Краткая характеристика старшего дошкольного возраста

Для старшего дошкольного возраста характерны такие новообразования, как: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последова­тельности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно вы­делить схематизированные представления, которые возникают в про­цессе наглядного моделирования; комплексные представления, отра­жающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преоб­разования различных объектов и явлений (представления о циклично­сти изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздей­ствий, представления о развитии и т.д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что явля­ется основой словесно-логического мышления. Как показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные при­чинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловли­вает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и по­следовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным в результате специальной работы по его активи­зации. В противном случае этот процесс, может не привести к высоко­му уровню.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение внимания и его переключаемость. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Итак, достижения возраста характеризуются нарастанием произвольности процессов восприятия, внимания, памяти. Мышление приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления), речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение. Развитие личности дошкольника связано с появлением соподчинения мотивов, нарастанием произвольности поведения, освоением ряда нравственных норм, психосексуальной идентификацией, формированием приблизительной временной перспективы, обретением более адекватной и устойчивой самооценки, появлением элементов социальной и личностной рефлексии, развитием высших чувств, дифференциацией внешнего и внутреннего мира и т.д.

Перспективный план работы кружка.

Месяц Неделя Темы занятий Направление работы
Сентябрь   Стартовая диагностика. Диагностика
Октябрь Развитие мелкой моторики руки Моторика
Развитие мелкой моторики руки Моторика
Развитие мелкой моторики руки Моторика
Развитие мелкой моторики руки Моторика
Ноябрь Развитие целостности, константности восприятия. Восприятие
Развитие целостности, константности восприятия. Восприятие
Развитие осмысленности, избирательности восприятия. Восприятие
Развитие осмысленности, избирательности восприятия. Восприятие
Декабрь Развитие тактильного восприятия. Восприятие
Развитие произвольной памяти. Память
Развитие произвольной памяти. Память
Развитие слуховой памяти. Память
Январь Развитие зрительной памяти. Память
Развитие механической памяти. Память
Развитие способности к концентрации внимания. Внимание
Развитие способности к концентрации внимания. Внимание
Февраль Развитие способности к переключению внимания. Внимание
Развитие способности к распределению внимания. Внимание
Развитие операций мышления: анализ, синтез. Мышление
Развитие операций мышления: сравнение, обобщение. Мышление
Март Развитие операций мышления: сравнение, обобщение. Мышление
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Мышление
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Мышление
Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Мышление
Апрель Развитие связной речи. Речь
Развитие пассивного словаря, общего понимания смысла текста. Речь
Развитие экспрессивной речи. Речь
Развитие выразительной грамматически правильной речи. Речь
Май Формирование учебной мотивации. Мотивация
Формирование учебной мотивации. Мотивация
Путешествие в страну знаний (итоговое занятие).  
Контрольная диагностика. Диагностика

Модель выпускника

1. Владеет связной речью, овладевает разными функциями речи (в том числе планирующей).

2. Владеет сенсорными эталонами, перцептивными действиями, связанными с познанием, обследованием предметов.

3. Обладает развитым наглядно-образным мышлением, способен к словесному мышлению (при решении доступных, связанных с прежним опытом) задач.

4. Проявляет диалектичность мышления, способен улавливать противоречия.

5. Способен к целостному планированию предстоящей деятельности, к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, логическим операциям.

6. Обладает «внутренним планом действий» с характерным для него оперированием «в уме» заместителями реальных предметов.

7. Умеет строить совместную деятельность.

8. Осознает собственные эмоции.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации к реализации программы

Курс, состоящий из 32 занятий, предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Перед тем, как приступить к основному курсу занятий, необходимо провести психо­диагностическое обследование с целью количественного и качественного анализа уровня психического развития детей. Опираясь на полученные после диагностического обследования данные, необходимо сформировать группу (подгруппу) детей, посещающих занятия психологического кружка.

Структура занятий психологического кружка

Занятия представляют собой комплексы игр и упражнений, направленных на стимулирование активности познавательных процессов. Структура занятий построена так, чтобы дети имели возможность самостоятельно решать проблемные задачи, экспериментировать индивидуально.

В каждом занятии имеются три обязательные части. В подборе внутреннего содержания части педагог — психолог может проявить гибкость и творческий подход.

Подготовительная часть (первый этап). Ее основные задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой, активизировать их познавательную деятельность, сосредоточить внимание на деятельности на этом этапе занятия. Необходимо использовать игры на произвольность внимания, его основных свойств: сосредоточенности, устойчивости и распределения. В начале занятия педагог-психолог может использовать ритуалы приветствия, упражнения на установление доброжелательных отношений, а также ознакомить участников с планом занятия.

Основная часть (второй этап)

Задачи основной части определяет сам педагог-психолог, опираясь на данные диагностического обследования и календарно-тематическое планирование занятий кружка. В занятие включаются игры сенсорного характера, стимулирующие процесс восприятия. Наибольшая нагрузка приходится на комплекс упражнений, активизирующих мыслительные операции и процессы памяти.

Заключительная часть (третий этап)

Основные задачи в этой части — снижение интенсивной нагрузки, завершение

деятельности. Эта часть занятия включает игры, развивающие воображение, также можно предложить игры-шутки. В конце занятия можно использовать ритуалы прощания (окончания занятий).

Следует обратить внимание на то, что в ходе занятий не следует отучать ребенка от игры и ставить перед ним трудные задачи, приучать к систематическим, серьезным учебным задачам, чтобы показать лишний раз, как важно к ним регулярно обращаться, поскольку ребенок с ними не справляется. Напротив, необходимо максимально использовать игру для развития личности дошкольника, поскольку именно игровая форма стимулирует выполнение достаточно сложных заданий и операций, позволяет наиболее полно раскрыть индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

Наряду с этим необходимо широко использовать традиционные дошкольные виды деятельности, которые также проводятся в игровой форме, потому что большинство качеств, важных для первоначального вхождения в школьное обучение (адаптация) закладываются не вне, а внутри ведущей деятельности дошкольника. Использование разного рода игр, игровых упражнений и заданий, наглядно - предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности создают оптимальные условия для развития личности ребенка. Они соответствуют его возрастным особенностям мышления и деятельности, стимулируют познавательную активность, тем самым способствуют умственному развитию; формируют навыки конструктивного общения, способствуют развитию произвольности психических процессов и поведения.

Принципы построения взаимоотношений педагога-психолога с детьми

Для наибольшей эффективности занятий психологического кружка педагог-психолог должен:

-Принимать ребенка таким» каков он есть.

-Не сравнивать ребенка с другими детьми, не выставлять его в невыгодном свете.

-Давать детям возможность самостоятельно решать проблемы и задачи.

-Формировать у детей потребность в оказании взаимопомощи.

-Быть терпеливым и доброжелательным ко всем детям.

-Не фиксировать внимание детей на неудачах, ненавязчиво переключать внимание детей на следующее задание, но для себя выяснить причины неудачи и провести индивидуальную работу.

-Использовать различные формы несловесной поддержки детей: улыбку, поглаживание по голове, пожатие руки, но не выражать свои симпатии в избыточной форме, не захваливать детей.


Наши рекомендации