Глава 2. Что такое тип личности?
«Сейчас три сорок пять или около четырех?»
Индикатор типов Майерс‑Бриггс – это превосходный психологический инструмент, который могут применять только опытные профессионалы. Десятилетиями проводились исследования, доказавшие, что ИТМБ – наиболее надёжный и точный способ определить ваши предпочтения. Эта глава даст вам общее представление о том, что такое предпочтения разных людей.
По мере прочтения этой книги вы будете все лучше понимать свои собственные предпочтения и предпочтения других людей. Но для начала мы вкратце опишем их, чтобы вы научились толковать ваше поведение в рамках типологической модели. Подсчитайте число утверждений, с которыми вы согласны, в каждом разделе, и ваши Предпочтения начнут постепенно проясняться.
Когда вы начнёте читать нижеследующие утверждения, вы увидите, что с некоторыми из них вы полностью согласны, с некоторыми частично, а с некоторыми не согласны вовсе. Кроме того, может оказаться, что вы полностью согласны с некоторыми утверждениями, которые касаются, скажем, экстравертов, и с некоторыми, которые касаются интровертов; скорее всего, так же будет и с другими тремя парами предпочтений. Это вполне нормально. Не забывайте, мы говорим о предпочтениях . В каждом из нас есть немного экстраверсии и немного интроверсии (равно как и любой из оставшихся шести характеристик). Типоведение лишь определяет, какую из альтернатив вы предпочитаете использовать.
Как мы уже говорили, мы рассмотрим четыре пары альтернативных предпочтений, значение которых мы объясним более подробно в главе 3.
– Экстраверсия и интроверсия
– Сенсорика и интуиция
– Логика и этика
– Рациональность и иррациональность
Для начала выясним, как человек взаимодействует с миром, как предпочитает получать энергию: как экстраверт (E) или как интроверт (I).
Если вы экстраверт ( E ), вы, вероятно:
– сначала говорите, а потом думаете; узнаете, что вы хотели сказать, только когда слышите эти слова из своих уст; порою вы ругаете себя за неумение держать язык за зубами;
– знаете множество людей и многих из них считаете своими близкими друзьями; вам нравится жить и действовать в окружении множества людей;
– можете читать или разговаривать, когда в комнате включён телевизор или радио; в действительности вы можете вовсе не замечать этого «отвлекающего» фактора;
– легко знакомитесь и заводите разговор, вы одинаково открыты с приятелями и незнакомцами, хотя иногда несколько подавляете собеседника;
– воспринимаете телефонные звонки как желанную передышку; вы без колебаний хватаете телефонную трубку, как только вам захочется кому‑то что‑то сказать;
– любите вечеринки, предпочитаете разговаривать со многими людьми, чем их больше – тем лучше; вы заводите разговор не только со знакомыми и можете рассказать что‑то довольно‑таки личное о себе незнакомцу, внушившему доверие;
– предпочитаете генерировать идеи в группе, а не самостоятельно; вас сильно утомляют долгие размышления, которыми вы не можете поделиться с другими;
– считаете, что слушать тяжелее, чем говорить; вам не нравится быть лишённым внимания, вам скучен разговор, если вы не можете принимать в нем активного участия;
– «смотрите» языком, а не глазами: «Я потерял очки. Кто‑нибудь видел мои очки? Кто знает, где мои очки?» – а когда вы отвлекаетесь на что‑то, вы вслух восстанавливаете свой ход мысли: «Так о чем бишь я говорила? По‑моему, это было связано со вчерашним ужином. Ах, да, я вспоминала, что сказала Гарриет»;
– нуждаетесь в том, чтобы друзья и партнёры поддерживали вашу уверенность в себе, своей внешности и во всем остальном; вам может казаться, что вы хорошо работаете, но пока кто‑то другой не скажет вам об этом, вы не будете в этом по‑настоящему уверены.
