Обе эти руки Аллаха являются правыми и благими со стороны почета и достоинства.

«Разве вы не видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его был над водой, и в руке Его были Весы, посредством которых Он принижает и возвышает (людей)». Аль-Бухари (4684), Муслим (993).

Передают со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Справедливые рабы будут восседать перед Аллахом на минбарах из света. Они будут восседать по правую руку Милостивого, обе руки которого являются правыми. (А являются ими те,) которые придерживаются справедливости в своих решениях, касающихся их семей и (всего) того, над чем они властны». Этот достоверный хадис передали Ахмад 2/160, Муслим 1827, Насаи 8/221-222. См. «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 1953.

Имам Дарими, а также Абу Я'ля, шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, имам Сыддык Хасан Хан говорят, что у Аллаха есть Рука правая и левая, как пришло в хадисе: "Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой".

А противоположное мнение, это мнение имама Ахмада, аль-Байхакъи, шейха Альбани. Они говорят, что обе Руки правые, как пришло в хадисе. Они считают версию хадиса про Левую Руку отклоненной (шазз).

В общем, это разногласие среди ученых и у каждой группы свои доказательства. Самое главное, они все единогласны, что у Аллаха две Руки.

"Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой".

Некоторые имамы считали эту версию хадиса отклоненной (шазз), так как в некоторых хадисах говорится: "Возьмет другой рукой", вместо "левой".

Но несмотря на это, многие имамы ранних поколений и поздних считали все эти версии достоверными, и считали что нет смысла заявлять об отклонении версии хадиса, в которой говорится о левой руке, так как между хадисами нет противоречия, и тем более эту версию приводит имам Муслим 2788.

На этот хадис опирались ранние имамы, как ад-Дарими, Абу Я'ля и др. Его привел в "Китаб ат-таухид" шейх Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб и сказал: "Упоминание того, что другая рука называется левой".

Также говорил и шейх Сыддикъ Хасан Хан.

Когда шейха Ибн База спросили о том, как совместить хадис от Ибн Умара: "Потом Он свернет земли Своей Левой Рукой" с хадисом: "Обе Его руки правые"? - он ответил: "Все эти хадисы достоверные у ученых ахлю-Сунна, и нет между ними никакого противоречия! Всевышний Аллах описан двумя руками - правой и левой со стороны названия, как это сказано в хадисе Ибн Умара, однако обе эти руки являются правыми и благими со стороны почета и достоинства, на что указывают другие достоверные хадисы". См. "Фатауа Ибн Баз" 25/127.

Также говорил и шейх Ибн Усаймин в "Ликъаат баб аль-мафтух" № 30, что левая рука Аллаха не подобна левой руке Его творений, которая является неполноценной в сравнении с правой, в отношении владения ею и т.п. Поэтому в хадисе пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит, что обе руки Аллаха правые!

Из книги: Аль иктисаду филь и'тикад автор Абдуль Гъани аль Макдиси, перевод Руслана абу Ибрахима:

http://www.youtube.com/watch?v=QMLJc8N125A

صفة اليدين.

Следующее говорит имам аль хафиз Абдульгани аль Макдиси: Глава об Атрибуте Всевышнего Аллаха«Две Его Руки».

Мы приписываем и подтверждаем то, что у Всевышнего Аллаха есть две Руки. Мы не сравниваем Руки Всевышнего Аллаха с руками кого-либо из Его творений. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Нет ничего, подобного Ему, но, не смотря на это, Он Слышащий Видящий». Я слышащий и Аллах Слышащий, но Его Слух не такой как мой слух, потому что нет ничего подобного Ему. Поэтому мы с одной стороны утверждаем, а с другой стороны не сравниваем с атрибутами творений.

و من صفاته – سبحانه – الواردة في كتابه العزيز الثابتة عن رسوله المصطفى الأمين: اليدان.

«И из тех Атрибутов, Преславен Он, которые пришли в этой великой Книге (в Коране), и достоверно установлено от Его Посланника (Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма)), избранного, верного, то, что у Всевышнего есть Две Руки».

