Развитие аналитико-синтетической сферы

Продолжение развития наглядно-образного мышления и способ­ности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простей­ших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несуще­ственных признаков, выделения существенных признаков с после­дующим использованием проведенного обобщения и выявленияза­кономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежа­щих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Упражнения на вывод заключения из двух отношений, связывающих три объекта (аналитические задачи 2-готипа). Игра «Угадай слово», основанная на построении «дерева по­нятий». Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

2. Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков про­извольности.

Упражнение «Графический диктант» (двухцветный вариант),самостоятельное составление и запись программы «Графического диктанта». Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтахсопорой на план и составление детьми собственных планов к лаби­ринтам, игра «Муха» (3-й уровень, работа в умозрительном плане),игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.

3. Развитие восприятия и воображения

Формирование способности к детализированному восприятию. Формирование планомерности восприятия (наблюдательности). Раз­витие творческого воображения и элементов конструкторского мыш­ления.

Упражнения на создание эмоционального образа. Упражнения, аналогичные применяемым на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг» и др.

4. Развитие памяти

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увели­чение объема, устойчивости, эффективности перевода из кратковре­менной в долговременную память).

Упражнения, аналогичные используемым на 2-м этапе, с увели­чением объема и сложности запоминаемой информации», а такжеупражнение «Зрительный диктант», игра «Волшебный мешочек».

5.Развитие личностно-мотивационной сферы.

Формирование познавательного мотива. Развитие навыков сов­местной деятельности.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

IV этап

1. Развитие аналитика-синтетической сферы

Формирование элементов абстрактно-логического мышления: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, аб­страгирования.

Упражнения на поиск закономерности, на обобщение, на прове­дение классификации предметов, чисел, понятий по заданному ос­нованию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические зада­чи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформули­ровка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и не­достающими данными, с нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях («Подбери пару», « Угадай слово 9, «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»).

2. Развитие внимания

Развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане.

Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самосто­ятельное планирование этапов деятельности, осуществление проме­жуточного и итогового самоконтроля.

Развитие восприятия и воображения

Формирование общей способности искать и находить новые ре­шения, необычные способы достижения требуемого результата, но­вые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Упражнения на распознавание целостных, комплексных эмоци­ональных образов. Упражнения, требующие нетрадиционного под­хода, задачи поискового характера.

Развитие памяти

Развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговре­менной памяти.

Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

5. Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах

и навыков совместной деятельности, формирование социального

статуса ученика.

Наши рекомендации