Исследовательской деятельности
Основы
Исследовательской деятельности
Учебное пособие
Содержание
Предисловие. 4
РАЗДЕЛ 1. 5
Проблема и тема исследования. Выявление исследовательской проблемы 5
Объект и предмет исследования. Определение предмета исследования 6
Цели и задачи исследования. Основные и частные задачи. 7
Гипотеза как теоретическое ядро исследования. Условия выдвижения гипотезы 8
Практическое задание. 9
Раздел 2. 14
Методы научного познания. Классификация методов исследования. 14
Теоретические методы исследования. 15
Эмпирические методы исследования. 15
Практические задания. 16
Статистические (математические) методы исследования. 18
Практическое задание. 19
Литература. 20
Предисловие
Исследовательская деятельность – это деятельность студента средних профессиональных учебных заведений; направленная на решение им творческих задач с заранее неизвестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Целью пособия является развитие интеллектуальных способностей студентов среднего профессионального образования через усвоение алгоритма научного исследования и формирования опыта выполнения исследовательского задания.
Настоящий учебный практикум ориентирован на оказание помощи студентам в самостоятельной работе по овладению знаниями в области научного исследования.
По каждому разделу в пособии представлены краткое содержание тем, цели и практические задания, контрольные вопросы, которые формируют у студентов умения и навыки применения методов научного исследования в практической деятельности. При выполнении исследовательских работ мы рекомендуем студентам выполнить следующую работу:
- выбрать область исследования;
- сформулировать проблему, обозначить тему исследования;
- определить цель и задачи;
- отобрать методы исследования;
- изучить историю и современное состояние вопроса;
- сопоставить рассматриваемые в научной литературе факты с проблемами, возникающими в профессиональной деятельности;
- предложить пути решения данной проблемы;
- обобщить результаты теоретической и практической работы, сделать выводы;
- оформить исследовательскую работу и представить ее к защите.
РАЗДЕЛ 1
Проблема и тема исследования. Выявление
исследовательской проблемы
Краткое содержание темы
Постановка проблемы – начало любого исследования. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей.
В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. Проблема понимается или как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке. Проблема – это мост известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». Иными словами проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области. В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.
Сущность проблемы – заключается в противоречии между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями и интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.
Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:
· выявление нехватки в научном знании о реальности;
· описание проблемы на уровне обыденного языка;
· формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Проблема – это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем философскую трактовку понятия «проблема». Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
Введение
В условиях рыночной экономики информация выступает как один из основных товаров. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами информации, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации, электронной почты, электронного обмена данными и др.
Новейшие достижения в области микроэлектроники привели к появлению новых концепций в организации информационных служб. Благодаря высокопроизводительным и экономичным микропроцессорам информационно-вычислительные ресурсы приближаются к рабочим местам менеджеров, бухгалтеров, плановиков, администраторов, инженеров и других категорий работников. Совершенствуются персональные системы обработки данных, упрощается документооборот, внедряются автоматизированные рабочие места на базе персональных компьютеров.
Нельзя не отметить, что эффективная работа управленческого звена коммерческой компании всецело зависит от уровня оснащения офиса компании электронным оборудованием, таким как средства связи, копировальные устройства и т. д. В этом ряду особое место занимают компьютеры – инструмент для делопроизводства и рационализации управленческого труда. Их использование в качестве информационных машин в последнее время становится основным видом их применения, позволяет сократить время, требуемое на подготовку маркетинговых и производственных проектов.
В данной дипломной работе мы с помощью программного обеспечения MS Excel сделали расчет эффективности создания коммерческого предприятия по сборке мультимедийных компьютеров. Электронные таблицы увеличивают эффективность документооборота, улучшают возможность коллективной работы, повышают скорость обработки информации, позволяют графически наглядно иллюстрировать сложную коммерческую информацию на предприятии.
Заключение
В выпускной квалификационной работе была проанализирована организационная структура предприятий, выявлена суть управленческой деятельности на предприятии, определено значение внутрифирменной системы информации, проанализирован рынок программных продуктов и сделано заключение о необходимости использования Excel во внутрифирменной структуре предприятия. С помощью Excel проведено исследование по сути управленческой деятельности на предприятии, по организации документооборота, внутрифирменной системе информации и систем организации упорядочения потока информации. Проведен анализ программного продукта Excel применительно к работе предприятия. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что применение Excel позволяет ускорить документооборот, повысить эффективность обработки потока информации, организовать коллективную работу над документами, систематизировать прохождение документов внутри различных структур на предприятии. Сформулированы минимальные требования, которые необходимы для установки Excel на персональный компьютер.
