Развитие аналитико-синтетической сферы
Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.
Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявлениязакономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи 2-готипа). Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева понятий». Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.
2. Развитие внимания
Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.
Упражнение «Графический диктант» (двухцветный вариант),самостоятельное составление и запись программы «Графического диктанта». Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтахсопорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» (3-й уровень, работа в умозрительном плане),игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.
3. Развитие восприятия и воображения
Формирование способности к детализированному восприятию. Формирование планомерности восприятия (наблюдательности). Развитие творческого воображения и элементов конструкторского мышления.
Упражнения на создание эмоционального образа. Упражнения, аналогичные применяемым на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг» и др.
4. Развитие памяти
Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода из кратковременной в долговременную память).
Упражнения, аналогичные используемым на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации», а такжеупражнение «Зрительный диктант», игра «Волшебный мешочек».
5.Развитие личностно-мотивационной сферы.
Формирование познавательного мотива. Развитие навыков совместной деятельности.
Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.
IV этап
1. Развитие аналитика-синтетической сферы
Формирование элементов абстрактно-логического мышления: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.
Упражнения на поиск закономерности, на обобщение, на проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, с нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Подбери пару», « Угадай слово 9, «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).
2. Развитие внимания
Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.
Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности, осуществление промежуточного и итогового самоконтроля.
Развитие восприятия и воображения
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Упражнения на распознавание целостных, комплексных эмоциональных образов. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти
Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти.
Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
5. Развитие личностно-мотивационной сферы
Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах
и навыков совместной деятельности, формирование социального
статуса ученика.