Понятие: сущность, логическая структура и виды. Логические операции с понятиями»

Время - 2 часа

Содержание занятия:

Вопрос 1. Сущность, логическая структура и виды понятий по объему и по содержанию

- определение понятия как формы логического мышления;

- логическая структура понятия;

- виды понятий по объему и содержанию;

- закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятия.

Вопрос 2. Логические отношения между понятиями

- сравнимые и несравнимые понятия;

- совместимые и несовместимые понятия;

- виды совместимости (равнообъемность, пересечение, подчинение) и несовместимости (соподчинение, противоположность, противоречие).

Вопрос 3. Определение понятий. Правила определения и возможные ошибки:

- сущность операции определения;

- виды определения (номинальные – реальные, явные – неявные);

- определение через ближайший род и видовые отличия;

- генетическое определение;

- приемы, заменяющие определение;

- правила определения и возможные ошибки.

Вопрос 2. Деление понятий. Правила деления и возможные ошибки:

- сущность и структура операции деления;

- виды деления (по видоизменению признака, дихотомическое деление);

- правила деления и возможные ошибки.

Вопрос 3. Обобщение и ограничение понятий:

- сущность логической операции обобщения понятия;

- предел обобщения, понятие о философских категориях;

- ограничение понятия и его предел.

Контрольный опрос.(Проверка теоретических знаний. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме).

1. Сущность и логическая структура понятия. Виды понятий по объему и содержанию.

2. Отношения между понятиями.

3. Виды логических операций с понятиями и их сущность.

4. Определение понятия: виды, состав, правила и возможные ошибки.

5. Деление понятия: виды, структура, правила и возможные ошибки.

6. Характеристика операций обобщения и ограничения понятий.

Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).

Задания для подготовки к практическому занятию 2/3:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекции.

3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.

4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателем.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 31-60.

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие – М., 2011. С. 4-26.

Простое суждение как форма логического мышления»

Время – 2 часа

Содержание занятия:

Вопрос 1. Простое суждение: сущность, структура, виды:

- определение суждения;

- логическая структура суждения: субъект, предикат, связка и их назначение;

- классификация суждений по количеству субъекта, по качеству связки, по содержанию предиката, по модальности.

Вопрос 2. Распределенность терминов в простых суждениях.

- правила распределенности терминов;

- распределенность терминов в суждениях А, Е, I,О;

- круговые схемы распределенности терминов.

Вопрос 3. Отношения между простыми суждениями. Определение истинности суждений по логическому квадрату:

- виды логических отношений между простыми суждениями;

- понятие о логическом квадрате;

- выведение суждений по логическому квадрату;

- установление истинности (ложности) суждений по логическому
квадрату.

Контрольный опрос(Проверка теоретических знаний. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме).

1. Простое суждение: сущность и логическая структура. Приведите пример.

2. Классифицируйте простые суждения по количеству и качеству. Дайте объединенную классификацию. Приведите примеры.

3. Дайте определения атрибутивным суждениям, суждениям с отношениями, суждениям существования. Приведите примеры. Раскройте их логическую структуру. Запишите их схемы.

4. Дайте определения распределенности (нераспределенности) терминов в простых суждениях. Приведите примеры суждений «А», «Е», «I», «О». Отношения между терминами изобразите в кругах Эйлера.

5. Назовите виды отношений между суждениями, условия истинности (ложности) суждений по логическому квадрату.

Дидактический тренинг (решение задач и упражнений).

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций.

3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.

4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателями.

Литература:

1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридических вузов – 6-е изд., - М., 2011. С. 61-77.

2. Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике: учебное пособие – М., 2011. С. 27-35.

Сложное суждение»

Время – 2 часа

Содержание занятия:

Вопрос 1. Общая характеристика и виды сложных суждений:

- сущность, образование и особенности сложных суждений;

- функциональные и структурные отличия сложных суждений от простых;

- виды логических связок и их назначение;

- формы выражения сложных суждений в русском языке;

- виды сложных суждений по характеру логических союзов;

- конъюнктивные (соединительные) суждения: условия их образования и исходные структуры:

а) один субъект и два предиката – «S есть (не есть) P1 и P2»;

б) два субъекта и один предикат – «S1 и S2 есть (не есть) P»;

в) два субъекта и два предиката – «S1 и S2 есть (не есть) P1 и P2»;

- значение конъюнкции в практике мышления;

- дизъюнктивные(разделительные) суждения; условия их образования и исходные структуры;

- виды дизъюнкции в зависимости от значения союза «или»: слабая (нестрогая) и сильная (строгая);

- понятие о полной (закрытой) и неполной (открытой) дизъюнкции;

- импликативные (условные) суждения и особенности их образования;

- основание (антецедент) условного суждения и следствие (консеквент), их место и значение в логической структуре условного суждения;

- эквивалентные(равнозначные) суждения: понятия о взаимной (прямой и обратной) условной зависимости;

- образование эквивалентных суждений при помощи логического союза «если и только если…, то …»;

- значение сложных суждений в мыслительном процессе.

Наши рекомендации