Способы стимулирования и мотивации учебной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Исследование психологических факторов формирования профессиональной мотивации личности, является одним из спорных вопросов относительно преимущественного влияния характерологических особенностей или профессиональных интересов личности.

Можно выделить психолого-акмеологические условия и факторы микросреды студентов ссуза, оказывающие значимое влияние на формирование профессиональной мотивации личности студента:

1. Учебная среда:

–Физические условия труда (оптимальный для занятий уровень шума, температуры, содержания в воздухе кислорода, освещенности рабочего места).

–Гигиенические условия труда (поддержание всех помещений в чистоте и порядке).

–Дизайн, эстетика (использование эргономических данных, современных, модных тенденций при оформлении учебных помещений).

–Столовая (пищеблок с выполнением санитарно-гигиенических требований, высокий уровень обслуживания студентов).

–Материально-техническая база обеспеченности учебного процесса (учебники, научная литература, в том числе периодические, учебно-методические издания, компьютерное, техническое оснащение).

–Вспомогательные учебно-воспитательные помещения (спортивные залы, актовый зал, конференц-зал).

2. Поощрения:

–Материально-социальные вознаграждения по результатам учебы студента и участия в общественной жизни (повышение стипендии, поощрительные призы, подарки, снижение платы за обучение, оплаченное питание, предоставление бесплатного места в общежитии, культурный отдых, отдых во время каникул).

–Социальное принятие:

–Ощущение своей необходимости для товарищей и преподавателей, уважение, признание и одобрение с их стороны.

–Хорошие отношения в коллективе студентов, здоровый морально-психологический климат в институте.

3. Личностный рост:

–Возможности для расширения своего учебно-профессионального мировоззрения (факультативы, спецкурсы, участие в научных конференциях, семинарах; практические занятия по выбранной специальности на предприятии, в учреждении; встречи, дискуссии с интересными людьми профессии).

–Создание перспектив дальнейшего образования по избранной профессии (аспирантура, факультет повышения квалификации.)

–Рост ответственности и влияния (участие в студенческих, молодежных движениях, общественных организациях; в мероприятиях по развитию, благоустройству ОУ и т.д.).

–Возможность экспериментирования, творчества, самовыражения (участие в научно-исследовательской деятельности, в практической реализации инновационных проектов; в студенческих клубах по интересам, кружках художественной самодеятельности, ансамблях, театрах и т.д.).

–Приобщенность и личностная значимость:

–Информированность о делах, планах, перспективах образовательного учреждения (газета, информационный бюллетень, периодические научные издания образовательного учреждения; возможности участия в общих собраниях, совещаниях и т.д.).

–Заинтересованность в личностном развитии каждого студента образовательного учреждения (планирование и организация администрацией, коллективом преподавателей воспитательной деятельности; создание службы психологического консультирования, медицинского обслуживания).

–Интерес и учет администрацией мнений студентов (общественные опросы студенческого коллектива, возможности участия студентов в принятии решений и т.д.).

–Интерес и стремление к знаниям:

–Методически верно организованная, интересная учебная деятельность (использование современных форм и методов обучения, постановка учебных, сложных нестандартных задач и целей).

–Самостоятельная учебная деятельность студентов, (написание рефератов, курсовых, творческих работ).

–Соревнование в учебной деятельности (аттестация, сессия, конкурсы лучший проект, лучший студент).

По сути, задачи учебного заведения, как было уже показано выше, заключаются в управлении перечисленными факторами, в обеспечении необходимых условий для всестороннего профессионального развития личности, а также, в подготовке эффективной адаптации будущих специалистов в их профессиональной деятельности.

Вслед за авторами концепции профессионального самосознания молодежи мы считаем, что профессиональное самоопределение, профессиональное развитие личности на всех этапах обучения осуществляется посредством процедур самоанализа поведения, психологических свойств личности, сознательной постановки вопросов профессионального развития, карьерного роста в будущей профессиональной деятельности.

В связи с этим, имеет решающее значение развитие различных взаимосвязанных умений мотивационного компонента профессионального самосознания личности, таких как:

–анализ внутренней связи системы «потребность – мотив – цель»;

–переформулировка субъектной системы потребностей и мотивов в соответствии с социальным заказом;

–осознание новой субъектной системы потребностей и мотивов как личностно значимых;

–независимость от референтной группы в субъектном плане;

–достижение в процессе самоактуализации самотождественности и высокого уровня профессионального мастерства.

Таким образом, по нашему мнению, с психологической точки зрения, определяющими для ссузовской системы профессиональной подготовки специалистов вопросами, являются организация самостоятельной работы личности студента над собой по составлению профессионального плана, по принятию задач, поставленных перед ним обществом, по формированию стиля будущей профессиональной деятельности.

Условия для внутреннего мотивирования процесса учения:

Предоставление свободы выбора. Студент, а также его родители должны иметь возможность выбора ссуза, преподавателя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где абитуриент испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина, выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

Наши рекомендации