قال الله عز و جل: "بَلْ يَدَاهُ مَبْسُوطَتَانِ" (المائدة: 64)

«Сказал Всевышний Аллах: «Но нет, Его две Руки распростерты». Когда иудеи сказали, что Руки у Аллаха скованны. Иудеи, не смотря на джахмитов, утверждают, что у Аллаха есть Руки. Просто они коверкают этот Атрибут, говорят, что они скованны. Джахмиты говорят, что вообще Рук нет. В этом вопросе джахмиты хуже иудеев. Ведь когда иудеи сказали, что Руки у Аллаха скованны, Всевышний сказал: «Нет, напротив, Его Две Руки распростерты» - Всевышний Аллах тратит на протяжении дня на Своих рабов.

و قال عز و جل: "مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ" (ص: 75).

«Также Всевышний Аллах сказал Иблису: «Что помешало тебе, сделать поклон тому, которого Я создал Своими Двумя Руками».Имеется в виду Адаму (алейхи ссалям).

Здесь отметим, в книге этого нет.

Слово «Ядун» (Рука), приписываемое Всевышнему Аллаху, приходит в Куране в контекстах в трех видах:

- приходит в единственном числе (مفرد), пример: «Благословен Тот, в Руке которого власть». Здесь слово يد)Рука( пришло в единственном числе, это первое положение;

- приходит в двойственном числе (مثنّى ) (Две Его Руки), как в аятах, прочитаных ранее;

- третья форма во множественном числе (جمع) - «Разве они не видят, что Мы воздали им из того, что создали Наши Руки скот для них». Здесь сказано «Айдина» - то что создали Наши Руки, то есть слово «Рука» уже во множественном числе пришло.

Обе эти руки Аллаха являются правыми и благими со стороны почета и достоинства. - student2.ru Теперь вопрос. Почему тогда ахлю сунна говорит, что у Всевышнего только Две Руки, а не говорят что, у Всевышнего много Рук, ведь Всевышний Сам сказал «Руки». Нужно запомнить, что: во-первых, когда слово «Руки» приходи в единственном числе, это не отменяет то, что у Всевышнего может быть две Руки. Если я говорю: «в моей руке тетрадь» - это не значит что у меня только одна рука. «Благословен Тот, в Руке которого власть» - это не помешает нам сказать, что у Всевышнего Аллаха больше одной Руки, хоть и утверждается в данном аяте только одна. В арабском языке есть такая особенность, когда множественное число можно употреблять также и к двойственному. Можно в арабском языке вместо двойственного числа упоребить множественное число, подразумевая два предмета, если приходит местоимение двойственного числа. Точнее, если слово в двойственном числе приписывается к местоимению множественно или двойственно числа, то это слово, хоть оно и в двойственном числе, для облегчения слова приходит во множественном числе. Например, Всевышний говорит, обращаясь к Аише и к Хафсе: «Если вы обе раскаетесь по отношения к Аллаху, то ведь уже сошли ваши сердца». Слово «къулюб» - сердца, во множественном числе. Теперь вопрос, у Аиши и у Хафсы на двоих сколько сердец? Два только сердца. Слово «къулюб» приписывается к местоимению в двойственном числе, хотя сердец только два. Так вот, в арабском языке есть правило, что если слово в двойственном числе (два сердца в данном случае) приписывается к местоимению двойственного или множественного числа то, это слово, даже если оно и означает два предмета, оно переходит в форму множественного числа для облегчения разговора, для облегчения слова. Также и в русском языке, мы про две руки человека как говорим, «твои руки». Не говорим «твои две руки», «ваши сердца» говорим, хоть вас только двое. То, что в Коране приходит слово «Руки» во множественном числе, не противоречит тому, что у Всевышнего только две Руки, а в остальных аятах пришло то, что у Всевышнего Аллаха две Руки. Поэтому ахлю сунна говорит то, что у Аллаха две Руки и не больше, то есть не приписывается Ему больше, чем две Руки.

