Магистерская диссертация как научное исследование

А.В. Лубский

МЕТОДОЛОГИЯ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебное

Пособие для магистрантов

Ростов-на-Дону

Фонд науки и образования

УДК 001(075.8)

ББК 72.30я73

Рекомендован

кафедрой теоретической социологии и методологии

региональных исследований

Института социологии и регионоведения

Южного федерального университета

Рецензенты:

кандидат социологических наук, доцент В.И. Немчина,

доктор философских наук, профессор В.О. Пигулевский

Лубский А.В.

Л–82 Методология научного исследования: Учебное пособие для магистрантов. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. 56 с.

В учебном пособии в систематическом виде рассматриваются вопросы, связанные с методологией научного исследования, содержанием профессиональной культуры магистранта-исследователя, признаками научности магистерской диссертации, особенностями классической, неклассической и неоклассической моделей научного исследования, новациями в современном методологическом сознании, логикой разработки концепции магистерской диссертации как проекта взаимосвязанных научно-исследовательских действий, направленных на производство новых научных знания.

Учебное пособие предназначено для магистрантов социальных и гуманитарных направлений подготовки высшего образования.

© Лубский А.В., 2016.

ВВЕДЕНИЕ

Обучаясь в магистратуре, студент должен овладеть целым рядом профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Овладеть этими компетенциями и обнаружить их студент может только в самой деятельности – в процессе подготовки и защиты магистерской диссертации.

Многие думают, что способность к научно-исследовательской деятельности – это от «природы»: если она есть – можешь стать ученым, если ее нет – занимайся другим делом. Однако в жизни все не так. Сколько вокруг людей, интеллектуальных, творческих, способных, но они не «занимаются наукой»: у них нет никакого интереса к такой профессиональной деятельности. А сколько «ученых», которые творческими способностями, мягко говоря, вообще не обладают, но они, по-видимому, знают нечто такое, что позволило им написать и защитить магистерскую, затем кандидатскую, а иногда и докторскую диссертации.

В последнее время в сфере социальных наук в России наблюдается снижение уровня профессиональной культуры и научно-исследовательского мастерства, дилетантизм размывают стандарты научной профессиональной деятельности, что сказывается на качестве научных исследований и сопровождается нарастанием потока ничтожных магистерских диссертаций. Профанация науки, имитация научно-исследовательской деятельности, банальность теоретических положений, выносимых на защиту, – характерные черты значительной части этих диссертаций. Особенно бросается в глаза методологическая беспомощность их авторов, которые, как правило, никогда не учились профессии исследователя.

В связи с этим особое значение в подготовке магистрантов имеют учебные дисциплины, связанные с методологией научного исследования, предметом которых является научное исследование как особый вид познавательной деятельности, направленной на производство принципиально нового научного знания. Выделение научного исследования в качестве предмета методологии ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового научного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности ученого.

Внутренний мир исследователя всегда требует определенной свободы творчества, он связан с вдохновением, интуицией, воображением и некоторыми другими неповторимыми психическими его качествами. В этом плане научное исследование как творчество является в определенном смысле искусством. Вместе с тем диссертационное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать магистрант. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социальных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, научное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т. е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Знание и инструментализация этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности дает возможность осуществлять рефлексивный контроль над процессом научного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства других.

Целью методологии научного исследования как учебной дисциплины является формирование профессиональной культуры магистранта-исследователя. Профессиональная культура магистранта-исследователя представляет собой метапрограмму его научно-исследовательской деятельности. От уровня этой культуры зависит в первую очередь эффективность и качество диссертационного исследования. Основу профессиональной культуры составляют научно-исследовательские компетенции, овладение которыми является необходимым условием для успешной подготовки и защиты магистерской диссертации

Настоящее учебное пособие включает три модуля. В первом модуле «Магистерская диссертация как научное исследование» рассматриваются особенности магистерской диссертации как научного исследования, содержание профессиональной культуры магистранта-исследователя и его научно-исследовательские компетенции, признаки научности магистерской диссертации, типы научных исследований. Во втором модуле «Модели научных исследований» рассматриваются специфика методологической ситуация, сложившейся в современном научном познании, особенности классической, неклассической и неоклассической моделей научного исследования, новации в современном методологическом сознании исследователя. В третьем модуле «Концепция диссертационного исследования» рассматривается логика разработки концепции диссертационного исследования как его замысла и проекта взаимосвязанных научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания.

