Относительное направление сгибательных движений
(относительный наклон при выполнении отдельных букв в целом и их элементов) в основном устойчиво.
Проявление этого признака в ряде случаев оказывается особо устойчивым. Так," часто сохраняется левонаклонное положение буквы относительно остальных, выполненных правонаклонно, или остается более правонаклонное положение буквы по сравнению с остальными. То же наблюдается при выполнении элементов букв.
Устойчивость данного признака скорее всего обусловлена фактором биомеханического порядка и свидетельствует о возможности приспособления положения руки в необычных условиях.
Протяженность движенийпри выполнении отдельных букв и их элементов отличается значительной неустойчивостью. Часто изменяется протяженность движений при выполнении букв в целом, начальных, заключительных элементов (чаще увеличивается); основных, надстрочных, подстрочных элементов (уменьшаются или увеличиваются).
Относительная протяженность движенийустойчива в случаях увеличения движений при выполнении отдельных элементов букв или букв в целом относительно других элементов букв и строчных букв.
Вид соединения движений.Общее увеличение связности движений при письме отражается на связности отдельных букв и их элементов. Уменьшается число интервальных соединений, и непрерывные соединения иногда становятся преобладающими, однако в отдельных буквах интервальный вид соединений может сохраниться.
Устойчиво проявляется слитное соединение с предшествующей и последующей буквой, элементов в букве (включая дополнительные и подстрочные элементы).
Количество движений при выполнении отдельных букв и их элементов.Устойчиво сохраняются варианты букв, имеющие предварительные и дополнительные элементы, а также варианты букв, в которых отсутствуют основные элементы (часто 2-е) либо заключительные.
Изменение признака заключается в утрате или появлении элементов букв или букв в целом.
Так, с увеличением связности почерка при письме в непривычной позе в отдельных буквах появляются соединительные элементы, отсутствующие в обычном почерке.
В случае упрощения движений утрачиваются элементы букв и буквы.
Последовательность движений при выполнении букв и их элементов, осуществляемая в процессе письма, как правило, автоматизирована и с изменением условий сохраняется.
Пространственная ориентация движений. Наиболее устойчиво размещение точки начала движения относительно условного центра буквы и других ее элементов (например, в буквах а, б, в, е).
Менее устойчиво размещение точки начала движения относительно линии письма, размещение точки соединения с предшествующей буквой, точки окончания движений, относительного размещения движений по вертикали и горизонтали.
Устойчивость признаков пространственного размещения движений, протяженности движений и количества движений при выполнении букв и их элементов можно объяснить сохранением зрительного контроля и устойчивостью зрительно-двигательного образа воспроизводимых букв, изменение же указанных признаков связано в основном с нарушением координации движений и приспособлением к измененным условиям.
б. Влияние материала письма на признаки почерка.
1. Характеристика признаков почерка в текстах, выполненных на материалах с неровной поверхностью (полотне, мешковине, холсте, досках, фанере). Шероховатая и крупнорельефная поверхность является необычным условием для письма по сравнению с привычным материалом — бумагой.
При письме на материалах с неровной поверхностью кончик пишущего прибора встречает на своем пути препятствия в виде неровностей материала (волокон, нитей, сучков). В связи с этим усиливается сцепление кончика пишущего прибора с материалом письма и в результате увеличения трения затрудняется его перемещение.
Необычное действие внешних сил нарушает привычный процесс письма, и для достижения результата пишущему требуется прилагать большие мышечные усилия.
В связи с этим изменяется привычная соразмерность напряжения и участия групп мышц в процессе письма.
Снижается автоматизм и повышается сознательный контроль за движениями. Усиливается роль зрения и замедляется темп выполнения.
Письмо на мешковине, холсте, деревянной поверхности сопровождается упрощением движений, обусловленным стремлением пишущего в связи с излишним мышечным напряжением сократить протяженность движений и сделать запись разборчивой.
Степень выработанностипочерка остается без изменений, однако уровень координации движений и темп выполнения снижаются — появляются изломы штрихов, угловатость при выполнении овальных и полуовальных элементов.
Стройность и четкостьпочерка часто снижаются. Стройность снижается главным образом из-за неравномерности интервалов между буквами, словами, строками, которая зависит от неровного расположения волокон поверхности или дефектов волокон и дерева.
Снижение четкости наблюдается в случаях деформации букв (из-за дефектов ткани и дерева), обводки и неравномерного прокрашивания штрихов.
Если поверхность относительно гладкая, стройность и четкость снижаются незначительно.
Протяженность движений по вертикали(высота букв) в большинстве случаев увеличивается. Так, при письме на полотне размер букв в среднем увеличивается на 1—2 мм по сравнению с обычным почерком на мешковине — увеличивается еще больше и достигает 10—13 мм, на деревянной поверхности — 9—10 мм.
