Что такое теоретические основы социологического исследования, и каковы критерии их выбора?

Теоретические основы СИ - это те конкретные теории, которые будут использоваться при теоретическом описании и объяснении состояния объекта и предмета исследования. Теоретические основы СИ определяются в результате анализа разработанности проблемы. Теоретические основы СИ указываются во введении только в виде названия теорий или их авторов, или источников, в которых данные теории изложены. Теоретические основы исследования определяются в ходе анализа социальной природы проблемы и её научной разработанности. Выбор.Теоретические основы исследования должны соответствовать природе исследуемых явлений - объекта и предмета исследования, и давать необходимое представление о их о закономерностях и существенных связях. Данный подход служит отправной точкой при формулировке критериев выбора теоретических основ исследования: 1) Соответствие теории природе исследуемой проблемы - это то, насколько используемые в рамках данной теории понятия и закономерности отвечают внутренним особенностям исследуемого явления, способны необходимым образом описать и объяснить его существование; 2) Описательно-объяснительный охват теории - это количество сторон явления, которая она может описать и объяснить, используя «свои» понятия и закономерности;3) Объяснительная сила теории - это количество выдвинутых ею гипотез, нашедших эмпирическое подтверждение; 4) Объяснительная глубина теории - это способность теории описывать и объяснять характер связи между различными явлениями и механизмы их возникновения; 5) Конкретность теории - это степень направленности теории на описание и объяснение непосредственно исследуемого явления.

23. Какие существуют виды теорий социологического исследования с точки зрения их конкретности, и каковы особенности их использования при теоретической разработке социологического исследования?
С точки зрения критерия конкретности теории можно выделить общие, отраслевые, специальные и частные теории. Общие теории способны охватить своим описанием и объяснением самую широкую совокупность явлений социальной действительности и оперируют понятиями самого абстрактного уровня (теория систем действия Парсонса). Отраслевые теории охватывают своим описанием и объяснением отдельные сферы общественной жизни (например, экономическая сфера) или социальные институты, общности, группы, личность и оперируют хотя менее абстрактными, чем общие теории, но всё же достаточно широкими понятиями (теория семьи как соц. института воспитания). Специальные теории или теории среднего уровня могут охватить своим описанием и объяснением только отдельные социальные процессы, формы взаимосвязей или другие социальные феномены и оперируют более узкими, чем общие теории, понятиями, применимыми только для таких феноменов. Многие специальные теории имеют «сквозной» характер и могут применяться в рамках отраслевых социологий (теория малых групп). Частные теории могут охватить своим описанием и объяснением только конкретные явления и оперируют узкими понятиями, применимыми только для таких явлений. Опираясь на данные теории при теоретическом конструировании СИ можно разработать понятийные модели его объекта и предмета (теория социального статуса).

24. Какова логика выбора теоретических основ социологического исследования?
Теоретические основы СИ
- это те конкретные теории, которые будут использоваться при теоретическом описании и объяснении состояния объекта и предмета исследования. Теоретические основы исследования определяются в результате анализа разработанности проблемы. При выборе теоретических основ СИ целесообразно следовать определённой логике. Первый шаг заключается в том, чтобы поиск теоретических основ исследования начинать с рассмотрения специальных теорий, которые способны с помощью своих понятий описать и объяснить данное исследуемое явление. Преимущество специальных теорий состоит в том, что понятия, которые составляют их исходную теоретическую основу, могут быть непосредственно использованы применительно к исследуемым явлениям. Второй шаг заключается в том, чтобы продолжать поиск теоретических основ исследования среди отраслевых теорий, охватывающих своим описанием и объяснением широкий круг явлений в рамках отдельных сфер общественной жизни, социальных институтов, общностей и т.п., в которые могут входить явления, присутствующие в теме исследования. При этом отраслевые теории оперируют более общими понятиями, чем специальные теории. Третий шаг заключается в том, чтобы продолжать поиск теоретических основ исследования среди общих теорий, которые охватывают своим описанием и объяснением самую широкую совокупность явлений социальной действительности. Чем более общей является теория, тем больше явлений способна она охватить своим объяснением. Четвертый шаг заключается в том, чтобы продолжать поиск теоретических основ исследования среди эмпирических понятий, фактов, гипотез, классификаций, типологий, относящихся к исследуемым явлениям, которые предшествуют теории, но также являются формами научного знания и присутствуют в научной литературе. Причём данные формы научного знания могут находиться в рамках не только социологической науки, но и смежных гуманитарных наук - философии, психологии, истории, юриспруденции.

