Практикум №2: работа над речевым ошибками.
.
1. Работа сохраняет художественно-выразительные средства исходного изложения (эмоционально-оценочную лексику, метафоры, эпитеты, поэтический синтаксис, перифразы, интонацию, создающуюся соответствующим подбором слов)
2.Работа соответствует требованиям к слогу сочинения любого характера
( литературоведческого, критического, литературно-творческого, на «свободную» тему):
а) точность и чистота языка (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий
хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
б) простота и красота (доступность для понимания, совершенство речи, искренность, отсутствие заумных фраз, вычурных слов и оборотов, ложного пафоса, надуманных эмоций, стандартных, примитивных выражений, словесных штампов);
в) точность и краткость (подбор слов, передающих именно те мысли, какие пишущий хотел выразить; отсутствие в предложении лишних слов);
г) образность (выразительность, эмоциональность выражения мысли, вызывающие наглядные представления, определённые чувства).
Задание№1.Прочитай текст и найди выражения, которые передают мысль неточно.
1.Чацкий— характер не только социально обусловленный, но и общечеловеческий. Дело Чацкого не только исторически прогрессивно, оно вечно. В мире вечна борьба старого и нового, умного и пошлого, бездарности и гения, и первым борцом за новое, прекрасное, страдающим в настоящем, но побеждающим в будущем, всегда выступает Чацкий.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
— нарушена логика построения предложения.
Правильно так:
В мире вечна борьба старого и нового, умного и пошлого, бездарности и гения. И первыми борцами за новое, прекрасное всегда выступают люди, подобные Чацкому. Они всегда несчастны в настоящем, но обязательно побеждают в будущем.
2. Но за Чацким стоит грибоедов, и грибоедовский ум, грибоедовское мужество и грибоедовская любовь слышны в словах Чацкого.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
— слово слышны неточно передаёт замысел ученика. Правильно так отражены.
Правильно так:
Но за Чацким стоит грибоедов, и грибоедовский ум, грибоедовское мужество и грибоедовская любовь отражены в словах Чацкого.
3. Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более жив в своём герое, чем как историческое лицо.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Грибоедова давно нет, история его времени всё менее близка нам, а комедия не стареет, и Грибоедов, несомненно, более живв своём герое, чем как историческое лицо.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
См выражениеистория его времени: возникает путаница значений слова история – случай, рассказ или истории —это объективный ход событий, период развития (государства, личности, общества)?
Правильно так:
Время, в которое жил писатель, всё менее близко нам.
Грибоедов более жив в своём герое, чем как историческое лицо.
Правильно так:
И теперь для нас Грибоедов жив в своём литературном герое не как историческое лицо, а как выразитель общих вольнодумных, прогрессивных идей и взглядов начала 19 века.
4. Обличение светского общества в комедии обеспечило ей шумный успех среди передовых людей того времени. Общечеловеческие черты героев комедии создали ей славу на века. А всё сильное, живое, молодое в её главном герое Чацком делают бессмертным её автора.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Обличение светского общества в комедии обеспечило ей шумный успех среди передовых людей того времени. Общечеловеческие черты героев комедии создали ей славу на века. А всё сильное, живое, молодое в её главном герое Чацком делают бессмертным её автора.
Проверь себя:
— см выражение шумный успех:шумный не значит прогрессивный, полезный. Правильно так: большой успех или вызвало большой резонанс в передовых кругах.
— см выражение общечеловеческие черты героев комедии. Лучше добавить слова: типичные, узнаваемые черты героев комедии Грибоедова.
— см выражение всё сильное, живое, молодое в её главном герое Чацком: лучшезаменить всё на существительное начало.
Правильно так:
А сильное, живое, молодое начало главного героя комедии Чацкого сделало этот образ незабываемым, не сравнимым ни с какими другими литературными героями. Так комедия сделала бессмертным своего автора.
5. Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов даёт сатирические характеристики «лучших» его членов – либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев, «голова…какой в России нету». Но выразить суть общества Репетилов может только своим: «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» — обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Описывая «тайное общество» Английского клуба, Грибоедов даёт сатирические характеристики «лучших» его членов – либеральных болтунов. Это князь Григорий, Евдоким Воркулов, Ипполит Удушьев, «голова…какой в России нету». Но выразить суть общества Репетилов может только своим : «Шумим, братец, шумим». На самом деле «секретнейший союз» — обыкновенная компания кутил, лгунов, пьяниц.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
— см выражение Но выразить суть общества Репетилов может только своим… Не понятно: своим собратьям по обществу или своим лозунгом – резюме?