Размер букв, очевидно, увеличивается вследствие стремления пишущего выполнить текст разборчиво. При небольшом размере букв на крупнорельефной поверхности этого достичь трудно.
Протяженность движений по горизонтали(разгон) изменяется соответственно изменению протяженности движений по вертикали, однако вследствие дефектов поверхности может быть неравномерной.
Направление сгибательных движений(наклон), как правило, не изменяется. Скорее всего, это объясняется тем, что при письме на непривычном материале пишущему удается сохранять привычное положение кисти руки относительно предплечья и линии письма.
Связностьпочерка при письме на необычном материале уменьшается. Выполнение текстов на полотне сопровождается незначительным снижением связности, на деревянной поверхности — резким ее снижением.
Уменьшение связности можно объяснить упрощением координации движений, замедлением процесса письма, а также утратой элементов букв, выполняемых в основном разгибательными движениями, наиболее трудно воспроизводимыми вследствие препятствий, оказываемых материалом письма.
Распределение усилий(нажим) при письме на материале с неровной поверхностью чаще изменяется (увеличивается).
Увеличение нажима объясняется перераспределением усилий в процессе письма на необычном материале, а также малой различимостью штрихов при выполнении их с привычным давлением (особенно на более мягком материале).
Из частных признаков наибольшим изменениям подвергаются следующие:
строение отдельных букв(при письме на мешковине, холсте, дереве, фанере) определяется изменением общего строения почерка — его упрощением.
Появляются варианты букв, близкие к прописным, упрощенные конструкции букв, характеризующиеся прямолинейностью движений, а также упрощенные варианты с утратой начальных, заключительных и соединительных штрихов.
При письме на деревянной поверхности строение букв нередко приближается к печатной форме (например, в буквах н, п, л, в, ж).
В усложненных почерках отмечается утрата вариантов, выполненных сложными округлыми либо большими по протяженности движениями.
Письмо на полотне в основном не вызывает изменений строения букв, однако лица, обладающие вариантами стилизованного и печатного строения букв, начинают их использовать.
При письме на других материалах также возможен переход на варианты букв стилизованного строения.
Отметим, что выполнение текстов на материале с неровной поверхностью, как правило, не приводит к образованию новых вариантов строения букв. Используются лишь имеющиеся у пишущего в запасе варианты с изменением частоты их встречаемости.
Форма движений при выполнении букв и их элементов изменяется, главным образом, в случаях замены округлых движений прямолинейно-угловатыми. Так, петли, полуовалы заменяются прямыми штрихами, нижние часта овалов приобретают формы углов.
Вид соединения движений при выполнении отдельных букв и их элементов изменяется: уменьшение связности почерка влечет уменьшение связности при выполнении отдельных букв и их элементов. В случае выполнения текстов на деревянной поверхности преобладающим становится примыкающий вид соединения (особенно в буквах р, н, л, м, д).
Количество движений при выполнении отдельных букв и элементов букв часто уменьшается в связи с упрощением строения букв и утратой начальных, заключительных и соединительных штрихов.
2. Характеристика признаков почерка в текстах, выполненных необычным пишущим прибором (заостренной палочкой, гвоздем, спичкой и пр.). О письме острым предметом свидетельствуют царапины, вдавленные следы на бумаге, отсутствие окраски штрихов.
В тексте, выполненном спичкой, заостренной палочкой, отмечается большая, по сравнению с обычной, ширина штрихов, неравномерность распределения в них красителя, отсутствие следов нажима на лицевой и оборотной стороне бумаги.
Выполнение рукописи непривычным пишущим прибором сопровождается часто снижением координации движений и темпа выполнения, снижением стройности и четкости, связности почерка, упрощением строения букв (рис. 28).
Протяженность движений по вертикали обычно увеличивается. Это объясняется теми же причинами, что и при письме на необычном материале.
1. Непривычное уменьшение расстояния пальцев от пишущего острия сопровождается изменением механиз-
Рис 28 Фрагмент исследуемого письма, выполненного спичкой.
Отмечается большая ширина штрихов, неравномерность распределения в них красителя, упрощение строения букв и малая связность.
В. Зависимость признаков почерка от способа
держания пишущего прибора (расстояния от
пальцев до кончика острия пишущего прибора).
ма письма: изменяется (увеличивается) угол наклона между пишущим прибором и плоскостью стола; увеличивается опора за счет присоединения безымянного, а иногда и среднего пальца. Нарастает напряжение пишущих пальцев и уменьшается их подвижность. В связи с этим уменьшается амплитуда колебательных движений по вертикали и наклонной, определяющих высоту букв.
