Теория, подчеркивал он, может быть навеяна опытом, но создается как бы сверху по отношению к нему, и лишь затем проверяется опытом.
Сказанное Эйнштейном не означает, что он отвергал роль опыта как источника знания. В этой связи он писал, что «чисто логическое мышление само по себе не может дать никаких знаний о мире фактов, все познание реального мира исходит из опыта и завершается им. Полученные чисто логическим путем положения ничего не говорят о действительности»( Эйнштейн А. Физика и реальность. С. 62.).
Однако Эйнштейн считал, что «не всегда является вредным» в науке такое использование понятий, при котором они рассматриваются независимо от эмпирической основы, которой обязаны своим существованием.
Человеческий разум должен, по его мнению, «свободно строить формы», прежде чем подтвердилось бы их действительное существование: «Из голой эмпирии не может расцветать познание».
ЭВОЛЮЦИЮ ОПЫТНОЙ НАУКИ «КАК НЕПРЕРЫВНОГО ПРОЦЕССА ИНДУКЦИИ» ЭЙНШТЕЙН СРАВНИВАЛ С СОСТАВЛЕНИЕМ КАТАЛОГА И СЧИТАЛ ТАКОЕ РАЗВИТИЕ НАУКИ ЧИСТО ЭМПИРИЧЕСКИМ ДЕЛОМ, ПОСКОЛЬКУ ТАКОЙ ПОДХОД, С ЕГО ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, НЕ ОХВАТЫВАЕТ ВЕСЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ В ЦЕЛОМ.
А именно — «умалчивает о важной роли интуиции и дедуктивного мышления в развитии точной науки».
КАК ТОЛЬКО КАКАЯ-НИБУДЬ НАУКА ВЫХОДИТ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ СВОЕГО РАЗВИТИЯ, ПРОГРЕСС ТЕОРИИ ДОСТИГАЕТСЯ УЖЕ НЕ ПРОСТО В ПРОЦЕССЕ УПОРЯДОЧЕНИЯ.
Исследователь, отталкиваясь от опытных фактов, старается развивать систему понятий, которая, вообще говоря, логически опиралась бы на небольшое число основных предположений, так называемых аксиом.
ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ СОЗДАЮТСЯ НЕ ПРОСТО ПУТЕМ ИНДУКТИВНОГО ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА (ХОТЯ ТАКОЙ ПУТЬ НЕ ИСКЛЮЧАЕТСЯ), А ЗА СЧЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В ПОЛЕ РАНЕЕ СОЗДАННЫХ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ КОНСТРУИРОВАНИЯ ГИПОТЕТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ НОВОЙ ОБЛАСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
Обоснование таких моделей опытом превращает их в ядро будущей теории.
2. Идеализированный объект и программа исследования. Идеализированный объект выступает таким образом не только как теоретическая модель реальности, но он неявно содержит в себе определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
3. Что такое теоретические законы? Соотношения элементов идеализированного объекта — как исходные, так и выводные, представляют собой теоретические законы, которые (в отличие от эмпирических законов) формулируются не непосредственно на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом.
Из этого вытекает, в частности, что законы, формулируемые в рамках теории и относящиеся по существу не к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена идеализированным объектом, должны быть соответствующим образом конкретизированы при их применении к изучению реальной действительности.
4. «Физическая реальность» А.Эйнштейна. Имея в виду данное обстоятельство, А. Эйнштейн ввел термин «ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» и выделил два аспекта этого термина.
· Первое его значение использовалось им для характеристики объективного мира, существующего вне и независимо от сознания.
«Вера в существование внешнего мира, — отмечал Эйнштейн, — независимо от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания»( Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: В 4 т. М., 1967. Т. 4. С. 136).
· Во втором своем значении термин «физическая реальность» используется для рассмотрения теоретизированного мира как совокупности идеализированных объектов, представляющих свойства реального мира в рамках данной физической теории. «Реальность, изучаемая наукой, есть не что иное, как конструкция нашего разума, а не только данность»( Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 20).