و روى أبو هريرة عن النبي (صلى الله عليه السلام) قال:

Обе эти руки Аллаха являются правыми и благими со стороны почета и достоинства. - student2.ru «И передает Абу Хурейра от Пророка (салаЛлаху алейхи уа ссалляма), что он сказал:

"التقى آدم و موسى

«Однажды встретились Адам и Муса». Имеется в виду в загробной жизни. Но мы не говорим «в загробной жизни», потому что слово «гроб» не используется у мусульман. Лучше не говорить «в загробной жизни», лучше говорить «в потусторонней жизни». У нас это вошло в привычку, но нужно стараться подобные фразы не использовать в своей речи.

فقال موسى:

«И сказал тогда Муса:

يا آدم أنت أبونا

«О Адам, ты наш отец»,

خلقك الله بيده

«Создал тебя Всевышний Аллах своей Рукой»

نفخ فيك من روحه

«И вдул в тебя от Своего Духа,

و أسجد لك ملائكته

«и заставил Своих ангелов поклониться тебе».

خيبتنا و أخرجتنا من الجنة.

«Ты плохо поступил, что вывел нас из рая».

. فقال آدم:

«И тогда ответил ему Адам:»

أنت موسى كلمك الله تكليما

«Ты же Муса, разговаривал с тобой Всевышний Аллах разговором прямым» Без посредников.

و خط لك التوراة بيده

«И начертил тебе Всевышний Аллах Таурат (Тору) Своей Собственной Рукой».Кстати, в этом хадисе утверждение качества Всевышнего Аллаха «Аль-Хатт» -Почерк, который тоже приписан Всевышнему Аллаху исходя из того, что он приходит в достоверном хадисе.

و اصطفاك برسالته

«И Он избрал тебя Своим послаником» Разве Адама не избрал послаником? Адам был посланником? Нет, первым посланником был Нух (алейхи ссалям), а Адам был пророком.

فبكم وجدت في كتاب الله:

«Когда ты нашел, что было написано в Книге Аллаха»

"وَعَصَى آدَمُ رَبَّهُ فَغَوَى"

«И ослушался Адам своего Господа и сбился с прямого пути».

قال بأربعين ألف سنة.

«Сказал за 40 тысяч лет до сотворения небес и земли». Это уже было написано. Эти слова уже были написаны в Книге Аллаха. Было уже предопределено, что Адам ослушается своего Господа, вкусит в раю плод и из-за этого Всевышний изгонит их из рая.

قال: فتلومني على أمر قدره الله علي قبل أن يخلقني بأربعين ألف سنة؟"

«Тогда Адам сказал Мусе: «Неужели ты порицаешь меня за то дело, которое предписал мне Всевышний Аллах до того, как сотворил меня за 40 тысяч лет?»

قال النبي (صلى الله عليه السلام): "فحج آدم موسى".

После этого Пророк (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) сказал: «И так Адам в этой беседе переспорил, переубедил Мусу (алейхи ссалям)».

Этот хадис Абдульгани аль-Макдиси привел для того, чтобы указать на то, что у Всевышнего Аллаха есть Рука, и это Качество, этот Атрибут приходит в хадисах так же, как в этом хадисе у Абу Хурейры. И этот хадис приводит имам аль-Бухари и Муслим.

فلا نقول: يد كيد

«Но утверждая то, что у Всевышнего есть Рука или Две Руки, мы не говорим, что Его Рука такая же, как у кого-либо другого».

و لا نكيف

«И не говорим, что у Нее такой-то и такой-то образ»,У Нее есть образ, но мы не знаем какой.

و لا نشبه

«И мы не сравниваем Его Руку с рукой кого-либо».

و لا نتأول اليدين على القدرتين

«И не говорим то, что под Двумя Руками имеется в виду две Мощи».

Муатаззилиты говорят, что не имеется в виду, что у Аллаха Две Руки, а имеется в виду Мощь. По их мнению, когда Всевышний говорит в «в Его Руке власть», имеется в виду «в Его Мощи всласть», «в Его владениях власть и т.д.».

Говорит имам Абдуль Гани аль Макдиси, что мы не говорим, что под Двумя Руками имееются в виду Две Мощи:

كما يقول أهل التعطيل و التأويل

«Как говорят те, которые аннулируют Атрибуты Всевышнего Аллаха, пытаются делать им тафсир неправильным образом»,

بل نؤمن بذلك

«Но мы верим в это» В то, что у Всевышнего есть Две Руки.