Вследствие слишком близкого расположения пальцев от острия карандаша или ручки выполняемый текст заслоняется от глаз пишущего, что в некоторой степени влечет за собой утрату зрительного контроля. Уменьшение зрительного контроля, а также увеличение напряженности мышц пишущих пальцев вызывает в ряде случаев снижение координации движений.
В рукописи появляется неустойчивость протяженности движений по вертикали и горизонтали, неустойчивость размещения движений по вертикали, неравномерность нажима, изломы прямых штрихов, угловатость полуовальных и овальных элементов.
Стройность и четкость почерка в случаях нарушения координации движений снижается.
В силу непривычных сбивающих обстоятельств пишущий избегает сложных движений и часто упрощает строение букв.
Протяженность движений по вертикали вследствие сокращения амплитуды колебательных движений часто уменьшается, но возможны случаи сохранения привычной высоты букв. Скорее всего это объясняется подключением к движениям пальцев движений кисти, обеспечивающих большую амплитуду движений при письме.
Размещение движений по горизонтали неустойчиво (увеличивается, уменьшается, остается без изменения).
Направление сгибательных движений колеблется (может сохраниться, увеличиться степень наклона, выпрямиться).
Связность в большинстве случаев не изменяется, но возможно ее уменьшение.
Распределение усилий изменяется:
отмечается увеличение нажима, так как усилия руки концентрируются близко к острию, обусловливая большее его давление на бумагу.
2. Непривычное увеличение расстояния пальцев до пишущего прибора сопровождается изменением положения пишущего прибора по отношению к плоскости стола — большим его наклоном. При этом опора уменьшается и сосредоточивается чаще на мизинце, боковой поверхности кисти и предплечья.
В ряде случаев активизируется подвижность пальцев (их сгибание и разгибание), реже — кисти, предплечья, а поэтому увеличивается и амплитуда колебательных движений. Иногда, напротив, подвижность пальцев уменьшается и движения осуществляются в основном кистью и предплечьем.
С уменьшением привычной опоры требуется больше усилий для удержания пишущего прибора в удобном для письма положении, что в свою очередь вызывает увеличение напряжения руки и пальцев. Это может быть причиной снижения координации движений, сопровождающегося неравномерностью протяженности движений по вертикали и горизонтали, неравномерностью распределения движений по вертикали и нажима, изломами прямолинейных штрихов, угловатостью овальных и полуовальных элементов.
Снижение координации движенийсопровождается уменьшением стройности и четкости почерка.
Строениебукв в связи с необычностью условий письма часто упрощается.
Протяженность движений по вертикалис увеличением амплитуды колебательных движений увеличивается.
Высота буквсохраняется скорее всего в случаях хорошего контроля при совершенной координации движений.
Г. Признаки письма в рукописях, выполненных
в темноте (без зрительного контроля)
и при очень слабом освещении (при ограниченном
зрительном контроле)[26]
В процессе письма зрительный контроль играет немаловажную роль. Его отсутствие (письмо в темноте) или ограничение (письмо при очень слабом освещении: в затемненной комнате, при удаленном слабом источнике света, в сумерках и т. д.) создает для пишущего резко необычные условия письма.
Отсутствие зрительного контроля вызывает у пишущего нарушение пространственной ориентации движений, вследствие чего в рукописях изменяются признаки почерка, характеризующие размещение движений, и признаки, зависимые от них.
Степень выработанностиостается без изменений, однако темп выполнения несколько снижается.
Координация движенийчастично нарушается. Это проявляется в неустойчивости наклона, протяженности движений по вертикали и горизонтали. Однако для данного вида необычного выполнения рукописи характерно отсутствие извилистости и изломов в штрихах, угловатости овальных и полуовальных элементов, деформации букв.
Стройность почеркаснижается. Стройность снижается, главным образом, из-за неравномерности интервалов между буквами, словами и строками.
Четкость почеркаизменяется незначительно.
Строение почеркане изменяется. В некоторых случаях появляются лишь единичные буквы печатной формы.
Протяженность движенийпо вертикали и горизонтали в основном увеличивается.
Направление сгибательных движений (наклон)изменяется и становится неустойчивым.
Связность почеркав основном сохраняется.
Пространственная ориентация движений.Изменяется направление и форма строк: вместо горизонтальных появляются опускающиеся, поднимающиеся, пересекающиеся. По форме строки в большинстве случаев вместо прямых становятся извилистыми. Наблюдается пересечение элементов рядом стоящих букв либо пересечение букв, слогов и слов, расположенных на разных строках. Отдельные буквы или элементы букв выполняются неоднократно на одном и том же месте.
