Новорожденность: врожденные особенности и тенденции развития
особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у которых в первую очередь совершенствуются движения.
Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и в первую очередь его головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека. Количество нервных клеток в нем такое же, как у взрослого, но эти клетки недостаточно развиты. Тем не менее уже в период новорожденности (и даже у детей, родившихся недоношенными) оказывается вполне возможным образование условных рефлексов. Этот факт служит доказательством того, что в установление связей ребенка с внешним миром включаются высшие отделы мозга - кора больших полушарий. С первых дней жизни начинает быстро увеличиваться вес мозга, растут и покрываются защитными миелиновыми оболочками нервные волокна. При этом особенно быстро формируются те участки, которые связаны с получением внешних впечатлений: за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в полтора раза.
Развитие органов чувств новорожденного. Это развитие происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Более того, без таких впечатлений невозможно само созревание мозга. Необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности - упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений), его развитие резко замедляется. Напротив, если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств.
Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность в младенчестве
По определению Леонтьева - это та деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития.
Неразрывно с теорией ведущего типа деятельности связана теория периодизации развития. В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит собственно тип ведущей деятельности. Он описывает:
1) младенчество с непосредственно-эмоциональным общением ребенка и взрослого;
2) раннее детство с предметной деятельностью;
3) дошкольное детство с игрой;
4) школьный возраст с учением;
5) подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и общением со сверстниками;
6) юношество.
Периоды и стадии детского развития, по Д. Б. Эльконину, выглядят так:
1. Этап раннего детства (младенчество и ранний возраст - после 1 года);
2. Этап детства (дошкольного возраста и младший школьный возраст);
3. Этап отрочества (подростковый возраст и ранняя юность)
На каждом возрастном этапе психического развития ведущий вид деятельности имеет двойственную природу: с одной стороны ведущий вид деятельности имеет место быть в силу готовности психики ребенка к такой деятельности (например, врожденные безусловные рефлексы новорожденного позволяют ему взаимодействовать с матерью), с другой - ведущий вид деятельности одного этапа готовит «почву» для перехода ребенка на следующий, более высший, этап психического развития (например, игра развивает воображение, мышление и т.д., которые необходимы будут ребенку на этапе учебной деятельности).
Вопросы для закрепления теоретического материала к
практическому занятию:
Тест для самопроверки
1. Закончи фразу:
а) Новообразованием периода новорожденности является _____________
б) Ведущим видом деятельности младенца является _____________
в) Около года формируется речь, несовпадающая с речью взрослых. Она называется _____________
2. Ситуацией «_______» - единство матери и ребенка. Так называл социальную ситуацию развития младенческого возраста Л.С. Выготский.
3. В младенческом возрасте формируется чувство, которое выражается в том, что малыш ищет близости с любимым человеком, отличает знакомых от незнакомых людей. Это чувство:
а) чувство привязанности
б) чувство уважения
в) чувство уверенности
4. У младенца мышление:
а) наглядно-действенное
б) элементарное
в) наглядно-образное
5. Кризис одного года связан с:
а) стремлением ребенка к самостоятельности
б) со стремлением достичь желаемого
в) со стремлением к взрослости
Задания для практического занятия
I Задания
1. Какие чувства чаще всего испытывает при рождении ребенка его:
а) мать; б) отец; в) бабушка; г) дед; д) братья и сестры? Объясните почему?
- Разочарование 4. Трепет 7. Ревность 10. Опасение
- Страх 5. Удовлетворение 8. Радость
- Тревогу 6. Восхищение 9. Восторг
2. Может ли неумеющий говорить малыш выразить своё отношение к людям? Как он это делает?
3. Почему маленькие дети охотно играют в «ку-ку», например, прячут лицо, закрывают его, а потом со смехом открывают и повторяют это много раз?
4. Объясните ситуации с точки зрения новообразований младенческого возраста:
А) Малыш пробует разные звуки: «ла», «а», «да», «ма», пропевает их. Делает это по своей инициативе, находясь один.
Б) Как вы думаете, кого годовалый малыш мог назвать «атя»?
В) Ребенок видит за окном птиц, радуется им. Оглядывается на взрослых, акает, приглашая их порадоваться на птиц вместе.
Г) Ребенок в возрасте около года совсем не обращает внимания на игрушки и книжки, а тянется к кастрюлям, тарелкам, ложкам, чтобы что-нибудь делать с ними.
5. Умеет ли ребенок в возрасте до года различать знакомых и незнакомых людей, как это можно узнать?
6. Дайте психологический анализ ситуации:
Мама Наташи (девочке 4 мес.) все время: и на прогулке, и дома – говорит и говорит, напевает песенки
Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно еще ничего не понимает!»
7. Мише (9 мес.) очень нравится выбрасывать игрушки из кроватки или манежа. Продевая игрушки в отверстия сетки кроватки или просовывая их между стойками манежа, Миша выпускает их из рук: падают колечки, утенок, погремушка и т.д.
Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку или манеж, а сын достает их и снова бросает на пол.
Как должна вести себя мама в данной ситуации? Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?
II Будущему педагогу
1. Составь рекомендации родителям по общению или развитию ребенка младенческого возраста.
