О собеседовании при приеме на работу и некоторых других проблемах
Вообще-то требования к служебной одежде в наши дни гораздо менее строги, чем когда-то, хотя в действительности это вовсе не означает, что на работе можно носить все, что угодно. В некоторых компаниях до сих пор существуют формальные правила, предписывающие носить на службе какую-то определенную одежду, тогда как в других может ничего и не говориться на этот счет, однако все прекрасно знают о существовании неписаных правил. Но, чтобы это понять, вы должны сначала устроиться на работу, и то, как вы оденетесь для собеседования, может повысить или понизить ваши шансы на успех. Большинство интервью длится примерно полчаса, но решающими являются первые несколько минут. Исследования показывают, что мнение о рейтинге претендента, сложившееся у того, кто проводит собеседование в течение первых четырех минут, почти всегда предвосхищает конечный результат. И, что еще более удивительно, это мнение складывается до того, как проводящий собеседование хотя бы заглянет в заполненную соискателем требуемую анкету. Насколько важны первые впечатления, видно из того, что в 80 % случаев «экзаменатор» составляет свое мнение еще до того, как соискателю удается произнести хоть одно слово! Поэтому остановимся подробнее на том, как вести себя при собеседовании.
Из всего сказанного выше можно заключить, что то, как вы выглядите во время собеседования, во многом определяет, получите ли вы работу или нет. Проблема, что же именно надеть, в известной степени легче решается мужчинами, так как у них существует в некотором роде «униформа», которая подбирается в зависимости от той конкретной работы, на которую нужно устроиться. Тем не менее есть мельчайшие нюансы, могущие производить различное впечатление. От продавцов и служащих, непосредственно работающих с клиентами, обычно ожидают, что они будут одеты модно, однако без крайностей, чтобы не огорчать традиционно мыслящих людей. Если вы когда-либо раньше трудились на том поприще, куда вновь хотите попасть, то прекрасно представляете сами, чего от вас ждут, если же нет — то, может, стоит провести пару минут в конце рабочего дня, наблюдая, какую одежду носят работающие в этом учреждении люди.
Женщины, обладая гораздо большей свободой выбора; испытывают значительные трудности в выборе одежды для собеседования. Первая проблема, которую вам придется решить, — подчеркнуть ли вашу женственность или же придать себе более строгий вид. Так как вы не желаете выглядеть ни слишком строго, ни чересчур легкомысленно, добиться желаемого равновесия нелегко. Психолог Сандра Форсет исследовала эффект, производимый разными стилями женской одежды при поступлении женщин на фабрику. Были разработаны четыре стиля, располагавшиеся от наименее мужественного (легкое бежевое платье из мягкой ткани с маленьким круглым воротничком, юбкой в сборку и длинными рукавами) до наиболее приближенного к мужскому (темный костюм строгого кроя с белой блузкой и английским воротником). Затем управляющих кадрами просили по видео посмотреть интервью с одними и теми же женщинами, попеременно надевавшими разную одежду, и решить, кого из них они приняли бы на службу. Женщин чаще всего брали на работу, когда на них был второй из «наиболее мужских» нарядов — бежевый костюм с жакетом-блейзером и шарфом на шее. Самый женственный наряд наиболее редко приносил успех. Из этого следует, что лучше всего выбрать что-то, слегка напоминающее мужской костюм, не заходя, однако, слишком далеко. Власть одежды, конечно, очень сильна, но потенциальный работодатель не склонен принимать на работу монстра, которого он не сможет контролировать. Ваш будущий хозяин желает быть уверенным, что сможет руководить вами, если вы будете приняты.
