Упражнения по теме «Суждение»
УПРАЖНЕНИЕ № 1
1. Выявите суждения (укажите субъект и предикат) в следующих предложениях и определит, являются ли они суждениями, атрибутивными, с отношениями или существования:
а) «Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора».
б) Каждый день шел дождь.
в) Иван Ивановивич и Иван Никифорович были добрыми соседями.
г) «Есть такая партия!»
д) Некоторые природные явления еще не объяснены.
е) М. скорее всего украл эту вещь.
ж) Бывают дети, которые учатся прилежно.
з) Нелюбознательных детей не бывает.
и) Многие первокурсники не могут перевести этот текст без словаря.
к) Дубровский с Машей так и не встретились.
л) Все вечера он проводил дома.
м) Не было вечера, который он провел бы дома.
2. Найдите предикаты в следующих суждениях и определите, являются ли эти суждения утвердительными или отрицательными:
а) Все мы получили не то, что хотели.
б) Этот город не больше поселка.
в) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
г) Некоторым современным британцам читать Шекспира нелегко.
д) В большинстве известных учебников не рассматривается этот вопрос.
е) Ни в одной книге нет стольких ошибок, как в этой.
ж) «Никогда не забудут жители Краснодона этой ночи».
з) Нет семиклассника, которому не известна теорема Пифагора.
и) Не бывает пирожных бесплатных.
к) Никто не может быть свободным от общества, в котором он живет.
3. Определите тип категорических суждений (найдите квантор, субъект и предикат):
а) Никакие экстренные меры здесь не помогут.
б) Кое-какие книги о путешествии Колумба были в школьной библиотеке.
в) Некоторые умеющие читать люди нигде не учились.
г) Какую книгу этого издательства ни возьми — в любой есть опечатки.
д) Любая работа, в которой нет новых идей, не достойна премии.
е) Некоторые современники динозавров не вымерли до сих пор.
ж) Никто без аттестата о среднем образовании не может быть принят в институт.
з) В некоторых отраслях есть нерентабельные предприятия.
4. Проанализируйте структуру следующих суждений и определите их вид:
а) Великобритания является конституционной монархией.
б) Форма правления определяется статусом главы государства.
в) Сейчас уже нет Дон-Кихотов.
г) Явление, представляющее собой причину другого явления, предшествует своему действию во времени.
д) Уральские горы отделяю Европу от Азии.
е) Это суждение является простым или сложным.
ж) В России русский язык является государственным.
з) В контрольной работе не было ошибок.
и) На миру и смерть красна.
к) Ошибочно решение о продаже акций, которое вы приняли вчера.
л) Свой дурак дороже чужого умника.
5. Определите вид категорических суждений, приведите их к канонической форме, укажите, какие термины в них распределены, а какие — нет:
а) Каждое государство Восточной Европы — республика.
б) Преступление — это общественно опасное деяние.
в) Раба не следует держать в неволе.
г) Бывают такие жизненные ошибки, которые дают жизненный опыт.
д) Привычка нередко превращается во всепоглощающую страсть.
е) Взяточник никогда не бывает честным.
ж) Человек желает счастья.
з) Иногда республики бывают недемократическими.
и) Среди ученых встречаются неумные люди.
к) Большинство государств в Азии — монархии.
УПРАЖНЕНИЕ № 2
1. Запишите логическую форму сложных суждений и определите их вид (по главному союзу):
а) Жарко и идет дождь.
б) Идет дождь, но нельзя сказать, что жарко.
в) Дождь не идет, но не жарко.
г) Или я тебя не понимаю, или ты не хочешь меня понять.
д) Это действие или похвально, или постыдно, или безразлично.
е) Не приходом люди богатеют, а расходом.
ж) Подальше положишь, поближе возьмешь.
з) То и полезно, что в рот полезло.
и) Если бы Иван IV (Грозный) был зол по природе и не заботился об интересах государства, то он не отменил бы опричнины.
к) Можно сказать, что неверно, что Иван IV был зол по природе и не заботился об интересах государства, тогда и только тогда, когда Иван IV не был зол по природе или заботился об интересах государства.
л) Картины Рембрандта известны каждому художнику.
м) Каждый, кому известны картины Рембрандта, восхищается их красотой.
н) Экзамены обычно сдают только те, кто хорошо учился в течение семестра.
о) Уголовное дело может быть возбуждено, когда имеются достаточные данные, указывающие на наличие состава преступления.
п) Нельзя сказать, что чтение этого романа приятно или полезно.
