Выполнение магистерской диссертации как форма НИР

УДК

ББК

Учебно-методическое пособие по написанию магистерской диссертации по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» / Н.А. Родина, Ю.С. Шкурко, А.В. Щербаков, М.Ю. Нацвалова. – Нижний Новгород: «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2016.– 30 с.

Авторы-составители: Родина Н.А., Шкурко Ю.С., Щербаков А.В., Нацвалова М.Ю.

Рецензент: д-р психол.наук, профессор Н.Е. Серебровская

Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» в ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии Института экономики и предпринимательства Е.Н. Летягина

УДК

ББК

© Национальный исследовательский

Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2016



Оглавление

Введение. 4

Раздел 1. Подготовка магистерской диссертации. 8

1.1. Выполнение магистерской диссертации как форма НИР. 8

1.2. Общие требования к магистерской диссертации. 9

1.3. Выбор и утверждение темы диссертационного исследования. 10

1.4. Структурные элементы магистерской диссертации. 10

Раздел 2. Требования к содержанию структурных элементов магистерской диссертации. 12

2.1. Титульный лист. 12

2.2. Оглавление. 12

2.3. Введение. 12

2.4. Основная часть. 13

2.5. Заключение. 14

2.6. Список использованной литературы.. 14

2.7. Приложения. 15

Раздел 3. Правила оформления магистерской диссертации. 16

3.1. Требования к тексту. 16

3.2. Требования к заголовкам. 16

3.3. Нумерация страниц. 16

3.4. Нумерация глав и пунктов. 17

3.5. Иллюстрации. 17

3.6. Таблицы.. 17

3.7. Ссылки. 18

3.8. Приложения. 18

Раздел 4. Представление и защита магистерской диссертации. 19

4.1. Порядок представления магистерской диссертации к защите. 19

4.2.Публичная защита магистерской диссертации. 20

4.3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы.. 20

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 22

Приложение 1. Бланк заявления. 23

Приложение 2. Образец оформления титульного листа. 24

Приложение 3. Образец оформления библиографии. 25

Приложение 4. Бланк отзыва научного руководителя. 26

Приложение 5. Бланк рецензии. 27

Приложение 6. Структура аннотации. 28


Введение

Цель учебно-методического пособия – помочь магистрантам, осваивающим основную профессиональную образовательную программу высшего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 «Психология», обучающимся в Институте экономики и предпринимательства Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского выполнить выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию).

Нормативную правовую базу разработки основной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» составляют:

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

· Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» сентября 2015 г., № 1043;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

ОПОП ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» магистерской программы «Психология личности» и «Организационная психология» позволяет осуществить комплексную подготовку магистров – высокопрофессиональных специалистов в области психологии, конкурентоспособных на рынке труда, владеющих современными знаниями и актуальными практическими навыками в области психологической науки.

Цель ОПОП ВО состоит в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Данная цель достигается путем освоения магистрантами основных категорий психологии и её отраслей; психологических основ формирования личности и сознания, развития познавательных и аффективных процессов; особенностей процесса воспитания и обучения в качестве ведущего фактора личностного развития и социальной интеграции и др.

Магистранты получают эти и другие знания в ходе освоения базовой и вариативной части программы магистратуры (Блок 1).

Помимо этого, в ходе обучения у магистрантов формируются исследовательские, аналитические, прогностические, проектировочные и иные умения и навыки, развиваются профессионально значимых качеств. Это происходит, прежде всего, в ходе практики, включающей научно-исследовательскую работу (Блок 2)

Все полученные знания, приобретенные умения и навыки закрепляются в ходе государственной итоговой аттестации (Блок 3)

В ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского выполнение и защита магистерской диссертации рассматривается в качестве одного из видов научно-исследовательской работы (НИР). Работа над магистерской диссертацией осуществляется в течение всего периода обучения в магистратуре. Завершение магистерской диссертации, как правило, происходит в период прохождения магистрантами преддипломной практики, которая является обязательной.