و نثبت له الصفة من غير تحديد

«И подтверждаем Ему этот Атрибут без того, чтобы ограничивать чем-либо»,

و لا تشبيه

«Или чтобы сравнивать с чем-либо»

و لا يصح حمل اليدين على القدرتين

«И неправильным будет сказать, что под Двумя Руками имеется в виду Две Мощи»,

فإن قدرة الله واحدة

«Потому что Мощь у Аллаха одна» У Аллаха одна Мощь, не говорят, что у Аллаха Две Мощи. Что бы они не делали, какой бы тафсир не пытались давать, все время попадает такое, над чем не только взрослые смеются, но даже маджнуны и дети смеются.

Обе эти руки Аллаха являются правыми и благими со стороны почета и достоинства. - student2.ru و لا على النعمتين

А другие сказали:«Нет, здесь имеется в виду две Милости Всевышнего Аллаха».Мы не можем сказать что, под Двумя Руками имеется в виду Две Милости,

فإن نعم الله لا تحصى

«Потому что Милости Аллаха невозможно сосчитать» Неправильно говорить, что их только две.

كما قال عز و جل: "وَإِن تَعُدُّواْ نِعْمَةَ اللّهِ لاَ تُحْصُوهَا"" (النحل: 18)

«Как сказал Всевышний Аллах: «Если вы примитесь считать Милости Аллаха, то никогда не сосчитаете их».

و كل ما قال الله في كتابه

«Поэтому все, что сказал Всевышний Аллах в Своей Книге»

و صح عن رسوله

«И достоверно пришло от Его Посланника»,

بنقل العدل عن العدل

«С передачей религиозного от религиозного».

Если один религиозный передает от другого религиозного, но у этого религиозного память слабая, его хадис не принимается. Нужно понять, что иногда хафизы первых поколений, когда говорили «аль адль аниль адль» - передача религиозного от религиозного означало не только просто «адль», а «адль дабид», у которого хорошая память. Если такое происходит (если хадис достоверный), то мы принимаем это все и верим в это. И мы не говорим, имеется в виду так, или имеется в виду так. Например, как следующие Атрибуты.

مثل: المحبة

«Например, Любовь». Всевышний Аллах любит тех, которые творят добро.

و المشيئة

«Или желает». «И вы не пожелаете, кроме как если пожелает Аллах».Значит у Аллаха есть желание.

و الإرادة و الضحك

Есть и Смех (смеется Аллах над двумя, которые зайдут в рай. Один убил другого в сражении. Неверующий убил верующего. Верующий стал шахидом, попал в рай. Потом неверующий сделал тауба, Всевышний принял его покаяние. Он сам стал мусульманином, потом в сражении уже его убили, и он тоже попал в рай. Говорит: «Смеется Всевышний Аллах над этими двумя, один убил другого, и оба попали в рай.

و الفرح

«Ликует». Мы говорим, что Всевышний ликует. Это пришло в хадисе о том, что Всевышний ликует покаянию одного из вас больше, чем тот, который заблудился в пустыне и потерял верблюда с припасами, а когда нашел верблюда с припасами, он обрадовался и сказал: «О Аллах, я твой Господь, а Ты мой раб». Говорит, что Всевышний ликует покаянию Своего раба больше, чем этот человек. Ликование – еще один атрибут, который приписываем Всевышнему Аллаху. Но нельзя думать, что это означает то, что Всевышний зависит от нас.

و العجب

Всевышний удивляется.

و البغض و السخط و الكُرْه و الرضا

Есть еще такие Атрибуты, как «Ненависть, Гнев, то же Ненависть, Довольство»

و سائر ما صح عن الله و رسوله

«И остальные Атрибуты, которые пришли с достоверными иснадами от Посланника Аллаха (салаЛлаху алейхи уа ссаляма) или пришли в Книге Аллаха».

Все эти Атрибуты мы приписываем Всевышнему Аллаху и говорим «Они принадлежат Аллаху так, как надлежит Его Величию и Его Совершенству, и Они не подобны Атрибутам творений. Поэтому творениям эти атрибуты принадлежат так, как надлежит их слабости и их несовершенству».

