Положение психолого-медико-педагогического консилиума
Дошкольники
· Создание предметно-развивающей среды
· *формирование адекватного восприятия окружающего мира через позитивное социально-опосредованное взаимодействие его с новым взрослым (педагогом)
· * формирование способов и средств познания окружающей среды,
· формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребенка с близким взрослым (вызывает у него эмоциональный отклик на присутствие взрослого: формирует потребность в общении со взрослым и др.)
· Формирование представлений об окружающем мире и адекватных способов действия в нем ( Я и окружающий мир)
· Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи- жестам и речи, частая смена видов деятельности
· продолжать закреплять интерес ребенка к продуктивным видам деятельности- учить работать по подражанию действиям взрослого и речевой инструкции, самостоятельно использовать карандаши, мел, краски и др.
· формировать навыки социального поведения в быту и общественных местах ( на приеме у врача, в магазине и т. д.)
· закреплять социально-бытовые и культурно-гигиенические навыки самообслуживания ( умение аккуратно есть , пользоваться салфеткой во время еды и др.), самостоятельно умываться, причесываться и т.д.
Дети с церебральным параличом- это особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности.
Детский церебральный паралич-это сложное полиморфное нарушение, возникающее в пренотальный или нотальный период, вследствие диффузного поражения головного мозга. Эта сложная патология всех рефлекторных форм.
Большинство отечественных и зарубежных ученых указывают, что полноценная адаптация и реабилитация детей с церебральным параличом возможна лишь при комплексной работе ряда специалистов, таких как воспитатель, специалист ЛФК, массажист, врач-невропатолог, логопед, психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования и др.
В силу специфики нарушений развития воспитание и обучение требует использования специальных методов и приемов коррекционно-развивающей работы, которых так не хватает на сегодняшний день.
Общей целью всех специалистов является адаптация ребенка к условиям современного общества, что и является конечным результатом работы каждого
Как и всем детям с нарушениями в развитии детям с ДЦП свойственны особенности эмоциональной сферы, которые должны учитываться при обучении и воспитании.
Психолого-педагогическое изучение старших дошкольников с ДЦП показало что у них встречаются особые специфические страхи:
А )устойчивый и эмоционально интенсивный « страх за свое здоровье «, который лежит в основе:
* страхов, связанных с причинением физического ущерба-100%
* проявление медицинских страхов ( боязни боли, врачей, медицинских инструментов)-35%
* фиксации и болезненного заострения страха собственной смерти_53%
В) страх перемещения в пространстве, в частности боязнь упасть даже с незначительной высоты и усугубить свой двигательный-27%
Рекомендации
*Разработать комплексную программу формирования пространственных представлений у детей с ДЦП с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
*Обязательное включение в эту работу семьи
*Коррекционно-развивающие занятия должны иметь различную форму: групповую, индивидуальную, работу с семьей
Рекомендации родителям
Ø Жизненное пространство аутичного ребенка
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром.
По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое - все, что касается усвоения навыков повседневной жизни ( туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т. д.), игровое – место для разнообразных игр, учебное- место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение- лестничная клетка, где происходит общение с соседями, детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин ,улица.
Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость , имел бы возможность укрыться от внешних влияний, Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий:
Первое условие – безопасность
Поскольку у ребенка с синдромом раннего детского аутизма часто отсутствует « чувство края», а в состоянии аффекта он может перестав контролировать свои движения и действия, необходимо обставить детскую комнату устойчивой мебелью без острых углов.
В комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др. )Эта рекомендация касается квартиры в целом : все потенциально опасные предметы должны прятаться или запираться.
Поскольку аутичного ребенка очень трудно , а порой невозможно переключить с понравившегося ему занятия, а увещевания и запреты оказываются безрезультатными, возникают ситуация острого конфликта: ребенок хочет играть с ножом, не понимая, что это опасно, а мы не можем отобрать у него нож, так как он сопротивляется. Действуя с силой мы рискуем вызвать у ребенка аффективный срыв. Поэтому необходимо заранее застраховаться от подобный ситуаций, хотя всего конечно же, не предусмотришь..
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
Оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах, электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза
Третье условие- наличие необходимого оборудования
Поскольку детская комната- это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения
Так, в комнате должна быть парта или столик со стульчиком.