Если вы интроверт (I), вы, вероятно:
– обдумываете мысль, прежде чем её высказать, и хотели бы, чтобы другие поступали так же; вы часто говорите: «Мне нужно об этом подумать» или «Я скажу вам позже»;
– получаете удовольствие от тишины и спокойствия, когда вы одни; вы считаете, что окружающий мир слишком часто вторгается в ваше личное пространство, и, чтобы приспособиться к этому, развиваете в себе умение сосредотачиваться, блокируя шум телевизора, детских игр или чужого разговора;
– считаетесь «прекрасным слушателем», но чувствуете, что окружающие вами пользуются;
– хотя бы несколько раз слышали, как другие называют вас «робким»; согласны вы с этим или нет, другим вы можете казаться замкнутым и задумчивым;
– любите отмечать праздники и памятные даты наедине с одним близким человеком или в узком кругу хороших друзей;
– хотели бы научиться более уверенно высказывать свои мысли; вас возмущает, когда кто‑то опережает вас и говорит то, что вы как раз собирались сказать;
– предпочитаете, чтобы вас не перебивали, когда вы высказываете свои мысли и чувства, и обеспечиваете такую возможность другим в надежде, что они ответят вам тем же, когда придёт ваш черёд говорить;
– испытываете потребность «подзарядиться» в одиночестве после того, как проведёте какое‑то время среди людей; чем более интенсивным было общение, тем больше вероятность, что вы почувствуете себя утомлённым после встречи;
– помните, как в детстве родители говорили вам: «Иди погуляй с друзьями, не сиди дома»; наверное, ваши родители беспокоились о вас, потому что вам нравилось быть в одиночестве;
– считаете, что «слово – серебро, молчание – золото»; вы подозрительно относитесь к комплиментам, раздражаетесь, когда люди повторяют уже сказанное кем‑то. Вам на ум может прийти выражение «изобретать велосипед», когда вы слышите чужую болтовню.
Повторяем: не забывайте, что это – предпочтения. Скорее всего, вы согласились с некоторыми пунктами каждой из альтернатив. Это вполне ожидаемый результат. К тому же помните, что все относительно. Кто‑то согласен с каждым пунктом из описания экстраверсии и не согласен ни с одним пунктом из описания интроверсии. Вероятно, это ярко выраженный экстраверт. Кто‑то согласен с половиной пунктов из описания экстраверсии и половиной – из описания интроверсии; его предпочтение не так ярко выражено, хотя оно, скорее всего, существует. Нет ничего необычного в том, что ваше предпочтение ярко выражено или, наоборот, почти не заметно, или же в том, что у вас можно обнаружить два ярко выраженных, но противоречивых предпочтения. На самом деле это вполне естественно.
Мы повторяем и будем повторять, что не может быть правильных и неправильных ответов. Как мы уже говорили, очарование типоведения в том, что здесь нет хороших и плохих типов личности – они просто разные.
Теперь рассмотрим два разных способа восприятия информации: сенсорный (S) и интуитивный (N).
Если вы – сенсорик (S), вы, вероятно:
– предпочитаете конкретные ответы на конкретные вопросы; вы недовольны, когда на вопрос «который час?» вам отвечают не «три сорок пять», а «около четырех» или «пора выходить».
– любите сосредоточиться на том, что вы делаете в данный момент, и обычно не задумываетесь, что будет дальше; более того, вы предпочитаете делать что‑либо, а не думать об этом;
– получаете наибольшее удовлетворение от работы, дающей ощутимый результат; даже если вы терпеть не можете домашнее хозяйство, вы скорее займётесь уборкой своего рабочего кабинета, чем будете размышлять о перспективах своей карьеры;
– считаете, что «незачем чинить, пока не сломалось»; вы не понимаете, почему некоторые стремятся улучшить буквально все вокруг;
– предпочитаете работать с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями; вам нравится, когда информация излагается последовательно, а не хаотично;
– считаете воображение ругательным словом; вас удивляют люди, которые проводят много времени в мечтах и фантазиях;
– читаете журналы от начала и до конца; вы не понимаете, почему некоторые сразу открывают их посередине, выбирая, что им больше нравится;
– расстраиваетесь, когда вам не дают чётких инструкций или говорят: «Вот общий план, а подробности обсудим позже»; или ещё того хуже – когда вам кажется, что вы получили чёткие инструкции, а другие воспринимают их как приблизительные рекомендации;
– используете слова в их буквальном смысле; чужие слова вы тоже воспринимаете буквально и подчас спрашиваете (или спрашивают вас): «Ты серьёзно или пошутил?»
– скорее рассматриваете отдельные деревья, а не лес целиком; вы с радостью погружаетесь в свою собственную работу, и вас не слишком заботит то, как она вписывается в общий проект;
– подпишетесь под утверждением «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»; даже если вам говорят, что «поезд уже здесь», вы знаете – на самом‑то деле он будет «здесь» только тогда, когда вы сможете в него сесть.
