Особенности развития эмоциональной, морально-нравственной сферы детей дошкольного возраста
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.
Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка.
Изменяется в дошкольный период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции: переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его движения были неровными, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т. д. Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоций становится у части детей более сдержанными. В структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.
Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций, как сочувствие другому, сопереживание, – без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.
Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер, и вся его деятельность является эмоционально насыщенной. Всё, во что включается дошкольник, - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т. д. – должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушиться.
Дошкольный возраст – период интенсивного морально-нравственного развития ребенка. Именно в этот период складываются первичные оценки, на основании которых ребенок дифференцирует все поступки на хорошие и плохие. Изучая моральные суждения детей, Ж. Пиаже предлагал детям решать различные моральные проблемы и на основе детских суждений и делал выводы об особенностях их морального сознания. Анализируя рассуждения детей, он сделал заключение о том, что в возрасте от 5 до 12 лет моральные представления детей меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм – это твердое, однозначное понимание добра и зла, дети оценивают действия по их последствиям, а не по намерениям людей. Нравственный релятивизм, присущий детям примерно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый имеет право на уважение и на свое представление о справедливости.
Л. Колберг, который выделил три уровня нравственных суждений – преконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный, – отмечал, что для детей до 10–11 лет характерен преимущественно преконвенциональный уровень, когда они дают оценку тем или иным действиям, исходя из их последствий. Ж. Пиаже и Л. Колберг полагали, что смена стадий нравственного развития связана с общим когнитивным развитием ребенка. Развивающаяся децентрация, т. е. способность понимать и принимать чужую точку зрения, определяет нравственное развитие детей.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Дайте общую характеристику эмоций.
2. Назовите виды эмоций.
3. Какова роль и функции эмоций в деятельности и поведении человека.
4. Как изменяется эмоциональная сфера человека.
5. Раскройте эмоциональные состояния.
Задания для практического занятия
Задание 1. « Шесть основных эмоций». Прочтите рассказ и вставьте пропущенные слова. Определите шесть основных эмоций.
Вообразите, что вы в парке аттракционов и стоите в очереди, чтобы покататься на больших «американских горках». В очереди вы томитесь от ___________. Когда залезаете на « американские горки» вас охватит _________ волнение. Аттракцион стартует – и вы начинаете _________ а потом ___________, поняв, как быстро мчитесь! Эмоции сопровождаются разными реакциями. В нетерпении вы ходите туда – сюда. Когда ________, ваше сердце начинает биться быстрее. От ___________ вы улыбаетесь и, возможно, смеётесь. От _________ можете закричать. Но создают ваши эмоции не ноги, сердце, рот и голос. Эмоции результат работы вашего ума. Мы испытываем шесть основных эмоций:________________________________________________________.
Задание 2. Каким эмоциям соответствуют эти выражения лица?
а) гнев в) страх с) печаль д) отвращение е) удивление ж) радость
Задание 3. О каких эмоциональных состояниях идёт речь в этих отрывках?
А) А.П. Чехов « Человек в футляре».
« Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге: на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью… Своими вздохами, нытьём, своими тёмными очками на бледном, маленьком лице он давил на всех, мы уступали…» __________________________________________
Б) А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
Желтов писал так: «Я не виноват, Вера Николаевна, что было угодно Богу послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем - для меня вся жизнь заключена в Вас. Я бесконечно благодарен Вам за то, что вы существуете. Я проверял себя- то не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что-то меня вознаградить... каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом...»________________________
Задание: Самое хорошее и самое плохое»
На листе бумаги в столбик выпишите пять самых приятных моментов своей жизни. Против каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Затем выпишите пять самых неприятных событий в жизни и вновь против каждого пункта отметьте, из-за кого это событие случилось.
Подсчитывается число событий, произошедших « благодаря мне» или «из-за меня» (а событий). Подсчитывается общее число событий (Б событий). Находится отношение (А\ Б), умноженное на 100%. Полученное число – это степень зависимости жизни человека от него самого.
События | Благодаря кому произошли события |
Проведите анализ путём ответов на вопросы:
- Какие события вспоминались легче?
- Из-за кого произошло больше всего событий (как приятных так и неприятных)? Какую ответственность несёт человек за свою жизнь?