Ребенку нужны игрушки:
Деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы
Разнообразные матрешки, пирамидки, вкладыши
Звучащие игрушки и набор музыкальных инструментов ( барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пианино )
Игры для развития мелкой моторики- мозаики ,деревянные бусы, игры со шнурками и др.
Развивающие настольно-печатные игры - разрезные картинки, лото, домино, доски Сегена, рамки Монтессори и др.
Игрушки для сюжетно – ролевых игр – куклы, мишки, другие мягкие и резиновые игрушки, машинки, кукольный домик, кукольна посуда и мебель, аптечка и др.
Детские книжки для домашней библиотеки подбираются с учетом возраста ребенка и его предпочитаний.
Они должны быть понятны ребенку, полезные для реального освоения окружающего мира ( избегайте слишком абстрактных, фантастических сюжетов ), вызывать положительные эмоции ( книжки, где описаны страшные или социально неадекватные ситуации, нужно исключить)
Кроме этого у ребенка должен быть материал для творчества: цветные карандаши и фломастеры, акварельные и гуашевые краски, мелки для рисования на асфальте, цветная бумага и картон, пластилин и т.д
Особо нужно отметить необходимость для физического оборудования: очень хорошо, если комната ребенка оборудована спортивным комплексом со шведской стенкой, кольцами, канатом.
Кроме того, купите ребенку разнообразные мячи, обручи, скакалки, а также самокат и велосипед.
Заведующая ПМПК Кусалина Д.М.
ГУ « Костанайская психолого-медико-педагогическая консультация Департамента образования Костанайской области»
____________________________________________________________________
Теперь попросите его назвать те слова, которые он запомнил с первого раза. Подскажите те слова, которые ребенок забыл, повторите их еще раз и попросите его вновь их назвать. В конце занятия можно попросить ученика припомнить те слова, которые он запомнил в начале урока.
«Что изменилось?»
Разрезные картинки
Характеристика 3 группы
трудности | Клинико-психологические причины | диагностика | Направление коррекционной работы |
Постоянная невнимательность и рассеянность | Стойкий цереброастенический синдром, низкий уровень развития произвольности недоразвития объема внимания, недоразвитие концентрации и устойчивости внимания, недоразвитие концентрации и устойчивости внимания, недоразвитие мотивации учебной деятельности | Нейропсихологическое пробы, направленные на анализ развития свойств внимания, наблюдение за ребенком на уроке и в игровой деятельности | Наблюдение у невропатолога, формирование навыков самоконтроля, поэтапное обучение регуляции деятельности в процессе игры. Обучение планированию деятельности с использованием помощи родителей Индивидуальная и групповая форма занятий |
Неумение справляться с заданием в процессе самостоятельной работы в классе | Несформированность приемов в учебной деятельности, недостаточная мотивация учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности | Исследования мыслительной деятельности, исследование особенностей прогностической деятельности- методика « Лабиринт», Косса, исследование особенностей произвольной памяти и внимания исследование уровня самооценки | Обучению предварительному анализу с помощью занятия по модельному конструированию Развитие произвольной памяти и внимания Развития прогностического мышления с помощью методики « Лабиринт» Развитие прогностического мышления с помощью методики « Лабиринт», развитие обобщенной последовательности умозаключений, формирование самооценки, самоконтроля поведения. |
Постоянное забывание учебников, прогулы на уроках, | Энцефалопатический синдром, выраженная эмоциональная нестабильность повышенная импульсивность, низкий уровень развития произвольности, недоразвитие свойств внимания. | Нейропсихологическая диагностика гностических процессов ( гнозис- смущение), анализ поведенческих реакций методом наблюдения в школе, Методика Айзенка | Наблюдение у невропатолога и психиатра, тесный контакт с родителями, групповые занятия с ребенком с использованием игр и заданий, которые ему доступны и интересны, онтогенетически ориентированная психокоррекция , индивидуальные занятия по формированию свойств внимания и памяти. Психорегулирующие тренировки |
неусидчивость | Низкий уровень развития произвольного поведения, индивидуально-типологическая несформированность навыков учебной деятельности | Наблюдение за ребенком вне урока исследования особенностей личности Методика Розенцвейга, Кэтела, Рубинштейна, исследование особенностей развития произвольной памяти и внимания. | Наблюдение невропатолога, охранительно- стимулирующий режим Психорегулирующие тренировки успокаивающие восстановливающие Развитие навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия специально групповых занятиях |
Вариант индивидуальной программы обучения воспитания и развития ребенка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением
Условия воспитания
Ø Всем взрослым соблюдать в выполнении самостоятельных действий, движений, навыков самообслуживания и правил поведения
Ø Все взрослые должны проводить с Катей подгот овительную беседу о смене ситуации. Например, вечером: « Сегодня ложимся спать, уже темно, надо отдыхать. А завтра утром поедим в группу. Там нас ждут тетя Галя, тетя Лена: и дети ждут – Костя- Костя, Аня, Паша
Ø Напоминать Кате, называть себя в первом лице: « Я хочу…» Я буду…Я поела…, Я слепила…, Я мою руки…,Почитай мне сказку..,. При этом обращаться к Кате на «ты»: « Ты и я пойдем гулять, « Я и ты будем смотреть мультфильмы»
Ø Взрослые вступая в контакт с Катей, Предлагают ей ситуативно- познавательной общение, используя настольные, подвижные, сюжетные игры, чтение потешек, считалок, рассказов, или проводят беседу по фотографиям, отражающим личный опыт.