Если вы интуит (N), вы, вероятно:
– вам часто приходят несколько мыслей одновременно; друзья и коллеги нередко обвиняют вас в рассеянности;
– интересуетесь будущим и перспективами, не испытывая перед ними страха; вы стремитесь вперёд, считая настоящее не слишком увлекательным;
– уверены, что «скучные подробности» совершенно излишни;
– считаете, что время относительно; неважно, сколько времени показывают часы – вы решите, что опоздали, только если встреча/ужин/вечеринка начнётся без вас;
– любите исследовать природу вещей ради собственного удовольствия, без всякой практической пользы;
– склонны к каламбурам и игре слов (вероятно, вы даже занимаетесь этим сразу после пробуждения);
– стремитесь отыскать глубинную суть и логическую структуру вещей, вместо того чтобы принимать их буквально; вы всегда задаётесь вопросом: «Что это значит ?»;
– на большинство вопросов даёте общие ответы; вы не понимаете, почему многие не могут следовать вашим указаниям, вас раздражает, когда люди требуют от вас конкретики;
– предпочтёте пофантазировать, на что вы потратите вашу следующую зарплату, вместо того чтобы сесть и подсчитать реальный баланс вашего счета.
Скорее всего, вы и тут обнаружите в себе частичную склонность к обеим альтернативам. Каждый человек обладает и сенсорными характеристиками, и интуитивными. Кроме того, вполне естественно, что один и тот же человек может по‑разному воспринимать информацию в разных ситуациях. К примеру, даже самому интуитивному интуиту приходится иметь дело с объективными, жёсткими фактами и цифрами, когда наступает пора уплаты налогов.
Читая эти описания и пытаясь определить свои предпочтения, вы, вероятно, начнёте замечать, что одни из них более заметны, чем другие. Это тоже естественно. К примеру, вы можете быть ярко выраженным экстравертом (E), слабо выраженным интуитом (N), умеренно выраженным логиком (T) и ярко выраженным рационалом (J). В этом случае пункты описаний экстраверсии и рациональности, с которыми вы согласны, будут преобладать, а с пунктами, касающимися интуиции и логики, вы будете согласны в меньшей степени.
Далее мы рассмотрим, как разные люди принимают решения: логически (T) или этически (F).
Если вы логик ( T ), вы, вероятно:
– можете оставаться спокойным, хладнокровным и объективным в ситуациях, которые расстраивают всех остальных;
– скорее станете обсуждать вопросы справедливости и истины, чем счастье человечества;
– получаете удовольствие, когда что‑либо доказываете; вы способны аргументировать противоположные точки зрения просто для расширения своих интеллектуальных горизонтов;
– скорее прямолинейны, чем мягкосердечны; если вы с кем‑то не согласны, то скажете ему об этом, а не промолчите, позволив ему думать, что он прав;
– гордитесь своей объективностью, несмотря на то что некоторые считают вас холодным и жестоким человеком (уж вы‑то знаете, что это неправда!);
– не напрягаетесь, принимая сложные решения, и не понимаете, почему многие так расстраиваются из‑за того, что не имеет отношения к делу;
– считаете, что важнее быть правым, чем вызывать симпатию; вам не кажется, что для успешной совместной работы между людьми должны быть хорошие личные отношения;
– доверяете всему, что логично и научно; вы будете скептически относиться к типоведению, пока не получите достаточно информации о его преимуществах;
– легче запоминаете цифры и даты, чем лица и имена.
Если вы этик (F), вы, вероятно:
– считаете «хорошим решением» такое решение, которое принимает во внимание чувства других людей;
– чувствуете, что любовь необъяснима и ей невозможно дать чёткое определение; вас оскорбляют попытки других это сделать;
– готовы прыгнуть выше головы, чтобы помочь окружающим; вы можете сделать почти все, что нужно для чужого блага, даже за счёт вашего собственного комфорта;
– часто ставите себя на место другого человека; вы – тот человек, который на совещании может спросить: «А как это повлияет на людей, имеющих к этому отношение?»;
– получаете удовольствие, когда оказываете кому‑то желанную услугу, хотя и видите, что некоторые люди этим пользуются;
– часто задаётесь вопросом: «Неужели никого не волнует, чего я хочу?» – хотя вряд ли скажете это вслух;
– без колебаний откажетесь от своих слов, если чувствуете, что они кого‑то обидели; из‑за этого вас могут считать безвольным и непостоянным;
– предпочитаете истине гармонию; вас расстраивают конфликты во время семейных и дружеских встреч, вы стараетесь либо их избежать («Давайте сменим тему»), либо примирить противников («Давайте обнимемся и помиримся»);
– часто слышите обвинения в том, что принимаете все слишком близко к сердцу.
Любопытно, что логика и этика – это единственная пара предпочтений, связанная с полом. Около двух третей всех мужчин – логики, примерно столько же женщин – этики. Это не хорошо и не плохо – это совершенно нормально. И ещё один момент: если вы женщина‑логик или мужчина‑этик – это тоже не хорошо и не плохо (хотя порой не очень удобно). Более подробно мы расскажем об этом в следующих главах.