В этом плане физическая реальность задается посредством языка науки, причем одна и та же реальность может быть описана при помощи разных языков.
49. НАУЧНЫЙ ЗАКОН
ПЛАН
1. Что такое закон?
2. С чем соотносится инвариантность закона?
3. В чем состоит ключевая задача научного исследования?
4. Из каких двух посылок должен исходить ученый при решении данной (см.п.3)задачи?
5. Почему мышление людей и объективный мир должны согласовываться друг с другом?
6. Как осуществляется познание законов?
7. На каком уровне научного познания постигаются законы?
8. Механизм открытия новых законов по Р.Фейнману.
9. Объяснительная функция закона.
10. «Эластичность» законов.
11. Роль условий осуществления закона.
12. Предсказательная функция закона.
13. Способность человека влиять на механизм реализации закона.
14. Два обстоятельства, которые нельзя упустить, «работая» с законами.
15. Классификации научных законов.
1. Что такое закон? В самом общем виде закон можно определить как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является:
· ОБЪЕКТИВНОЙ,так как присуща прежде всего реальному миру, чувственно-предметной деятельности людей, выражает реальные отношения вещей;
· б) СУЩЕСТВЕННОЙ, КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩЕЙ.Будучи отражением существенного в движении универсума, любой закон присущ всем без исключения процессам данного класса, определенного типа (вида) и действует всегда и везде, где развертываются соответствующие процессы и условия;
· в) НЕОБХОДИМОЙ,ибо, будучи тесно связан с сущностью, закон действует и осуществляется с «железной необходимостью» в соответствующих условиях;
· г) ВНУТРЕННЕЙ,так как отражает самые глубинные связи и зависимости данной предметной области в единстве всех ее моментов и отношений в рамках некоторой целостной системы;
· д) ПОВТОРЯЮЩЕЙСЯ, УСТОЙЧИВОЙ,так как «закон есть прочное (остающееся) в явлении», «идентичное в явлении», их «спокойное отражение» (Гегель). Он есть выражение некоторого постоянства определенного процесса, регулярности его протекания, одинаковости его действия в сходных условиях.
2. С чем соотносится инвариантность закона? Стабильность, инвариантность законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, их углубление, расширение или сужение сферы их действия, их модификации и т. п.
Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен.
С изменением соответствующих условий, с развитием практики и познания одни законы сходят со сцены, другие вновь появляются, меняются формы действия законов, способы их использования и т. д.
3. В чем состоит ключевая задача научного исследования? Важнейшая, ключевая задача научного исследования:
· «поднять опыт до всеобщего»,
· найти законы данной предметной области, определенной сферы (фрагмента) реальной действительности,
· выразить их в соответствующих понятиях, абстракциях, теориях, идеях, принципах и т. п.
4. Из каких двух посылок должен исходить ученый при решении данной (см.п.3)задачи? Решение этой задачи может быть успешным в том случае, если ученый будет исходить из двух основных посылок:
· реальности мира в его целостности и развитии и
· законосообразности этого мира, т. е. того, что он «пронизан» совокупностью объективных законов.
Последние регулируют весь мировой процесс, обеспечивают в нем определенный порядок, необходимость, принцип самодвижения и вполне познаваемы.
5. Почему мышление людей и объективный мир должны согласовываться друг с другом? Надо иметь в виду, что мышление людей и объективный мир подчинены одним и тем же законам и что поэтому они в своих результатах должны согласовываться между собой.
НЕОБХОДИМОЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЗАКОНАМИ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ЗАКОНАМИ МЫШЛЕНИЯ ДОСТИГАЕТСЯ ТОГДА, КОГДА ОНИ НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ ПОЗНАНЫ.
6. Как осуществляется познание законов? Познание законов — сложный, трудный и глубоко противоречивый процесс отражения действительности.