Другие исследования подтверждают, что женщины, которые подают себя, завуалировав свою женственность, воспринимаются как более компетентные, упорные, заинтересованные в работе и уверенные в своих силах, чем откровенно женственные. Однако не следует принимать это утверждение слишком прямолинейно; необходимо также учитывать традиции, присущие каждой определенной сфере деятельности. Бежевый блейзер и юбка, красно-коричневая блузка с миленьким шарфиком, возможно, не пройдут столь гладко в отделе социальной службы, художественной студии или в фирме по разработке компьютерных программ, где нормой признан несколько иной, более нестандартный и индивидуальный стиль. Эксперты не рекомендуют надевать слишком много украшений, или выставлять их напоказ, так как это рассеивает внимание проводящих интервью. Часики на запястье прекрасно подойдут — если только вы не поглядываете на них во время собеседования, что свидетельствовало бы о вашем волнении и желании поскорее унести ноги.
Какой бы наряд вы ни избрали, чтобы соответствовать ситуации, вам необходимо хорошо себя в нем чувствовать — он должен поддержать вашу уверенность в себе. Если же вы будете выглядеть так, словно потратили массу времени и усилий, чтобы одеться соответственно выбранной роли, Ваш работодатель так или иначе поймет, что вы готовились к собеседованию как к серьезной борьбе. С другой стороны, нигде не отнесутся хорошо и к тому, если вы будете производить впечатление человека, в спешке набросившего на себя то, что надевали вчера!
ЧТЕНИЕ СИГНАЛОВ
Психологи, изучающие значение одежды в человеческом обществе, пришли к некоторым общим выводам, хотя, конечно, это вовсе не означает, что они срабатывают на сто процентов во всех случаях жизни.
• Мужчины, как правило, одеваются так, чтобы обозначить свой социальный статус или профессию. Одежда для них — прежде всего символ их социальной принадлежности или «мундир». Женщины же, по мнению психологов, более склонны одеваться так, чтобы подчеркнуть или затушевать свои сексуальные сигналы. Однако оба этих общих правила все чаще и чаще нарушаются по мере освоения женщинами традиционно мужских профессий, что, в свою очередь, влияет на выбор одежды.
• Определенная категория людей, к которой могут относиться как женщины, так и мужчины, одевается, чтобы продемонстрировать свое благосостояние (или же благосостояние своего партнера). Дорогие часы, украшения, одежда с этикетками престижных фирм и прочее служат этой цели, подчеркивая достаток их обладателя.
• Многие мужчины в качестве символа респектабельности до сих пор еще носят галстуки. Наличие галстука, например, клубного, школьного или университетского, может в глазах посвященных характеризовать их владельца и передавать таким образом дополнительную информацию. Галстук типа шейного платка обычно считается символом некоторой эксцентричности, дополняя, например, образ «рассеянного профессора».
• Исследования показывают, что люди с комплексами и интроверты предпочитают более спокойные цвета, такие как серый, синий и коричневый. Экстраверты выбирают яркие, смелые расцветки и вообще нетрадиционный стиль одежды. Синий костюм с белой рубашкой до сих пор иногда ассоциируется в глазах окружающих с успехом в бизнесе.
• Полагают, что ткани из натуральных волокон производят более выгодное впечатление, чем искусственные.
УВЕРЕННО ШАГАЯ ПО ЖИЗНИ
Специальные исследования показали, что в создании первого впечатления существенную роль играет обувь — полагают, что она многое может сказать о личности человека. В этом отношении обувь попадает в ту же категорию, что и ногти на руках, зубы или волосы, гак как человек, за ними не следящий, в общем и целом воспринимается окружающими как неаккуратный. Оценивается вовсе не то, какую обувь вы носите, а то, насколько тщательно вы за ней ухаживаете. Важно и то, подходит ли она к вашему костюму и соответствует случаю. Например, кроссовки превосходно подходят к небрежному и спортивному стилям одежды, однако выглядели бы нелепо со строгим костюмом. И наоборот, элегантные выходные туфли, надетые с джинсами или же па пляже, означали бы для большинства окружающих, что вы начисто лишены вкуса!
