Магистерская диссертация как научное исследование
Логические задания:
1. Составить структурно-логическую схему «Профессиональная культура магистранта-исследователя».
2. Составить структурно-логическую схему «Научно-исследовательские компетенции магистранта».
3. Составить структурно-логическую схему «Признаки научности магистерской диссертации».
4. Составить структурно-логическую схему «Типы научных исследований».
Логические задачи:
1. Сравнить научно-исследовательскую компетентность и научно-исследовательское мастерство.
2. Сравнить фундаментальные и прикладные научные исследования.
3. Сравнить мультидисциплинарные и интердисциплинарные научные исследования.
4. Сравнить интердисциплинарные и мультидисциплинарные научные исследования.
Проектное задание:
Дать обоснование выбора типа магистерского исследования.
Модуль 2.
Модели научных исследований
Логические задания:
1. Составить структурно-логическую схему «классическая модель научного исследования».
2. Составить структурно-логическую схему «неклассическая модель научного исследования».
3. Составить структурно-логическую схему «неоклассическая модель научного исследования».
4. Составить структурно-логическую схему «Новый тип методологического сознания исследователя»
Логические задачи:
1. Сравнить предмет классической и неклассической моделей научного исследования.
2. Сравнить предмет классической и неоклассической моделей научного исследования.
3. Сравнить когнитивные стратегии классической и неклассической моделей научного исследования.
4. Сравнить когнитивные стратегии классической и неоклассической моделей научного исследования.
Проектное задание:
Дать обоснование выбора модели диссертационного исследования.
Модуль 3.
Концепция диссертационного исследования
Логические задания:
1. Составить структурно-логическую схему «Логика концепции диссертационного исследования»
2. Составить структурно-логическую схему «Выяснение степени научной разработанности темы диссертационного исследования».
3. Составить структурно-логическую схему «Методологические основания диссертационного исследования».
4. Составить структурно-логическую схему «Источники эмпирической информации диссертационного исследования».
Логические задачи:
1. Сравнить способы постановки научной проблемы.
2. Сравнить объект и предмет научного исследования.
3. Сравнить источники эмпирической информации и научную литературу.
4. Сравнить научную гипотезу и теоретическое научное знание.
Проектное задание:
Разработать концепцию диссертационного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2012.
Волков Ю.Г. Как защитить диссертацию. Новое о главном. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
Cottrell S. Dissertations and Project Reports: A Step by Step Guide. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2014.
Канке В.А. Методология научного познания:Учебник для магистрантов. М.:Изд-во «Омега-Л», 2014.
Кузнецов И.Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.
Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований: Учебное пособие для аспирантов, молодых ученых и магистров. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.
Лубский А.В. Неоклассическая модель социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7.
Лубский А.В. Переход к плюралистической интерпретации социальной реальности и модели региональных научных исследований // Зарубежное регионоведение: евразийские исследования: Учебник / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.; Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013.
Лубский А.В. Новый тип методологического сознания и научность региональных исследований // Зарубежное регионоведение: евразийские исследования: Учебник / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.; Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013.
Лубский А.В. Неоклассическая модель политических исследований // Политическая концептология. 2014. № 3.
Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10.
Лубский А.В. Постнеклассическая рациональность и неоклассическая модель социально-гуманитарных исследований // Научная мысль Кавказа. 2015. № 1.
Лубский А.В. Как не следует писать диссертацию, или зачем надо разрабатывать концепцию диссертационного исследования // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1.
Лубский А.В. Социальные науки в России: интеллектуальная ситуация в конце ХХ – начале XXI века // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: КРАСАНД, 2014.
Овчаров А.О., Овчарова Г.Н. Методология научного исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014.
Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию. Практическое пособие. М.: Инфра-М, 2014.
Тарасенко Л.В., Кирик В.А. Магистерская диссертация: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2013.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. М.: Омега-М, 2007.
Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования. Как защитить диссертацию. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2011.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
Модуль 1. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………………………………………………………. 7
1.1. Как не следует писать магистерскую диссертацию ……………... 7
1.2. Научное исследование и профессиональная культура магистранта-исследователя ……………………………………………………………………. 7
1.3. Научно-исследовательские компетенции магистранта …………. 9
1.4. Признаки научности магистерской диссертации ………………. 11
1.5. Типы научных исследований …………………………………….. 18
Модуль 2. МОДЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………… 20
2.1. Методологическая ситуация в современном научном познании.20
2.2. Модель научного исследования ………………………………….. 21
2.3. Классическая модель научного исследования …………………... 22
2.4. Неклассическая модель научного исследования ……………….. 24
2.5. Неоклассическая модель научного исследования ……………… 27
2.6. Новый тип методологического сознания исследователя ……… 32
Модуль 3. КОНЦЕПЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….. 34
3.1. Стадии диссертационного исследования ………………………. 34
3.2. Логика концепции диссертационного исследования ………… 34
3.3. Обоснование выбора темы диссертационного исследования ... 35
3.4. Выяснение степени научной разработанности темы диссертационного исследования ………………………………………………. 36
3.5. Формулировка научной проблемы …………………………….. 38
3.6. Определение цели диссертационного исследования …………. 39
3.7. Постановка задач диссертационного исследования ………….. 40
3.8. Выделение объекта и определение предмета диссертационного исследования ……………………………………………………………………. 43
3.9. Выбор методологических оснований диссертационного исследования ……………………………………………………………………. 43
3.10. Определение корпуса источников эмпирической
информации …………………………………………………………………... 44
3.11. Выдвижение научной гипотезы ………………………………. 46
3.12. Составление плана диссертации ……………………………… 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 48
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ,
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………. 50
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………. 53
Учебное издание