Развитие способностей у детей.
Развитие способностей у детей совершается в процессе воспитания и обучения. Способности ребёнка формируются посредством овладения тем содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства, которые осваивает подрастающий человек в процессе обучения. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врождённые задатки, с которыми ребёнок появляется на свет. В действенном контакте ребёнка с окружающим его миром, в процессе постепенного освоения достижений предшествующего исторического развития человечества, совершающегося в ходе обучения, задатки — и общие у всех людей и вместе с тем у каждого человека различные — превращаются в многообразные и всё более совершенные способности.
Уже самые первые проявления задатков превращают их в элементарные, начинающие складываться способности. Вместе с тем каждая начинающая складываться способность является как бы задатком для дальнейшего развития способностей. Каждая способность, проявляясь, вместе с тем развивается, переходит на высшую ступень, а переход её на высшую ступень открывает возможности для новых, более высоких её проявлений. Роль задатков в развитии различных способностей различна. Она более значительна и специфична, например, в развитии музыканта, в даровании которого существенную роль играют специфические врождённые свойства слухового аппарата, чем в развитии способностей учёного литературоведа, историка или экономиста.
В развитии способностей у ребёнка существенным этапом является развитие у него так называемой готовности к обучению.С точки зрения господствующей зарубежной психологии и педагогики готовность к обучению выступает как проявляющаяся в различных симптомах зрелость ребёнка, как независимый от обучения результат его созревания, над которым надстраивается обучение. В действительности же способность или готовность для школьного обучения в обучении и формируется, — конечно, на основе той подготовки, которую даёт дошкольное воспитание. Эта способность к обучению не исчерпывается в школьном возрасте, как склонны были утверждать те, которые связывали её с определённым периодом возрастного созревания. Возрастные лимиты для обучения, которые пыталась установить буржуазная педагогика, совсем необязательны: практика массового обучения взрослых в Советском Союзе это доказала. Но, конечно, юные годы всё же исключительно благоприятная пора для учения; в процессе этого учения совершается формирование способностей, которые открывают более широкие возможности для успешного дальнейшего учения и совершенствования в зрелые годы.
В способностях детей — как общих, так и специальных — обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявляются в успешности учебной работы, в том, что различные ученики с различной степенью совершенства справляются с учебными заданиями, с разной глубиной осваивают ту систему знаний, которой они обучаются. Однако успешность саму по себе никак нельзя непосредственно превращать в критерий одарённости. Различная успеваемость разных учеников может быть обусловлена многообразными причинами — интересом к учёбе, который сумел вызвать педагог, предшествующей учебной подготовкой и т. п., а вовсе не только их способностями. Поэтому одни и те же успехи разных учеников могут быть показателями различных способностей, и при одних и тех же или равных способностях их успехи могут быть различны.Для того чтобы сколько-нибудь обоснованно заключать об одарённости детей по успешности их работы, темпам их продвижения и т. п., необходимо учесть условия их развития, а не только его результаты. Лишь соотнеся эти результаты с условиями, при которых они достигнуты, можно, исходя из успешности учебной работы детей, опосредованно составить себе суждение об их одарённости.
С особенной осторожностью нужно относиться к прогнозам. Одарённость, т. е. уровень общих способностей ребёнка, не предопределена раз и навсегда их органическими задатками. Этот уровень обусловлен всем процессом развития личности; на различных этапах его он может изменяться; возможны временные задержки и притом не только в успешности, но и в развитии способностей; возможны также и периоды неожиданно быстрого их расцвета. Менее всего допустимо по низкой успеваемости сразу заключать о сниженной одарённости, относя её за счёт органической недостаточности или дефективности. Слабая успеваемость может быть обусловлена множеством причин, не имеющих ничего общего с врождённой органической недостаточностью или дефективностью. Так, случайно, вследствие тех или иных привходящих обстоятельств, у ребёнка может образоваться пробел в знаниях; этот пробел мешает ему следить за последующим; утеряв нить, ребёнок теряет и интерес к учёбе или к данному предмету; утеряв интерес, он перестаёт работать и таким образом всё больше выпадает из нормальной колеи. Образуется заколдованный круг. В результате, при недостаточно ответственном отношении педагога, положение может всё ухудшаться и создаться видимость безнадёжности, обусловленной стойкими, будто бы стихийными причинами. А между тем круг этот собственно легко разомкнуть, и будто бы «стихийное» бедствие является в действительности результатом человеческой нерадивости, отдающей во власть «стихии» то, что может и должно быть подчинено сознательному воздействию человека.
