Диссертация как вид научного произведения

Рукопись диссертации - это научное произведение, изложенное по материалам научного исследования, отражающего научное творчество освоения действительности и создание научных ценностей, обогащающих науку. Его предметом является система научных понятий, обеспечивающих возможность реализовать главные функции науки, такие как описание, объяснение, предсказание, обобщение и систематизация явлений и фактов действительности.

В диссертации фиксируются исходные предпосылки научного исследования, весь его ход и полученные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, где отражаются как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.

Диссертация позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их научная новизна и практическая значимость. Она свидетельствует о вкладе диссертанта в науку, демонстрирует уровень его научной квалификации, и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научные задачи.

Соискателям следует представлять особенности, в той или иной степени свойственные диссертационным исследованиям разного научного профиля, и наиболее общие требования, выполнение которых способствует успешному прохождению работ соответствующего профиля. По Б.В.Разбейргу (2009) сведения такого рода, отражающие экспертную оценку автора, которая может быть подвергнута сомнению и не признана другими авторами, представлены в таблице 1.

Таблица 1- Способности автора, необходимые для выполнения исследований в разных отраслях науки

Отрасли наук, по которым присуждаются ученые степени   Что лежит в основе овладения данными науками   Что требуется для защиты диссертации по данным отраслям науки   Степень политизации и идеологизации, % Доля работ, вносящих существенный вклад в науку, %
Географические, Сельскохозяйственные Интуиция, опыт, анализ источников, исторический анализ, аналогии, изучение источников, логика, эксперимент Общее представление о предмете, относительно узкие знания, умение анализировать события и факты, настойчивость, знакомства, связи, содействие
Биологические Логика, умение владеть математическим аппаратом, накопленные знания, эксперимент, анализ, интуиция Природный ум, способности, знание предмета, упорство, настойчивость, везение, помощь, содействие
Экономические Педагогические Анализ, интуиция, опыт, системный подход, учет причинно- следственных связей, статистика, факторология, логика Самые общие представления о предмете, умение четко и убедительно излагать мысли, умелое оперирование данными, умение угождать сильным, связи, поддержка, содействие


Содержимое таблицы иллюстрирует базисное положение, лежащее в основе часто используемых стратегий выбора научной области для облегченного продвижения в ученые.Чем дальше от естественных и ближе к общественным находится наука, чем больше она политизирована и идеологизирована, тем проще в нее проникнуть без глубоких знаний, истинного познания сущности проблем, индивидуального вклада в науку. Тем большее влияние оказывают факторы «проталкивания», внешней поддержки, наличия связей в ученом мире, наряду с собственной эрудицией, умением убеждать, искусством заимствования.

Принятие решения о присуждении ученой или академической степени соискателю - это свидетельство признания его квалификации государством и научной общественностью.

Существенное отличие диссертации от других научных произведений состоит в том, что заключенная в ней научная информация передается в наиболее полном виде. Только здесь обстоятельно раскрывают результаты и ход научных изысканий, детально описывают методику ведения исследований,

В диссертации приводится особо детализируемый фактический материал, включающий подробные обоснования, гипотезы, широкие исторические экскурсы, а результаты научного поиска описываются в наиболее целостной с точки зрения научного познания форме.

Содержание диссертации характеризует оригинальность и новизну материалов, включающих описание новых фактов, явлений и закономерностей природы и общества, а также обобщение ранее известных положений с других позиций или в совершенно ином аспекте.

Диссертация вводит в научный обиход новые представления, концепции и факты. В ее содержании отражается сущность в явлении, закономерность в случайности, общее в единичном, внутреннее во внешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке и соответствует ведущему направлению научного познания, что обеспечивает прирост научного знания.

Главное требование проведенного исследования - это объективность, которое вытекает из специфики научного познания. Диссертация, будучи продуктом научного творчества, представляет собой единство объективных научных фактов и субъективной их оценки, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, так как здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы, поэтому в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каждый ученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.

Своеобразие диссертации и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а путем убеждения в их истинности на основе значимости для научного сообщества норм и критериев.

Диссертация, отражающая одну концепцию или определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь одним из участников заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируются и доказательно критикуются противоречащие ей точки зрения. Здесь получает наиболее полное отражение такое свойство научного познания, как критичность по отношению к существующим взглядам и представлениям. В содержании диссертации присутствует дискуссионный и полемический материал, связанный с пересмотром существующих взглядов.

Специфика диссертации обусловливает необходимость доказательства всех научных положений, зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предположение получает здесь научное объяснение или обоснование. Для этого диссертант в качестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования и подтверждения.

Для диссертации характерна высокая степень абстрагирования, активное применение средств логического мышления, подробное освещение затронутых проблем и точность фактических данных.

Для текста диссертации характерно обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, и наличие обширного математического аппарата. В текст диссертации включается весь имеющийся в распоряжении ее автора знаковый аппарат (специальные термины, латинские обозначения, формулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т.п.), то есть то, что составляет «язык науки», который понятен только специалистам.

Диссертация, как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания и формы, и ее коммуникативная ценность во многом определяется степенью соответствия структуры работы особенностям разработки ее темы, т.е. правильностью выбора последовательности изложения научного материала.

Структура диссертации является одним из уровней отражения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания и внутренней логики развития исследования.

Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждой части текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смысле аспектах проведенного исследования, а также дает возможность убедиться в логической непротиворечивости и последовательности исследовательской программы, заложенной в процессе формирования нового знания.

Текст и структура диссертационной работы должны соответствовать критериям целостности, системности и связности, а также критерию соразмерности его частей.

Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. С этой точки зрения структура диссертационной работы представляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры - часть произведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность изложения научного материала.

Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействием, что не допускает механическое, формальное объединение разнородных элементов.

Связность - критерий диссертационной работы обеспечивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации.

Органическим качеством структуры диссертационной работы являетсясоответствие объема того или иного фрагмента текста его смысловой значимости и научной емкости. Это качество обеспечивает весомость изложенной информации, отражает авторскую логику мышления.

Элементом структуры диссертации являются приложения. В них помещают описания экспериментов, тексты нормативных документов, чертежи, таблицы, графики, карты, исторические памятники научной мысли и т.п. Приложения существенно расширяют содержание диссертационной работы, содержат дополнительные сведения, которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более целостное представление о рассмотренной в работе научной проблеме.

Автору в диссертации не принято давать оценку излагаемого в ней материала, поскольку стиль научной речи - это безличный монолог. Нормы изложения научной информации требуют отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы используют языковые конструкции, исключающие употребление личных местоимений. Особенно это касается местоимения «я».

Все личные пристрастия и оценочные моменты сознательно исключаются из текста. Языковое оформление рационально и находится в границах научного стиля речи - максимум информации при минимуме затраченных на ее выражение языковых средств, объективность, точность и доказательность всех суждений и оценок. Научный стиль определяет отбор лексических и синтаксических средств, формирует сложившиеся черты изложения научного материала.

Все перечисленные признаки и выделяют рукописную диссертацию в самостоятельный вид научного произведения.


Наши рекомендации