Целый ряд распространенных выражений, таких как «стоптанные каблуки», «опустившийся до того, что подметки отрываются», ботинки «каши просят» и тому подобные, указывают, что обувь в значительной степени характеризует достаток владельца. Ухоженные, начищенные ДО блеска башмаки связывались в представлениях окружающих с престижной работой, которая диктует выбор соответствующей одежды. Стиль также играет важную роль. Женщины упорно не желают отказываться от высоких каблуков, несмотря на всю их непрактичность и причиняемые ими неудобства. «Шпильки» нравятся и мужчинам и женщинам, возможно, потому, что, подчеркивая движения бедер при походке, делают женщин более сексуально привлекательными, что одинаково нравится и им самим, и сторонним наблюдателям. Из мужской обуви, по мнению многих женщин, наиболее сексуально привлекательными являются либо строгие черные хорошо начищенные туфли, либо кожаные ботинки «ковбойского» типа, так как и те и другие ассоциируются в их глазах с мужественностью и силой. Как это часто бывает, и в этом случае мужчинам гораздо легче, чем женщинам. Строгие, хорошо вычищенные ботинки для строгих костюмов, плюс «ковбойские» ботинки, плюс кроссовки для соответствующих случаев — вот тот джентльменский набор, который выручит вас в большинстве жизненных ситуаций. Женщины же могут нуждаться в гораздо более разнообразном ассортименте обуви, особенно если предпочитают подчеркивающие сексуальную привлекательность туфли на «шпильках», которые не годятся для работы и не являются повседневными. Если вы хотите произвести на окружающих хорошее впечатление, вам необходимо подбирать обувь не только к случаю, но также ко всей остальной одежде и аксессуарам.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ И ПОДСКАЗКИ
Очки.В то время как миллионы отдают предпочтение контактным линзам, гораздо больше людей, чем вы полагаете, носят очки несмотря на прекрасное зрение. Изящные очки превратились в МОДНЫЙ аксессуар, и нет никакого сомнения в том, что хорошо подобранная пара окажется удачным штрихом вашего внешнего облика. И еще одни плюс — люди будут считать вас в очках умнее, чем без них. Причем разница эта весьма существенна — при отсутствии другой информации, коэффициент ваших интеллектуальных способностей вырастет в глазах окружающих на 15 позиций, которые позволяют перейти от «среднего» к «блестящему», или же от «блестящего» к «суперблестящему». В данном случае этот переход происходит чисто умозрительно и скорее всего под влиянием стереотипа. Другое исследование показало, что те, кто действительно нуждается в очках, в среднем на самом деле умнее остальных людей, однако превосходят их лишь на 5 — 10 позиций, а вовсе не на 15. Некоторые ученые утверждают, что разница может быть наследственной. Другими словами, если вы унаследовали слабое зрение, то не выживете и не произведете на свет себе подобных, если не будете чуть-чуть умнее других и тем самым не компенсируете свой недостаток.
Вынуждены будем огорчить тех, кто таким образом собирается повысить свой рейтинг, ибо «очковый» эффект вскоре исчезает. Он мощно воздействует на первое впечатление или же в том случае, если кто-нибудь разглядывает фотографию человека в очках, но даже после 5-минутното разговора эти чары рассеиваются. С этого момента и далее оценка Ваших умственных способностей будет в большей степени зависеть от того, что вы скажете или совершите.
Очки на лице могут влиять на отношение к вам со стороны окружающих.
Прическа. Наше отношение к различным прическам в основном является данью условностям, а потому имеет тенденцию меняться с течением времени. Длинные волосы, по крайней мере у женщин, в нашем сознании прочно связаны с юностью и сексуальной привлекательностью, в то время как короткие стрижки многие считают неженственными и даже хулиганскими. Восприятие это полностью зависит от человека, и, конечно, существует разница между стрижкой почти наголо и разнообразием причесок из коротких волос, которым часто отдают предпочтение люди веселые и, в еще большей степени, те, у кого выпадают волосы. Люди старшего поколения до сих пор презрительно говорят о «длинноволосых юнцах», хотя еще сравнительно недавно люди творческих профессий предпочитали носить в качестве прически нечто, напоминающее конский хвост.