25. Что такое эмпирические основы социологического исследования, и какова их структура?
Эмпирические основы СИ - источники, методы получения и обобщения эмпирических данных, посредством которых обеспечивается достижение цели и задач исследования. Эмпирические данные делятся на основные и вспомогательные эмпирические данные. Основные - получаются в результате разработки программы исследования и оценки состояние исследуемых явлений, получают их для достижения цели и решения задач исследования. Вспомогательные - получение их осуществляется применительно к другим целям и задачам, нежели в вашем исследовании, но они могут быть использованы, как средства для решения задач данного исследования. Эмпирические данные делят на первичные и вторичные. Первичные - характеризующие состояние отдельных единиц исследования, которые получены в ходе проведения полевого исследования. Вторичные эмпирические данные - это результаты обобщения первичных эмпирических данных, характеризующие состояние исследуемого явления в целом, его свойства и их взаимосвязи. Вторичными такие данные называются потому, что они непосредственно не появляются в ходе измерения и не характеризуют состояние отдельных единиц исследования. Такие данные представляют результаты СИ, а их содержание - его достигнутые цели и решенные задачи.

26. Каковы источники получения эмпирических данных и их разновидности?
Эмпирические данные СИ - это такая форма знаний, которые получаются через оценку доступного для наблюдения состояния социального явления. Разновидности. В соответствие с разновидностями эмпирических данных в рамках эмпирических основ СИ выделяются источники получения основных и вспомогательных эмпирических данных. Основные эмпирические данные - это такой вид эмпирических данных, получение которых специально осуществляется для достижения цели и решения задач СИ. Вспомогательные эмпирические данные - это такой вид эмпирических данных, получение которых осуществлялось применительно к другим, по отношению к проводимому исследованию, целям и задачам, но которые могут быть использованы для достижения цели и решения задач проводимого исследования. Источники получения данных. Источником получения основных эмпирических данных является проводимое СИ. Источником получения вспомогательных эмпирических данных выступают результаты уже проведенных социологических, социально-психологических и других исследований, а также данные статистических обследований, которые опубликованы в монографиях, научных статьях и статистических сборниках.

27. Что такое первичные и вторичные, основные и вспомогательные эмпирические данные?
Эмпирические данные СИ - это такая форма знаний, которые получаются через оценку доступного для наблюдения состояния социального явления. С точки зрения ролиэмпирических данных в достижении цели и решении задач СИ существуют основные и вспомогательные эмпирические данные. Основные эмпирические данные - это такой вид эмпирических данных, получение которых специально осуществляется для достижения цели и решения задач СИ. Они получаются в результате разработки программы СИ и оценки состояния исследуемых явлений. Вспомогательные эмпирические данные - это такой вид эмпирических данных, получение которых осуществлялось применительно к другим, по отношению к проводимому исследованию, целям и задачам, но которые могут быть использованы для достижения цели и решения задач проводимого исследования. С точки зрения местаэмпирических данных в достижении цели и решении задач СИ существуют первичные и вторичные эмпирические данные. Первичные эмпирические данные - это результаты измерения, характеризующие состояние отдельных единиц исследования, которые получены в ходе проведения полевого исследования. Первичным такие эмпирические данные называются также потому, что их нельзя непосредственно использовать для достижения цели и решения задач исследования. Эх необходимо обобщить. В результате обобщения первичных эмпирических данных появляются вторичные эмпирические данные. Вторичные эмпирические данные - это результаты обобщения первичных эмпирических данных, характеризующие состояние исследуемого явления в целом, его свойства и их взаимосвязи. Вторичными такие данные называются потому, что они непосредственно не появляются в ходе измерения и не характеризуют состояние отдельных единиц исследования. Такие данные представляют результаты СИ, а их содержание - его достигнутые цели и решенные задачи.