و إن نبت عنها أسماع بعض الجاهلين

«Даже если это режет ухо некоторым невеждам». Некоторые невежды, когда слышат, что Всевышний Аллах удивляется, говорят: «Да ну, не может быть, что это за хадис» и тому подобное.

و استوحشت منها نفوس المعطلين.

«И даже если не принимают это сердца некоторых, аннулирующих эти Атрибуты» Они говорят «Нет, не может быть, что Всевышний удивляется». Почему не может быть, что Всевышний удивляется? Потому что удивление - это когда ты что-то узнал после того, как ты не знал, и оно не соответствует стандартам, допустим. Или не может быть, что Всевышний гневается, потому что гнев - это кипение крови в сердце и тому подобно. На самом деле гнев - это не кипение крови в сердце, а кипение крови в сердце - это результат гнева. Все эти таъуилы, все эти тафсиры ложные мы не делаем. Мы приписываем Аллаху Его Атрибуты, о которых сказал Он Сам или Его посланник.

Из 4 урока по книге "Аль-иктисаду филь-и'тикад" Абу Мухаммада 'Абдульгани аль-Макдиси. Перевел Руслан Абу Ибрахим. Слушать с 25 по 41 минуту.

Из книги Люм’ат уль-и’тикад. Автор ибн Кудама Аль Макдиси, комментарий шейха Усеймина, уроки провел Руслан Абу Ибрахим:

Рука (Йяд) атрибут Аллаха.

http://www.youtube.com/watch?v=59BViDQPAs8

Говоритимам Ибну Кудама аль-Макдиси: «А также слова Всевышнего Аллаха субхана уа Та‘аля: «И Обе Его Руки распростерты» из суры аль-Маида 64 аят».

Говорит шейх ‘Усаймин: «Второй Атрибут, который упомянул имам ибну Кудама это «Две Руки». Это Сыфа за‘атия, тоже принадлежит Сущности Всевышнего Аллаха.

Говорит: «Две Руки Всевышнего Аллаха являются Атрибутом Всевышнего Аллаха, которые установлены относительно Него Кораном и сунной и единогласным мнением праведных предков, сказал Всевышний Аллах: «Но нет, Его обе Руки распростерты» (Сура аль-Маида, аят 64), и сказал Пророк саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма: «Рука Аллаха полна, и не опустошат ее непрерывные траты ночью и днем, скажите мне, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть в Его руке, а престол Его над водой, и в другой Его руке весы, посредством которой Он принижает и возвышает (людей)». (Согласованный хадис: Аль-Бухари (4684), Муслим (993).)Почему привел шейх ‘Усаймин, потому что в нем утверждение Рук Всевышнего Аллаха, правой Руки и другой Руки, а другая Рука у Всевышнего Аллаха Правая или Левая? Пришел хадис о том, что обе Руки у Всевышнего Аллаха правые, это у нас ин ша Аллах придет дальше.

Говорит: «И праведные предки сошлись на мнении о том, что у Всевышнего Аллаха есть Две Руки, поэтому мы обязаны утверждать этот Атрибут Всевышнему Аллаху без всякого искажения, и без всякого аннулирования и без того, что придавать ему какой-то конкретный образ ( то есть говорить что вот, образ Его такой, то есть у Атрибута Всевышнего Аллаха есть образ, какой-то конкретны, но мы не знаем какой) и не должны сравнивать Руку Всевышнего Аллаха с Руками Его творений, обе Руки Всевышнего Аллаха действительные, они действительно существуют имеют образ и Сущность, образ и Сущность этих двух Рук Всевышнего Аллаха, такие, как это надлежит Величию Всевышнего Аллаха субхана уа Та‘аля». И у себя можете быстренько записать то, что у имама Муслима пришел риваят этого хадиса, в нем сказано: «А земля в Левой Руке Всевышнего Аллаха». «Но это добавка которая пришла у имама Муслима является отклоненной и является недостоверной (хафизы этой общины сообщили о том, что этот риваят или эта добавка является шазз – отклоненной) то что земля находится в Левой Руке всевышнего Аллаха». И отклонился этой добавкой передатчик по имени ‘Умар ибн Хамза, от него у имама Муслима приходит хадис в трех местах и все они порицались ему и все они попали под критику. И это также противоречит достоверных хадисам о том, что у Всевышнего Аллаха обе Руки являются правыми и не называется Рука Всевышнего Аллаха левой, и говорится «правая Руку и другая Рука» и обе они являются правыми.