На примере создания бизнес-плана показано, что применение MS Excel позволяет сократить количество рутинных операций по анализу данных, что в свою очередь показывает явное преимущество использования данного продукта. На основе анализа электронных таблиц сделан вывод о том, что Excel является универсальным пакетом, который не только применим в сфере составления бизнес-плана, но также подходит для любого раздела экономической теории.
Контрольные вопросы:
1. Какие виды исследовательских работ вам приходилось выполнять в учебной деятельности?
2. В чем заключаются особенности написания введения и заключения курсовой (дипломной) работы?
Раздел 2
Сделайте вывод
Литература
1. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студентов средн. учебн. заведений / Е. В. Бережнов, В. В. Краевский. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 128 с.
2. Захаров А., Захаров Т. Как написать и защитить диссертацию. – СПб.: Питер, 2003. – 157 с.
3. Кузнецов И. Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 340 с.
4. Медведев Э. Н. Основы научных исследований: учебное пособие. – Макеевка: НОРД-пресс, 2006. – 250 с.
5. Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУВШЭ: ИНФРА-М, 2001. – 203 с.
Основы
исследовательской деятельности
Учебное пособие
Ответственный за выпуск Е.Ф. Комовская
Компьютерная верстка М.В. Уваров
Подписано в печать 14.05.2008.
Формат 60х86/16. Печать ризограф. Бумага писчая.
Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100. Заказ .
Пензенский колледж управления
и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина
ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Основы
исследовательской деятельности
Учебное пособие
Содержание
Предисловие. 4
РАЗДЕЛ 1. 5
Проблема и тема исследования. Выявление исследовательской проблемы 5
Объект и предмет исследования. Определение предмета исследования 6
Цели и задачи исследования. Основные и частные задачи. 7
Гипотеза как теоретическое ядро исследования. Условия выдвижения гипотезы 8
Практическое задание. 9
Раздел 2. 14
Методы научного познания. Классификация методов исследования. 14
Теоретические методы исследования. 15
Эмпирические методы исследования. 15
Практические задания. 16
Статистические (математические) методы исследования. 18
Практическое задание. 19
Литература. 20
Предисловие
Исследовательская деятельность – это деятельность студента средних профессиональных учебных заведений; направленная на решение им творческих задач с заранее неизвестным результатом, предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Целью пособия является развитие интеллектуальных способностей студентов среднего профессионального образования через усвоение алгоритма научного исследования и формирования опыта выполнения исследовательского задания.
Настоящий учебный практикум ориентирован на оказание помощи студентам в самостоятельной работе по овладению знаниями в области научного исследования.
По каждому разделу в пособии представлены краткое содержание тем, цели и практические задания, контрольные вопросы, которые формируют у студентов умения и навыки применения методов научного исследования в практической деятельности. При выполнении исследовательских работ мы рекомендуем студентам выполнить следующую работу:
- выбрать область исследования;
- сформулировать проблему, обозначить тему исследования;
- определить цель и задачи;
- отобрать методы исследования;
- изучить историю и современное состояние вопроса;
- сопоставить рассматриваемые в научной литературе факты с проблемами, возникающими в профессиональной деятельности;
- предложить пути решения данной проблемы;
- обобщить результаты теоретической и практической работы, сделать выводы;
- оформить исследовательскую работу и представить ее к защите.
РАЗДЕЛ 1
Проблема и тема исследования. Выявление
исследовательской проблемы
Краткое содержание темы
Постановка проблемы – начало любого исследования. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей.
В отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. Проблема понимается или как синоним практической задачи, или как нечто неизвестное в науке. Проблема – это мост известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании». Иными словами проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области. В отличие от ответа на вопрос решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования наличной научной информации. Требуется найти способ получения новой информации и получить ее.
Сущность проблемы – заключается в противоречии между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями и интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Вытекающая из выявленных противоречий проблема должна быть актуальной, отражать то новое, что входит или должно войти в жизнь. Источником проблемы обычно являются узкие места, затруднения, конфликты, рождающиеся в практике.
Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:
· выявление нехватки в научном знании о реальности;
· описание проблемы на уровне обыденного языка;
· формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.
Проблема – это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем философскую трактовку понятия «проблема». Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.