Выполнение магистерской диссертации призвано продемонстрировать уровень освоения выпускниками по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» с квалификацией (степенью) «магистр» перечисленных ниже общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

– готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

– готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Общепрофессиональные компетенции:

– готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

– готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);

– способность к поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3);

– способность использовать и создавать математические модели для решения научно-исследовательских и практических профессиональных задач с учетом границ их применимости, интерпретировать полученные результаты (ОПК-4).

Профессиональные компетенции (ПК):

· научно-исследовательская деятельность:

– способность анализировать психологические теории в контексте исторических предпосылок развития психологии (ПК-1);

– способность осуществлять постановку проблем, целей и задач исследования, обосновывать гипотезы, разрабатывать программу и методическое обеспечение исследования (теоретического, эмпирического) (ПК-2);

– готовность модифицировать, адаптировать существующие и создавать новые методы и методики научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии с использованием современных информационных технологий (ПК-3);

– способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо- и онтогенезе (ПК-4);

– готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения (ПК-5);

· практическая деятельность:

– готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-6);

– способность создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека (ПК-7);

· проектно-инновационная деятельность:

– способность разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-8);

– способность создавать диагностические методики для психологической экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности в различных профессиональных сферах (ПК-9);

· организационно-управленческая деятельность:

– способность выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности (ПК-10);

– готовность к поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом современного психологического инструментария, отвечающего требованиям валидности, стоимости, информационной, социальной, экономической и этической безопасности (ПК-11);

– способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности (ПК-12);

· педагогическая деятельность:

– способность и готовность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий (ПК-13);

– способность и готовностью к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам (ПК-14).

Учебно-методическое пособие разработано преподавателями кафедры культуры и психологии предпринимательства и содержит требования, предъявляемые к выпускной квалификационной работе по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» магистерских программ «Психология личности» и «Организационная психология» в ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Оно адресовано как магистрантам для грамотного планирования и организации работы над магистерской диссертацией, так и их научным руководителям для согласования требований по оформлению данного вида научной работы.

Раздел 1. Подготовка магистерской диссертации

Раздел 2. Требования к содержанию структурных элементов магистерской диссертации

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей магистерской диссертации, который содержит информацию об авторе и научном руководителе работы, теме исследования, месте и годе выполнения работы.

На титульном листе приводят следующие сведения (Приложение 2):

· наименование высшего учебного заведения;

· наименование направления подготовки и формы обучения;

· наименование магистерской программы;

· тема диссертации;

· ФИО студента;

· ФИО научного руководителя;

· ФИО рецензента;

· допуск к защите;

· город и год.

Оглавление

Оглавление магистерской диссертации содержит в строгой последовательности все структурные элементы работы (введение, главы и подразделы (пункты), заключение, список литературы, приложения) с указанием номера страницы, на которой они размещены.

Нумерация и оформление разделов и подразделов выполняется в соответствии с требованиями настоящего учебно-методического пособия (Раздел 3).

Введение

Во введении определяется суть рассматриваемой проблемы, обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цели и задачи работы, предмет и объект исследования. Здесь коротко описываются основные подходы к изучаемой проблеме, дается оценка современному состоянию изученности проблемы, перечисляются методы исследования. В заключительной части введения также описывается структура работы, с кратким указанием, каким вопросам посвящена каждая из глав.

Структура введения:

· Актуальность исследования

· Цель работы

· Задачи исследования

· Объект и предмет исследования

· Теоретико-методологическая основа исследования

· Методы исследования

· База исследования

· Практическая значимость

· Апробация результатов исследования

· Структура диссертации.

Основная часть

Основная часть состоит из трех глав и нескольких подразделов.

В первой главе излагаются основные теоретические положения, определяющие сущность и содержание предмета исследования, отражается исторический аспект рассмотрения проблемы, рассматриваются точки зрения современных ведущих специалистов по исследуемой теме. В первой главе магистрант систематизирует и критически переосмысливает имеющийся научный материал и формулирует собственную позицию по рассматриваемой проблеме. Цель раздела — создание теоретического задела для анализа объекта исследования в последующих частях работы.