Учебное пособие содержит материалы диагностико-квалиметрического характера, цель которых – выяснение уровня профессиональной культуры магистранта-исследователя и степени овладения ими профессиональными компетенциями в сфере научно-исследовательской деятельности. Эти материалы включают, во-первых, логические задания, направленные на развитие способностей, связанных с логическим анализом текстов и формализацией их содержания путем составления структурно-логических схем, во-вторых, логические задачи на сравнение, направленные на развитие логического мышления, необходимого для проведения исследований, в-третьих, проектное задание, направленное на выяснение степени овладения магистрантами профессиональными компетенциями, необходимыми для разработки концепции магистерского исследования.

Модуль 1.

Типы научных исследований.

Какие можно выделить типы научных исследований?Существуют различные типологии научных исследований. В рамках одной из них выделяют фундаментальные и прикладные исследования. Миссия фундаментальных научных исследований заключается в научных открытиях, поэтому фундаментальные исследования проводятся с целью получения нового научного знания. Движущим мотивом этих исследований является получение новых научных фактов, создание новых понятий и научных теорий, разработка научных концепций. Фундаментальные исследования ценятся за эмпирические находки, элегантность и простоту специальных научных теорий, методологическую изощренность и абстрактность.

Миссия прикладных научных исследований состоит в обслуживании практических интересов заказчиков. Прикладные исследования представляют собой применение специальных теорий, созданных фундаментальной наукой, к решению практических проблем. Движущим мотивом прикладных научных исследований является необходимость поиска решения практических проблем «заказчиков». Прикладные исследования ценятся прежде всего за эффективные решения этих проблем.

Фундаментальным и прикладным исследованиям соответствуют определенные типы ученых. В рамках фундаментальных исследований это – узкие специалисты в конкретной научной области, поскольку без глубокой специализации, нередко длящейся всю жизнь, трудно достичь высоких результатов в плане научных открытий. В рамках прикладных исследований это – многопрофильные специалисты, которые должны обладать широким научным кругозором, поскольку им приходится браться за решение самых разных практических задач, используя теории и методический арсенал различных научных дисциплин.

В рамках другой типологии различают дисциплинарные, мультидисциплинарные, интердисциплинарные и трансдисциплинарные научные исследований. Дисциплинарные научные исследования связаны с решением научно-исследовательских задач в рамках предметных областей определенных научных дисциплин, имеющих специфический понятийный аппарат, набор специальных научных теорий и особый методологический инструментарий. Мультидисциплинарные научные исследования связаны с решением научно-исследовательских задач в рамках предметного поля научной дисциплины, но с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин. Интердисциплинарные научные исследования – это постановка научно-исследовательских задач на стыке различных научных дисциплин и использование их методологического и теоретического потенциала в интерпретации научных фактов с целью преодоления дисциплинарной фрагментарности научных знаний. Трансдисциплинарные научные исследования направлены на создание целостной картины социальной реальности путем преодоления гетерогенности дисциплинарных научных теоретических знаний в результате их холистского осмысления на концептуальном уровне, выходящем за пределы отдельных научных дисциплин.

Вывод: понимание особенностей различных типов научных исследований позволяет более эффективно проводить диссертационные исследования.

Модуль 2.

МОДЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Модуль 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наука – это призвание и профессия. Для того чтобы стать ученым, надо не только обладать определенными творческими способностями и испытывать удовольствие от познавательной деятельности, но и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство. Только в этом случае можно говорить о том, что наука – это ваше призвание.