Здоровье
Продолжать создавать необходимые условия для защиты, сохранения, совершенствования и укрепления здоровья ребенка: продолжать поддерживать и выполнять четко режим дня
В процессе выполнения режимных моментов все взрослые обращают внимание на выполнение Катей самостоятельных движений и навыков самообслуживания.
Навыки самообслуживания и культурно- гигиенические навыки
Продолжать закреплять навык самостоятельной еды, используя ложку и вилку
Продолжать учить тщательно пережевывать пищу, пользоваться салфеткой во время еды.
Продолжать учить надевать предметы одежды- трусы, колготки, брюки, шапку, куртку, рейтузы и обувь, учит аккуратно вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик.
Продолжать учить выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и липучками
Обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой.
Учить выполнять некоторые действия самостоятельно ( мыть руки и лицо, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней стороны, аккуратно смывать мыло водой, отжимать руки, а затем их выполнять
Социальное развитие
Продолжать формировать представление о себе: называть свою фамилию, половую принадлежность ( меня зовут Катя, моя фамилия Козлова, Я – девочка, Я –дочка
Учит соотносить ее вещи, игрушки, с местоимениями: моя куртка, мои вещи, мой мяч,. При этом важно, чтобы взрослые в своей речи употребляли личные местоимения: « Я пришла за тобой- Что ты делала в группе, Где твои вещи Возьми свою куртку, Надевай куртку, Ты умеешь одеваться, молодец, Дай мне свою руку, Вот моя рука,- Это твоя рука. Пойдем вместе домой.
Продолжать совершенствовать представления Кати о ее частях тела и лица, их назначение, уточнить представление о назначениях рта и носа ( провести игру « Где носик, где ротик, уточнить функции носа ( через нос мы дышим, там есть дырочки-ноздри, через них проходит воздух, мы вдыхаем воздух и через ноздри дышим).
Изучить рот (там есть губы, зубы, язык: « Это ротик, через него выходит воздух, провести игру « Подуем на шарик.
Закрепить представления Кати о ее желаниях и потребностях: « Я хочу пить, Я устала, я хочу спать, Я не хочу пить, Я хочу смотреть мультфильмы,, Мне надо вымыть руки, Я не хочу читать эту сказку
Закрепить представление о том, что у других людей тоже есть свои желания: Аня хочет играть с тобой в мяч\ он приглашает тебя играть, Паша хочет пить, дай ему чашку с водой, Тетя устала, она хочет спать, Кот Кеша хочет есть\ он мяукает, просит есть, мама хочет пить сок, Тетя Лариса хочет спать
Продолжать формировать представления об отдельных эмоциональных состояниях: радость,- грусть, ( весело- я улыбаюсь, грустно – я не улыбаюсь, я не играю
Продолжать формировать способы взаимодействия со сверстниками: здороваться при встрече, задавать вопросы при встрече, спрашивать: Как дела у тебя, как ты доехала, Какие у тебя игрушки, Как тебя зовут, Кто ты., Давай играть вместе в зоопарк,, будем возить кубики и строить домики для зверей.