Во второй главе проводится анализ исследуемого объекта с учетом выбранной темы и в соответствии с разработанным планом исследования. В этой главе описывается процедура, методы и методики исследования, участники исследования (выборка). Здесь представляются результаты проведенного исследования, дается их интерпретация. Итогом проведенного исследования должен быть перечень проблем, решению которых посвящена следующая глава диссертационного исследования.

Количество психологических методик, использованных магистрантом в процессе выполнения исследования, должно быть необходимым и достаточным для решения задач диссертационной работы.

Стандартизированные методики, используемые в исследовании, должны быть авторитетными и признаны в психологических научных кругах. Одним из признаков этого является неоднократное проведение исследований другими авторами с использованием выбранной методики, а также публикация этих методик и результатов исследований в респектабельных научных журналах. При этом, выбранную методику нельзя изменять (адаптировать, сокращать и пр.) по своему усмотрению. Она должна быть использована в готовом виде. В противном случае выводы исследования будут невалидными.

Для соблюдения критерия репрезентативности выборки нужно опираться на следующие правила:

· Возраст испытуемых внутри одной группы (экспериментальной и контрольной) должен находиться в пределах одного возрастного этапа;

· Количество испытуемых, необходимое для доказательства гипотезы с определенным уровнем достоверности, определяется статистическими критериями выбранного метода статистической обработки данных;

· Прочие характеристики выборки испытуемых (образование, семейное положение, сфера профессиональной занятости, социальный статус и т.д.) должны быть максимально однородны, если они не являются предметом исследования.

В третьей главе на основе проведенного анализа разрабатываются рекомендации по практическому применению полученных результатов, формулируются предложения по решению выявленных проблем.

Возможен вариант написания диссертационного исследования, при котором вторая глава посвящена детальному анализу объекта исследования, описанию процедуры и методов исследования, тогда как представление результатов исследования и их интерпретация проводится в третьей главе.

Перечисленные выше требования к содержанию каждой главы носят рекомендательный характер и конкретизируются в зависимости от темы диссертационного исследования.

Для наглядного и краткого представления материала должны быть сведены в таблицы, представлены в виде рисунков, схем и др.

Каждый раздел должен заканчиваться краткими выводами для обеспечения содержательного единства всей работы.

Рекомендуется, чтобы все разделы работы были примерно равны по объему.

Заключение

Заключение завершает магистерскую диссертацию.

Заключение должно содержать краткое изложение основных теоретических и практических выводов работы, описание перспектив дальнейших исследований.

Список использованной литературы

В итоговом списке литературы описываются те источники, которые использованы при написании работы. В список литературы включается только та литература, которая непосредственно использована в диссертационном исследовании и на которую имеются ссылки в тексте работы.

Список может содержать литературные источники всех видов – журнальные статьи, монографии, учебные пособия, Интернет-материалы и т.д. Желательно, чтобы в списке литературы большая часть источников была последних лет издания.

Каждый источник в списке литературы должен быть пронумерован. Название монографий, учебников, статей и пр. располагается по алфавиту фамилий авторов или первого слова заглавия.

Список использованной литературы оформляется по правилам Государственного стандарта библиографических ссылок. Образцы оформления списка литературы представлены в приложении 3.

Рекомендуемое количество источников в итоговом списке литературе – не менее 40.

Приложения

В приложения могут быть включены:

· материалы со вспомогательными данными;

· иллюстрации вспомогательного характера (например, вырезки из газет, фотографии и т.п.), усиливающие авторскую аргументацию;

· бланки анкет, тестов и пр., используемые для проведения исследования;

· программы коррекционно-развивающих, тренинговых занятий;

· другие документы, не вошедшие в текст диссертации, и необходимые для полноты представления работы автора.

Приложения следует оформлять согласно требованиями, изложенными в разделе 3.8 настоящего пособия.

Раздел 3. Правила оформления магистерской диссертации

Требования к тексту

Магистерская диссертация должна быть представлена в машинописном виде – на одной стороне листа бумаги формата А4 с междустрочным интервалом 1,5 и обычным межбуквенным интервалом. Выравнивание текста по ширине с автоматическим переносом слов.