Научное исследование подчиняется определенным нормативным требованиям, знание которых и приведение их в систему целенаправленной деятельности дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретного научного исследования и постоянно совершенствовать его практику. Главная задача магистранта-исследователя состоит в овладении профессиональной культурой инновационно-проектного содержания, структурными компонентами которой выступают профессиональное мышление, профессиональная компетентность и профессиональное мастерство.

Любой ученый стремится к тому, чтобы его научно-исследовательская деятельность была признана научной, а результаты были востребованы обществом. Не всегда это, правда, получается, но к этому надо стремиться и в связи с этим следует помнить, что научное исследование – это познавательная деятельность, которая характеризуется такими признаками, как: актуальность, контекстуальность, рациональность, инновационность, стремление к истине, проблемность, рефлексивность, критичность, предметность, методологизм, субъектность, фундаментализм, эмпиризм, теоретизм, концептуализм, фальсификационизм. Понимание этих признаков позволяет магистранту-исследователю профессионально заниматься научно-исследовательской деятельностью и подготовить магистерскую диссертацию на высоком теоретико-методологическом уровне.

Стать профессионалом в области научных исследований помогает методология как специальная отрасль научного знания. Методология – это, с одной стороны, специальная научная дисциплин, предметом которой является научное исследование, с другой стороны, – это система нормативного знания, определяющего проведение конкретного научного исследования, его предмет, когнитивную стратегию, способы, методынаучно-исследовательской деятельности. Поэтому в профессиональной подготовке магистрантов особое значение придается ее методологической составляющей, направленной на формированию у них методологического сознания, адекватного современным требованиям к научно-исследовательской деятельности. Вступая в сферу этой деятельности, начинающий магистрант-исследователь должен помнить, что его задача состоит не в том, чтобы расширить область научного знания путем подтверждения существующих теорий новыми фактами, а в обнаружения таких фактов, которые не поддаются объяснению в рамках старых теорий и предполагают создания новых научных теоретических знаний.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ,

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ

Модуль 1.

Модуль 2.

Модели научных исследований

Логические задания:

1. Составить структурно-логическую схему «классическая модель научного исследования».

2. Составить структурно-логическую схему «неклассическая модель научного исследования».

3. Составить структурно-логическую схему «неоклассическая модель научного исследования».

4. Составить структурно-логическую схему «Новый тип методологического сознания исследователя»

Логические задачи:

1. Сравнить предмет классической и неклассической моделей научного исследования.

2. Сравнить предмет классической и неоклассической моделей научного исследования.

3. Сравнить когнитивные стратегии классической и неклассической моделей научного исследования.

4. Сравнить когнитивные стратегии классической и неоклассической моделей научного исследования.

Проектное задание:

Дать обоснование выбора модели диссертационного исследования.

Модуль 3.

ЛИТЕРАТУРА

Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Практическое пособие. М.:Альфа-М: ИНФРА-М, 2012.

Волков Ю.Г. Как защитить диссертацию. Новое о главном. Ростов н/Д: Феникс, 2012.

Cottrell S. Dissertations and Project Reports: A Step by Step Guide. Basingstoke: Palgrave Macmillan. 2014.

Канке В.А. Методология научного познания:Учебник для магистрантов. М.:Изд-во «Омега-Л», 2014.

Кузнецов И.Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014.

Лубский А.В. Методология региональных социально-гуманитарных исследований: Учебное пособие для аспирантов, молодых ученых и магистров. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009.

Лубский А.В. Неоклассическая модель социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7.

Лубский А.В. Переход к плюралистической интерпретации социальной реальности и модели региональных научных исследований // Зарубежное регионоведение: евразийские исследования: Учебник / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.; Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013.

Лубский А.В. Новый тип методологического сознания и научность региональных исследований // Зарубежное регионоведение: евразийские исследования: Учебник / Отв. ред. Ю.Г. Волков. М.; Ростов н/Д: Социально-гуманитарные знания, 2013.

Лубский А.В. Неоклассическая модель политических исследований // Политическая концептология. 2014. № 3.

Лубский А.В. Междисциплинарные научные исследования: когнитивная «мода» или социальный «вызов» // Социологические исследования. 2015. № 10.