Правильно так:
Но выразить суть общества Репетилов может только так: « Шумим, братец, шумим».
6. Простой русской женщине в творчестве Н.А. Некрасова принадлежит одно из центральных мест.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Простой русской женщине в творчестве Н.А. Некрасова принадлежит одно из центральных мест.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
— см. выражение простой русской женщин… принадлежит одно из центральных мест…
Не понятно: речь идёт о какой-то конкретной русской женщине?
Правильно так:
Одно из центральных мест в поэзии Н.А. Некрасова принадлежит (занимает) образ простой русской женщины-крестьянки.
7. Безысходность – лейтмотив романа Ф.М.Достоевского «преступление и наказание». Сцена знакомства Раскольникова с нищим отставным чиновником Мармеладовым в трактире даёт тон всему повествованию. Фраза Мармеладова « понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно— витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человека.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Безысходность – лейтмотив романа Ф.М.Достоевского « преступление и наказание». Сцена знакомства Раскольникова с нищим отставным чиновником Мармеладовым в трактире даёттон всему повествованию. ФразаМармеладова « понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?» — сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно— витиеватой и « канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человека.
Проверь себя:
—см. выражение сцена… даёт тон всему повествованию.
Правильно так:
Задаёт тон.
— см. выражение фраза… поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека…и тему романа…
Правильно так:
Фраза подчёркивает значимость сцены в трактире, и образа маленького человека….. и романа о трагической судьбе «униженного и угнетённого» человека.
8. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
«Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между? прошлой, обеспеченной и богатой жизнью и ?жалкой, нищенской настоящей
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
— см. выражение противоречие между прошлой…жизнью и жалкой…настоящей.
Правильно так:
«Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между жизнью прошлой, обеспеченной и богатой, и жизнью настоящей, жалкой и нищенской
9. Столкнув Лужина с Дуней, девушкой гордой, добродетельной, воспитанием и развитием выше его, Достоевский показал духовную ничтожность преуспевающего «разумного грабителя».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Столкнув Лужина с Дуней, девушкой гордой, добродетельной, воспитанием и развитиемвыше его, Достоевскийпоказал духовную ничтожность преуспевающего «разумного грабителя».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
— см выражение воспитанием и развитием выше его. Какое развитие имеет в виду пишущий – физическое или интеллектуальное? Кроме того, нарушена логика объектных отношений: не понятно «выше кого» Дуня, выше Лужина или выше Достоевского?
Правильно так:
Достоевскийпоказал духовную ничтожность своего героя Лужина — преуспевающего «разумного грабителя», столкнув его с Дуней, девушкой гордой, добродетельной, воспитанием и интеллектуальным развитием его превосходящей.
10. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
-см. выражения вариант объяснения – это характерная форма буржуазно-анархического протеста. Нарушена логика: вариант объяснения принадлежит Достоевскому, характерная форма протеста характерна для общества. Между этими понятиями нельзя ставить знак равенства (-).
Правильно так:
Есть ещё одно объяснение мотивов преступления Раскольникова. Убийство бесполезной, вредной, ничтожной твари ради жизни тысяч достойных людей явилось выражением назревшего буржуазно-анархического протеста целого поколения молодых людей России второй половины 19 века.
11. Например, монолог Мармеладова в трактире, носящий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Такой монолог становится неустанной борьбой с самим собой, с воображаемым свидетелем, с человеческим обществом в целом.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Например, монолог Мармеладова в трактире, носящий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Такой монолог становится неустанной борьбой с самим собой, с воображаемым свидетелем, с человеческим обществом в целом.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
—см. выражениевсю ситуацию.
Правильно так:
Всё действие в романе.
— см. выражение монолог становится неустанной борьбой…
Правильно так:
Такой монолог становится выражениемнеустанной борьбы героя с самим собой…
Задание №2. Определи слова, употреблённые в несвойственном им значении. Исправь ошибку.
Объяснение: слово-замена искажает смысл предложения; приобретает иное значение; употребляется в другом контексте.
1. Правда зачастую скрыта в глубинах произведения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Значение слова зачастую отличается от значения слова часто;
Значение слова глубины придаёт тексту (предложению) иное значение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Правда часто скрыта писателем между строк произведения.
2.Жилин радовался, что обратно может совершить побег.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Значение слова обратно искажает авторскую мысль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Жилин радовался, что может совершить новую попытку побега.
3.Блок следует традиции предка.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Значение слова предок искажает авторскую мысль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Замена: предок-предшественник.