Познакомить Катю с тем, что у взрослых есть имя и отчество
Физическое развитие и физическое воспитание
Учить выполнять движения и речевые высказывания, ходить вприсядку, руки на коленях ( например, при ходьбе вприсядку, руки на коленях, произносить: « Мы маленькие цыплятки, мы говорим – цып- цып. Мы маленькие утятки, мы говорим – кря-кря)
Учить ходить на мысках- руки вверх Мы большие жирафы, мы очекнь большие жирафы – вот такие, тянуться вверх, стоя на мысках и произносить звук –« вооо»
Провести игру « где носик, где ротик, уточнить функции носа\
Формировать правильное дыхание во время выполнения движений ( темп медленный\ руки поднять вверх, потянуться, приговаривая: Мы высокие, высокие деревья, мы очень высокие деревья, при этом сделать хороший вдох носом, присесть на карточки – выдох через рот\
Учить прыгать на двух ногах: ноги вместе, руки на поясе, прыжки на месте. Проводить подготовительную работу с Катей к прыжкам, учить сгибать и разгибать колени. Упражнение считается выполненным, если катя сгибает и разгибает колени на ритм : раз, два, три, четыре. Взрослый обязательно хвалит, если Катя выполнила это упражнение 4 раза. Это упражнение очень для подготовки Кати к прыжкам и бегу\
Учить ходить по кругу, высоко поднимая колени ( темп энергичный, считать надо- раз, два, три, четыре. При этом щелкать языком, приговаривая:
«Так цокает лошадка». Затем повернуться в другую сторону и попросить показать, как цокает лошадка, обязательно дождаться показа, при этом контролировать высоту поднимания коленей. Если упражнение проделано хорошо, похвалить, можно энергично пожать руку. Если плохо, то настойчиво, насколько это позволяет настроение Кати, добиться положительного результата.
Учить бросать большой надувной мяч двумя руками, из-за головы бросать мяч вперед, отмечая каждый раз длину броска ( можно бросать в обруч или другую цель).
Учить бросать мяч средней величины, а потом и маленький мяч.
Сенсорное воспитание
Учить складывать предметную картинку из разрезных частей.
Продолжать учить выделять основной признак предмета по заданному параметру, отвлекаясь при этом от второстепенных признаков, т. е.группировку предметов из пред
Вариант индивидуальной программы для детей с тяжелой и глубокой у\о
· Социальное развитие
Формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребенка с близким взрослым
Продолжать формировать умения ребенка обозначать себя жестом « Я», учить выделять части тела и показывать их на себе, повторять за взрослым их функциональное назначение ( ручки хлопают, держат, берут, гладят- ножки ходят,бегают,глазки закрываются, голова наклоняется, ушки слушают)
Включить в исследовательскую деятельность обоняние. Создание
«банка запахов» и « банка вкусов», встречающихся в быту.
Закрепить представления об опасных предметах и привить
элементарные правила безопасности.
· Сенсомоторная сфера
. Мелкая моторика:
• перекладывание предметов разной величины и формы из одного контейнера в другой (от крупных бусинок до зерен пшеницы или подсолнечника)
• собирание бусинок в узкий сосуд.
• нанизывание колец разной величины на основание,
• работа с пластилином, глиной, палочками, орешками, одевание и раздевание кукол,
• застегивание и расстегивание пуговиц, работа со шнуровкой.
• имитирование движений с карандашом на разных уровнях от пассивного к пассивно - активному и к самостоятельному выполнению.
• пальчиковая гимнастика из серии упражнений разных по степени сложности.
· Познавательная сфера.
Ø Работа с различными видами вкладышей,
Ø Постройки башни из 3 -4 х кубиков, собирание матрешки двусоставной
Ø пирамидки из трех колец,
Ø .Подбор предметных картинок по образцу из 2-х пар.
Ø Формирование понятий много - мало.
Ø Соотнесение предметов по одному выбранному признаку ( цвет, форма и величина)
Ø Развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций через
привлечение внимания яркой игрушкой и звучанием музыкальных
инструментов.
Ø Определение направления звука двигательной реакцией.
Ø Развитие тактильно-двигательного восприятия.
Ø Организация обследования объектов с включением тактильно – двигательных действий (игры « узнай на ощупь»),
Ø формирование ощущений «приятно - неприятно», мягкий - твердый и т. д.
Ø Развитие осязание, через организацию взаимодействия с предметами
с разной поверхностью и температурой.
· Предметно - практическая деятельность
• Учить правильно захватывать предмет, удерживать его и адекватно
использовать.( кружка -пить, ложка - есть, игрушка - играть и т. д.)
