Научное психологическое исследование и его этапы.
ИсследованиЙ»
Уровень высшего образования магистратура
Направления подготовки 37.04.01 Психология
Программа магистратуры «Организационная психология»
Форма обучения заочная
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 22 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 - Психология
.
Авторы: кандидат психол. наук, доцент Садовникова Н.О.
кандидат психол. наук, доцент Сергеева Т.Б.
Рецензенты: | доктор психологических наук, профессор | Сыманюк Э.Э. |
кандидат пед. наук, профессор Хасанова И.И.
Руководитель магистерской программы Зеер Э.Ф.
Одобрена на заседании кафедры психологии и физиологии.
Протокол от «1» марта 2017 № 8
Заведующая кафедрой психологии и физиологии | Садовникова Н.О. |
Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от «20» марта 2017 г. № 7
Председатель методической комиссии Садовникова Н.О.
Директор Института ППО Хасанова И.И.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой ППР Зеер Э.Ф.
Зам. директора Научной библиотеки
РГППУ Билева Е.Н.
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2017
© Садовникова Н.О., Сергеева Т.Б., 2017 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»4
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 5
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8
4.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ КОНТАКТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 8
4.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 11
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 12
6.1. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ 12
6.2. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 14
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 18
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 19
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Программа предназначена для подготовки магистров психологии в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. В курсе рассматриваются основные этапы психологического исследования, раскрываются основные проблемы современной методологической ситуации, особенности организации психологического исследования.
Цель курса: овладение основами научно-исследовательской деятельности, основными методами и специфическими особенностями проведения научного исследования в области психологии.
Задачи курса:
· постановка проблем исследования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования;
· определение задач исследования, разработка концептуальных моделей, рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовка отдельных заданий для исполнителей;
· усвоение культуры планирования и проведения психологического эксперимента, включающей постановку исследовательских гипотез и определение адекватных им дизайнов, а также грамотное обсуждение полученных результатов и их представление в принятых в науке формах.
2. Место дисциплины в структуре
образовательной программы
Курс «Планирование теоретико-эмпирических исследований» принадлежит базовому и общенаучному циклам, являясь фундаментальной базой для изучения дисциплин этих циклов. Данная дисциплина является логическим продолжением дисциплин «Психодиагностика», «Экспериментальная психология».
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из курса «Психодиагностика»:
Знания: основные функции психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни; знать историю становления и развития психодиагностики; знать критерии нормы и патологии психической деятельности.
Умения: организовывать психологическое исследование; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; уметь проводить анализ результатов, описывать их и интерпретировать.
Владения: приемами организации и планирования эксперимента, процедурами психологического измерения в исследовательских и прикладных работах; методами психологической беседы, наблюдения, опроса, эксперимента и психодиагностики; методами психологической оценки психодиагностических средств; методами психометрической оценки психодиагностических средств.
Из курса «Экспериментальная психология»:
Знания: основные понятия и методы, этапы развития теоретического и эмпирического знания в психологии; иметь представление об основных экспериментальных школах; принципы организации экспериментального исследования в психологии; основные общенаучные исследовательские методы; основные характеристики психологического эксперимента;
Умения: Планировать и проводить эксперимент; грамотно интерпретировать полученные данные. Владеть / быть в состоянии продемонстрировать: навыкам формирования моделей экспериментального исследования; процедурой психологического эксперимента.
Владения: навыкам формирования моделей экспериментального исследования; процедурой психологического эксперимента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Выпускник, освоивший дисциплину «Планирование теоретико-эмпирических исследований» должен обладать следующими компетенциями (ОК):
ОК–3 – готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК–3 – способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения
ПК–3 – способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо и онтогенезе.
ПК–5 – готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам.
