Игры для развития детей 7-10 лет
В возрасте семи лет ребенок переходит в совершенно новый статус – он идет в школу, становится учеником. Отныне для окружающих его ведущей деятельностью становится учеба, которая всегда будет в глазах взрослых более значимой, чем игра. Вместе с тем ребенок остается ребенком и еще на несколько лет вперед именно игра будет доставлять ему наибольшее количество положительных эмоций, удовольствия и интереса, особенно, если учеба окажется для школьника слишком трудна и будет сопровождаться негативными моментами в виде осуждения, низких оценок, выраженного недовольства ребенком со стороны взрослых или скукой. Поэтому особое значение приобретает формирование такого игрового поведения, которое не только не будет отвлекать ребенка от учебы, но наоборот стимулировать к ней интерес. «Учение с увлечением» обеспечивается именно тогда, когда ребенок испытывает в учебе чувства, характерные для игры: удовольствие, интерес, отсутствие утомления и т. д. Не зря существует выражение «учится (или работает) играючи», отражающее легкость, качество и позитивный потенциал соответствующей деятельности.
Следовательно, мы можем использовать потенциал игры для того, чтобы формировать у ребенка определенный объем учебных знаний, формировать учебные модели поведения и стимулировать через игру интерес к учебе. Эти функции игры в возрасте 7 –10 лет возникают дополнительно ко всем выше названным.
Ниже мы предлагаем ряд игр, которые комплексно формируют разные стороны психики, личности, поведения ребенка данного возраста.
Игры для развития речи, словарного запаса и семантических конструкций
Освоение грамоты – одна из первых наук, которую постигает ребенок в школе. Вместе с тем это сложная деятельность, и большинство детей испытывают серьезные трудности с уроками языка (русского и иностранного). Но вместе с тем, дети с большим энтузиазмом воспринимают игру в слова, особенно насыщенную творческим компонентом. Их стремление «коверкать» язык (отражается естественная потребность моделировать и варьировать тонкости звучания, конструкций и т. д. для развития восприятия речи) можно успешно поставить «на службу» учебе. Ниже предлагается ряд игр, которые пробуждают интерес ребенка к освоению речи. Предлагаемые в играх буквы, слова, фразы, тексты взрослый может заменять на другие. Тем самым можно повторять игры многократно. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой. Но групповая работа в этом возрасте более интересна и привлекательна для детей.
Игра «Кто больше составит слов»
Целесообразно, хотя бы на первых этапах, играть вместе с ребенком, чтобы он освоил требуемую форму работы. Для игры потребуются цветные карандаши и фломастеры, ручка.
Первый вариант. Из следующего набора букв русского алфавита надо составить и записать как можно больше разных слов. Использовать можно весь набор букв или их часть, но нельзя добавлять новые буквы.
О Т Р А И К Р К О Л А Б
Второй вариант. Составить как можно больше слов из предлагаемого ниже набора букв русского алфавита, но использовать можно только буквы отдельных строк или столбцов.
К Ш А О Ч Е К А
О А Р К Л Л Т Й
А Л Е Л Я Т О
С Р К О Т О
Можно использовать не все буквы из строки или из столбца, но нельзя добавлять новые буквы.
Игра «В гости к первобытному племени»
Задания
– Представь, что в неизведанных джунглях ты нашел племя, живущее как первобытные люди. Они не умеют говорить словами, и ты решил создать для них язык. Твоя задача – придумать слова для обозначения самых основных понятий. Ты можешь воспользоваться следующими звуками и буквами:
А, Д, О, Ш, И, В, У, Т, Е, К, Ы, Н, Я, Г, Ф, Э, М, Л.
Постарайся, используя эти буквы, придумать слова, обозначающие следующие понятия: Здравствуй, До свидания, Твой, Имя, Радость, Я, Ты, Путешествие, Время, Долго, Дарить, Подарки, Гости, Еда, Отдых, Работа, Помощь, Ты.
– Составив словарь для аборигенов, ты можешь начать с ними общаться. Обратись к ним с приветственной речью. Для этого переведи на придуманный тобой язык следующий текст.
Здравствуй! Я Коля.
Как твое имя? Я долго путешествовал. Я рад тебе. Я дарю тебе подарок. Я помогу тебе работать. Ты приезжай ко мне в гости.
– Теперь придумай сам, что ты еще скажешь жителю джунглей. Если тебе не хватает придуманных слов, то придумай новые. Главное, что использовать для новых слов можно только указанные выше буквы.
– Молодец! Теперь тебе не страшны встречи с дикарями.