• Выполнять знакомое действие с предметом по просьбе взрослого вместе и самостоятельно.
Дошкольники
· Создание предметно-развивающей среды
· *формирование адекватного восприятия окружающего мира через позитивное социально-опосредованное взаимодействие его с новым взрослым (педагогом)
· * формирование способов и средств познания окружающей среды,
· формирование положительных форм общения и эмоционально окрашенного взаимодействия у ребенка с близким взрослым (вызывает у него эмоциональный отклик на присутствие взрослого: формирует потребность в общении со взрослым и др.)
· Формирование представлений об окружающем мире и адекватных способов действия в нем ( Я и окружающий мир)
· Одновременное начало обучения детей невербальным и вербальным средствам социальной связи- жестам и речи, частая смена видов деятельности
· продолжать закреплять интерес ребенка к продуктивным видам деятельности- учить работать по подражанию действиям взрослого и речевой инструкции, самостоятельно использовать карандаши, мел, краски и др.
· формировать навыки социального поведения в быту и общественных местах ( на приеме у врача, в магазине и т. д.)
· закреплять социально-бытовые и культурно-гигиенические навыки самообслуживания ( умение аккуратно есть , пользоваться салфеткой во время еды и др.), самостоятельно умываться, причесываться и т.д.
Дети с церебральным параличом- это особая категория детей, у которых отмечается сложная структура дефекта, включающая двигательные, психические и речевые нарушения разной степени выраженности.
Детский церебральный паралич-это сложное полиморфное нарушение, возникающее в пренотальный или нотальный период, вследствие диффузного поражения головного мозга. Эта сложная патология всех рефлекторных форм.
Большинство отечественных и зарубежных ученых указывают, что полноценная адаптация и реабилитация детей с церебральным параличом возможна лишь при комплексной работе ряда специалистов, таких как воспитатель, специалист ЛФК, массажист, врач-невропатолог, логопед, психолог, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования и др.
В силу специфики нарушений развития воспитание и обучение требует использования специальных методов и приемов коррекционно-развивающей работы, которых так не хватает на сегодняшний день.
Общей целью всех специалистов является адаптация ребенка к условиям современного общества, что и является конечным результатом работы каждого
Как и всем детям с нарушениями в развитии детям с ДЦП свойственны особенности эмоциональной сферы, которые должны учитываться при обучении и воспитании.
Психолого-педагогическое изучение старших дошкольников с ДЦП показало что у них встречаются особые специфические страхи:
А )устойчивый и эмоционально интенсивный « страх за свое здоровье «, который лежит в основе:
* страхов, связанных с причинением физического ущерба-100%
* проявление медицинских страхов ( боязни боли, врачей, медицинских инструментов)-35%
* фиксации и болезненного заострения страха собственной смерти_53%
В) страх перемещения в пространстве, в частности боязнь упасть даже с незначительной высоты и усугубить свой двигательный-27%
Рекомендации
*Разработать комплексную программу формирования пространственных представлений у детей с ДЦП с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
*Обязательное включение в эту работу семьи
*Коррекционно-развивающие занятия должны иметь различную форму: групповую, индивидуальную, работу с семьей
Положение психолого-медико-педагогического консилиума
1. Деятельность психолого-медико –педагогического консилиума направлена на решение проблем, приводящих к школьной дезадаптации, связанных с несвоеременным выявлением детей с различными отклонениями в развитии ( проблемы в обучении и воспитании, поведенческого характера, неврологические расстройства).
2. Целью организации консилиума является обеспечение оптимальных лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических условий для детей с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и возможностями,
· Основные задачи консилиума
Обследование детей, поступающих в учреждения образования, с целью определения их готовности к обучению и воспитанию, необходимости проведения коррекционно-развивающей и социальной работы, в том числе по индивидуальной программе реабилитации ребенка с ограниченными возможностями.
Своевременное выявление детей , имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудностями в обучении и воспитании и школьной адаптации.
Определение уровня и особенностей развития познавательной деятельности ( речи, памяти, внимания, работоспособности и других психических функций).
Изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребенка для определения профилактических, коррекционных психолого-педагогических и социальных мероприятий, обеспечивающих индивидуально-дифференцированный подход в обучении и воспитании
Организация взаимодействия между педагогическим составом школы специалистами, участвующими в деятельности консилиума, психолого-медико-педагогической консультации.
Контроль за организацией деятельности консилиума осуществляет администрация организации образования.