Кому не нравится типоведение?
Некоторые люди по разным причинам упорно не приемлют идеи типоведения и психологию вообще.
– Интроверты, стремясь оградить себя от постороннего вмешательства, часто не хотят раскрываться. Они могут быть против типоведения, даже если верят в его эффективность – просто из страха быть «разоблачёнными». В итоге они могут стать тайными типоведами и никому не рассказывать о своём увлечении.
– Сенсорики тяготеют к конкретике, им может претить абстрактно‑теоретическая сторона типоведения. Не видя
возможности применить уроки типоведения немедленно и с явным результатом, они бросают их на полпути.
– Логики вообще скептически относятся к гуманитарной «псевдонауке» психологии. Если им не доказать действенность и надёжность типоведения, они махнут на него рукой: «Очередная сопливая ерунда».
– Этики, напротив, поначалу бывают недовольны тем, что «типоведение раскладывает людей по полочкам и лишает их индивидуальности». Этики не любят участвовать в том, что может задеть чувства других.
– Иррационалы, которые любят находить всему альтернативы, могут разочароваться слишком малым, по их мнению, числом типов личности. Они спрашивают: «Почему же типов всего шестнадцать?»
–
Когда вы продолжите читать наши описания, подумайте, не обсудить ли их с друзьями и коллегами: ведь то, как вы себя воспринимаете, может сильно отличаться от того, как вас воспринимают другие.
А теперь – последняя пара: какой образ жизни предпочитают дисциплинированные и организованные рационалы (J), а какой – легко приспосабливающиеся к изменениям иррационалы (P).
Если вы рационал (J), вы, вероятно:
– всегда кого‑то ждёте: почему другие постоянно опаздывают?
– знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах;
– уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше;
– просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днём; вы составляете себе расписание и следуете ему, а неожиданные изменения планов могут привести вас в замешательство;
– не любите сюрпризов и уведомляете об этом всех окружающих;
– записываете по пунктам, что вы планируете сделать, и пользуетесь этими списками; если вы сделаете что‑то, чего нет в списке, не исключено, что вы допишете этот пункт в список специально, чтобы его вычеркнуть;
– испытываете потребность в порядке; у вас есть особая система расположения еды в холодильнике и посуды на сушилке, вешалок в шкафах и картин на стенах;
– иногда слышите несправедливые обвинения в агрессии – после того, как вы всего лишь высказали своё мнение;
– любите доделывать все до конца и только потом откладывать в сторону, даже если знаете, что вам все равно придётся все переделывать заново.
Если вы иррационал ( P ), вы, вероятно:
– легко отвлекаетесь; вы можете «потеряться» между дверью дома и машиной, припаркованной во дворе;
– любите исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый путь от работы до дома;
– не планируете работу заранее, предпочитая подождать и посмотреть, что будет действительно нужно сделать; вас обвиняют в неорганизованности, но вы‑то лучше знаете;
– рассчитываете на «второе дыхание» в последние минуты перед сроком сдачи работы; вам обычно удаётся успеть в срок, хотя в процессе вы перевернёте вверх дном все вокруг;
– не верите, что «аккуратность превыше всего», хотя теоретически вы не против порядка; но главное – это творческий подход, спонтанность и быстрая реакция;
– превращаете работу в игру; если работа не доставляет удовольствия, то зачем её вообще выполнять?
– часто меняете тему разговора; вас может внезапно заинтересовать случайно пришедшая в голову мысль или человек, который только что вошёл в комнату;
– не любите, когда у вас связаны руки; вы всегда лучше себя чувствуете, когда у вас есть выбор;
– иногда из‑за вас многие вещи теряют определённость, но не всегда – это зависит от ситуации.
Подсчитайте «экстравертные» и «интровертные» пункты, с которыми вы согласны. Каких получилось больше? Если первых, то напишите букву «E» в первой строке снизу; если вторых, то напишите букву «I». Проделайте то же самое с оставшимися тремя парами предпочтений.
E или I: ___________
S или N: ___________
T или F: ___________
J или P: ___________
Не нужно высекать эти буквы на камне и даже писать их чернилами. Вы можете проверить результат, прочитав описание вашего четырехбуквенного типа личности в главе 10. Читая дальнейшие главы этой книги и оттачивая ваше типоведческое мастерство, вы можете обнаружить, что стираете какую‑то из этих букв и вписываете вместо неё другую, потому что теперь вы больше знаете о различных проявлениях восьми предпочтений и лучше понимаете, какие из них свойственны вам – и как наиболее эффективно использовать их с помощью типоведения.