Размер шрифта Times New Roman 14.

Размеры полей на странице:

левое-30 мм,

правое-15 мм,

верхнее - 20 мм,

нижнее - 20 мм.

Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту диссертации и равным 1,25 мм.

Требования к заголовкам

При оформлении заголовков магистерской диссертации следует учитывать следующие требования:

1) заголовки глав печатаются в центре поля текста страницы с выравниванием по центру полужирными буквами (размер шрифта 16 кегль), пунктов — полужирными буквами с выравниванием по левой стороне с учетом абзацного отступа (размер шрифта 14 кегль);

2) заголовки глав начинаются с новой страницы, заголовки пунктов — на той странице, где заканчивается предыдущий подраздел.

3) наименование пунктов не разрываются (не переносятся со страницы на страницу), а при возникновении таких разрывов заголовки пунктов начинаются с новой страницы;

4) точку в конце заголовков не ставят, слова в заголовках не переносят, заголовки не подчеркивают.

Нумерация страниц

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется посередине нижнего поля листа.

Титульный лист и аннотация включаются в общую нумерацию страниц магистерской диссертации. Номер страницы на титульном листе и аннотации не ставится. Нумерация начинается с 3 страницы, где начинается оглавление.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах внутри текста диссертации, включают в общую нумерацию страниц работы.

Нумерация страниц диссертации и приложений должна быть сквозная.

Нумерация глав и пунктов

Глава и пункты магистерской диссертации нумеруются арабскими цифрами, например:

Иллюстрации

Иллюстрации (графики, рисунки, схемы, диаграммы и т.п.) следует располагать в магистерской диссертации непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации имеют сквозную нумерацию по всему тексту основной части работы.

Наименование иллюстрации располагают внизу под иллюстрацией: в середине под иллюстрацией с прописной буквы пишется сокращено слово рисунок – «Рис.», после чего ставится его порядковый номер. Например – «Рис. 1». Затем на той же строчке дается наименование рисунка, отражающее в краткой форме его содержание.

Наименование иллюстрации должно быть такого же формата как основной текст (Times New Roman 14), с выравниванием по центру. Сама иллюстрация также выравнивается по центру страницы.

На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте работы. При ссылках на иллюстрации следует писать: «Как видно из рис. 1,…», «Анализ информации, представленной на рис. 1, позволяет сделать вывод...», «В соответствии с рис. 1,…» и т.п.

Таблицы

Таблицы, также как и иллюстрации, имеют сквозную нумерацию.

Обозначение таблицы располагается вверху над таблицей: с правой стороны пишется слово «Таблица» с прописной буквы, после чего ставится ее номер. Название таблицы располагается на другой строчке. Формат названия такой же как формат основного текста, с выравниванием по центру.

Таблица 1 Показатели скорости принятия решений руководителями и подчиненными

Размер шрифта внутри таблица зависит от объема материала в таблице, однако, должен быть не менее 11 пт.

Ссылки

На цитируемые или упоминаемые в магистерской работе монографии, статьи, учебники, Интернет-ресурсы и другие материалы магистрант должен делать библиографические ссылки. При этом в скобках проставляется порядковый номер источника и номер страницы (при наличии у используемого источника нумерации страниц).

Обязательной является ссылка на страницу источника информации при прямом цитировании автора. При этом цитируемый текст заключается в кавычки. При самостоятельном изложении материала, без прямого цитирования, кавычки не ставятся, однако делается сноска на источник.

Например, [15, с.81] означает, что автор ссылается в своей работе на пятнадцатый источник в «Списке используемой литературы» и страницу 81 из этого источника.

При использовании ссылок рекомендуется указывать фамилию и инициалы автора литературного источника. Например – «В своей работе Коган И.С. [15, с.21] рассматривает ...».

Приложения

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение». После слова «Приложение» ставят номер, обозначающий его последовательность, например – «Приложение 3».