28. Что такое эмпирический объект социологического исследования? Как он определяется?
Эмпирический объект СИ
- это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования - общностей, социальных групп, организаций, которые будут представлять исследуемые явления на эмпирическом уровне. В социальной действительности представлять цели данного исследования на эмпирическом уровне могут различные индивиды и массовые формы их существования. Их выбор в качестве эмпирического объекта обусловлен его целью и задачами. Во введении необходимо конкретно назвать, какие именно индивиды и массовые формы их существования, наблюдаемые в действительности в прошлом или настоящем, будут выступать в качестве эмпирического объекта исследования.

29. Чем теоретический объект отличается от эмпирического объекта в социологическом исследовании? Приведите примеры теоретического объекта и эмпирического объекта в социологическом исследовании.
Теоретический объект СИ
- это объект социальной реальности, включённый в процесс познания в терминах предметной области социологической теории. Пример - подростки как категория социальной структуры. Обоснование теоретического объекта СИ - это выделение явления, в котором явно или неявно существует социальное противоречие, и оно наиболее сильно развито. СИ предполагает эмпирическую оценку явлений, т.е. оценку на основе чувственного опыта. Для проведения исследования необходимо определить явления, существующие в социальной действительности, которые поддаются чувственному познанию, и которые будут представлять цель данного исследования на эмпирическом уровне. Эти явления будут выступать в качестве эмпирического объекта исследования. В качестве таких явлений выступают индивиды в виде массовых форм их существования - общности, социальные группы, организации, наблюдаемые в действительности в прошлом и настоящем. Эмпирический объект СИ - это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования - общности, социальные группы, организации, которые будут представлять исследуемые явления на эмпирическом уровне.

30. Что такое определение методов сбора первичных эмпирических данных и зачем оно необходимо при разработке программы социологического исследования?
Методы обработки и обобщения первичных эмпирических данных
- это совокупность математических методов преобразования первичных эмпирических данных во вторичные данные и способов их представления в обобщенном виде.Зачем это нужно? Так как непосредственное использование первичных эмпирических данных для достижения цели и решения задач СИ невозможно, требуется их обобщение, т.е. получение вторичных эмпирических данных. Для этого необходима обработка первичных данных посредством соответствующих методов. Для решения этой задачи используется математические методы преобразования первичных эмпирических данных и способы представления их в обобщенном виде. Выбор такого рода методов и способов зависит от того, какая необходима точность и глубина обработки первичных эмпирических данных, какие измерительные инструменты и способы измерения используются, так как именно они определяют возможность применения тех или иных методы преобразования и способов представления первичных эмпирических данных. Следовательно, уже на стадии выбора метода сбора первичных эмпирических данных и разработки соответствующего инструмента измерения закладывается выбор методов их преобразования и способов представления.

31. Что такое определение методов обработки и обобщения первичных эмпирических данных и зачем оно необходимо при разработке программы социологического исследования?
Методы обработки и обобщенияпервичных эмпирических данных - это совокупность математических методов преобразования первичных эмпирических данных во вторичные данные и способов их представления в обобщенном виде. Так как непосредственное использование первичных эмпирических данных для достижения цели и решения задач СИ невозможно, требуется их обобщение, т.е. получение вторичных эмпирических данных. Для этого необходима обработка первичных данных посредством соответствующих методов. Для решения этой задачи используется математические методы преобразования первичных эмпирических данных и способы представления их в обобщенном виде. Выбор такого рода методов и способов зависит от того, какая необходима точность и глубина обработки первичных эмпирических данных, какие измерительные инструменты и способы измерения используются, так как именно они определяют возможность применения тех или иных методы преобразования и способов представления первичных эмпирических данных. Следовательно, уже на стадии выбора метода сбора первичных эмпирических данных и разработки соответствующего инструмента измерения закладывается выбор методов их преобразования и способов представления.