Игра «Сочини стихотворение»
Детям предлагается подобрать как можно больше рифм к слову ЦВЕТОК. (Например, цветок – лепесток, цветок – холодок, цветок – платок и т. п.) А теперь из получившихся рифм он должен (можно с помощью взрослого) попытаться сочинить стихотворение. Как вариант можно использовать любое другое слово. Лучше взять простое слово, хорошо рифмуемое с многими другими. В качестве помощи можно использовать любой орфографический словарь, стихотворные тексты.
Игра «Четтушинка»
Детям предлагается назвать любые слова, начинающиеся со следующих букв:
Ц, В, Е, Т, О, К
Теперь с каждым словом, начинающимся с этих букв, он должен придумать законченное предложение. Из полученных предложений надо сочинить смешной рассказ. Необходимо употребить все слова, но каждое в своем самостоятельном предложении. Добавлять в рассказ другие слова можно. Получился рассказ-«чепушинка». Веселый и смешной.
А теперь предложите ребенку нарисовать иллюстрацию к составленному рассказу.
Игра «Смешинки»
Эта игра эффективна для усвоения грамматических форм предложений.
Первый вариант.Необходимо подобрать к предлагаемым существительным как можно больше прилагательных, так чтобы получилось смешно.
ЗАДАЧА
СЛОН
ЧАЙНИК
ТЕТРАДЬ
УЧЕНИК
МЯЧИК
Второй вариант.Ниже приведены пары слов. Их надо соединить при помощи предлога или падежа (например, «пирог с капустой»).
ПИРОГ – КАПУСТА
ЗАМОК – ОКЕАН
СЫР – ЛИСА
ВЕТЕР – БАШМАК
МОЛОКО – КНИГА
ЛАМПА – КОШКА
КРОКОДИЛ – ЕЛКА
БАБУШКА – ТОРТ
СЛОН – КОСМОС
КРАСОТА – ЗЛОСТЬ
ШУТКА – УРОК
Третий вариант.Придумать как можно больше слов на букву К .
Четвертый вариант.Сочинить небольшой рассказ, все слова которого начинаются на букву Н .
Игра «Поставь вопрос»
Используя приведенные ниже пары слов, предложите ребенку поставить вопрос – Например, пара «крот – книга». «Крот купил книгу. Как он будет ее читать?»
КУКЛА – ПИРОЖНОЕ
ВОРОНА – ВЕЛОСИПЕД
СПИЧКА – МОРЕ
ОГУРЕЦ – ТОПОР
ТРАМВАЙ – БАБУШКА
ПОДУШКА – ЖЕЛЕЗО
Игра «расскажи наоборот»
Следующий текст предложите ребенку.
– Прочитай внимательно рассказ и скажи, кто поступил плохо. Измени содержание рассказа так, чтобы плохой герой стал хорошим и никто не пострадал.
Обман
Вася остался дома с братишкой Сережей. Сереже очень нравилось оставаться вместе с старшим братом, так как тот всегда придумывал интересные игры. И сейчас Вася предложил поиграть в охоту. Ребята бегали по комнатам, прятались за воображаемыми деревьями и «стреляли» в воображаемых зверей. Было очень весело. От одного неловкого движения Васи упала и разбилась на осколки китайская ваза, которую папа недавно привез из поездки. Дети испугались. У Васи мелькнуло в голове, что на футбол в воскресение его отец точно не возьмет. И тогда созрело решение: «Сережа, давай скажем, что это ты разбил вазу. Ты маленький, тебе достанется меньше, да и на футбол тебе необязательно, ты еще не все понимаешь. А если не согласишься, я с тобой больше никогда играть не буду!» Младший брат долго не соглашался, но затем сдался. Угроза «никогда не играть» подействовала.
Когда пришли родители, дети сказали, что вазу нечаянно разбил Сережа. В воскресение отец не взял Сережу с собой на футбол.
Подобная игра развивает не только словарный запас ребенка, умение конструировать предложения, но и нравственные оценки, чувство справедливости.
Игра «рассказ цепочкой»
Предложите ребенку составить связный рассказ, используя слова: РАЗБОЙНИК, ЗЕРКАЛО, ШЕНОК следующим образом. Первое предложение включает из указанных слов только слово «разбойник». Второе предложение включает слова «разбойник» и «зеркало». Третье предложение включает все три слова. Четвертое предложение включает слова «зеркало» и «щенок». И, наконец, пятое предложение включает только слово «щенок».
Примеры других вариантов слов:
ФИКУС, БАНЯ, КОЛБАСА.
ОЗЕРО, ЛАМПА, КОНФЕТА.
Можно предложить свои наборы слов, увеличить их количество. Главное, чтобы это были существительные, не связанные очевидной ассоциативной связью.
