Использование метода проектов в начальной школе

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности в начальную школу, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

В таком контексте развития начальной школы перспективной представляется именно проектная деятельность. Проектная деятельность в начальных классах – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания , а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

Внедрение проектной технологии в образовательный процесс требует от администрации больших организационных усилий, но при этом позволяет:

• повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность, сделать педагогический коллектив более сплоченным;

• развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с педагогом);

• развивать у детей такие качества, как социализированность и активность;

• создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию школьного учреждения).

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Однако, с точки зрения А. Б. Воронцова, это либо, простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника – «проект» и т. д., либо, механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы. Для полноценной организации проектной деятельности на начальной ступени образования необходимо учитывать возрастные возможности младших школьников. В начальной школе прообразом проектной деятельности могут стать проектные задачи.

Под проектной задачей А. Б. Воронцов понимает задачу, в которой через систему или набор заданий, целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и входе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Решение проектных задач дает возможность младшим школьникам освоить основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

В отличие от проекта, для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности).

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное).

Коммуникативные УУД:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Итак, проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях. Следовательно, говоря о проектной деятельности младших школьников мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность, осуществляемую учащимися по решению проектных задач, которые приведут к созданию «проектного продукта».

Но следует учитывать, что метод проектов реализует, прежде всего, деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

В рамках эксперимента нами был запланирован краткосрочный проект «Как увидеть движение воды в растении».

Цель: Формировать у школьников интерес к научно – исследовательской деятельности.

Задачи:

1. Дать детям представление о том, что срезанный цветок всасывает воду через стебель.

2. Развивать умение фиксировать результаты наблюдения, формировать умения делать выводы.

3. Развивать самостоятельность, коммуникативность, расширять кругозор детей о жизни растений.

Гипотеза: Если срезанные цветы всасывают воду через свой стебель, то окрашенная пищевым красителем вода изменит цвет лепестков цветка в соответствии с цветом красителя. Таким образом можно доказать, что срезанные растения питаются через свой стебель.

В ходе проектной деятельности учащиеся изучали такое интересное явление, как движение воды в растениях.

На занятиях была изучена информация о данном опыте в литературе, рассматривали цветы, строение цветка и затем были проведены непосредственно опыты.

Для этого цветы белого цвета помещались в воду с растворенным пищевым красителем. По истечении определенного времени цветок окрашивался в цвет красителя. В зависимости от свойств цветка и его способности всасывать воду, на окрашивание уходило от нескольких часов до 2-3 дней.

В ходе эксперимента результаты своей работы дети зарисовывали в альбомах, рассказывали родителям.

По итогам проведенной работы мы провели повторную диагностику активности познавательной деятельности и сравнили результаты.

Таблица 3. Показатели уровня сформированности познавательной активности на этапе окончания эксперимента

По итогам эксперимента можно сказать, что если в контрольной группе наблюдаются незначительные изменения, то в экспериментальной можно увидеть сдвиги в пользу повышения познавательно активности.

Изменения отразим в гистограмме. На первом графике – контрольная группа до и после эксперимента.

Использование метода проектов в начальной школе - student2.ru

Рисунок 1 – Показатели контрольной группы

Так как работа в контрольной группе не проводилась, то и показатели остались практически неизменными, это наглядно видно на графике.

Использование метода проектов в начальной школе - student2.ru

Рисунок 2 – Показатели экспериментальной группы

Как показал график 2, динамика экспериментальной группы положительная, особенно видны повышения показателей учащихся по эмоционально-волевому и действенно-практическому критериям.

Наблюдение за учениками показало, что им интересно заниматься такой деятельностью, проведение опытов вызывает у них неподдельный интерес, они с нетерпением ждут занятия и с восторгом рассказывают о том, чем они занимались, родителям.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у ребят внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Очень значима проектная деятельность для родителей. Опыт показал, что те родители, которые принимают активное участие в проектной деятельности учреждения наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с педагогом, родители смогли реализовать свои творческие способности: вместе с детьми они занимаются творчеством, ищут способы эффектно и нестандартно представить свой проект.

Таким образом, можно сделать вывод, проектная деятельность продуктивна не только для детей и родителей, но и для педагога.

Педагоги, использующие в своей деятельности проектный метод, прежде всего, развивают свои способности к поисковой деятельности, организации индивидуальной и групповой работы с детьми вне уроков и вне классно-урочной системы. Осуществляя активную поисковую деятельность, повышают уровень собственной эрудированности и грамотности, обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов детей. Реализуя проекты, используют на 100 % заложенный в них творческий потенциал, творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности и др.). Выступая на конференциях и семинарах по итогам реализации проектной деятельности, учитель учится передавать свои знания и опыт другим педагогам, повышает свой авторитет и имидж в глазах коллег не только уровня своего учреждения, но и города, района и даже области, тем самым повышая уровень своей конкурентноспособности как специалиста.

Для совершенствования работы по использованию технологии проектирования в деятельности школы, на базе которого проводился эксперимент, запланированы следующие мероприятия:

1. Проведение серии занятий в рамках программы «Творческая мастерская» на тему «Проектный метод в начальной школе», которые будут организованы на протяжении всего учебного года.

Основной задачей этих занятий является не только ознакомление педагогов с инновационной технологией. В ходе данных встреч будут проводиться игры-тренинги, креативные игры, способствующие развитию творческого воображения, гибкого мышления, умения находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

2. Также запланировано тематическое собрание для родителей «Творим, изменяем, экспериментируем…». Цель - повышение мотивации родителей на сотрудничество с педагогом в рамках индивидуальной проектной деятельности учащихся.

Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать.

Выводы по второй главе:

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения младших школьников, основывается на интересах детей и предполагает самостоятельную активность учащихся. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Использование метода проектов в работе способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

Эксперимент, проведенный в рамках дипломного проекта, показал, что проектная деятельность способствует повышению уровня познавательной активности, а значит формированию самосознания, адекватной самооценки, развитию познавательных и волевых процессов.

Заключение

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие познавательной сферы младшего школьника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т. д.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

В заключение отметим, что данная образовательная технология уже более 10 лет применяется в практике образовательных учреждений.

Наши рекомендации