4.Однако Мандельштам полагает поэта бессмертным.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Значение слова полагает искажает авторскую мысль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
.
Проверь себя:
Однако Мандельштам считает, что настоящий поэт бессмертен.
5.Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
:
Подсказка:
Значение слов поменялось и эффективные искажают авторскую мысль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Моё отношение к этой проблемене изменилось. Были приняты эффективные меры.
6.Ночь и звёзды вызывают у лирического героя добрые воспоминания о бывалой любви.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Значение слова бывалой искажает авторскую мысль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Ночь и звёзды вызывают у лирического героя добрые воспоминания о былой любви.
7. Здесь, в этом обществе, находятся его идеалы – люди, обладающие титулами, богатством, авторитетом, связями.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
— значение слова идеалы искажает авторскую мысль.
— употребление лишнего слова в предложении.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В этом обществе находятся его кумиры – люди, обладающие титулами, богатством, авторитетом, связями.
8. Дуют пронзительные ветра, тротуары и дороги превращают мокрый снег в обширные моря грязи.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слова пронзительные и обширные искажают авторскую мысль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Дует пронизывающий ветер, тротуары и дороги мокрый снег превращает в бескрайнее море грязи.
9. Именно их соединяет Блок в образе предводителя двенадцати.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово предводитель искажает авторскую мысль.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Именно их соединяет Блок в образе идущего впереди двенадцати красноармейцев.
10.Жить старой, неинтересной жизнью герой не хотел…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Значение слова старой искажает авторскую мысль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Жить прежней, неинтересной жизнью герой не хотел.
11.Иван помогает принять существенное для неё решение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Значение слова существенное искажает авторский замысел.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Иван помогает принять важное для неё решение.
Задание №3. Определи, какое слово, выражение требуют замены словом-синонимом, передающим авторскую мысль более чётко. Исправь ошибку.
Объяснение: синонимичное слово-замена «не вписывается» в контекст, так как имеет свои лексические условия употребления, оно лишь приблизительно передаёт смысл выражаемого.
1.Слова поэта заставляют общественность проснуться, посмотреть вокруг, встать на борьбу за светлое будущее.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение встать на борьбу требует синонимической замены выражением, передающим смысл высказывания более чётко.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
…посмотреть вокруг, подняться на борьбу за светлое будущее.
2.Люди ослеплены хаосом, царящим вокруг них.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение ослеплены хаосом требует синонимической замены выражением, передающим смысл высказывания более чётко
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Люди не замечают, не видят хаоса, царящего вокруг них.
3.В конечном предложении автор применяет градацию.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение в конечном требует синонимической замены выражением, передающим смысл высказывания более чётко.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В последнем предложении абзаца…
4.Поэт показывает, что ночь – гнетущая пора.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово показывает требует синонимической замены выражением, передающим смысл высказывания более чётко.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Поэт подчёркивает: ночь для лирического героя – гнетущая пора.
5. Время заключает в себе то, что было и творилось на земле.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение было и творилось требует синонимической замены выражением, передающим смысл высказывания более чётко.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Время заключает в себе то, что совершалось на земле.
Задание№4.Найди слова, имеющие иную стилевую окраску, и исправь ошибку.
Объяснение: слово-замена имеет оттенок другого стиля речи ( вместо художественного – публицистический, официально-деловой или научный стиль), нарушает стилистическую стройность текста.
1. Правда зачастую скрыта поэтом…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово зачастую требует замены.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Правда часто скрыта поэтом…
2. Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить читателя по другой колее. восприятия.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово колея требует замены.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Колея – слово ограниченной сферы употребления. Замена – направить в другую сторону.
3.В этом плане стихотворение Бориса Пастернака более спокойно, более размеренно.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение в этом плане имеет оттенок официально-делового стиля, его употребление в сочинении нежелательно. Перестройте предложение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Данное стихотворение Бориса Пастернака звучит более размеренно, плавно.
4.Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
_____________________________________________________________________________
Проверь себя:
Астафьевприбегает к употреблению…
( выражение то и дело исключено из предложения)
5.Что касается голоса лирического героя, то он в произведениях Ф. Тютчева и И.Бунина звучит по-разному.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение что касается голоса лирического героя следует исключить, так как оно относится к деловому стилю.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Мы были шокированы прекрасной игрой актёров.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово шокированы требует замены.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Нам понравилась игра актёров.
Задание № 5. Найди эмоционально-окрашенные слова или фразеологизмы, которые употреблены неуместно, и исправь ошибку.