Моторные игры
В этом возрасте дети очень активны. Физические игры для детей каждого возраста подбирают в соответствии с их физическим и психическим развитием. Для возраста 7 –10 лет характерны сложные моторные игры, лучше групповые. Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм движений. Важно вводить в игры моторные элементы действий, которые дети наблюдают в жизни, они знакомы по картинкам (копание, перетягивание, толкание и т. п.). В игры целесообразно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. Наиболее полезно проводить моторные игры на свежем воздухе. К ребенку предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения.
Дети любят игры, являющиеся плодом их творческого воображения. Иногда они по ходу совершенствуют, изменяют игру. В подобных случаях не следует чрезмерно опекать детей, корректировать их деятельность и каждое движение. (Это они получают достаточно на уроках физкультуры.) Такие игры очень полезны, они развивают творческую инициативу, приучают детей к самостоятельности, формируют навыки социального взаимодействия, воспитывают у детей чувство уверенности в себе.
Игра «Мышиная охота»
Игра призвана формировать внимание, координацию, оперативную ориентацию в ситуации. Все игроки делятся на пары. Одна пара (можно по жребию) становится «котом» и «мышкой». Остальные пары встают в круг: один в затылок другому (фактически образуются два круга: внешний и внутренний). Расстояние между соседними парами должно быть достаточно большим, чтобы можно было между ними пробежать. «Кот» должен ловить «мышку». Если он до нее дотронется, «мышка» считается пойманной и выходит из игры. Но она может «спрятаться» в норку. Для этого ей надо встать впереди любой пары в круге. В этом случае «мышкой» становится игрок, оказавшийся третьим в паре. Он продолжает убегать от «кота». Если «кот» дотронется до него, когда «мышка» уже встала в пару, а «третий» еще не успел начать бег, замешкался, он становится «котом». Побеждает тот «кот», который вывел из игры больше всего «мышек», и «мышка», дольше всех продержавшаяся в игре.
Игра «Помощь друга»
Данная игра направлена на развитие взаимопомощи и поддержки друг друга. Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и «осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять и догоняющий, тогда «водящим» становится неуспевший. Игра продолжается до тех пор, пока интересно детям.
Игра «Пленник Мяча»
Игра «Пленник мяча» развивает и координацию, и двигательное внимание. Все дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу. Крайний игрок берет мяч и бросает его противоположному. Этот игрок ловит мяч и бросает его игроку напротив, как показано на схеме. И так далее. Когда мяч дойдет до конца шеренги, то его кидают в обратную сторону в том же порядке. Если играющий не поймает мяч, то попадает в «плен» противоположной команде и начинает играть на ее стороне. Побеждает команда, «пленившая» как можно больше игроков за время игры, которое ограничивается заранее (например, играем 5 минут).
Следующая игра направлена на развитие не только внимания, но и правильной координации движений.
Игра «Шарики – веники»
Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники. Тот участник (или команда), которому это удалось, получает специальный сертификат, предоставляющий право подметать помещение этим веником в течение недели.
Игра «Темный лабиринт»
Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять команды ведущего: «Два шага вперед, поворот налево, два шага вправо, поворот кругом, шаг влево, поворот налево, четыре шага прямо, поворот на 180 градусов, два шага назад, поворот направо, поворот налево, шаг вперед, три шага налево и т. д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все, то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только два (или один) самых внимательных игрока.
Игра «Велосипедная камера»
Используется велосипедный насос, или предмет, его имитирующий. Один ребенок изображает «камеру». (Для облегчения вхождения в игру, первым номером в роли «камеры» может выступить взрослый.) По мере того, как «камеру» накачивают, она меняет позы и положения. Вначале принимает сидячее положение, затем разводит руки, надувает щеки и т. п. В какой-то момент импровизированная камера «лопается», имитируя звук лопнувшей шины. Участник беспомощно распластывается на полу. Роль «камеры» переходит к другому участнику.
Игра «Прищепки»
Игра должна проводиться на свежем воздухе или в помещении, где много свободного пространства, чтобы дети могли бегать. Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных). В эту игру могут играть дети и взрослые. Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна часть «охотники», другая – «олени». Все прищепки делятся на одинаковые кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» прикрепляют прищепки на свою одежду, и игра начинается. После сигнала (можно музыкального вступления или имитации звука охотничьего рога) «охотники» начинают ловить «оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.
Можно за каждую прищепку, оставшуюся у охотника, назначить штраф: петь танцевать, кричать голосом птицы или животного, рассказывать стихи и т. д. Штраф можно предъявить и «оленю».
