Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Курган, 2014

Готовимся к ГИА по русскому языку. Рабочая тетрадь № 2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему/Институт развития образования и социальных технологий. – Курган: ИРОСТ, 2014.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ИРОСТ Курганской области

Авторы-составители:

Шаврина Ольга Геннадьевна, зав.кафедрой ГиЭО ИРОСТ, к.п.н., доцент, заслуженный учитель РФ;

Маскаева Татьяна Александровна, МБОУ г. Кургана «СОШ 26»;

Баркина Людмила Васильевна, МКОУ «Введенская СОШ 1»;

Никитина Марина Яковлевна, МКОУ «Круглянская СОШ»

Пшеничникова Наталья Игоревна, МКОУ «Колесниковская ООШ» Кетовского района

Черепанова Вера Михайловна, МКОУ «Мостовская СОШ» Шатровского района

Хрущева Надежда Александровна, МКОУ «Митинская СОШ» Кетовского района

Шибаева Ирина Александровна, город Курган МБОУ «СОШ № 42»

Рецензенты:

Важенина Н.Г, ст. преподаватель кафедры ГиЭО ИРОСТ, почетный работник общего образования.

Мазжухина И.В., председатель региональной предметной комиссии ГИА по русскому языку, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 31»г. Кургана

Пособие «Готовимся к ГИА по русскому языку. Рабочая тетрадь № 2. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» является второй частью комплекта для подготовки к итоговой аттестации. Содержит теоретический материал по созданию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, задания по написанию этого вида сочинения, тексты написанных сочинений, вопросы для их анализа. «Рабочая тетрадь разработана на основе пособия «ГИА-2014.Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2013: использованы тексты для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему из банка открытых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, тексты, размещенные на сайтах учителей русского языка и литературы.

Рабочая тетрадь предназначена для выпускников основной школы, которым предстоит сдавать экзамен, учителям русского языка, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по предмету, родителям для организации самоподготовки детей к выпускному экзамену.

© ИРОСТ Курганской области

Содержание

Введение 4

Глава 1

Как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 5

Глава 2.Глава 2. Практическая.

Работаем над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему 8

Литература 49

Приложения 49

Введение

Дорогой друг!

Если Вы открыли эту книгу, значит Вас волнует подготовка к итоговой аттестации по русскому языку.

Успешность экзамена по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько Вы подготовлены к этому испытанию. Задания книги помогут Вам усовершенствовать умения работать с текстом: вдумчиво, осмысленно читать и понимать смысл текста, выделять основную и второстепенную информацию, создавать собственный текст на основе прочитанного.

Предлагаем Вам вспомнить слова из пояснительной записки к демоверсии по русскому языку 2014 года: « На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей…

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ.» Это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, которое раскрывает смысл высказывания известного ученого, писателя об определенном лексическом/грамматическом явлении. Аргументы необходимо привести из текста, прочитанного Вами.

Развивайте мысль, чтобы объем сочинения был не менее 70 слов.

Надеемся, что «Готовимся к ГИА по русскому языку. Рабочая тетрадь № 2. Сочинение-рассуждение» на лингвистическую тему» поможет Вам в подготовке к итоговой аттестации.

Удачи Вам на итоговой аттестации!

Глава1. Теоретическая. Как написать сочинение-рассуждение

Сочинение - рассуждение имеет следующую структуру.

Вступление.Вводим предложенную в задании цитату, выражаем согласие с компетентным мнением автора (лингвиста, писателя, филолога, философа и др.)

Основная часть.

2.1.Пишем краткий комментарий к цитате (истолковываем смысл);

2.2.Доказываем своё рассуждение

2.2.1. Пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление и его роль в тексте.

2.2.2. Пример 2.

3. Заключение (вывод)

ПОМНИ!

- Каждая часть пишется с красной строки.

Вступление.

нужно для подготовки читателя к восприятию написанного вами текста. При написании вступления можно использовать следующие приемы: Небольшое обобщение в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.

Цитата в качестве зачина.

Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

Основная часть.

При написании основной части помните, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений. Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса. Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

· Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно; Союзы: так что, поскольку, так как, если; Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

· Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

· Для обеспечения логической связи между предложениями можно использовать: Слова-организаторы логических связей: потому что,, поэтому, вот почему; Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что; Вводные слова: например, таким образом и др.

Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.

Рассуждение состоит из следующих частей (алгоритм).

1. Вступление - тезис

2. Основная часть – аргументы

3. Заключение - вывод

Наши рекомендации