В результате освоения дисциплины «Планирование теоретико-эмпирических исследований» обучающийся должен:
Знать:
З1 содержание и структуру научно-исследовательской деятельности;
З2 основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии;
З3 основные нормативы научного познания;
З4 основные методы теоретического и эмпирического познания;
З5 принципы и основные приемы формального и содержательного планирования научного исследования в психологии;
З6 виды эмпирических гипотез, основные виды переменных в психологическом исследовании; основные схемы экспериментального контроля;
З7 основные формы организации эксперимента (естественный, искусственный, лабораторный);
З8 этические нормы научно-исследовательской деятельности в психологии;
З9 правила и требования, предъявляемые к оформлению научных отчетов и докладов;
Уметь:
У1 реализовывать в исследовательской деятельности и в образовательном процессе методологические принципы и методические приемы психологической науки;
У2 определять проблемное поле и тематику исследования;
У3 формулировать научный аппарат исследования (объект, предмет, цели, задачи, гипотезу)
У4 планировать и организовывать научные и прикладные исследования;
различные схемы экспериментального контроля (интраиндивидуальная, межгрупповая, кросс-индивидуальная, многоуровневая, факторная, квазиэкспериментальные и т.д.);
У5 оценивать валидность схем экспериментального контроля, основные угрозы валидности и предлагать способы по совершенствованию схем;
У6 организовывать и оценивать научно-исследовательскую деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики;
У7 оформлять результаты исследований в устной и письменной форме;
Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:
В1 навыками формального и содержательного планирования научного и прикладного исследования; формулировки эмпирических гипотез;
В2 навыками операционализации психологических переменных;
написать научные отчеты и подготовить научные доклады по результатам исследования.
В3 понятиями «научное исследование», «парадигма», «эксперимент»;
навыками критического анализа современного состояния психологической науки и практики;
В4 способность в организации теоретико-эмпирического исследования: обосновывать цели и задачи исследования, планировать этапы исследования, выбирать методы исследования, ставить гипотезы;
В5 навыками критического анализа своей научно-исследовательской деятельности.
Результаты обучения по дисциплине
«Планирование теоретико-эмпирических исследований»
Таблица 1.
Коды компетенции | Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК–3 – | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | З3, З4, З8, З9, У1, У6, У7 |
ОПК–3 – | способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения | З1, З2, З6, З7, У3, У4, У5, В3, В4 |
ПК–3 – | способностью анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в фило-социо и онтогенезе. | З5, В2, У2 |
ПК–5. | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам | У2, В2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.1. Объем дисциплины и виды контактной и
самостоятельной работы
Направление подготовки 37.04.01 - Психология
Таблица 2
Объем учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий | Форма обучения | |
Очная с полным сроком обучения | Заочная с полным сроком обучения | |
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | - | 4 (144) |
Контактная работа, в том числе: | - | |
Лекции | - | |
Практические занятия (семинарские занятия) | - | |
Лабораторные работы | – | – |
Консультации | – | – |
Другие виды контактной работы | – | – |
Самостоятельная работа, в том числе: | - | |
Изучение теоретического курса | - | |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | ||
Контрольная работа | – | |
Курсовая работа | – | – |
Домашние задания | - | |
Подготовка к (зачету) экзамену | - | |
Вид промежуточного контроля | - | зачет |
График изучения дисциплины | ||
Курс | – | 1-й |
Семестр | – | 1-й |
Экзамен (семестр) | - | - |
Зачет (семестр) | - | 1-й |
Контрольная работа (семестр) | – | 1-й |
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСИПЛИНЫ
4.1.Тематический план дисциплины
Таблица 3
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Всего, час. | Вид контактной работы (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практические занятия | Из них, в интерактивной форме | СРС | Консультации | |||||
1. | Научное психологическое исследование и его этапы | - | Контрольное задание Контрольное задание, Литературный обзор Представление концепции и плана исследования Эссе Реферат Выступление на семинаре Контрольное задание Сбор эмпирических данных Реферат Выступление на семинаре Классификационная таблица Аналитические таблицы Классификационная таблица Написание параграфа диссертации Статья Выступление на конференции | ||||||
2. | Разработка концепции и планирование психологического исследования | 2 | Еженед. | ||||||
3. | Сбор эмпирических данных в психологическом исследовании | - | 2 | Еженед. | |||||
4. | Обработка эмпирических данных в психологическом исследовании | - | 2 | Еженед. | |||||
5. | Описание и представление результатов в психологическом исследовании | - | 2 | Еженед. | |||||
6. | Подготовка работы к защите | - | 2 | Еженед. | |||||
13. | Изучение теоретического курса | Зачет | |||||||
14. | Домашние задания | ||||||||
15. | Подготовка к зачету | ||||||||
Итого за семестр | |||||||||
Итого |
Таблица 4
Практические занятия
№ раздела | Наименование практических работ | Кол-во ауд. часов |
Разработка концепции исследования | ||
Эмпирические методы и их эвристические возможности | ||
Современные методы математико-статистической обработки эмпирических данных | ||
Обсуждение и интерпретация результатов исследования | ||
Итоги теоретико-эмпирических исследований |
4.2. Содержание дисциплины
Подготовка работы к защите.