р) Этот человек рыцарь, если только он не лжец.
2. Определите, в каких отношениях находятся сложные суждения в следующих парах:
а) Студент не допускается к сдаче экзаменов, если он не сдал зачеты. — Если студент сдал зачеты, то он допускается к сдаче экзаменов.
б) Научная проблема либо решается, либо объявляется неразрешимой. — Неверно, что если научная проблема не решается, то она объявляется неразрешимой.
в) Число может не делиться на 9, но при этом делиться на 3. — Неверно, что если число не делится на 3, то оно не делится на 9.
г) Повернувшись спиной к наиболее интригующим событиям человеческой истории, невозможно понять логику этой истории. — Неверно, что логику человеческой истории можно понять только при условии рассмотрения наиболее интригующих ее событий.
д) Неверно, что летом не было дождей или было холодно. — Если летом не было холодно, то были дожди.
е) Свидетель не знает потерпевшего или не говорит правды. — Если свидетель говорит правду, то он не знает потерпевшего.
ж) Неверно, что только один из этих двух экзаменов не был трубным. — Оба экзамена были трудными.
з) Никто не хотел умирать, не зная, за что умирает. — Либо человек знал, за что умирает, либо не хотел умирать.
и) Неверно, что, не зная правил грамматики, нельзя писать грамотно. — Неверно, что либо человек знает правила грамматики, либо не может писать грамотно.
к) Если угла геометрических фигур соответственно не равны, то лишь в этом случае фигуры не подобны. — Неверно, что если геометрические фигуры не подобны, то их углы соответственно равны.
3. Определите отношения между категорическими суждениями:
а) Не каждый человек грамотен. — Некоторые люди грамотны.
б) Всякое открытие ведет к новым проблемам. — Не всякое открытие ведет к новым проблемам.
в) Неверно, что некоторые существительные не склоняются. — Неверно, что все существительные склоняются.
г) Ни одно событие не имело таких последствий. — Не каждое событие имело такие последствия.
д) На всякого мудреца довольно простоты. — Не на всякого мудреца довольно простоты.
е) Не все то — золото, что блестит. — Некоторые блестящие предметы — золото.
ж) Некоторые книги не кажутся безвредными. — Не все книги не кажутся безвредными.
з) Неверно, что ни один учебник логики не читается легко. — Не все учебники логики читаются легко.
и) Ни в одном уголовном кодексе нет статьи о спекуляции. — Неверно, что ни в одном уголовном кодексе нет статьи о спекуляции.
к) В некоторых учебниках нет опечаток. — Неверно. Что существуют учебники, в которых есть опечатки.
л) Ни в одном послевоенном году не было такой засухи. — Неверно, что в отдельные послевоенные годы была такая засуха.
м) Нет ничего тайного, что не стало бы явным. — Не существует такого тайного, которое стало бы явным.
н) Каждая война сопровождается жертвами и потерями. — Не бывает войн без жертв и потерь.
о) В отдельные дни августа шел дождь. — Ни один день в августе не был дождлив.
п) Встречаются животные, съедающие за день больше собственного веса. — Большинство животных не съедает за день больше собственного веса.
4. Установите вид модальности следующих высказываний:
а) А вдруг снежный человек существует.
б) Две прямые линии не могут замыкать пространства.
в) Из высказываний «Иван — брат Петра» следует высказывание «Петр — брат Ивана».
г) Автор должен знать элементы подготовки рукописи к набору.
д) Нельзя переезжать железнодорожные пути, если шлагбаум закрыт.
е) Жаль, что он не принял замечания во внимание.
ж) В самом деле, ты оказался прав.
з) Вор должен сидеть в тюрьме!
и) Он знает, кто открыл на Венере атмосферу.
к) Это неплохо, что ты дал ему взаймы.
л) Показано, что диагонали квадрата пересекаются под прямым углом.
Раздел V.
ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
План
1. Вопрос и его роль в познании. Логическая структура вопроса.
2. Виды вопросов.
3. Ответ. Виды ответов.
4. Уловки и ошибки в вопросно-ответном искусстве.
Цель изучения раздела — ознакомление с основными понятиями и принципами логической теории вопроса, формирование практических навыков оперирования с ними.
Задачи раздела — изучение:
1) основных родовых признаков вопросов;
2) структуры вопросов и его видов;
3) структуры ответов и их разновидностей;
4) правил и ошибок, а также уловок в вопросно-ответном искусстве.
Глава 1.