Говорит: «А те, которые аннулируют этот Атрибут, сказали что под Руками имеется ввиду Милость или Мощь или что-либо подобное, и мы опровергнем их это слово тем, чем опровергли эти слова в четвёртом правиле»: это противоречит единогласному мнению праведных предков, это противоречит внешнему смыслу аята и это то, на что у вас нет никакого довода.

И говорит: «И добавим еще четвертый вид опровержения, то что пришло в этих аятах то что запрещает нам сделать такой тафсир, то что под Руками имеется виду Милость или Мощь, как слова Всевышнего: «Что заставило тебя не поклонится тому, кого Я создал Своими двумя Руками» (Сод, 75), сказал Пророк саляЛлаху ‘алейхи уа ссаляма: «Другой Рукой Всевышний держит все свои творения». То есть в этом указание на то, что «ни’ма» и «къудра», то есть Щедрость или Милость и Мощь их не бывает две, что касается Милости то Всевышний что сказал: «Если вы будете считать Милости Всевышнего Аллаха вы их не сможете посчитать», а здесь Всевышний говорит: «Две Его Руки распростерты», исходя из их тафсира получается «две Его Милости распростерты», а остальные что? Либо они скажут что Милости у Аллаха только две, либо они скажут что две Милости распростерты, а остальные не доходят до людей или не доходят до Его творений, что касается Мощи, то у Всевышнего Аллаха одна Мощь и не делится Мощь Всевышнего Аллаха на две или на три, исходя из этого им придется сказать «обе Его Мощи распростерты», или «тому, кого Я создал двумя своими Мощами». Или «а в другой Его Мощи Он держит все свои творения», все эти тафсиры невозможные, поэтому этот тафсир является ложным.

Говорит: « Пришел Атрибут Руки в Коране в нескольких видах, несколькими предложениями и как мы должны собрать между ними. Пришло это в единственном числе, как Всевышний сказал: «Благословен Тот, в Руках Кого Власть» (Власть, 1), второй вид, пришло утверждение Атрибута Всевышнего Аллаха Руки в двойственном числе, как Всевышний сказал: «Но нет, Его обе Руки распростерты» (Трапеза, 64), и третий вид, пришло во множественном числе, как Всевышний сказал: «Неужели они не видят то, что Мы создали из того, что сделали Наши Руки скот» (Ясин, 71). Всевышний сказал в первом случаи сказал « Рука», во- втором сказал «Обе Его Руки», в третьем месте сказал «Руки». Как мы собираем между этими тремя различными аятами, мы говорим, в первом аяте: «Благословен Тот в Руках Кого власть» (Власть, 1), слово Рука пришло в единственном числе, «мудаф», что сделано, приписано к чему-то, у него есть «дамир» - местоимение. И сюда входят все Руки, которые мы утверждаем относительно Всевышнего Аллаха и это не противоречит двойственному числу». То есть также как по-русски, если ты скажешь «я взял это правой рукой, или я взял это своей рукой, то есть это не противоречит тому, что у тебя больше чем одна рука. То что указано здесь что у Всевышнего одна Рука не противоречит тому, что у Него Рук больше чем одна.

Говорит: «Что касается множественного числа ( то есть «неужели они не видят то, что из того что Мы создали нашими Руками скот» (Ясин, 71) слово «Руками» во множественном числе) то это пришло для возвеличивания Рук Всевышнего Аллаха, а не для того, чтобы указать на их количество, потому что множественное число это три или больше и в этом случае тоже множественное число не противоречит двойственному. Тоже самое по-русски то есть если ты говоришь «я взял это своими руками, я отдал это своими руками», это не указывает на то что у тебя три или четыре или пять рук, не противоречит тому, что у тебя рук всего две, даже если ты, называешь или приводишь слово «рука» во множественном числе и говоришь «своими руками» и тому подобное. Тоже самое здесь.