Вывод Какое значение в вашей жизни имеет каждая из пар?
«хочу – могу» ______________________________________
«хочу – не могу» ______________________________
« не хочу – могу»_____________________________________
« не хочу – не могу»_______________________________________________
Задание 5. Проанализируйте ситуацию и ответьте на вопросы: 1. Верна ли теория Джемса и Ланге? 2. Есть ли условно – рефлекторная связь между позой и эмоцией?
Зависимость эмоций от мимики и пантомимики понимал ещё Шекспир. Вот монолог из трагедии « Король Генрих V»:
Когда ж нагрянет ураган войны,
Должны вы подражать повадке тигра:
Кровь разожгите, напрягите мышцы,
Свой нрав прикройте бешенства личиной!
Глазам придайте разъярённый блеск…
Сцепите зубы и раздуйте ноздри;
Дыханье придержите; словно лук,
Дух напрягите. – Рыцари, вперёд!
Связь переживания с его проявлениями столь велика что американский и датский психолог Джемс и Ланге выдвинул в конце XIX в. теорию, суть которой сводится к парадоксу: мы не потому смеёмся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеёмся.
Они говорили: сожмите кулаки, стисните зубы, наморщите лоб, мимикой и пантомимикой изобразите гнев – вы сами начнете переживать эту эмоцию; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить , еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной и на лице – и у вас через некоторое время действительно испортится настроение.
Вывод
Задание 7
Изучение эмоциональной направленности личности по Шкале оценки значимости эмоций (Б.И. Додонов).
Инструкция:"Проранжируйте в порядке значимости.
Описание чувств | Ранг |
1. Чувство необычного, таинственного, неизведанного, появляющееся в не- знакомой местности, обстановке. | |
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей, предметов коллекционировании, удовольствие от мысли, что скоро их станет еще больше. | |
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, когда видишь, что добиваешься успешных результатов. | |
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются. | |
5. Веселье, беззаботность, хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой, безопасностью и безмятежностью жизни. | |
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих тебе людей. | |
7. Горячий интерес, наслаждение при познании нового, при знакомстве с по- разительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при уяснении сути явлений, подтверждение твоих догадок и предложений. | |
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им, азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности. | |
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь, когда видишь дружбу и взаимопонимание, когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей. | |
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, картин, стихов и других произведений искусств. |
Вывод
Задание 6. Составьте рекомендации: « Как управлять эмоциями»
Ситуация 1. Вы проходите мимо компании незнакомых, как вам кажется, угрожающе настроенных людей. Вы боитесь, что они пристанут к вам с угрозой и насмешкой. Ваша поза: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко раскрыты, рот приоткрыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.
Какую позу вы приняли для выражения эмоций?
Что почувствовали? Какое состояние испытали?
Как справились с эмоциями?
Нарисуй свой страх
Рекомендации
Ситуация 2. Девушка (парень), которая тебе нравится, вдруг перестала оказывать внимание на другого. Вырази ревность и зависть по отношению к сопернику.
Нарисуй зависть и ревность!
Рекомендации
Ситуация 3. «Вы без дела один шатаетесь по квартире. Вам некому позвонить, по телевизору ерунда, заняться нечем ….Скука»
Нарисуй скуку!
Рекомендации
Ситуация 4.Два молодых человека (девушки) поссорились. Очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга. Вот – вот подерутся.
Какую позу вы приняли для выражения эмоций?
Что почувствовали? Какое состояние испытали?
Как справились с эмоциями?
Нарисуй гнев!
Форма отчётности:письменная работа
Форма контроля выполнения практических работ:Выполненная работа представляется преподавателю в рабочей тетради по дисциплине, либо в виде документа на отдельном листе.
Список рекомендуемой литературы
1.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – Т.I. – М., 1982.
2.Гипенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 1989.
3.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. –М., 1979.
4.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. –М., 1983.
5.Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб.пос.-СПб., Питер, 2001.
6.Немов Р.С. Психология. – М., 2001.
7.Немов Р.С. Психология. В 3-х кн.: Учеб.для вузов. -М., Владос, 1999.
8.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989.
9.Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1995.