Стадии процесса игровой психотерапии при коррекции агрессивного поведения у детей с нарушением интеллекта
Стадии процесса игровой терапии возникают как результат взаимодействия между терапевтом и умственно отсталым ребенком, протекающего в безоценочной, свободной атмосфере игровой комнаты, созданию которой способствует терапевт, демонстрирующий искреннюю заинтересованность и одобрение по отношению к ребенку. Эти уникальные живые отношения, в которых принимается и ценится особость и индивидуальность ребенка, дают ему ощущение дозволенности и позволяют расширить горизонты собствен-ного «Я» в соответствии с тем, насколько он чувствует меру принятия себя терапевтом. Это переживание и расширение собственных возможностей часто проявляется в четко обозначенных стадиях изменений, наступающих по мере развития терапевтического процесса.
Анализируя случаи работы с детьми, страдающими нарушением интеллекта, Хэндрикс заметила, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса:
С 1 по 4 сеансы умственно отсталый ребенок проявляет любопытство, углубляется в исследовательскую, бессистемную и творческую игру, делает простые описательные и информационные замечания и вырабатывает одновременно радость и тревогу;
С 5 по 8 — продолжает исследовательскую, бессистемную, творческую игру, возрастает общая агрессивная направленность игры, по-прежнему выражается радость и тревога; очевидны спонтанные реакции;
С 9 по 12 — исследовательская, бессистемная и агрессивная игра уменьшается, увеличивается игра, направленная на установление отношений, творчество и радость доминируют, вербальное взаимодействие с терапевтом возрастает и выдается больше информации о семье и себе самом;
С 13 по 16 — преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости;
С 17 по 20 — преобладают разыгрывание сценок и ролевая игра, агрессивные высказывания продолжаются, усиливается построение отношений с терапевтом, доминирующей эмоцией становится радость; ребенок продолжает сообщать сведения о себе и о семье;
С 21 по 24 — преобладают игры, направленные на построение отношений, а также драматические и ролевые игры, возрастает число игр с изображением несчастных случаев [24, с. 31],
Эти исследования свидетельствуют о том, что в процессе детской игры можно различать четкие модели установления терапевтических отношений в игровой комнате. По мере развития психотерапевтических отношений умственно отсталые дети начинают выражать чувства более непосредственно и реалистично, тщательнее сосредотачиваются на них и более точно их определяют. Сначала дети погружаются в исследовательскую, бессюжетную, творческую игру. На втором этапе дети чаще играют в агрессивные игры и больше рассказывают о себе и о своей семье. На последних приемах важными становятся драматическая игра и установление отношений с терапевтом.
Большое значение отводится оборудованию игровой комнаты. Игрущки и материалы, необходимые для игровой психотерапии при коррекции агрессивного поведения, можно сгруппировать в три больших класса:
1. Игрушки из реальной жизни:
— кукольное семейство;
— кукольный домик;
— детская посуда;
— машины;
— «медицинский набор» и т. п.
2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию и страх:
— игрушечные солдатики;
— оружие;
— маски воина, бандита, чудовища и т. д.
3. Средства для творческого самовыражения:
— пластилин или глина;
— краски, карандаши и фломастеры;
— конструктор, детская мозаика и т. д.
Следует отметить, что помимо преодоления агрессии в поведении, игровая терапия оказывается эффективной при решении самых разнообразных детских проблем: при невротических и соматических расстройствах у детей; для улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; для снижения тревоги у госпитализированных детей; для облегчения состояния при психосоматических заболеваниях; для улучшения успеваемости детей, испытывающих затруднения в обучении; для коррекции эмоционального состояния детей, подвергшихся насилию или живших в условиях психической напряженности («заброшенные дети») и т. д.
Таким образом, игровая терапия способствует развитию ребенка с нарушением интеллекта, помогая ему узнать и принять самого себя, Игровая терапия способствует также познанию мира. В ответ на атмосферу дозволенности, царящую в игровой комнате, на чувство безопасности, позволяющее до конца быть самим собой, и осторожное требование терапевтических ограничений дети научаются самоконтролю и свободе самовыражения в сочетании с ответственностью.
Большей частью то, что приобретает ребенок в игровой терапии, не относится к сфере когнитивного научения, но есть развивающееся, переживаемое, интуитивное познание самого себя, которое осуществляется в процессе терапевтического опыта. Игровой терапевт сохраняет и транслирует ребенку постоянное внимание и уважение к нему независимо от его поведения, независимо от того, пассивен ли он в игре, или отреагирует агрессию, или хнычет и требует помощи в самом простом задании. Дети ощущают уважение терапевта, чувствуют, что их уважают, а поскольку отсутствует оценка и присутствует постоянное сиюминутное принятие, дети интериоризируют это уважение: иными словами, дети научаются уважать себя, следовательно, научаются уважать и других.