Лубский А.В. Постнеклассическая рациональность и неоклассическая модель социально-гуманитарных исследований // Научная мысль Кавказа. 2015. № 1.

Лубский А.В. Как не следует писать диссертацию, или зачем надо разрабатывать концепцию диссертационного исследования // Гуманитарий Юга России. 2015. № 1.

Лубский А.В. Социальные науки в России: интеллектуальная ситуация в конце ХХ – начале XXI века // Гуманитарий Юга России. 2016. № 3.

Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: КРАСАНД, 2014.

Овчаров А.О., Овчарова Г.Н. Методология научного исследования: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2014.

Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию. Практическое пособие. М.: Инфра-М, 2014.

Тарасенко Л.В., Кирик В.А. Магистерская диссертация: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2013.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. М.: Омега-М, 2007.

Ярская В.Н. Методология диссертационного исследования. Как защитить диссертацию. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2011.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3

Модуль 1. МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ………………………………………………………………. 7

1.1. Как не следует писать магистерскую диссертацию ……………... 7

1.2. Научное исследование и профессиональная культура магистранта-исследователя ……………………………………………………………………. 7

1.3. Научно-исследовательские компетенции магистранта …………. 9

1.4. Признаки научности магистерской диссертации ………………. 11

1.5. Типы научных исследований …………………………………….. 18

Модуль 2. МОДЕЛИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ…………… 20

2.1. Методологическая ситуация в современном научном познании.20

2.2. Модель научного исследования ………………………………….. 21

2.3. Классическая модель научного исследования …………………... 22

2.4. Неклассическая модель научного исследования ……………….. 24

2.5. Неоклассическая модель научного исследования ……………… 27

2.6. Новый тип методологического сознания исследователя ……… 32

Модуль 3. КОНЦЕПЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………….. 34

3.1. Стадии диссертационного исследования ………………………. 34

3.2. Логика концепции диссертационного исследования ………… 34

3.3. Обоснование выбора темы диссертационного исследования ... 35

3.4. Выяснение степени научной разработанности темы диссертационного исследования ………………………………………………. 36

3.5. Формулировка научной проблемы …………………………….. 38

3.6. Определение цели диссертационного исследования …………. 39

3.7. Постановка задач диссертационного исследования ………….. 40

3.8. Выделение объекта и определение предмета диссертационного исследования ……………………………………………………………………. 43

3.9. Выбор методологических оснований диссертационного исследования ……………………………………………………………………. 43

3.10. Определение корпуса источников эмпирической

информации …………………………………………………………………... 44

3.11. Выдвижение научной гипотезы ………………………………. 46

3.12. Составление плана диссертации ……………………………… 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................... 48

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И ЗАДАЧИ,

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ…………………………………………………. 50

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………. 53

Учебное издание

А.В. Лубский

МЕТОДОЛОГИЯ

НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебное

Пособие для магистрантов

Ростов-на-Дону

Фонд науки и образования

УДК 001(075.8)

ББК 72.30я73

Рекомендован

кафедрой теоретической социологии и методологии

региональных исследований

Института социологии и регионоведения

Южного федерального университета

Рецензенты:

кандидат социологических наук, доцент В.И. Немчина,

доктор философских наук, профессор В.О. Пигулевский

Лубский А.В.

Л–82 Методология научного исследования: Учебное пособие для магистрантов. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2016. 56 с.

В учебном пособии в систематическом виде рассматриваются вопросы, связанные с методологией научного исследования, содержанием профессиональной культуры магистранта-исследователя, признаками научности магистерской диссертации, особенностями классической, неклассической и неоклассической моделей научного исследования, новациями в современном методологическом сознании, логикой разработки концепции магистерской диссертации как проекта взаимосвязанных научно-исследовательских действий, направленных на производство новых научных знания.

Учебное пособие предназначено для магистрантов социальных и гуманитарных направлений подготовки высшего образования.

© Лубский А.В., 2016.