Даже в очень кратком описании внешности другого человека мы часто упоминаем о его прическе. К примеру, когда узнаем о том, что некая дама подала жалобу на то, что ее кандидатура на выборы в парламент была отвергнута партийной комиссией, так как против высказалась «команда консерваторов». Независимо от того, была отклонена ее жалоба или же нет, все поняли, людей какого сорта она имела в виду, вне зависимости от того, кто был прав в этом конфликте. Не только некоторые люди склонны к предположениям такого рода, мы и сами часто осмеливаемся следовать подобным стереотипам. Как и одежда, прическа часто указывает на принадлежность данного человека к той или иной социальной группе. Так, стоящие дыбом разноцветные волосы свидетельствуют о том, что перед нами — панк, а тугие мелкие завитки сообщают о том, что предки этого человека жили в Африке или районе Карибского моря.
Усы и борода.Бриться или не бриться? Решение, к которому приходит каждый мужчина, в значительной степени определяется тем, каким его видят другие. Бороды более приняты в одних кругах, нежели в других. Некоторые носят бороды, чтобы дополнить выбранный ими «артистический» или «академический» имидж. Например, никто особенно не удивится, увидев бороду на лице профессора или директора театра. Следует помнить, однако, что, если за бородой тщательно, не ухаживать, она легко может придать своему владельцу неопрятный, неухоженный вид. Некоторые люди склонны полагать, что бородатому человеку всегда, есть что скрывать, — раз уж он скрывает свой собственный подбородок! Специальные; опросы показали, что у женщин не существует единого мнения относительно того, кто привлекательней — бородатые мужчины или же их гладко выбритые собратья. Усы также способны передавать множество сигналов — в зависимости от конкретных людей или ситуаций. Они могут свидетельствовать о жизнерадостности и энергии и, может быть, оттого столь популярны у военных летчиков и вообще людей веселого нрава.
С другой стороны, иногда усы на мужском лице могут производить и неприятное впечатление несколько авторитарного оттенка, например, ассоциируясь с усами военных, или же внушать недоверие, вызывая в памяти лица торговцев подержанными машинами. Мода также сильно влияет на наше отношение к усам и бороде на мужских лицах. В одни эпохи на безбородого мужчину смотрели бы косо, тогда как в другие требовалось, чтобы борода была какой-нибудь определенной формы, и любая другая вызвала бы всеобщее неодобрение. Сравнительно недавно нам был продемонстрирован образчик моды на так называемую декоративную щетину, и даже появились специальные бритвы, поддерживающие на лице растительность необходимой длины! Внезапно мода прошла, и сейчас трехдневную растительность можно увидеть только на лицах больных или же очень ленивых.
Эти стереотипные примеры, конечно, не исчерпывают того многообразия, с которым нам приходится сталкиваться в жизни. Не все торговцы машинами — обманщики или носят усы, а великое множество профессоров гладко выбриты или вообще являются женщинами, но, в любом случае, представления, о которых рассказывалось выше, достаточно широко распространены, так что усатые и бородатые мужчины должны быть готовы к встрече с ними.
Макияж.Многие мужчины, когда их об этом спрашивают, говорят, что предпочитают женщин «без всякой штукатурки на лице». Этим самым они пытаются сказать, что им больше по душе женщины, выглядящие естественно — эффект, который, как известно, достигается ценой огромных временных затрат и требует особого мастерства! Фактически женщины пользуются косметикой с древнейших времен, особенно искусными считались жительницы Древнего Египта. Губная помада, в состав которой входил кармин, использовалась по крайней мере уже пять тысяч лет назад. Психологи считались, что как в древности, так и теперь, накрасив губы, она подавала сигналы сексуального характера, как бы напоминая мужчинам о своем половом органе в состоянии возбуждения. Что бы вы сами ни думали на этот счет, существует неоспоримое свидетельство того, что рейтинг женщин, употребляющих косметику, в глазах окружающих выше рейтинга тех женщин, которые ею не пользуются.