Основные требования к оформлению работы и ее подготовка к защите. Структура научного доклада. Требования к оформлению тезисов доклада. Логика построения статей различных типов. Рекомендации по оформлению иллюстративных материалов.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В преподавании дисциплины «Планирование теоретико-эмпирических исследований» используются следующие формы учебных занятий:
Проблемные диалогические лекции, на которых рассматриваются теоретические подходы;
Интерактивные семинары, где обсуждаются наиболее проблемные вопросы теоретического курса, заслушиваются доклады и сообщения, подготовленные магистрантами, докладываются результаты выполнения домашних заданий, законспектированных научных статей, реферированной литературы;
Конференции, на которых магистранты представляют результаты собственных исследований;
Тренинги, на которых отрабатываются навыки публичной защиты результатов исследования;
Кейс-стади, где магистранты приобретают навыки экспертизы и анализа качества основных параметров научного исследования;
Консультирование магистрантов по вопросам теоретического материала, проведения психологических исследований, самостоятельной работы, подготовки тезисов докладов.
В процессе реализации форм учебной работы используются такие технологии как:
Проблемная,
Ситуационная
Исследовательская
Аналитическая
Программированная
В качестве средств обучения используется литература на бумажных и электронных носителях.
Для определения уровня сформированности компетенций обучающегося, используются:
1. кейс-метод (ситуационные задачи);
2. портфолио научных достижений;
3. проектный метод (научные и учебные проекты).
В ходе изучения учебной дисциплины для магистрантов предусмотрена итоговая аттестация в форме зачета. Допуск к зачету получают магистранты, прошедшие весь курс дисциплины и сдавшие контрольные задания по самостоятельной работе. Условием успешности теоретической и практической подготовки магистрантов к продуктивной профессиональной деятельности является их систематическая самостоятельная работа.
Задания и методические указания по организации и проведению практических и лабораторных занятий
Задания и методические указания по выполнению контрольных работ
Работа с литературой заключается в ее поиске, чтении, анализе, выделение главного, синтезе, обобщении главного и конспектировании. Степень самостоятельности студентов в поиске литературы определяется рекомендациями преподавателем источников материала: обязательная и дополнительная литература, а также самостоятельные поиски студентом необходимых источников.
Конспектом называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Обычно конспект составляется в два этапа. На первом студент читает произведение и делает пометки на полях, выделяя, таким образом, наиболее важные мысли. На втором этапе студент, опираясь на сделанные пометки, кратко, своими словами записывает содержание прочитанного. Желательно использование логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора. Наиболее важные положения изучаемой работы (определения, выводы и т.д.) желательно записать в форме точных цитат (в кавычках, с точным указанием страницы источника).
Следует иметь в виду, что целью конспектирования является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Поэтому хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью. Особенно четко это проявляется при конспектировании работ в электронной форме.
При конспектировании литературных источников и для осмысления информации студентам необходимо:
§ отбирать существенную информацию, отделять ее от второстепенной;
§ лексически перерабатывать материал;
§ составлять словарь понятий по каждой теме;
§ схематизировать и структурировать прочитанный материал;
§ формулировать выводы по прочитанному материалу.
Существует несколько форм ведения записей: план (простой или развернутый), нытики, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический).
План – это наиболее краткая форма записи прочитанного. Перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. План раскрывает логику автора, способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана не исключает цитирования отдельных мест, обобщения более поздних материалов.
Выписки – это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложение мест из источника, данное в понимании студента. Выписки лучше делать на отдельных листах или на карточках. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения авторского текста, в накоплении фактического материала, удобстве их использования при компоновке курсовой работы. Выделяя из прочитанного текста самое главное и существенное, студент при составлении выписок глубже понимает читаемый текст. Составление выписок не только не отнимает у студента время, но, напротив, экономит его, сокращая его на неоднократное возвращение к данному источнику при написании текста курсовой работы. Совершенно обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы – это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность – утвердительный характер. Другими словами, для автора этих тезисов данные умозаключения носят недискуссионный позитивный характер.
Аннотация – очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого осмысливания изучаемого произведения.
Резюме – краткая оценка прочитанного произведения. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.
Конспект – небольшое сжатое изложение изучаемой работы, в котором выделяется самое основное, существенное. Основные требования – краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений. Составление конспекта требует вдумчивости, достаточно больших затрат времени и усилий. Конспект – это средство накопления материала для будущей курсовой работы. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению изучаемого материала, помогает вырабатывать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами. Конспект может быть текстуальным и тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенному произведению, тематический конспект посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом.
