Образные человеческие персонажи

Как духовно-душевное существо, человек выступает в двойном образе мужественно-женственного: мужествен дух, приданный мышлению, исследуя и познавая, обращенный к миру; женственна — душа, полная отдачи и искренности, сильная в чувствовании и живущая и действующая больше во внутреннем.

Мальчик, юноша, мужчина и старик — ступени развития духа.

Девочка, девушка, женщина и старуха — ступени развития души.

Мальчик олицетворяет собой еще неразвитого, наивного человека и погруженную в становление волю.

Маленькая девочка символизирует еще юную, наивную душу и еще детское чувствование.

Юноша — это созревающий, развивающийся к личности человек.

Девушка — это образ души, созревающей навстречу духу.

Мужчина изображает созревшую личность, женщина — знающую, опытную душу.

Старик, старуха, предки в особом смысле знающие, ведающие образы.

Отец, сын олицетворяют собой этапы бытия духа, мать и дочь — этапы бытия души.

Отец олицетворяет древнего, первоначального человека, самость. Прежде чем сформировалась свободная личность, эта самость целиком жила в крови, в роду, в зависимости от племени, поэтому во многих сказках отец оказывается по­кинутым.

Сын означает свободную личность, вырастающую из ро­довой самости: Я. Сын должен выйти в мир - он должен обрести мировоззрение, он должен справиться с заданиями и испытаниями, набраться опыта, найти царство души, по­молвиться с девон. Говоря современным языком: Я должно стать высшим и пронизать себя душой.

Иногда сказка говорит о трех сыновьях, трех братьях. Развитие свободной Я-личности в человечестве требовало определенного времени так же, как и в отдельном человеке ей необходим для развития продолжительный отрезок вре­мени. Сначала индивидуальность начинает жить жизнью ощущений, в чувствовании. Ощущающий, чувствующий че­ловек — это первый сын и брат — Я в чувствовании. Затем сформировалось мышление. Рассудочно-мыслящий человек - это второй сын и брат — Я в мышлении. Болящий чело­век — это третий младший сын и брат — Я в волении.

Эти основные силы взаимодействуют в каждом человеке, они действуют совместно, иногда и друг против друга, до тех пор пока Младший, Волящий-В-Духе не берет на себя водительство.

Мать символизирует душевное в том виде, в каком оно было исходно заложено в человеке. И это душевное тоже было первоначально сильно зависимо от крови и рода, было больше групповой душой, нежели душой индивидуальной.

Дочь — это символ становящейся свободной, личност­ной, пронизанной Я души, которая выходит из групповой души. Если сказка говорит об «единственной» дочери, то имеется в виду сама индивидуальная душа.

Наряду с образом троих сыновей, изображающим духов­ный процесс индивидуализации, мы имеем образ троих до­черей, троих сестер. Он соответствует на душевном уровне изображенному выше процессу индивидуализации: это душа, достигшая пронизанности Я в душевном, пронизанности Я в мышлении, пронизанности Я в волении.

Мачеха, буквально «суровая, твердая, жесткая» мать, есть символ отвердевшей, материалистической, эгоистичной души. Иногда мачеха появляется в образе ведьмы: под влиянием демонической магии она становится дьявольской силой, со­блазняющей людей атавистической псевдомудростью.

Дух, душа и тело составляют единство. Превратить же это единство в сознательную личность, при том что как ду­ховно-мужественная, так и душевно-женственная стороны развиваются до их высочайшей ступени, есть цель многих сказок.

Если Я — сын — становится самоотверженным, любя­щим, одушевленным Я, то духовно-мыслящее мужествен­ное становится Вечно-Мужественным. Если душа — дочь - становится самоотверженной, любящей, одухотворенной душой, то душевно-женственное становится Вечно-Женствен­ным.

Единение души и духа отражено в образе свадьбы. Если становление Ядостигнуто в высоком смысле, то оно возни­кает в образе королевской свадьбы (также и в Евангелии). В наших сказках мы узнаем, выражаясь языком средневе­ковья, мистическую и химическую свадьбу.

Если сказка изображает очищение и превращение души в ее обращении к жениху-духу (к сыну), то мы узнаем обра­зы мистической свадьбы. Если сказка показывает образы ученичества, которое изменяет не только душу, но и тело вплоть до его строения, то эти образы указывают на хими­ческую свадьбу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ф. Ленц

Наши рекомендации