С другой стороны, отказ от ее употребления можно также рассматривать как своего рода позицию, согласно которой вы считаете себя человеком, близким к природе и не нуждающимся во всяких ухищрениях. Быть может, у вас уже сложилось твердое мнение в пользу той или иной точки зрения. Есть множество женщин, не чувствующих себя до конца одетыми, пока не нанесут на лицо косметику, и которые не могут даже помыслить выйти на улицу «без грима». Другие относятся к косметике как к детали своего служебного костюма. Для некоторых это — забава, скорее украшение, чем маска, тогда как для других — лишь способ оттенить выгодные стороны своей внешности, замаскировав недостатки. Поскольку не существует никаких общих правил, диктующих, пользоваться косметикой или нет, вам самим придется беспокоиться о том образе, который при виде вас рождается в сознании окружающих.
СОЗДАТЕЛИ ИМИДЖА
Искусство управлять теми впечатлениями, которые люди, например, известные политики, производят на широкую общественность, стало в наши дни особой профессией. В Англии ее иногда называют «фолеттингом» в честь Барбары Фолетт, стараниями которой руководящие члены лейбористской партии стали более привлекательными в глазах избирателей, в особенности телезрителей. Известно, например, что именно она посоветовала Родину Куку носить костюмы теплой «осенней» гаммы, чтобы, несколько смягчив эффект, производимый его буйными рыжими волосами и бородой, сделать его более телегеничным. Другим политическим деятелем, обращавшимся к услугам платных наставников, была, по слухам, бывший премьер-министр леди Тетчер, и именно им она обязана всеми ЭТИМИ строгими костюмами и мягкими шарфами на шее, не говоря уже о работе над понижением природного тона ее голоса, ставшего не таким пронзительным благодаря их усилиям.
Сама идея пришла к нам из Америки, где технические приемы такого рода широко применяются во время громких судебных процессов, таких, например, как суд над Симпсоном или полицейским из Лос-Анджелеса, обвиненным в убийстве автомобилиста Родни Кинга. К этим техническим приемам относится обучение языку жестов, постановка голоса и тому подобное, однако особое внимание уделяется одежде. Основная цель заключается в том, чтобы внешний облик подчеркивал положительные качества, хотя бы те, которые являются выигрышными для данного дела, а затушевывал приписываемые подсудимому отрицательные качества. Например, лос-анжелесскому полицейскому советовали надевать строгие серые костюмы, чтобы придать ему вид солидного и надежного человека. Этот образ создавался с целью отразить удар, нанесенный телевидением, показывавшим его преимущественно нападающим на свою жертву. Цель же О. Дж. Симпсона заключалась в том, чтобы предстать перед публикой хорошо одетым, уважаемым членом общества, а не хвастуном и нахалом. Когда Джон Мейджер был впервые избран премьер-министром, то заявил: «Я никогда не пойду на выучку к творцам имиджа — останусь таким же хулиганом, каким всегда был». Несмотря на эти уверения, очень скоро он начал появляться в элегантных двубортных костюмах, новых (не рефлекторные) очках и с более модной стрижкой.
Если уж вы узнали о существовании вещей такого рода, было бы забавно попытаться уловить следы работы наставников-гуру и спросить себя, симпатизируете ли вы, например, этому привлекательно выглядящему подсудимому или же этой по-матерински смотрящейся политической деятельнице, бьющейся изо всех сил, чтобы хоть как-то нам помочь? Насколько наши представления о видных политических фигурах зависят от результатов деятельности профессиональных создателей имиджа? Те, кто выкладывает огромные суммы денег за такую работу, очевидно, верят в то, что в конце концов она себя оправдает, и, возможно, люди эти глубоко правы.
ГЛАВА 3