Интервалы между строкамив основном увеличиваются, но наряду с этим появляются либо очень малые интервалы, либо таковые отсутствуют совсем.
Линия полейстановится неровной.
Четкая разбивка текста на абзацы нарушается.
Частные признаки почерка в основном не изменяются, но число вариаций букв сокращается; чаще всего остаются буквы с упрощенной формой. В ряде случаев при одновременном сохранении прежних вариаций букв либо при сокращении числа вариаций появляются новые упрощенные формы букв. Прописные буквы заменяются строчными либо буквами печатной формы.
Признаки письменной речи.В текстах появляются либо пропуски букв и штрихов, либо лишние буквы и штрихи. В отдельных случаях пропуск букв или их перестановка искажают смысл слова (например: «полетом» — «полем», «в освоении» — «в совоении»)
Каких-либо закономерностей в изменении расположения знаков препинания не установлено.
Перечисленные изменения признаков при письме без зрительного контроля в равной либо меньшей степени характерны и для текстов, выполненных при ограниченном зрительном контроле.
Сопоставление данных о проявлении признаков почерка при письме в различных измененных внешних условиях показывает следующее.
Степень выработанности почерка в случаях выполнения текста в непривычной позе и на материалах с неровной поверхностью, в темноте и при слабом освещении остается без изменения.
Координация движений снижается в указанных случаях, а также при письме необычным пишущим прибором либо с непривычным увеличением и уменьшением расстояния пальцев до пишущего острия.
В связи со снижением координации движений уменьшается стройность и четкость почерка.
Темп выполнения рукописи на материалах с неровной поверхностью либо необычным пишущим прибором снижается.
Структурная сложность движений при письме может измениться в сторону упрощения во всех рассмотренных случаях изменения внешних условий.
Преобладающая форма движений при письме в непривычной позе сохраняется до момента приспособления пишущего к измененным условиям, после чего форма движений может измениться в сторону упрощения. Преобладающая форма также изменяется, если имеет место значительное снижение координации движений.
Протяженность движений по вертикали, как правило, увеличивается при письме в непривычной позе, на материалах с неровной поверхностью, в темноте и при слабом освещении.
В случаях выполнения рукописи с непривычным уменьшением расстояния пальцев до пишущего острия высота букв остается без изменения либо уменьшается.
Непривычное увеличение расстояния пальцев до острия сопровождается неустойчивостью протяженности движений по вертикали.
Протяженность движений по горизонтали в случаях выполнения текстов в измененных внешних условиях чаще является неустойчивой, однако при письме в непривычной позе возможно ее увеличение.
Направление сгибательных движений чаще сохраняется, если рукопись выполняется в непривычной позе либо на материалах с неровной поверхностью, и становится неустойчивым при непривычном уменьшении расстояния пальцев до пишущего острия и в случаях выполнения текста в темноте и при слабом освещении.
Связность, как правило, увеличивается, если рукопись выполняется в непривычной позе, и уменьшается в случае письма на материалах с неровной поверхностью, необычным пишущим прибором, с непривычным уменьшением расстояния пальцев до пишущего острия.
Распределение усилий при письме на материалах с неровной поверхностью, необычным пишущим прибором, с непривычным размещением пальцев от острия пишущего прибора изменяется: увеличивается — письмо на материалах с неровной поверхностью, непривычное уменьшение расстояния пальцев до острия; уменьшается в случаях выполнения записей необычным пишущим прибором; становится неравномерным — при выполнении записей с непривычным увеличением расстояния пальцев до кончика пишущего прибора.
Признаки пространственной ориентации движений в случаях письма в непривычной позе в основном устойчивы, но имеющиеся в обычном почерке отклонения в необычных условиях становятся более выраженными.
При выполнении текстов в темноте и при слабом освещении:
интервалы между строками в основном увеличиваются, но наряду с этим появляются либо очень малые интервалы, либо таковые отсутствуют;
направление линии строк изменяется с горизонтального на опускающееся, поднимающееся;
форма линии строки вместо прямолинейной становится извилистой. Имеет место пересечение линий строк, слов, слогов, букв, расположенных на разных строках.
Частные признаки почерка. Строение букв в условиях письма в необычной позе и на материалах с неровной поверхностью нередко изменяется в сторону упрощения.
При письме в непривычной позе устойчивы:
форма движений при выполнении основных, подстрочных, надстрочных, начальных элементов и штрихов букв;
форма движенийпри соединении с предшествующими и последующими буквами, при соединении верхних и нижних частей элементов букв;
направление движенийпри выполнении букв в целом, при соединении с предшествующей и последующей буквой, при соединении элементов в буквах, при выполнении основных, заключительных, надстрочных, подстрочных элементов.