Приложение должно иметь заголовок с выравниванием по центру с прописной буквы отдельной строкой ниже слова «Приложение» (см. оформление приложений 1-4 в настоящем учебно-методическом пособии).

Приложение 1

Бланк заявления

Руководителю магистерской программы

(название программы)

_________________________________

(фамилия, имя, отчество)

от магистранта ИЭП ______ курса

_________________________________

(форма обучения: очная, очно-заочная, заочная)

___________________________________ группы

_________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу утвердить тему магистерской диссертации: ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

(название темы)

Предполагаемый объект исследования:

(название предприятия, учреждения, организации)

Контакты магистранта: тел. моб. _____________________________________

e-mail _____________________________________

Подпись магистранта ______________________________/_________________/

Ф.И.О.

«____» ___________________ 20____г.

Подпись научного руководителя__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

(фамилия, и., о., учёная степень, учёное звание, должность)

Подпись руководителя магистерской программы____________________________________

(фамилия, и., о., учёная степень, учёное звание, должность)

Приложение 2

Образец оформления титульного листа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Кафедра культуры и психологии предпринимательства

Направление подготовки 37.04.01 Психология

Магистерская программа «_____________________________»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Тема:

«___________________________________________________»

Руководитель магистерской программы Выполнил (а):________

«_________________________________», магистрант___________

д-р.филос.н., проф. Ермаков С.А. (форма обучения, № группы)

____________________ Научный руководитель:

(подпись)

_____________________________

(ученая степень, ученое звание,

ФИО, подпись)

«___»____________ 20___ г.

Рецензент:

_____________________

(ученая степень, ученое звание, ФИО, подпись)

Нижний Новгород

Приложение 3

Образец оформления библиографии

Правила оформления ссылок на литературу регламентированы действующими государственными стандартами – ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Книги

Брайт Д., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. СПб: Прайм-Еврознак, 2003. 352 с.

Ван Вюгт М., Ахуджа А. Избранные. Эволюционная психология лидерства / Пер. с англ. Д. Стороженко. М.: Карьера Пресс, 2012. 304 с.

Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ, 2002. 560 с.

Kolb D.A. Experiential learning: Experience as the source of learning and development. New Jersey: Prentice-Hall, 1984. 288 p.

Сборники статей

Аналитическая химия и экстракционные процессы: сб.ст./ Отв.ред. А.Т. Пилипенко, Б.И. Набиванец. Киев: Наук. Думка, 1970. 119 с.

Статьи из журналов

Розовская Р.И., Печенкова Е.В., Мершина Е.А., Мачинская Р.И. ФМРТ-исследование удержания в рабочей памяти изображений различной эмоциональной валентности // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Вып. 1. Том 11. С. 27-48

Lerner J.S., Li Y., Valdesolo P., & Kassam K.S. Emotion and Decision Making // Annual Review of Psychology. 2015. Vol. 66. P. 799-823

Интернет-источники

Индикаторы информационного общества: 2013: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2013. URL: http://www.hse.ru/primarydata/iio2013 (дата обращения: 06.05.2016)

Приложение 4

Приложение 5

Бланк рецензии

РЕЦЕНЗИЯ
на магистерскую диссертацию

_________________________________________________________________

(Ф.И. О. магистранта)

_________________________________________________________________

(название магистерской диссертации)

Приложение 6

Структура аннотации

1. Тема диссертации

2.Цели и задачи диссертации

3.Объект и предмет исследования

4.Конкретные результаты работы, их новизна

5.Практическая значимость работы

6. Объем работы, количество таблиц, рисунков, приложений и источников использованной литературы.

Объем аннотации должен составлять не более 1 страницы.

УДК

ББК

Учебно-методическое пособие по написанию магистерской диссертации по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» / Н.А. Родина, Ю.С. Шкурко, А.В. Щербаков, М.Ю. Нацвалова. – Нижний Новгород: «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2016.– 30 с.

Авторы-составители: Родина Н.А., Шкурко Ю.С., Щербаков А.В., Нацвалова М.Ю.

Рецензент: д-р психол.наук, профессор Н.Е. Серебровская

Учебно-методическое пособие предназначено для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» в ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского.