Объяснение: Слово (выражение)-замена придаёт оттенок излишней эмоциональности; «приукрашивают» текст. Работу отличает ложно-пафосная речь.
1.Особенно отчётливо представлены размышления поэтов на эти особенно волнующие их темы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение представлены размышления поэтов требует замены.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверьте себя:
Особенно отчётливо выражены размышления поэтов на волнующие их темы.
2. Благодаря творениям потрясающих авторов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово потрясающих требует замены.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Благодаря великим произведениям известных поэтов Серебряного века, мы слышим «громкую мелодию эпохи».
3. Все его стихи пропитаны особым восприятием жизни.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Всё предложение необходимо перестроить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В стихах поэт отразил своё видение жизни.
Задание №6.Найди неоправданно употреблённые просторечные слова и исправь ошибку.
1. Таким людям всегда удаётся объегорить других.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово объегорить требует замены.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Таким людям всегда удаётся обмануть других.
2.Через два часа спектакль закончился и все пошли по домам.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение все пошли по домам требует замены
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Через два часа спектакль закончился, и все разошлись.
3.Это Россия вообще, такая, какая она есть сама по себе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение вообще, такая, какая она есть сама по себе необходимо заменить
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Это Россия самобытная, не похожая ни на какую другую державу.
Задание №7. Найдите элементы нарушения лексической сочетаемости.
Объяснение: слова между собой не могут быть связаны по смыслу и грамматически: у каждого из них своя сфера лексического употребления, свои условия предложной связи. При замене слов в устойчивых словосочетаниях искажается смысл высказывания в целом.
1. К двадцатым годам успела произойти перемена в социальной жизни страны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Необходимо изменить число выражения перемена в социальной жизни.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Проверь себя:
В двадцатые годы произошли изменения (перемены) в социальной жизни страны.
2.Поэты и писатели задумывались на тему будущего своей страны.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение задумывались на тему необходимо заменить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Поэты и писатели задумывались о будущем своей страны.
3.У Цветаевой образ будущего представлен через образ поезда.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
-в предложении повторяется слово образ.
— выражение представлен через образ необходимо заменить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В стихотворении Цветаевой поезд символизирует будущее, которое…
4.Лирическая героиня приходит в смятение, она мечется от одного предмета к другому, мысли её путаются.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
приходит в смятение и мечется по комнате – выражения с одним и тем же значением;
Проверь себя:
Лирическая героиня мечется по комнате, мысли её путаются.
5. В стихотворении Мандельштама нет борьбы: он не видит смысла сопротивляться судьбе.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Неудачное употребление личного местоимения он.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В стихотворении Мандельштама не ведётся речь о борьбе: лирический герой (вм. «он») не видит смысла сопротивляться судьбе.
6.Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности…
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение увеличивает впечатление и художественные особенности необходимо заменить.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Автор использует средства художественной выразительности, чтобы создать впечатление….
Задание №8. Найди лишние слова в предложении (плеоназм).
Объяснение: слова, дублирующие смысловое содержание, нарушают целостность предложения, текста.
1. В двух этих произведениях звучит тема отчаяния.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
В выражении в двух этих содержится повтор.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В этих произведениях звучит тема отчаяния.
2. В обществе произошли социальные изменения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слова социальный и общество имеют общий смысловой стержень.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В общественном укладе страны произошли большие изменения.
3. Красоту пейзажа природы автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
-слова пейзаж и природа имеют общий смысловой стержень;
— местоимение нам лишнее.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Красоту природы автор передаёт с помощью художественных приёмов.
4.Молодой юноша, очень прекрасный.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
-Слово прекрасный обозначает признак в наивысшей степени его проявления.
-слово молодой лишнее, т.к. юноша старым не бывает.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Прекрасный юноша.
5.Просто физически ощущаешь исходящее от них тепло.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слово просто лишнее.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Ощущаешь исходящее тепло.
6. Тютчев как бы сравнивает ночь с прекрасной девушкой.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Выражение как бы лишнее.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Тютчевсравнивает ночь с прекрасной девушкой.
Задание №9.Найди ошибку, связанную с употреблением в одном предложении однокоренных слов.
1. Под ногами героя рассказа подножка вагона.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Заменить слово герой во втором случае (назвать имя героя произведения, использовать существительное с оценочным значением: несчастный, бедняга)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
Герой рассказа выскакивает на подножку вагона.
2. В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подсказка:
Слова рассказ и рассказывается имеют один корень (тавтология)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя:
В этом рассказе идёт речь…
3.Вдоль улиц растут стройные тополя, пух которых покрывает землю белоснежным пу