Фотоиллюстрации к заключению эксперта

К заключению эксперта-почерковеда, как правило, должны быть приложены фотоиллюстрации. Они явля­ются дополнением к заключению и играют вспомогатель­ную роль. С их помощью в наглядной и доступной для су­да и органов следствия форме демонстрируются результа­ты исследования, на основании которых эксперт пришел к выводу, легче воспринимаются и оцениваются совпада­ющие и различающиеся признаки почерка.

На прилагаемых фототаблицах эксперт иллюстрирует исследуемый объект и образцы почерка (подписи) пред­полагаемого исполнителя, показывая стрелками призна­ки, положенные в обоснование вывода. Известно, что иногда трудно точно описать результат исследования и поэтому такая демонстрация результатов сравнения ис­следуемых объектов и образцов очень наглядна и убеди­тельна. Учитывая это, следовало бы иллюстрировать все выводы (категорические, вероятные, отказы), к которым пришел эксперт и которые изложены в заключении. Од­нако в силу ряда причин это не всегда возможно. Поэто­му эксперт с учетом конкретных обстоятельств (количест­во выводов, сроки экспертизы, экономия фотоматериалов и т. д.) по своему усмотрению решает вопрос об иллюстрации заключения. Если экспертиза небольшая, один-два вывода, то обычно она иллюстрируется полностью; если же экспертиза многообъектная, с большим количеством выводов, то объекты иллюстрируются по выбору эк­сперта.

Объекты для иллюстрации следует подбирать таким образом, чтобы в них содержались как совокупность признаков, положенная в обоснование выводов, так и признаки, формально противоречащие выводу (если они экспертом установлены и указаны в заключении), и что­бы на фотоснимках все эти признаки можно было по­казать.

Небольшой по объему исследуемый текст целесообразно фотографировать полностью. Если же исследуемый текст велик, то иллюстрируются такие фрагменты, которые отвечали бы указанным ранее требованиям.

Образцы почерка (свободные и экспериментальные) подбираются так, чтобы они были близки к исследуемому по расположению букв в словах и по их сочетанию с дру­гими буквами. При иллюстрации подписей прежде всего подбираются образцы подписей, в которых отобразилось наибольшее количество признаков, положенных в обосно­вание вывода. В том случае, когда установлено, что ис­следуемая подпись выполнена лицом, от имени которого она значится, для иллюстрации берут в первую очередь образцы с аналогичной транскрипцией.

Объекты, подлежащие иллюстрации (исследуемые и образцы), фотографируются в одном масштабе, как пра­вило, с небольшим увеличением; изготовленные фотосни­мки наклеиваются на специальные фототаблицы; затем цветной тушью или чернилами с помощью стрелок отме­чают соответствующими порядковыми номерами совпада­ющие или различающиеся признаки почерка либо и те и другие признаки одновременно. Очень удобна разметка признаков с выносом стрелок на поля, за пределы само­го фотоснимка. Это дает возможность быстро отыскать номер, которому соответствует определенный признак. Под каждым фотоснимком проставляется порядковый номер и помещается пояснительная надпись.

«Фото № 1 Исследуемая анонимная записка, начинающаяся словами: ... », «фото № 2—4— свободные образцы подписи И ...».

В конце фототаблицы поясняется, какие признаки (совпадающие или различающиеся) отмечены стрел­ками.

«На фото № 1—8 красными стрелками отмечены совпадающие признаки, зелеными — различающиеся».

В том случае, когда исследованием будет установлена техническая подделка подписей, то, помимо фотоснимков, иллюстрирующих результат почерковедческого исследо­вания, следует помешать фотоснимок общего вида иссле­дуемой подписи и фотоснимок этой же подписи с размет­кой признаков, свидетельствующих о технической поддел­ке (следы копировальной бумаги, следы давления и т. д.)

Заключение специалиста

Производство исследований для несудебных органов оформляется заключением специалиста.

Практика составления таких заключений идет по двум направлениям: либо процесс исследования описывается в заключении либо, заключение составляется без отра­жения процесса исследования.

Заключение специалиста не имеет процессуального значения. Но в связи с тем, что оно часто является осно­ванием для принятия каких-то мер в отношении опреде­ленных лиц, необходимо, чтобы заключение было убедите­льным и отражало процесс исследования и обоснование выводов. Поэтому следует признать целесообразной прак­тику составления более подробных заключений с изложе­нием процесса исследования и обоснованием выводов.

Заключение специалиста составляется в основном в соответствии с теми же требованиями, которые предъяв­ляются к заключению эксперта. Однако эти заключения имеют некоторые особенности.

В начале вводной части заключения специалиста при перечислении объектов, поступающих в институт или ла­бораторию, и при формулировании задания употребляет­ся термин «исследование», а не «экспертиза».

«... на исследование поступили...» и «исследованием требуется установить ...».

Далее в заключениях не указывается фамилия лица, проводившего исследование, и не сообщаются сведения о нем, так как эти данные имеют значение при производст­ве экспертиз, когда эксперт выступает как участник про­цесса.

После осмотра объектов исследования оттиски штам­пов института или лаборатории на них не ставят (эти объекты нередко представляют собой историческую, либо художественную ценность или являются документами, которыми пользуются их владельцы и после производства исследования). Они не являются вещественными доказа­тельствами, а поэтому не изымаются и не приобщаются к делу. В заключении специалиста каких-либо указаний об оттисках штампов не делается.

Процесс исследования излагается как и в заключении эксперта, но в целях сокращения заключения конкретное проявление частных признаков можно не описывать.


Наши рекомендации