«Это вместе с тем, что некоторые говорят то, что наименьшее множественное число это два», и это действительно правильное мнение в этом вопросе, то что множественное число наименьшего количества это два, то есть если два это называется «джама‘а» так или нет, то есть если два, это уже говорится во множественном числе, разрешено это, то есть то мнение, что множественное число начинается из трех и выше неправильно, множественное число начинается из двух и выше и поэтому правильное мнение в этом вопросе, сколько человек если соберется можно читать джума‘а, то есть пятничный намаз, сколько человек если соберется? Если будет джама‘а, то есть группа людей, а группа в арабском языке это два или больше, то есть если будет один который рассказывает хутбы и один который слушает его, это уже им разрешается совершить джума‘а, потому что наименьшее множественное число это два.

Говорит: « Если мы скажем, что наименьшее множественное число это два, тогда вообще в основе нет никакого противоречия между вторым видом и третьим видом, в том месте где Всевышний говорит: «Две руки Его распростерты» и в том месте где говорит: «создали Своими Руками», нет никакого противоречия так как, когда Всевышний Аллах использует множественное число имеется ввиду два, так как в арабском языке множественное число это два или больше. И мы уже во время «Иктисад филь и’тикад» разъясняли другое разъяснение как нужно собирать между этими аятами.(Послушать разъяснение атрибута Рука из книги «Иктисад филь и’тикад» сможете здесь: http://www.youtube.com/watch?v=uPnJF3cAsVk)

[Шейх Салих ибн Абдуль-'Азиз али Шейх говорит в своем шархе на Люм’ат уль-и’тикад в этом разделе:

Аят - мухкам, то что у Всевышнего Аллаха две Руки (исходя из арабского языка). А то, где указывается на одну Руку, то мы возвращаем этот аят к ясному аяту (мухкам). Говорится о единственном числе, но имеется ввиду двойственное. А что касается множественного:
Что касается множественного числа, то Аллах сказал:


أَوَلَمْ يَرَوْا أَنَّا خَلَقْنَا لَهُمْ مِمَّا عَمِلَتْ أَيْدِينَا أَنْعَامًا فَهُمْ لَهَا مَالِكُونَ


Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки, Мы создали для них скот, и что они им владеют? (Сура Йа Син, аят 71)
То у арабов есть правило, что если местоимение добавляется к двойственному числу, и это местоимение во множественном числе, то слово также становится множественным, как пришло в аяте:

إِن تَتُوبَا إِلَى اللَّهِ فَقَدْ صَغَتْ قُلُوبُكُمَا


Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. (Сура ат-Тахрим, аят 4)
(В арабском языке пришло множественное число, однако мы знаем из тафсира, что тут имеется ввиду Айша и Хафса, - примечание)
Потому что это правило арабского языка. Если к слову в двойственном числе приписывается местоимение множественного числа, то слово ставится также во множественное число. И поэтому нет никакого противоречия между аятами. Описан Всевышний Аллах тем, что у него две Руки.
Сыфаты действия - это те сыфаты, которыми Всевышний Аллах описан тогда, когда Он пожелает, то есть иногда описан ими, а иногда нет, как например, приход.Конец слов шейха

Источник: 8 аудио урок Руслана Абу Ибрахима по книге Люм’ат уль-и’тикад (Блеск убеждений), автор ибн Кудама Аль-Макдиси, шарх сделал шейх Усаймин.

Стенограмму сделала Умм АбдуЛлах.

Слушать запись с 17,07 мин. по 28,06.

9 (а) Атрибут Аллаха - Две Руки (ложные истолкования матуридитов и опровержение им)

http://www.youtube.com/watch?v=sKfI0f0gGKo

Перейдем к разъяснению конкретных частных вопросов, которые разбирались на диспуте на казахском языке. На этом диспуте разбирались вопросы таких Атрибутов, как Руки, Лик, Разговор, Возвышенность Аллаха над творениями, Возвышение Аллаха над Троном, Нисхождение на нижнее небо и другие. Также затрагивались некоторые хадисы, которые мы будем разбирать на следующих уроках.

Наши рекомендации