Сочинение – рассуждение по тексту № 4

(Вариант № 1)

Герой любого литературного произведения наделен речью, которая характеризует его внутренний мир, отношение к окружающим, они словно рассказывают о себе. Это наиболее ярко выражается в диалогах. Наделяя своих персонажей голосом, автор вносит определенные смысловые оттенки. Приведу примеры из книги А.Экзюпери.

Предложенный для анализа текст состоит из диалогов. Например, Лис - существо мудрое. Не случайно в его уста автор вкладывает выражения, ставшие афоризмами: «Зорко одно лишь сердце» (предложение 47) и «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (предложение 52).

Речь Маленького принца характеризует его как мальчика очень одинокого, неопытного, желающего всему научиться. Об этом свидетельствует его реплика из диалога, которую он повторяет вслед за умным Лисом: «Самого главного глазами не увидишь» (предложение 49).

Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что высказывание из Литературной энциклопедии справедливо. Действительно, автор « заставляя героев говорить друг с другом, вместо того, чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему №4

По тексту Экзюпери «Маленький принц » (Вариант № 2)

Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев.

Попробуем разобраться в смысле данного утверждения на примерах из текста Антуана де Сент-Экзюпери.

В фрагменте сказочной повести «Маленький принц» - два героя: Лис и Маленький принц. Они оба одиноки и мечтают найти друзей. Это видно в предложениях 7, 8, 26:

- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно…

- … Мне ещё надо найти друзей …

А также в предложении 18:

- Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, - продолжал Лис.

В начале общения герои проявляют недоверие и осторожность по отношению друг к другу. Но Лис больше знает о том, в чём заключается истинная дружба:

- … Если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу.

- … Твоя походка позовёт меня, точно музыка…

- Я буду плакать о тебе.

- … Ты всегда в ответе за всех, кого приручил.

Таким образом, я доказала, что диалог позволяет автору раскрыть образы героев полно и ярко.

Текст № 5

(1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборё, каждый закоулок между клетками. (2)3десь он познакомился с Машей. (З)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (б)Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешала Тимофею помогать ей.

(6)0н видел всё в розовом свете рядом с этой Машей. (7)Он очень хотел сделать что-нибудь такое невиданное, огромное, чтобы она была не просто удивлена, а потрясена.

(8)На длинной рогатой палке она переводила медвежат на площадку молодняка, а Тимофей шёл рядом и нёс мешок с хлебом и морковкой и страшно гордился собой. (9)Все вокруг провожали их глазами и показывали пальцами, а Тимофей важно шагал так, как будто имел на это право, как будто он не хулиган и мелкий воришка, а с ними, с этой удивительной храброй девушкой и её медведями. (Ю)Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.

(И)Девушка как-то быстро поняла, что он всё время хочет есть. (12)И стала подкармливать его бутербродами с колбасой. (13)У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением. (14)Никогда в жизни потом он не ел такой колбасы.

(15)0днажды она купила ему мороженое, чем оскорбила его ужасно. (16)Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. (17)Но мороженое! (18)Такого унижения Тимофей перенести не мог. (19)Если она хочет, он будет с ней дружить, а подачек ему не надо.

(20) 0ни быстро помирились, и как-то так вышло, что сразу же после этого съели это мороженое, разделив пополам.

(21) Потом она вышла замуж и уехала.

(22) «Я не могу взять тебя с собой, — сказала она. — (23)Ты понимаешь? (24)Я очень хотела бы, но не могу».

(25)При ней он не мог расплакаться. (26)Чёрный от внезапно свалившегося на него горя, он ушёл, решив больше не приходить никогда, но через три дня явился с снова в надежде, что весь этот ужас про её отъезд — неправда.

(27)Чужая тётка в тёплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.

(30)В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день. (31)Он обошёл все клетки, проверил всех зверей. (32)Всё было в порядке. (ЗЗ)Устав бродить, он лёг под одним из громадных деревьев.

(34)Сначала он просто лежал на куче листьев, потом стал тихонечко подвывать, засовывая между колен замёрзшие грязные руки.

(35)Всё кончилось. (Зб)Болыне в его жизни ничего не будет. (37)Он о! совсем один. (38)Маши больше не будет. (39)И лета больше не будет. (40| осень, дождь, ранние сумерки, а к весне медвежата совсем вырастут и боль узнают его.

(41)Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших т и глядя в далёкое равнодушное небо. (42)Потом встал и ушёл из зоопарка.

(43)Навсегда.

(По Т. Устиновой)

Устинова Татьяна Витальевна (род. в 1968 г.) — российская писатель работающая в детективном жанре.

· Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отделы листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания рус ~ писателя М.Ё. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение – рассуждение по тексту № 5 (Вариант № 1)

Соглашусь с писателем М.Е Салтыковым-Щедриным: "Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются".

Мы знаем, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко выражать мысль.

Обратимся к тексту Т.Устиновой о нелегкой судьбе мальчика по имени Тимофей. «Но мороженое! Такого унижения Тимофей перенести не мог». Это предложение восклицательное, значит, произносится оно с особой интонацией. Так автор подчеркивает мысль о том, что Тимофей чувствует себя униженным и оскорбленным.

Вскоре Маша выходит замуж и уезжает. Мне известно, что основная роль вопросительных предложений - получение неизвестной информации от собеседника, поэтому перед расставанием она говорит Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. «Я не могу взять тебя с собой, - сказала она. - "Ты понимаешь?" Используя вопросительное предложение, автор помогает выяснить, понятна ли мальчику причина предстоящей разлуки.

Наши рекомендации