Основания науки напрямую связаны с порождением знания и выполняют генетическую функцию.

9. Система идеалов и норм. Система идеалов и норм распадается на:

· идеалы и нормы объяс­нения и описания;

· идеалы и нормы доказательности и обоснованно­сти знания;

· идеалы и нормы построения и организации знания.

10. Двоякая детерминация идеалов и норм. Иде­алы и нормы имеют двоякую детерминацию. Они зависят:

· как от специ­фики изучаемых объектов,

· так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи.

11. Различие между идеалами и нормами. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связа­ны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

· Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке.

Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.

· Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию.

От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли пра­вомерно, они в большей мере выступают как ориентир.

· В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познаватель­ного процесса, задает пределы пространства для реализации целей.

Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реа­лизуется как предельно-совершенное состояние, как, например, иде­ал истины, либо идеал гуманитарно ориентированного использова­ния науки.

· В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформаци­ям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец зна­ния.

КОГДА НОРМА ДОСТИГАЕТ СВОЕГО СОВЕРШЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ, КАК НА­ПРИМЕР, В ГЕОМЕТРИИ ЕВКЛИДА, ОНА (?-Г.Б.)МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ СТАТУС ИДЕАЛА, ПРЕВРАТИТЬСЯ В ИДЕАЛ ДЕДУКТИВНОГО ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЯ.

12. Как идеалы и нормы влияют на исследовательский процесс?Функции систематизации и интеграции оснований науки. Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский про­цесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и форму­лировку проблемы как исходного пункта исследования.

В проблеме ДОЛЖНО СОДЕРЖАТЬСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ, УКАЗЫВАЮЩЕЕ НА СУЩЕСТВУЮЩИЙ ПРЕДЕЛ ЗНАНИЯ и те НОВЫЕ ФАКТЫ, для объяснения которых и необхо­димо научное исследование.

В этом суть требованияПРОГРЕССИВНОГО СДВИГА и РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

ОСНОВАНИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЯ ИДЕАЛЫ, НОРМЫ И НАУЧНУЮ КАРТИНУ МИРА, ПРИДАЮТ СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СОВОКУПНОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЯ, ПОЭТОМУ ЗА НИМИ ЗАКРЕПЛЕНА ФУНКЦИЯ СИ­СТЕМАТИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ.

Соотношение социокультурных ценнос­тей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-тео­ретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.

13. Идеалы и нормы науки: их роль регулятивных принципов. Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выпол­няют роль регулятивных принципов.

Они:

· задают цели,

· определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельно­сти.

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ ИМЕЮТ КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР И НА­КЛАДЫВАЮТ СВОЙ ОТПЕЧАТОК И НА ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ УЧЕНЫХ, ОНИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОФОРМЛЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И В СА­МОЙ ТАКТИКЕ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

51. ПОПЫТКИ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОСНОВАНИЯ НАУКИ

ЛИЧНОСТНОЕ ЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ

ИНИЦИАТИВУ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ

ПРОГРАММУ И ТЕМАТИКУ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПЛАН

1. Концепция личностного знания М. Полани.

2. Основные тезисы концепции М. Полани.

3. Какова, по Полани, роль веры в познавательном процессе?

4. Мастерство познания и язык. Неявное знание.

5. «Идеалы естественного порядка» Ст. Тулмина.

6. Идея «интеллектуальной инициативы» как норма науки, по Ст. Тулмину.

7. Ст. Тулмин о механизме эволюции «концеп­туальных популяций».

8. Роль лидеров и авторитетов в развитии науки, по Ст. Тулмину.

9. Научно-исследовательская программа (И.Лакатос) как основание науки.

10. Структура исследовательской программы.

11. Две стадии в развитии исследовательских программ.

12. «Тематический анализ науки» Джеральда Холтона.

13. Понятие «тематической оппозиции» Дж.Холтона.

14. Тема и индивидуальные предпочтения и личные оценки ученого.

1. Концепция личностного знания М. Полани. В концепции британского ученого, выходца из Венгрии Майкла Полани (1891—1976) манифестируются новые приоритеты — в осно­вания науки включается неявное, личностное знание.

Автор (выступает)против эпистемологии без познающего субъекта, против отвлечения процес­са познания от его культурно-исторической и социальной обусловлен­ности.

ОН ВВОДИТ В ОСНОВАНИИ НАУКИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКУЮ ОРИЕНТА­ЦИЮ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИДЕАЛ ЗНАНИЯ С УЧЕТОМ ГЛУБОКО ЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА ТОГО АКТА, ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ИСТИНА ПРОВОЗГЛАША­ЕТСЯ.

Стремясь преодолеть ложный идеал ДЕПЕРСОНИФНЦИРОВАННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, Полани подчеркивает, что всякая попытка исклю­чить человеческую перспективу из картины мира ведет к бессмыслице.

По мнению Полани, В ОСНОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНЫМИ ОКАЗЫВАЮТСЯ МОТИВЫ ЛИЧНОГО ОПЫ­ТА, ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВНУТРЕННЕЙ ВЕРЫ В НАУКУ, В ЕЕ ЦЕННОСТЬ, ЗАИНТЕРЕСО­ВАННОСТЬ УЧЕНОГО, ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

2. Основные тезисы концепции М. Полани. К основным тезисам его концепции относятся утверждения:

· науку делают люди, обладающие мастерством;

· искусству познавательной деятельности нельзя научиться по учебнику (оно передается лишь в непосредственном общении с мастером);

· люди, делающие науку, не могут быть заменены други­ми, отделены от произведенного ими знания.

Наши рекомендации