Целесообразно составлять конспект после полного прочтения изучаемого материала. Конспект может включать тезисы, краткие записи не только тех или иных положений и выводов, но и доказательств, фактического материала, а также выписки, дословные цитаты, различные примеры, цифровой материал, таблицы, схемы, взятые из конспектируемого источника. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы.
В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях). Для записей всех форм целесообразно, в соответствии с планом курсовой, завести папки или большие конверты, в которые раскладываются записи по обработанным источникам. При этом важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы.
Выполнение контрольных работ по курсу «Планирование теоретико-эмпирических исследований» – один из видов межсессионной самостоятельной работы.
Контрольная работа предполагает выполнение нескольких блоков самостоятельной работы.
Важным элементом оценки качества выполнения контрольной работы становится презентация результатов самостоятельной работы на практических занятиях.
Всего на самостоятельную работу по дисциплине «Планирование теоретико-эмпирических исследований» отводится 128 часов.
Самостоятельная работа по теме 1 «Научное психологическое исследование и его этапы».
Цель работы – изучение специфики организации психологического исследования в выбранной предметной области.
Задание. Анализ трех завершенных психологических исследований по теме, близкой к теме магистерской диссертации (источники – авторефераты диссертаций, статьи в журнале из списка ВАК). Пункты анализа: вид исследования, степень корректности формулирования проблемы и ее актуальности, достоинства и недостатки литературного обзора, характеристика основных этапов, реализованная исследовательская схема, общая критическая оценка работы.
Результаты анализа сдаются преподавателю на первом занятии.
Самостоятельная работа по теме 2 «Разработка концепции и планирование психологического исследования».
Цель – разработка развернутого плана диссертационного исследования.
Задание 1. Написание литературного обзора по теме исследования. Подготовка информационного сообщения на практическом занятии № 1 по итогам проведенного теоретического анализа.
Задание 2. Критический анализ понятийного аппарата трех завершенных психологических исследований по теме, близкой к теме магистерской диссертации (источники – авторефераты диссертаций). Обоснованная оценка степени корректности основных методологических характеристик исследования. Результаты анализа докладываются и обсуждаются на практическом занятии № 3.
Задание 3. Разработка понятийного аппарата диссертационного исследования (тема, проблема и ее актуальность, предмет, объект, цель, задачи, гипотезы). Проект докладывается и обсуждается на практическом занятии № 1, после чего в него вносятся соответствующие коррективы.
Задание 4. Разработка поэтапного календарного плана исследования. Первый вариант описания выборки, методов, методик исследования.
Самостоятельная работа по теме 3 «Сбор эмпирических данных в психологическом исследовании».
Цель – разработка процедуры сбора данных в диссертационном исследовании. Проведение эмпирического экспериментального или психодиагностического исследования (этап сбора данных).
Задание 1. Анализ процедуры сбора эмпирических данных трех завершенных психологических исследований по теме, близкой к теме магистерской диссертации (источники – авторефераты диссертаций). Заполнение таблицы: задачи – методы – методики. Формулирование выводов в формате эссе «Эвристические возможности различных методов психологии». Итоги работы обсуждаются на практическом занятии № 2.
Задание 2. Составление подборки экспериментов в выбранном проблемном поле, реализующих истинный, квази-, факторный экспериментальный план.
Задание 4. Описание экспериментального дизайна, выборки, методов, методик исследования. Представление проекта преподавателю на втором занятии.
Задание 5. Проведение эмпирического экспериментального или психодиагностического исследования (этап сбора данных).
Самостоятельная работа по теме 4 «Обработка эмпирических данных в психологическом исследовании».
Цель – изучение основных стратегий обработки эмпирических данных. Обработка результатов пилотажного эмпирического исследования.
Задание 1. Подготовка доклада и выступление с ним на семинаре «Современные методы математико-статистической обработки эмпирических данных» (практическое занятие № 3)
Темы рефератов:
1. Методы качественного анализа данных.
2. Контент-анализ как метод качественно-количественной обработки текстовой информации.
3. Дескриптивная статистика.
4. Компаративная статистика.
5. Корреляционный анализ.
6. Факторный анализ.
7. Регрессионный анализ.
8. Кластерный анализ.
9. Моделирование структурными уравнениями.
Задание 2. Составление классификационной таблицы «Исследовательские задачи и методы математико-статистической обработки».
Задание 3. Обработка результатов эмпирического исследования. Составление аналитических таблиц.
Самостоятельная работа по теме 5 «Описание и представление результатов в психологическом исследовании».
Цель – освоение основных форм наглядного представления результатов исследования. Интерпретация результатов пилотажного исследования.
Задание 1. Составление классификационной таблицы «Формы наглядного представления результатов: области применения и ограничения».
