Материалы к сочинению на лингвистическую тему

  • Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?
  • Зачем в тексте нужны НЕОЛОГИЗМЫ?
  • Роль антонимов в художественном тексте.
  • Зачем писатели используют в своих произведениях перифраз?
  • Зачем в художественном тексте используют синонимы.
  • Роль сравнений в художественном тексте и способы их выражения.
  • Роль цитаты в публицистическом тексте.
  • Роль эпитетов в художественном тексте.
  • Роль гиперболы в художественном тексте.
  • Лексический повтор в речи.
  • Зачем нужна пунктуация?
  • Точка
  • Двоеточие
  • Двоеточие (2 вариант)
  • Вопросительный знак
  • Запятая
  • Восклицательный знак
  • Тире
  • Точка с запятой
  • Кавычки
  • Нужны ли кавычки как знак препинания.
  • Скобки
  • Многоточие
  • Зачем нужна орфография?
  • Роль публицистического стиля в речи
  • Каковы функции частиц в русском языке?
  • Союз «чтобы»
  • Роль диалогов в художественном тексте.

Требования к примерам, иллюстрирующим лексические и грамматические явления:

· примеров должно быть не менее 2;

· примеры должны быть из указанного текста;

· примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и грамматическое;

· каждый пример должен соответствовать указанному явлению.

Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.

• Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .

• В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.

• Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что …

Сколько абзацев должно быть в сочинении- рассуждении на лингвистическую тему?

  • 1абзац – вступление,
  • 2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
  • 3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
  • 4 абзац - вывод.

Глава 2. Практическая. Работаем над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

Блок 1.

Используем:

· Тексты из сборника ««ГИА-2014.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2013.

· Тексты из банка открытых заданий ФИПИ.

· Задания к текстам, предложенные авторами или использованные из КИМов 2014 года.

Текст № 1

(1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (З)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4)А когда его ранили и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и ухаживать за ним. (5)А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но эта дворняга честно служила своим хозяевам: она охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть. (7)Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8)Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город. (9)Первое время голодная, исхудавшая собака ждала своих хозяев. (Ю)Потом пошла искать их. (И)Откуда могла знать собака, что хозяевам она больше не нужна...(12)Сначала она бежала по просёлочной дороге. (13)Ещё издали заметив человека, останавливалась, внимательно вглядывалась, потом догоняла и обнюхивала. (14)Но это всё были люди чужие, и она опять бежала дальше. (15)Дорога вывела её на шоссе, а она всё бежала и бежала куда глаза глядят...(16)В воскресенье мы с мужем, как всегда, приехали на дачу. (17)Пока Шура насыпал в птичью кормушку семечки и подвешивал для синиц сало, я прошла к дому. (18)У крыльца, вся сжавшись, грязная и такая худая, что можно было пересчитать все рёбра, лежала собака и испуганно глядела на меня. (19)Мухтар остался жить у нас. (20)0н давно поправился, но уходить от нас не собирался, хотя мог это сделать свободно, потому что в нашем деревянном заборе было много выломанных досок.

(21)Мухтар оказался умным и сообразительным псом. (22)Скоро он не только знал всех людей, живущих поблизости, но охотно их встречал у автобусной остановки и провожал нашим переулком.

(23)Теперь мы больше не волновались, если почему-либо не могли привезти собаке еду. (24)Мухтар был всегда сыт. (25)Он уже не ел овсяный суп, а выбирал из него кости и кусочки мяса. (26)Да и зачем ему суп! (27)Бывало, придёшь, а около калитки лежат пустые пакеты, обрывки газет, бумаги. (28)По ним я всегда могла сказать, кто из его друзей здесь побывал.

(29)Вот листок из тетради — это Катя поделилась с ним завтраком, вот газета — значит, приходил Коля. (ЗО)Он собирал еду для Мухтара со всего двухэтажного дома, а его товарищ — Серёжа Гаврилов — привозил угощение из Москвы.

(31)Появились у Мухтара друзья и среди взрослых. (32)И среди них — наш сосед Фёдор Васильевич. (ЗЗ)Он жил напротив нас, часто к нам заходил и, если мы почему-либо не могли приехать, кормил Мухтара. (34)Мухтар хорошо его знал и любил.

— (35)Пусть живёт у меня, — предложил Фёдор Васильевич. — (Зб)Забор у нас новый, только поставленный, а то правда, как бы собачники не выловили.

(37)И вот Мухтар живёт у нового хозяина. (38)Там у него хорошая новая конура, там его хорошо кормят и, главное, любят. (39)Любят все: и сам Фёдор Васильевич, и его жена, и маленький внучек Андрюша.

(40)Мухтар тоже любит своих новых хозяев. (41)Он оберегает их покой, караули их сад, но по-прежнему не забывает нас и, когда его выпускают, всегда заходит в гости. (42)А короткими зимними днями Мухтар, как и раньше, встречает своих~ друзей и провожает их до дома нашим тёмным переулком.

(По В. Чаплиной).

* Чаплина (Михайлова) Вера Васильевна (1908-1994) — известная детст писательница-анималист, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Аргументируя свой ответ приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словам»! И.Г. Милославского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни .было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение – рассуждение по тексту № 1(Вариант 1)

Известный лингвист И.Г. Милославский прав, говоря, что «союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение».

Действительно, в русском языке союзы в составе сложноподчиненных предложений выражают смысловые отношения между главной и придаточной частью.

Аргументируя свой ответ, приведу пример сложноподчиненного предложения из текста В. Чаплиной: «Когда наступили холода, они ее бросили на даче и уехали в город». Здесь союз «когда» в придаточной части указывает на значение времени.

В сложносочиненном предложении: « Дорога вывела ее на шоссе, а она все бежала и бежала куда глаза глядят…» противительный союз «а» выражает значение противопоставления.

Таким образом, на данных примерах я постарался доказать верность высказывания ученого-лингвиста.

Наши рекомендации