Диагностика общих умственных способностей


Тест Д. Векслера.В настоящее время тест Д.Векслера -самая распространенная методика изучения умственного развития. Нами был применен вариант теста Векслера, адаптированный А.Ю. Панасюком в 1973 г. Тест состоит из 12 субтестов, которые дают характеристику различных аспектов вербального (словесного) и невербального (действенного) мышления. Итоговый результат выражается в трех показателях:

1. общий интеллект (коэффициент умственного развития);

2. вербальный интеллект (показатель развития словесного мышления);

3. невербальный интеллект (показатель развития действенного мышления).

Каждый из этих показателей вычисляется по специальным таблицам. Значение 100 соответствует среднему возрастному уровню. Значения в диапазоне 85-115 рассматриваются как соответствующие норме, 70-85 -пограничные, ниже 70 - свидетельствующие о снижении интеллекта. Значения в диапазоне 115-130 - показатель высокого уровня умственного развития, выше 130 -одаренности. Эти границы в значительной мере условны и могут рассматриваться лишь как ориентировочные.

Соотношение трех показателей (общего, вербального и невербального) интеллекта позволяет охарактеризовать разные аспекты умственного развития. Более детальную характеристику дает анализ данных по каждому из 12 субъектов. Тест Д. Векслера хорошо дифференцирует такие нарушения, как умственная отсталость, задержка психического развития, педагогическая запущенность. Этот тест полезен также для определения конкретного направления коррекционных занятий с ребенком.

Тест Векслера показал, что у здоровых детей роль вербальных компонентов интеллектуальной деятельности с возрастом несколько уменьшается, а роль невербальных

увеличивается, особенно при переходе к 8-11 годам. Причем, у 7-летних детей невербальный интеллект по сравнению с вербальным имеет менее жесткую структуру, содержащую более автономные характеристики, развитие и функционирование которых в меньшей степени зависят от других показателей.

С 8 до 14 лет уровень связей между компонентами в вербальном интеллекте уменьшается, а в невербальном -незначительно увеличивается. А.Ю. Панасюк (1976) считает, что отсутствие жесткой структуры, обеспечивающее большое число степеней свободы, является условием развития интеллекта.

Тест Р. Амтхауэраявляется одним из известнейших групповых интеллектуальных тестов, который был разработан в 1953 году. Рудольф Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы, способности. Он понимает интеллект как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных сферах деятельности. С помощь теста Амтхауэра проводится диагностика следующих компонентов интеллекта: верабального, счетно-математического, пространственного и мнемического. Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Субтесты измеряют различные функции интеллекта.

Общее время обследования по тесту Амтхауэра - 90 минут. Время выполнения каждого субтеста - от 6 до10 мин. Амтхауэр предполагал, что можно судить о структуре интеллекта по успешности выполнения каждого субтеста. Для грубого анализа «умственного профиля» он предлагал подсчитать отдельно результаты по первым четырем и по следующим пяти субтестам. Если суммарная оценка первых

4-х превышает суммарную оценку следующих пяти, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности. Если наоборот, то практические. Тест Амтхауэра отличается хорошими показателями надежности и валидности [36]. Коэффициент ретестовой надежности (интервал 1 год) составляет 0,83 – 0,91; валидность, определяемая по связи с успеваемостью – 0,46; с экспертными оценками уровня интеллектуального развития – 0,62.

«Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равена.Методика позволяет оценить способность ребенка к выявлению скрытых закономерностей, уровень развития мышления по аналогии, сформированность логических операций классификации и сериации. Наличие нескольких серий дает возможность оценить возможности ребенка в организации и систематизации материала на различных уровнях: перцептивном (зрительном), конкретном интеллектуальном (образно - интуитивном), абстрактном интеллектуальном (логическом).

Большим достоинством методики является наличие объективного количественного показателя, который может быть однозначно соотнесен с возрастными нормами. Тест Равена хорошо стандартизирован на разных возрастных группах, в отличие от большинства его последующих модификаций (например, матриц Айзенка). Прогрессивные матрицы Дж. К. Равена относятся к тестам, «свободным от влияния культур». Результаты теста Равена коррелируют с результатами тестов Векслера и Стенфорд—Бине.

«Краткий отборочный тест» (КОТ), адаптация теста Вандерлика. Тест состоит из 50 заданий на решение арифметических задач, установление аналогий, определение уровня пространственного мышления и т.д. (Бузин В.Н., 1992).

Методика "Тестовая карта выбора познавательной деятельности"была предложена А.С. Ростовым (1992), она

позволяет проводить экспресс-диагностику не только типа познавательной деятельности и уровня креативности испытуемого, но и особенностей его мотивационной сферы в ситуации выбора.

В свободе выбора проявляются особенности смысловых установок личности, которые опосредствуют мотивационную сферу личности и приводят к изменению структуры познавательной деятельности.

Тесты креативности Торренса (E.P.Torrance) применяются в США для диагностики одаренности детей. Полный вариант методики С.П. Торренса представляет собой 12 субтестов, сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая - невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья - для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 году на выборке школьников.

При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности как некоторой способности к «порождению» нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами -вербализация материала, с которым работает испытуемый, и средств «порождения» нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более полного понимания рисунка.

Примененный нами вариант теста Торренсапредставляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого

осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 10 картинок.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 4 показателя креативности, как:

1. беглость выполнения,

2. гибкость,

3. оригинальность,

4. разработанность.

Беглость,или продуктивность. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

Показатель гибкостиопределяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сам рисунки, так и их названия. Если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности.

Показатель оригинальностихарактеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.

Разработанность.При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные

функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований

резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Инструкция:

«Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке».

Интерпретация.

В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную

характеристику изображения. При этом важно, что

условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н.Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются.

Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

х Or = Хmax ,

где Or — оригинальность данного типа рисунка; x — количество рисунков иного типа; Xmax — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1,0, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Наряду с показателем «оригинальность» в полном тесте Торренса используется показатель «беглости»выполнения, определяемый как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных.

Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линии стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики данный показатель оказался

малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от

неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, то есть имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла неприменима и для определения уровня креативности требуется повторное тестирование.

Такой показатель, как «гибкость», достаточно хорошо работает в субтесте «Параллельные линии», где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. «Гибкость» в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображения к другому.

В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как «количество различных категорий изображений» малоотличим от оригинальности.

Показатель «сложность»изображения, понимаемый как «тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т. д.», характеризует, скорее, некоторый «изобразительный» опыт испытуемого и определенные личностные черты (например,

эпилептоидность, демонстративность), чем характеристики креативности.

Процентильная шкала

1 — процент людей, результаты которых превышают указанный уровень

2 — значение индекса оригинальности

3 — значение индекса уникальности

0 % 20 % 40 % 60 %
0,95 0,76 0,67 0,58

80 % 100 %

0,48 0


Наши рекомендации