Иногда встречаются и случаи патологического снижения общих способностей, обусловленные органическими причинами, связанными с ненормальными условиями беременности или же с поражением нервной системы в результате заболеваний ребёнка. Но такие случаи относительно очень редки.
Для обозначения патологии, умственного недоразвития в психопатологии говорят об олигофрении и различают три её ступени: дебильность, имбецильность и идиотизм. Наиболее тяжёлой формой олигофрении является идиотизм — такой низкий уровень умственного развития, при котором индивид без опеки со стороны других людей вовсе не способен ориентироваться в окружающем. Такая тяжёлая форма олигофрении встречается очень редко. Имбецильность — следующая, средняя форма олигофрении; она означает такое значительное снижение умственных способностей, при котором к совершенно самостоятельной трудовой деятельности индивид мало способен. Дебильность — самая лёгкая форма олигофрении; она выражается в некотором снижении способностей, которое не исключает возможности учиться, хотя и по сокращённой программе и замедленными темпами. Для дебильных, умственно-отсталых детей создаются особые вспомогательные школы. Выделять в такие школы правомерно лишь детей с действительно патологическим снижением умственных способностей.
От хода развития, совершающегося в процессе обучения и затем в собственном производительном труде, зависит не только уровень развития способностей, но и их структура — более или менее равномерное развитие различных способностей или преобладание одной-двух специальных способностей на фоне более или менее ярко выраженной общей одарённости. В результате индивидуального жизненного пути, который проходит каждый человек, у него формируется — на основе его задатков — его индивидуально своеобразный склад способностей.
Наличие более или менее значительных индивидуальных различий в способностях требует и индивидуализированного подхода к учащимся.
Вместе с тем, поскольку успешность учебной работы учащихся зависит в известной мере от их способностей, а развитие, формирование их способностей в свою очередь зависит от того, как ребёнок осваивает передаваемые ему в ходе обучения знания, перед педагогом встаёт задача: учитывая способности учащихся во всём их многообразии и индивидуальных особенностях, вместе с тем и формировать их в надлежащем направлении. Раз способности ребёнка не предопределены его врождёнными задатками, а являются не только предпосылкой, но и результатом его развития, само развитие способностей ребёнка не должно и не может совершаться стихийно, самотёком. Оно должно направляться сознательным воздействием человека.
Направление, которое получает развитие способностей подрастающего поколения, существенно зависит от тех требований, которые предъявляет к человеку общественная организация труда, от тех общественных идеалов, в которых эти требования отражаются, и тех форм, которые соответственно принимает организация обучения подрастающего поколения. Разделение труда — разрыв умственного и физического труда — и крайняя его специализация в условиях капиталистического общества привели к тому, что подавляющее большинство людей были лишены возможности всестороннего развития; человек стал приспособляться исключительно к выполнению одной частной функции и превращаться в орган или орудие этой частной функции или узко специализированной работы. В настоящее время перед нами встаёт задача преодоления разрыва между физическим и умственным трудом и такого поднятия культурного уровня масс, при котором было бы достигнуто уравнение людей физического и умственного труда. Тем самым перед нами встаёт как реальная задача формирование всесторонне, гармонически развитой личности. Всестороннее развитие личности предполагает не только всестороннее развитие интересов, но и всестороннее развитие способностей.
Между всесторонним развитием способностей и интересов существует при этом теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересами, с другой — интерес к той или иной деятельности поддерживается её успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями. Эта взаимосвязь не исключает, конечно, и возможности противоречий между интересами к тому или иному предмету, склонностями к той или иной деятельности и способностями. Бывает, как известно, и так, что у человека, у подростка складываются интересы, не отвечающие его способностям. Но это случается по преимуществу при не очень выраженных способностях. Очень значительные способности, подлинный талант, обычно определяют призвание человека, которое, переживаясь как таковое, определяет и направленность интересов.
Всестороннее развитие интересов, означая развитие такой человеческой личности, которой ничто человеческое не чуждо, не исключает этим особой собранности и сосредоточенности интересов по каким-то основным главным руслам. Точно так же всестороннее гармоническое развитие способностей, означая развитие такой человеческой личности, которая не была бы раз и навсегда пригнана к одной узко специализированной деятельности и как бы сведена к одной функции, личности, которой доступны были бы разные сферы человеческой деятельности, не исключает, конечно, особого развития каких-либо специальных способностей (технических, изобразительных, музыкальных) — на фоне достаточно высокого общего развития.