Теоретические основы исследования

Изучение истории вопроса и анализ его современного состояния осу­ществляется непосредственно при работе с научной литературой (монографиями, учебниками, статьями в периодических изданиях, тезисами докладов, библиографическими, информационными, реферативными изданиями и т. д.). Это – основная часть подготовительного этапа работы над магистерской диссертацией.

Важно найти правильные ориентиры при поиске литературы по теме. Как правило, ориентирами являются грамотно сформулированные гипотеза и цель исследования. При этом сбор теоретической информации ведется ретроспективно – от современных источников к более старым. Кроме того, изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ.

Целесообразно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Задача диссертанта – найти самостоятельную позицию, которая опиралась бы на все лучшее, что можно почерпнуть из авторитетных источников.

Теоретическая основа исследования обязательно включает изучение и использование научных трудов отечественных и зарубежных авторов связанных с темой магистерской диссертационной работы.

Критический обзор литературы, характеризующий теоретические основы исследуемой проблемы, позволит выделить главное в современном состоянии изученности темы диссертационной работы, оценить ранее сделанное другими исследователями и сформировать направление будущего исследования.

Логическим завершением работы с научной информацией является определение состояния проблемы, степени ее изученности на сегодняшний момент. Нужно четко и ясно охарактеризо­вать состояние проблемы в виде нерешенного вопроса или ситуации.

Информация, полученная из литературных, может использоваться в тексте диссертационной работы прямо либо косвенно. Косвенно внутри авторского текста в переработанном виде, либо косвенно в виде цитат, т. е. пересказа в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Если в тексте используются прямые цитаты, их следует обязательно брать в кавычки и давать ссылку. Цитаты позволяют с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с предшественником.

Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для выпускной квалификационной работы.

В течение научно-исследовательской практики студент должен собрать статистический материал для проведения исследования в рамках темы диссертационной работы, сделать необходимые выписки из служебной документации организации, изучить действующие инструкции, методические указания, нормативные документы, постановления, регламентирующие работу орга­низации. Собранный материал должен быть оценен с точки зрения его до­стоверности и достаточности для подготовки выпускной квалификационной работы.

После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме лите­ратура, а также собран и обработан фактический материал, возможны некоторые изменения в формулировке темы, корректировка первоначального варианта плана диссертационной работы.

Теоретические основы исследования - student2.ru 1.2.7 Оформление диссертационной работы

Текст очередного раздела надо оформлять, как только по нему будет накоплен определенный материал, проведен анализ теоретической и (или) практической информации, выполнены расчеты. Текст может быть предварительным и раздел оформлен в первой редакции. Письменное оформление мысленных идей помогает соискателю последовательно добиваться решения проблемы, совершенствовать структуру работы, конкретизировать пути дальнейшего выполнения исследования.

Каждый раздел диссертационной работы следует завершать краткими выводами, ко­торые подводят итоги отдельных этапов исследования и на которых базируется формулировка основных научных результатов и практических рекомендаций диссертационного исследования в целом.

Основные части работы

Каждая структурная составляющая магистерской диссертационной работы имеет свое назначение. Оформляя работу, магистрант должен помнить, что каждая структурная составляющая (содержание, введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы (листа).

Содержание включает в себя заголовки всех разделов содержащихся в работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и подчиненности.

Во введениикратко характеризуется проблема, решению которой по­священа исследовательская работа. Проблема – это теоретический или практический вопрос, ответ на который пока неизвестен, и на который нужно ответить.

Во введении обычно обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключаются теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.

Актуальность – обязательное требование к любой магистерской диссертационной работы. В применении к магистерской диссертационной работы понятие «актуальность» имеет одну особенность. Магистерская диссертационная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения современности, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освещение актуальности темы должно быть немногословным. Достаточно в пределах 1–2 страниц текста показать суть проблемы, из чего и будет видна актуальность темы. Наиболее эффек­тивной работа магистранта окажется в том случае, если рассмотрение вы­бранной проблемы будет связано с профилем той области знания, в кото­рой он специализируется.

Таким образом, введение – очень ответственная часть магистерской диссертационной работы, поскольку оно не только ориентирует автора в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все ее необходимые квалификационные характеристики.

Степень разработанности проблемы. Краткий обзор литературных источников позволяет автору сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта, или раскрыта лишь частично или не в том аспекте, и требует дальнейшей разработки. Во введении необходимо показать недо­статочность разработанности выбранной темы исследования в научных и практических исследованиях.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство магистранта со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оцени­вать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в со­временном состоянии изученности темы, критически оценивать, сопостав­лять разные концепции, научные направления, методологические подходы, связанные с темой исследования, аргументировано вырабатывать соб­ственную точку зрения.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной диссертационной ра­боты, еще не получила своей разработки и освещения в специальной лите­ратуре, уместно перейти к формулировке цели предпринимаемого исследо­вания, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в связи с этим.

Цель исследования – это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в услови­ях выбора методов и приемов исследования в процессе проведения НИР.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представ­ляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения пробле­мы исследования по достижению основной цели.

Объект и предмет исследования. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор Теоретические основы исследования - student2.ru избрал для исследования. Предмет – это то, что находится в границах объ­екта. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятель­ности. Определение же предмета исследования – это, прежде всего, уточ­нение «места и времени» действия. Объект исследования всегда ши­ре, чем его предмет.

Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предмет исследования должно быть направлено основное внимание магистранта, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (пред­мета) формулируются цель и задачи.

Часто конкретное исследование начинается с гипотезы.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких–либо явлений; это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Магистрант после предварительного изучения фактов, характерных черт по выбранной теме формулирует предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом идет от следствия к причине.

Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.

Представляются методы исследования, которые будут использованы в процессе выполнения работы и послужат инструментом в добывании не­обходимого фактического материала. Любой метод – это совокупность приемов.

Например, при исследовании возможно использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, эксперимент, сравнение, анализ и т. д.

Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической де­ятельности, независимо от того – является данная магистерская диссертационная работа теоретической или экспериментальной.

Необходимо отметить важное правило – введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

Объем введения для магистерской диссертационной работы составляет 5–7 страниц выровненного по ширине компьютерного текста.

Основная часть. Основная часть магистерской диссертационной работы обычно делится на 3 раздела. Они должны быть соразмерны друг другу по объему. Каждый раздел целесообразно разделить на 2–4 подраздела. Предварительная структура основной части работы (разделы, подразделы) определяется еще на стадии планирования. Однако в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, которые побуждают не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы, увеличить ее объем.

Обязательным атрибутом исследования является краткий обзор литературы, который приводится в ос­новной части диссертационной работы. Разделяют обзор первоисточников и обзор собственно литературы. Под первыми понимают тексты, которые являются объектом исследования. Под вторыми – литератур­ные источники, которые используются, но при этом не являются предме­том исследования. Умение различать эти две группы источников чрезвы­чайно важно.

В основной части магистерской диссертационной работы подробно анализи­руется литература по теме, рассматривается методика и техника исследо­вания, обобщаются результаты. Содержание разделов основной части должно точно соответствовать теме магистерской диссертационной работы, полностью ее рас­крывать. Эти разделы призваны показать умение магистранта сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Содержанием основной части магистерской диссертационной работы является об­зор, анализ литературы по теме, сопоставление различных точек зрения на концептуальное развитие научного направления, в рамках которого прохо­дит исследование, на методологию изучения проблемы.

В основной части приводится обоснование или разработка собственных алгоритмов решения поставленных задач, обоснование достоверности и репрезентативности используемой информации. Другими словами, в ос­новной части приводится теоретическое осмысление проблемы, дается из­ложение эмпирического и фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретный экспериментальный материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.

Но возможна и другая последовательность, когда вначале анализирует­ся конкретный материал, а затем на основе этого анализа делаются теоре­тические обобщения и выводы.

В конце каждого раздела должны быть сформулированы краткие выводы.

Объем основной части выпускной квалификационной работы для ма­гистров – 80-100 страниц.

Заключение. Магистерская диссертационная работа заканчивается заключительной частью. Как и всякое заключение, эта часть выполняет роль концовки, обу­словленной логикой проведения исследования, которая носит форму син Теоретические основы исследования - student2.ru теза накопленной в основной части научной и практической информации.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, получен­ных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования сум­мирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает элементы научной новиз­ны, их практическую значимость, а также определяет основные направле­ния для дальнейшего исследования в этой области знаний.

Заключение может включать в себя научные и практические предло­жения, что повышает ценность магистерской диссертационной работы. Но такие пред­ложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично магистрантом и внедренных на практике.

Заключительная часть магистерской диссертационной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а формулирование того нового, что внесено ее автором в изучение и реше­ние проблемы.

Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не де­лятся на части.

Объем заключения примерно равен объему введения.

Глоссарий.При выполнении учебно-научных работ преду­смотрено составление глоссария, он является обязательным компонентом магистерской диссертационной работы.

Глоссарий – толковый (объясняющий) словарь понятий и терминов.

Используя в тексте магистерской диссертационной работы термины, уместно применяя и правильно раскрывая их содержание, автор показывает степень своей включенности в сферу профессии и готовность к научной деятельности.

В глоссарий включаются основные профессиональные термины (а также их английские либо латинские аналоги, в необходимых случаях ана­логи на других языках), факты, персоналии, важнейшие даты. Формули­ровка понятий глоссария должна соответствовать формулировкам в раз­личных словарях, энциклопедиях, справочниках и в документах законода­тельного характера.

Количественное и качественное содержание глоссария учитывается при оценивании как учебно-научных, так и научно-исследовательских ра­бот обучающихся.

Опыт показывает, что глоссарий магистерской диссертационной работы должен содержать не менее 25 основных понятий и терминов, исполь­зуемых в контексте исследуемой проблемы (см. приложение 1).

Список использованных источников. является обязательным атрибутом любой учебно-исследовательской работы. Этот список составляет одну из существенных частей магистер­ской диссертационной работы и отражает самостоятельную творческую работу диссер­танта.

Данный список включает библиографические описания всех исполь­зованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

Для магистерской диссертационной работы данный список должен включать не менее 50 источников.

Список сокращений, если он окажется необходимым в диссертаци­онной работе, должен включать в себя расшифровку наиболее часто упо­минаемых в работе сокращенных наименований документов, научно–исследовательских институтов, предприятий, акционерных обществ, поня­тий, слов и т. д. В тексте магистерской диссертационной работы следует избегать со­кращений слов, за исключением общепринятых. Считается, что чем мень­ше сокращений слов и словосочетаний употребляется в научной работе, тем грамотнее она оформлена.

Приложенияявляются обязательным компонентом выпускной ква­лификационной работы, в частности, магистерской диссертационной работы. В прило­жениях следует приводить различные вспомогательные материалы (табли­цы, схемы, графики, диаграммы, иллюстрации, копии постановлений, до­говоров, инструкции, вспомогательные расчеты и т. п.). С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, с другой – раз­гружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещенные в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обя­зательно делаются ссылки на соответствующие приложения.

Приложения не засчитываются в заданный объем работы.

Наши рекомендации