Обыгрывая чувства в присутствии взрослого, который понимает и принимает всю интенсивность этих чувств, умственно отсталые дети учатся понимать, что их чувства могут быть приняты. Дети учатся также быть более открытыми в выражении своих чувств. Коль скоро чувства были выражены открыто и приняты, они перестают быть столь интенсивными, и ими можно управлять более адекватно. По мере того, как дети научаются ответственно управлять своими чувствами, чувства более не управляют ими. Следовательно, в процессе игры дети становятся свободными и понимают, что они могут преодолеть собственные чувства.
Б системе отношений игровой терапии терапевт верит в способность ребенка использовать свои внутренние ресурсы, и поэтому ему удается устоять перед искушением сделать что-то, что лишит детей возможности испробовать собственные силы. По мере того, как терапевт разрешает детям бороться за то, чтобы сделать что-то самим, дети научаются принимать на ., себя ответственность. Когда детям позволяют самим рассчитывать свои действия, предлагать собственное решение проблем, решать собственные задачи — реализуются и развиваются их творческие ресурсы. В этом случае дети гораздо лучше справляются с собственными проблемами и испытывают чувство удовлетворения от того, что они действуют самостоятельно. При этом дети научаются при столкновении с проблемами использовать свой внутренний потенциал и творчески подходить к их решению.
По мере того как ребенок чувствует, что его принимают таким, какой он есть, без всяких заранее обусловленных ожиданий, он постепенно начинает понимать собственную ценность и значимость. Этот процесс общения и проникновения в собственное «Я» осуществляется как прямо, так и косвенно. Встречая безоценочное принятие себя таким, какой он есть, и не испытывая необходимости в том, чтобы быть другим, ребенок постепенно научается принимать себя на эмоциональном уровне. Такое возросшее самопринятие является основным фактором, способствующим развитию позитивной Я-концепции.
Таким образом, проведение игровой терапии позволяет решать многие проблемы, возникающие у ребенка, причем делать это ненавязчиво, не заставляя ребенка строго следовать инструкции, а лишь вовлекая ребенка с нарушением интеллекта в деятельность, так близкую ему и так любимую им.
Хромотерапия
Хромотерапия {лечение цветом) —• древний естественный метод лечения и изменения состояния человека, основанный на использовании узкополосных (монохроматических) излучений оптического диапазона волн. Монохроматические излучения участвуют в осуществлении гомеостатических реакций молекулярного, клеточного, тканевого уровня, а также уровня функциональных систем и организма в целом, они являются естественными регуляторами биохимических, биофизических и энергоинформационных процессов в организме человека, способствуют достижению пси-хосоматической гармонии, могут успешно заменять лекарства и служить универсальным средством лечения многих заболеваний.
Хромотерапия осуществляется через глаза. Энергетический поток света воспринимается колоссальной сетью сосудов, концентрированной пигментреагент-ной системой радужки и сетчатки, и далее беспрепятственно и мгновенно передается в регуляторные центры мозга. Далее свет вызывает в организме целый каскад превращений, воздействуя на органы и системы: активизирует физиологические процессы, восстанавливает баланс внутренней среды, поддерживает устойчивость клеточного метаболизма, регулирует обмены веществ, повышает жизнестойкость клеток и тканей, повышает иммунитет и поддерживает природный механизм гомеостаза [15, с. 18]. Исследования ряда ученых (Дерибере, Жуар, Подольский, Кравков, Фере) по применению цвета и цветового света в качестве терапевтического сродства позволили сделать следующие выводы:
Голубой — антисептический цвет. Он напоминает о мире и побуждает к размышлениям, снижает мускульное напряжение и кровяное давление.
Зеленый — положительно влияет на нервную систему. Это — болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, истерии, усталости.
Желтый — тонизирующий. Стимулирует мозг, зрение, нервную систему, нейтрализует негативные действия. Может быть эффективен в случае умственной недостаточности.
Оранжевый — стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Создает ощущение благополучия и веселья; улучшает пищеварение.
Красный — теплый и раздражительный, Он стимулирует мозг, укрепляет организм [15, с. 132].
Известно, что дети с нарушением интеллекта достаточно часто соматически ослаблены, психически не уравновешены. Для улучшения их здоровья, эмоционального фона можно использовать занятия по хромотерапии. Причем, проводить эти занятия как в активной (окрашивание стен класса в цвета, способствующие снятию напряжения на занятиях, улучшению работоспособности), так и в пассивной форме