Учебный вариант. Игру можно использовать для тренировки навыка счета. Например, считать баллы, распределив их по цвету прищепок. Например, за красные прищепки начислять три балла, а за желтые отнимать один. Пускай способ оценки выберут дети, как им подскажет фантазия.
Игра «осьминог»
Игровая зона (комната, игровая площадка) делится на две части. Одна часть будет представлять морское царство осьминога. Ее можно соответственно оформить, но так, чтобы оформление не мешало движению участников игры. Другая часть – берег. Можно отметить эту границу мелом или договориться, что «море» заканчивается возле шкафа. Выбирается «осьминог», который не может выходить на «берег», но зато остальные участники бегают, где хотят, «купаются в море», стараясь не попасть в «щупальца» осьминога. Если «осьминог» смог прикоснуться к участнику, тот считается пойманным и превращается в «ракушку». «Ракушка» падает на колени и группируется. «Ракушку» можно освободить, если обежать вокруг нее 3 раза.
«Купающиеся в море» участники могут дразнить осьминога песенкой:
Осьминог – восемь ног!
Нас поймать никак не мог!
Игра «Танцевальный марафон»
Для игры понадобятся газеты. Лучше – четное количество участников, разделенных на пары, но, как вариант, можно танцевать и поодиночке. Каждая пара расстилает свою газету и под музыку начинает танцевать на ней. Правило: нельзя ступить с газеты на пол. По сигналу ведущего, пары складывают свои газеты пополам и продолжают танцевать. По следующему сигналу – вчетверо, затем – восьмушкой и т. д. Пара, которая наступила с газеты на пол, выбывает из игры. Побеждает та пара, которая осталась последней в танце на газете.
Игра «Мостик Через ручеек»
Игра проводится на воздухе или в просторном помещении. Число участников не ограничено. Выбирается ведущий, который бегает за остальными игроками, пытаясь их «осалить». Тот, кого «осалили», замирает на месте. Но, если он может дотянуться до другого игрока, также замершего, и взяться с ним за руку, то они образуют «мостик». Теперь, если под «мостиком» пробежит или проползет один из игроков («ручеек»), то замершие игроки освобождаются. Игра может так продолжаться достаточно долго, особенно если игроков много. Поэтому ее можно зафиксировать на время. Например, 5 или 10 минут водит один игрок, затем второй и т. д.
Победитель определяется по количеству «замерших» игроков на момент окончания этапа игры (для ведущего) или по количеству освободившихся игроков («для ручейка»). Эта игра кроме моторики развивает такие качества, как командный дух, взаимопомощь, напористость, риск и т. д. То есть качества, которые обеспечивают упорство в достижении цели.
Игра «Горная тропинка»
Все дети встают в затылок друг другу. Первый, ведущий, ведет всю группу по горной тропинке. Он переходит воображаемые препятствия (перепрыгивает трещины, перелезает через камни, идет по узенькому месту тропинки). Все остальные игроки повторяют его движения. По хлопку взрослого ведущий становится в конец змейки, а второй игрок становится ведущим. И так до тех пор, пока все по очереди не выполнят роль ведущего.
Игра «Петушиный бой»
Для игры потребуются метелочки для смахивания пыли. Дети, желающие участвовать в «петушином бое», получают по метелочке и принимают следующую позу (для правшей): встают на правую ногу, а левую поднимают к груди, согнув в колене, и прижимают ее левой рукой. В правую руку берут метелочку. Начинается «бой».
Игроки, прыгая на одной ноге, пытаются с помощью метелочек осалить противника и вынудить его встать на обе ноги. Кто оступился и встал на обе ноги, покидает площадку, а его место занимает другой «петух». Победитель определяется по числу побед.
Игра «рыбачья сеть»
Выбирается ведущий, а остальные игроки разбегаются по площадке. Водящий бегает за игроками и пытается коснуться кого-либо. Попавшийся игрок берет за руку водящего, и они вместе начинают «ловить» остальных. Потом присоединяется третий и т. д. Образуется сеть, которая ловит остальных игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки или последние не окажутся внутри сети, когда сеть будет состоять из достаточного количества игроков и не сможет быть порвана.
Игра «Салки»
Классическая детская игра с мячом. Все дети свободно бегают по площадке для игр, а водящий пытается попасть в игроков мячом. «Осаленный» игрок выходит из игры и уходит с поля площадки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один «неосаленный» игрок. Именно он становится победителем. Перед игрой важно предупредить детей о технике безопасности. Нельзя бросать мяч очень сильно. Надо стараться не попасть в голову других игроков. Нарушение этого правила «карается» штрафом: ведущий покидает площадку, и выбирают другого водящего.