(например: 1. Почаще играйте с малышом в «ладушки», в простейшие «прятки». Спрячьте лицо: «Где мама? Нет мамы. Вот мама!» Просто удивительно, как счастлив малыш, когда мама находится! Таких незатейливых и радостных игр можно придумать множество. Все они развивают и обучают ребенка.
2. Учитывайте темперамент вашего ребенка, его особенности. Очень возбудимые, нервные дети невероятно быстро устают от эмоциональных игр. Не особенно любят они и когда их подбрасывают вверх, теребят. Возможно, вашему сыну или дочке гораздо приятнее, когда вы играете с ними во что-то спокойное и нешумное: складываете пирамидку, укладываете кубики, двигаете игрушку и т.д.
3. Непрерывно разговаривайте с ребёнком, комментируйте все свои действия, обращайтесь к нему с вопросами, «подсказывайте» ответы.)
2. Подбери игры для детей младенческого возраста и проанализируй их влияние на психическое развитие младенца.
3. Разработай проект – книгу «Мой ребёнок – младенец».
Работай по плану:
1. Сбор материала по теме (можно использовать самые разнообразные источники: журналы, газеты, худ. литературу, Интернет и собирать всё, что касается данного возраста: высказывания, стихи, песни о младенцах; информацию об особенностях и проблемах данного возраста, о воспитании детей младенческого возраста; картинки, фотографии с младенцами; игры для младенцев);
2. Определение содержания книги(может быть следующее содержание книги:
- высказывания о младенце (о ребёнке);
- стихи, песня о данном возрасте;
- собственные мысли – рассуждения по определённому поводу (например, «Пер
вое слово», «Первая улыбка» или «Первый шаг»), воспоминания о младенце;
- дополнительная информация о данном возрасте;
- советы для родителей по воспитанию младенца;
- игры для младенцев и др;
Не забудь свою книгу проиллюстрировать картинками или фотографиями.
- список использованной литературы.)
Можно придумать другую структуру книги, но в конце обязательно должен быть список использованной литературы.
3. Оформление материалов и обложки книги(на обложке книги укажи ФИО автора, название книги, год издания);
4. Презентация книги(представь её название, содержание; приведи интересные факты, примеры, высказывания; вырази своё отношение к проделанной работе – Что узнал нового? Чем эта работа была полезна? Было ли интересно? Трудно?)
III. Рефлексия
Закончи фразу: «Главное для младенца …………………………………………….»
Форма отчётности:письменное выполнение
Форма контроля выполнения практических работ:Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине, либо в виде документа на отдельном листе.
Список рекомендуемой литературы
1. Абрамова, Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития [Текст]/ Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 144 с.
2. Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.
3.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии: Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
4.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
5.Волков, Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Академический Проект, 2008. -144 с.
6.Волков, Б.С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 128 с.
7.Волков, Б.С. Психология подростка [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: Пед. общество России, 2009. – 160 с.
8.Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие [Текст]/ Б.С. Волков. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с.
9.Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2006. – 111 с.
10.Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие [Текст] / под ред. А.В. Алексеева. - М.: ЦГЛ, 2006. – 208 с.
11.Психологические аспекты деятельности классного руководителя [Текст]: пособие для зам. директоров школ по воспитанию, кл. руководителей и воспитателей / сост. В.И. Петрушин. – М., 2006. – 80 с.
12. Романов, К.М., Гаранина, Ж.Г. Практикум по общей психологии. Учебное пособие [Текст] / под ред. К.М. Романова. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. – 320 с.
13. Федоренко, Л.Г. Аттестация в школе: после и до [Текст] / Л.Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2008. – 192 с.
14. Шахова, И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология» [Текст]/ И.П. Шахова – М.: Изд. «Институт практической психологии», 2008. – 144 с.
Дополнительная литература
1. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе [Текст]/ Н.В. Нижегородцева, Н.В. Шадриков. – М.: Владос, 2001. – 256 с.
2. Никитин, Б.П., Никитина, Л.Н. Резервы здоровья наших детей [Текст]/ Б.П. Никитин, Л.Н. Никитина. – М.: Ф-ра и спорт, 1990. – 221 с.
3. Популярная психология для родителей. [Текст]/ под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта, 1998. – 400 с.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]/ под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2000. – 480 с.
6. Рогов, Е.И. Психология познания [Текст]/ Е.И. Рогов. – М.:Владос, 1998. – 176 с.
7. Спок, Б. Ребёнок и уход за ним [Текст]/ Б. Спок. – СПб.: Лениздат, 1996. – 399 с.
8. Худенко, Е.Д., Мельников, Т.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить [Текст]/ Е.Д. Худенко, Т.С. Мельников, С.Н. Шаховская. – М.: Унисерв, 1993. – 172 с.
9.Хризман, Т.П., Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира [Текст]/ Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. – СПб.: Тускарора, 1998. – 184 с.
10.Шелопухо, О.А. Шпаргалки для родителей. Советы психолога[Текст
11.]О.А. Шелопухо. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2006. – 288 с.
12.Шпаргалка для родителей [Текст]/ сост. М.Г. Коляда. – Донецк: ПКФ «Бао», 1998. – 448 с.