Логические операции с понятиями: определение, деление, обобщение, ограничение.
Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Отличие определения от сравнения, характеристики, описания состоит в том, что в нем указываются такие общие и существенные признаки предмета, каждый из которых в отдельности необходим, а все вместе они достаточны для выделения предмета среди других сходных предметов.
Правила определения:
1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяемого должен полн6остью совпадать с объемом определяющего. Если данное правило нарушается, то возможны следующие логические ошибки:
o Определение слишком широкое;
o Определение слишком узкое.
2. Определение не должно быть только отрицательным.
3. Нельзя раскрывать определяемое через самое себя. Если данное правило нарушается, то возможны ошибки:
o Тавтология.
o Круг в определении: когда определяющее понятие в свою очередь раскрывается через определяемое.
4. Нельзя определять неизвестное через неизвестное.
Деление– это логическая операция, посредством которой раскрывается объем понятия.
Правила деления:
1. Деление должно быть соразмерным, т.е. объем делимого должен полностью исчерпываться членами деления. Если это правило не соблюдается, то возможны две ошибки: неполнота в делении, когда пропущен один или несколько членов деления, и излишество в делении, когда добавлен лишний член.
2. Деление должно производиться по одному основанию. Нарушение этого правила ведет к ошибке – т.н. перекрестное деление. (население делится на мужчин, женщин и детей).
3. Члены деления должны исключать друг друга.
4. Деление должно быть последовательным и определенным: от рода следует переходить к видам, а от них – к ближайшим подвидам. Иначе – логическая ошибка – скачок в делении.
Обобщение и ограничение понятий.
Обобщение– это логическая операция, где происходит движение от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Например, «Конституция Украины» - «конституция». Обобщение может быть правильным (если мысль движется от видового понятия к родовому) и неправильное (если создается лишь видимость перехода от рода к виду, а на самом деле возможен другой род).
Ограничение– логическая операция, в которой осуществляется движение мысли от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, т.е. от рода к виду. Например, «студент» - «студент КрФ РГУП». Ограничение правильно, если осуществляется переход от родового понятия к видовому. Если же полученное в результате операции понятие не является видом данного рода, то ограничение неправильно.
Литература
Основная
1. Антюшин С.С., Михалкин Н.В. Логика: учеб. пособие– М.: РАП, 2013. – 256 с.
2. Гетманова А.Д. Логика для юристов. М.: Омега-Л, 2007. – 424 с.
3. Ивлев Ю. В. Логика для юристов. Учебник. М., 2010.
4. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учебник для юридических вузов. М.: Юристь, 2001. – 256 с.
5. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 365 с.
6. Солодухин О.А. Логика для юристов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384 с.
Дополнительная
1.Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить. – Харьков, 2009. – 512 с.
2.Гетманова А. Д. Логика. Углублённый курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2008. – 192 с.
3.Гусев Д. А.Логика. – М., 2010. – 376 с.
4.Карпинская О.Ю., Лященко О.В., Меськов В.С., Шрамко Я.В. Экспресс-Логика. — М., 1997. — с 135.
СЕМИНАР 4. Суждение как форма мышления. Суждение и норма права.
Время: 2 часа
Цель занятия: выявить специфику суждения как логической формы.
Ключевые понятия: суждение, термины суждения, субъект, предикат, связка, логический квадрат, модальность.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность суждения как логической формы мышления.
2. Структура суждения.
3. Выражение суждения в языке. Суждение и предложение.
4. Классификация суждений. Простые суждения и их виды.
5. Распределённость терминов в простых суждениях.
6. Отношения между простыми суждениями.
7. Суждения в праве.
Темы рефератов:
1. Суждение и вопрос.
2. Виды суждений.
3. Логический квадрат.
Логические задачи:
1. Определите тип суждения по характеру предиката:
1. Логика как наука появилась в Древней Греции.
2. Москва больше Симферополя
3. А. Кони – знаменитый русский адвокат.
4. Первая Французская республика была провозглашена в 1792 году.
5. Аудитория 320 больше чем 204.
6. Студенты сдают экзамены.
7. Конституция РФ вступила в действие 25 декабря 1993 года.
8. Дети любят играть в подвижные игры.
9. У некоторых студентов отличная память.
10. Площадь Антарктиды почти вдвое больше территории России.
11. На Луне нет жизни.
12. Кант родился 22 апреля 1724 г. четвертым ребенком в семье
потомственного шорника.
13. Россия – федеративное государство.
14. Первая империя во Франции просуществовала 11 лет.
15. Алкоголь снижает уровень вменяемости личности.
16. Зенон Элейский – ученик Парменида.
17. Древнеиндийская логика распространилась во многих странах Востока.
18. Объем понятия «Столица России» полностью совпадает с объемом понятия «Москва».
19. Содержание понятия «студент» шире содержания понятия «студент РГУП».
20. Некоторые знаки не имеют значения.
Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом. Определите распределенность терминов.
1. Ни один преступник не избежит ответственности.
2. Благородный человек, по учению Конфуция, обладает человеколюбием.
3. Студенты юридического факультета изучают правовые науки.
4. Суждения бывают релятивными.
5. Виновные избегают ответственности.
6. Свидетели дают правдивые показания.
7. Преступники подвергаются наказанию.
8. Студенты иногда опаздывают на занятия.
9. Лень никогда не приводит к добру.
10. Прекрасное и полезное отчасти совпадают.