностей каждого вида (сорта).
- Экскурсия в овощной отдел супермаркета с целью анализа внешнего вида некоторых видов капусты.
- Познавательная беседа «Капуста – лекарь». Знакомство с лечебными свойствами капусты, ее использованием в народной медицине.
2. Творческая познавательная деятельность детей:
- Изучение рецептов и приготовление овощных салатов из капусты (капуста, морковь, лук, укроп, яблоко и т.д.) в клубе «Хозяюшка». Организация шведского овощного стола силами детей и родителей.
- Подготовка и проведение инсценировки «Борщ» (роли овощей исполняют дети подготовительной группы).
- Рисование детей на тему «Такая разная и такая полезная».
- Аукцион загадок, стихов и пословиц о капусте.
- Организация с детьми дидактических игр «Лабиринт», «Приготовь салат», «Свари щи».
- Разучивание народных игр с тематикой огородничества
3 этап.Презентация результатов исследовательской деятельности детей.
- Организация в познавательном центре ДОУ выставки «Все о капусте» с использованием коллекции видов и сортов капусты: фотографий, картинок, муляжей, натуральных продуктов с описанием каждого вида (сорта); альбомом рецептов блюд из капусты; рисунков детей.
- Презентация сборника «Ай да капуста!»: рассказы, загадки, сказки, народные игры, подобранные и составленные детьми.
- Выставка рисунков детей на тему «Такая разная и такая полезная»;
- Праздник «Капустник» в познавательном центре ДОУ.
- Чаепитие в музее ДОУ «Капустный пирог» с организацией конкурса загадок, рецептов и викториной по тематике проекта для детей и родителей.
- Вечер народных игр «Завивайся, клубок...» (Под руководством инструктора физической культуры.)