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии Института экономики и предпринимательства Е.Н. Летягина

УДК

ББК

© Национальный исследовательский

Нижегородский государственный

университет им. Н.И. Лобачевского, 2016



Оглавление

Введение. 4

Раздел 1. Подготовка магистерской диссертации. 8

1.1. Выполнение магистерской диссертации как форма НИР. 8

1.2. Общие требования к магистерской диссертации. 9

1.3. Выбор и утверждение темы диссертационного исследования. 10

1.4. Структурные элементы магистерской диссертации. 10

Раздел 2. Требования к содержанию структурных элементов магистерской диссертации. 12

2.1. Титульный лист. 12

2.2. Оглавление. 12

2.3. Введение. 12

2.4. Основная часть. 13

2.5. Заключение. 14

2.6. Список использованной литературы.. 14

2.7. Приложения. 15

Раздел 3. Правила оформления магистерской диссертации. 16

3.1. Требования к тексту. 16

3.2. Требования к заголовкам. 16

3.3. Нумерация страниц. 16

3.4. Нумерация глав и пунктов. 17

3.5. Иллюстрации. 17

3.6. Таблицы.. 17

3.7. Ссылки. 18

3.8. Приложения. 18

Раздел 4. Представление и защита магистерской диссертации. 19

4.1. Порядок представления магистерской диссертации к защите. 19

4.2.Публичная защита магистерской диссертации. 20

4.3. Критерии оценки выпускной квалификационной работы.. 20

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 22

Приложение 1. Бланк заявления. 23

Приложение 2. Образец оформления титульного листа. 24

Приложение 3. Образец оформления библиографии. 25

Приложение 4. Бланк отзыва научного руководителя. 26

Приложение 5. Бланк рецензии. 27

Приложение 6. Структура аннотации. 28


Введение

Цель учебно-методического пособия – помочь магистрантам, осваивающим основную профессиональную образовательную программу высшего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 «Психология», обучающимся в Институте экономики и предпринимательства Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского выполнить выпускную квалификационную работу (магистерскую диссертацию).

Нормативную правовую базу разработки основной образовательной программы высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» составляют:

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

· Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 37.04.01 Психология (уровень магистратуры), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «23» сентября 2015 г., № 1043;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

ОПОП ВО по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» магистерской программы «Психология личности» и «Организационная психология» позволяет осуществить комплексную подготовку магистров – высокопрофессиональных специалистов в области психологии, конкурентоспособных на рынке труда, владеющих современными знаниями и актуальными практическими навыками в области психологической науки.

Цель ОПОП ВО состоит в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.

Данная цель достигается путем освоения магистрантами основных категорий психологии и её отраслей; психологических основ формирования личности и сознания, развития познавательных и аффективных процессов; особенностей процесса воспитания и обучения в качестве ведущего фактора личностного развития и социальной интеграции и др.

Магистранты получают эти и другие знания в ходе освоения базовой и вариативной части программы магистратуры (Блок 1).

Помимо этого, в ходе обучения у магистрантов формируются исследовательские, аналитические, прогностические, проектировочные и иные умения и навыки, развиваются профессионально значимых качеств. Это происходит, прежде всего, в ходе практики, включающей научно-исследовательскую работу (Блок 2)

Все полученные знания, приобретенные умения и навыки закрепляются в ходе государственной итоговой аттестации (Блок 3)

В ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского выполнение и защита магистерской диссертации рассматривается в качестве одного из видов научно-исследовательской работы (НИР). Работа над магистерской диссертацией осуществляется в течение всего периода обучения в магистратуре. Завершение магистерской диссертации, как правило, происходит в период прохождения магистрантами преддипломной практики, которая является обязательной.

Выполнение магистерской диссертации призвано продемонстрировать уровень освоения выпускниками по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» с квалификацией (степенью) «магистр» перечисленных ниже общекультурных (ОК), общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных компетенций.

Общекультурные компетенции:

– способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

– готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

– готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3).

Общепрофессиональные компетенции:

– готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

– готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культур

Наши рекомендации