ВВЕДЕНИЕ

Обучаясь в магистратуре, студент должен овладеть целым рядом профессиональных компетенций, связанных с научно-исследовательской деятельностью. Овладеть этими компетенциями и обнаружить их студент может только в самой деятельности – в процессе подготовки и защиты магистерской диссертации.

Многие думают, что способность к научно-исследовательской деятельности – это от «природы»: если она есть – можешь стать ученым, если ее нет – занимайся другим делом. Однако в жизни все не так. Сколько вокруг людей, интеллектуальных, творческих, способных, но они не «занимаются наукой»: у них нет никакого интереса к такой профессиональной деятельности. А сколько «ученых», которые творческими способностями, мягко говоря, вообще не обладают, но они, по-видимому, знают нечто такое, что позволило им написать и защитить магистерскую, затем кандидатскую, а иногда и докторскую диссертации.

В последнее время в сфере социальных наук в России наблюдается снижение уровня профессиональной культуры и научно-исследовательского мастерства, дилетантизм размывают стандарты научной профессиональной деятельности, что сказывается на качестве научных исследований и сопровождается нарастанием потока ничтожных магистерских диссертаций. Профанация науки, имитация научно-исследовательской деятельности, банальность теоретических положений, выносимых на защиту, – характерные черты значительной части этих диссертаций. Особенно бросается в глаза методологическая беспомощность их авторов, которые, как правило, никогда не учились профессии исследователя.

В связи с этим особое значение в подготовке магистрантов имеют учебные дисциплины, связанные с методологией научного исследования, предметом которых является научное исследование как особый вид познавательной деятельности, направленной на производство принципиально нового научного знания. Выделение научного исследования в качестве предмета методологии ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового научного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности ученого.

Внутренний мир исследователя всегда требует определенной свободы творчества, он связан с вдохновением, интуицией, воображением и некоторыми другими неповторимыми психическими его качествами. В этом плане научное исследование как творчество является в определенном смысле искусством. Вместе с тем диссертационное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать магистрант. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социальных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, научное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т. е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Знание и инструментализация этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности дает возможность осуществлять рефлексивный контроль над процессом научного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства других.

Целью методологии научного исследования как учебной дисциплины является формирование профессиональной культуры магистранта-исследователя. Профессиональная культура магистранта-исследователя представляет собой метапрограмму его научно-исследовательской деятельности. От уровня этой культуры зависит в первую очередь эффективность и качество диссертационного исследования. Основу профессиональной культуры составляют научно-исследовательские компетенции, овладение которыми является необходимым условием для успешной подготовки и защиты магистерской диссертации

Настоящее учебное пособие включает три модуля. В первом модуле «Магистерская диссертация как научное исследование» рассматриваются особенности магистерской диссертации как научного исследования, содержание профессиональной культуры магистранта-исследователя и его научно-исследовательские компетенции, признаки научности магистерской диссертации, типы научных исследований. Во втором модуле «Модели научных исследований» рассматриваются специфика методологической ситуация, сложившейся в современном научном познании, особенности классической, неклассической и неоклассической моделей научного исследования, новации в современном методологическом сознании исследователя. В третьем модуле «Концепция диссертационного исследования» рассматривается логика разработки концепции диссертационного исследования как его замысла и проекта взаимосвязанных научно-исследовательских действий, связанных с производством нового научного знания.

Учебное пособие содержит материалы диагностико-квалиметрического характера, цель которых – выяснение уровня профессиональной культуры магистранта-исследователя и степени овладения ими профессиональными компетенциями в сфере научно-исследовательской деятельности. Эти материалы включают, во-первых, логические задания, направленные на развитие способностей, связанных с логическим анализом текстов и формализацией их содержания путем составления структурно-логических схем, во-вторых, логические задачи на сравнение, направленные на развитие логического мышления, необходимого для проведения исследований, в-третьих, проектное задание, направленное на выяснение степени овладения магистрантами профессиональными компетенциями, необходимыми для разработки концепции магистерского исследования.

Модуль 1.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Наши рекомендации