Задание 2. Написание параграфа «Результаты эмпирического исследования и их обсуждение» (к практическому занятию № 4).
Самостоятельная работа по теме 6 «Подготовка работы к защите».
Задание 1. Подготовка доклада по итогам пилотажного исследования для выступления на научно-практической конференции (презентация на практическом занятии № 5).
Задание 2. Подготовка статьи по итогам пилотажного исследования
6.3. Вопросы для подготовки к зачету
Зачет проводится по объему и качеству выполненной научно-исследовательской деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основная литература
Дьяченко Е.В. Экспериментальная психология: курс лекций [для студентов психолог. спец.]. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2012. – 167 с.
Королева Н.Н. Организация и планирование психологического исследования [Электронный ресурс]: методические рекомендации для вузов. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 99 с.
Парадигмы в психологии. Науковедческий анализ: сборник статей / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. – 446 с.
Юревич А.В. Методология и социология психологии. М.: Институт психологии РАН, 2012. – 271 с.
Дополнительная
Берулава Г.М. Методология современной психологии. – М.: МПСИ, 2009. – 216с.
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. – М.: Смысл, МГППУ, 2009. – 240с.
Ганзен В. А.Системные описания в психологии. – Л.: ЛГУ, 1984. – 176с.
Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. – СПб.: Питер, 2010. – 558с.
Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. – М.: Смысл, 20011. – 288с.
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 2009. – 312с.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2009. – 320с.
Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 235с.
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 320с.
Куликов Л.В. Психологическое исследование. – М.: Речь, 2009. – 184с.
Ломов Б. Ф.Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. – 1174с.
Лубовский Д. В.Введение в методологические основы психологии: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 312с.
Лукашевич В.К. Основы методологии психологического исследования. – Минск, 2009. – 104с.
Петровский А. В., Ярошевский М. Г.Теоретическая психология: Учебное пособие для студентов психол. факультетов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 416с.
Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Брушлинского. – М.: Институт психологии РАН, 1997. – 576с.
Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. – М.: УМК, 2011. – 208с.
Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Избр. труды. – М.: Мысль, 1995. С. 88–114.
Электронные библиотеки
Психологическая библиотека – http://bookap.info/
Портал психологических изданий – http://psyjournals.ru/
Издательство «Лань» [Электронный ресурс]– www URL: http://e.lanbook.com/
Официальный сайт Российской государственной библиотеки –http://www.rsl.ru
Психологический навигатор – http://www.psynavigator.ru/
Материалы по психологии –http://www.psychology-online.ne
Книги и статьи по психологии –http://litpsy.ru
ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для проведения занятий по дисциплине «Планирование теоретико-эмпирических исследований», предусмотренной учебным планом подготовки магистров, имеется необходимая материально-техническая база:
§ учебные аудитории, оснащенные мультимедийными проекторами, интерактивными досками для демонстрации учебного материала;
§ специализированные компьютерные классы с подключенным к ним периферийным устройством и оборудованием;
§ переносные мультимедийные средства;
§ учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения;
§ учебно-методические комплексы, электронные учебники, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, банк компьютерных презентаций по тематике разделов дисциплины;
§ библиотека института с техническими возможностями перевода основных библиотечных фондов в электронную форму.
8.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам)
Для проведения занятий
Для проведения лекций – лекционный зал, оборудованный техническими средствами обучения для просмотра мультимедийных материалов (презентаций, выполненных в компьютерной программе Microsoft Office Power Point, схем, а также видеофильмов и видеосюжетов), по соответствующим темам дисциплины. Для организации и проведения практических занятий – аудитории, оборудованные техническими средствами обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ИсследованиЙ»
Уровень высшего образования магистратура
Направления подготовки 37.04.01 Психология
Программа магистратуры «Организационная психология»
Форма обучения заочная
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2017. 22 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 - Психология
.
Авторы: кандидат психол. наук, доцент Садовникова Н.О.
кандидат психол. наук, доцент Сергеева Т.Б.
Рецензенты: | доктор психологических наук, профессор | Сыманюк Э.Э. |
кандидат пед. наук, профессор Хасанова И.И.
Руководитель магистерской программы Зеер Э.Ф.
Одобрена на заседании кафедры психологии и физиологии.
Протокол от «1» марта 2017 № 8
Заведующая кафедрой психологии и физиологии | Садовникова Н.О. |
Рекомендована к печати методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол от «20» марта 2017 г. № 7
Председатель методической комиссии Садовникова Н.О.
Директор Института ППО Хасанова И.И.
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой ПП