Изучение кратковременной и долговременной

Вербальной памяти

Методика «Заучивание 10 слов»

Наиболее часто применяемая методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет оценить не только состояние кратковременной и долговременной памяти, но и утомляемость, активность внимания.

Для проведения исследования необходимы: протокол, с десятью, не связанными непосредственно между собой словами, ручка (карандаш), изолированное помещение.

Инструкция: Сейчас я прочту тебе слова. Слушай внимательно, а потом по моей команде повтори все, что запомнишь. Приготовились. Читаю!

Читать слова необходимо медленно, четко. Такую процедуру совершать 4 раза, после можно перейти к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 40–60 мин., попросить воспроизвести слова (без процедуры запоминания). Результаты каждого воспроизведения фиксировать в специальном протоколе, порядок воспроизведения слов не имеет значения. По результатам тестирования можно построить кривую запоминания. По горизонтальной оси откладывается количество повторений, по вертикальной оси – количество воспроизведенных правильно слов.

На что обратить внимание:

1. Если кривая сначала увеличивается, а затем уменьшается, то это говорит об истощаемости.

2. Зигзагообразная кривая указывает на неустойчивость внимания.

3. Кривая в форме плато (показатели на одном уровне), свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в интеллектуальной работе.

По результатам исследования всего класса, группы можно составить общую характеристику развития вербальной памяти.

В норме количество правильно названных слов увеличивается с каждым запоминанием. И варьируется от 5–7 после первого предъявления, до 9–10 к 3–4 повторению.

Протокол эксперимента

Число________Ф. И.______________________Возраст_____

Изучение развития внимания

Методика «Корректурная проба»

(буквенный вариант)

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв), концентрации – по количеству сделанных ошибок, а также утомляемости и работоспособности.

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните вертикальный ряд. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые в каждом ряду. Работать надо быстро и точно. Время работы – 5 минут.

При необходимости перед началом тестирования провести обучающий эксперимент на отдельном бланке.

П Изучение кратковременной и долговременной - student2.ru ример:

Е К П Р М Ы Е Т О Л Д Е А Р Ш О Е А В С И Ш Й Е

Я Ч А Р И Я И Ь Б Г Р Я У А О Д Ж Э В Я С Й Т Б Я

Норма объема внимания для детей 6–7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.

Для получения картины изменения свойств внимания во времени можно останавливать работу каждую минуту и просить детей ставить в месте остановки вертикальную черту, после чего продолжать работу от черты. По результатам тестирования можно построить кривую работоспособности. По горизонтальной оси откладывается временной интервал, по вертикальной оси – количество просмотренных строк.

На что обратить внимание:

1. Резкое снижение показателей к концу работы может указывать на утомляемость, особенно если это совпадает с увеличением количества ошибок за просмотренную минуту к концу работы.

2. Резкие колебания в количестве просмотренных строк и допущенных ошибок говорят о нестабильности внимания.

3. Постепенный подъем с уменьшением количества ошибок за просмотренную минуту, свидетельствует о постепенном «втягивании» в работу.

Возрастание количества ошибок к концу работы свидетельствует об утомляемости и разрушении продуктивной деятельности без перерыва. Количество просмотренных строк не укладывающееся в норматив в сочетании с небольшим количеством ошибок может говорить о медлительности как черте нервной системы.

По результатам исследования всего класса, группы можно составить общую характеристику развития внимания.

Стимульный материал

Изучение кратковременной и долговременной - student2.ru

Наши рекомендации