32. Что такое определение методов анализа и обобщения вторичных эмпирических данных и зачем оно необходимо при разработке программы социологического исследования?
Методы анализа и обобщения вторичных эмпирических данных - это совокупность математических методов преобразования вторичных эмпирических данных, позволяющих провести оценку состояния исследуемого явления, его свойств и взаимосвязей. Вторичные эмпирические данные не всегда позволяют сразу оценить состояние исследуемого явления, его свойств и взаимосвязей. Для того, чтобы сделать это, вторичные эмпирические данные следует проанализировать и обобщить, поэтому требуется использование соответствующих методов анализа вторичных эмпирических данных. В процессе анализа вторичных эмпирических данных необходимо определить значение всех тех показателей, содержание которых позволяет непосредственно оценить состояние исследуемых свойств явления и их взаимосвязей. При этом может происходить обобщение (свертка) вторичных эмпирических данных, для того, чтобы сократить их количество и повысить информативность показателей. Выбор конкретных методов анализа и обобщения вторичных эмпирических данных проводимого исследования зависит от того, какое многообразие свойств исследуемого явления следует оценить, какими должны быть глубина и сложность результатов его эмпирического моделирования на основе этих свойств. Это определяется на стадии построения концептуальной модели исследования. Следовательно, выбор конкретных методов анализа и обобщения вторичных эмпирических данных проводится в соответствие с содержанием этой модели.

33. Что такое научная новизна темы социологического исследования, и каковы её разновидности?
Научная новизна СИ
- это содержательные характеристики не исследовавшейся ранее проблемы или не использовавшихся ранее теоретических и методологических подходов к её исследованию или характеристика результатов исследования, полученных в новый временной период, или в условиях другой проблемной ситуации.
Составляющие (разновидности): 1) методологическая новизна, если используется теоретический подход, отличающийся от используемых ранее; 2) теоретико-методическая новизна, если используются методическая стратегия и методы, отличающиеся от использовавшихся ранее; 3) содержательная новизна, если результаты получены в другой временной период и в условиях другой проблемной ситуации.

34. Что такое практическая значимость темы социологического исследования, и каковы её разновидности?
Практическая значимость темы СИ
- это содержательная характеристика той стороны исследуемой проблемы, практическое решение которой могут обеспечить результаты проводимого СИ (Аверин). Практическая значимость СИ заключается в подготовке предложений, рекомендаций и тп. Практическая значимость исследования предполагает указание на возможность дальнейшего применения предложенных автором практических рекомендаций на практике для устранения исследуемых проблем. Однако, практическую значимостьпроведённого исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличатьот практической значимости темы исследования, которая указывается до проведения исследования и раскрывается при характеристике актуальности. Актуальность темы исследования - это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблемы, вопроса или задачи. Исследование можно считать актуальным в том случае, если сама тема актуальна в двух отношениях: 1) во-первых, её изучение отвечает насущной потребности практики; 2) во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи. Как правило, актуальность исследования представляется как противоречивая ситуация, требующая своего решения. Решение данной проблемы должно непосредственно быть связано с практической необходимостью. Разновидности: целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нём данными, второе - с используемой методикой. К результатам практического использования в области гуманитарных наук относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности к использованию или масштабам использования.

35. Каковы понимание и роль концепции социологического исследования?
Концепция СИ
- система теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения. Задача концепции СИ - объединение программы исследования в логически связанную последовательность теоретических, методических и аналитических процедур посредством формирования основополагающей идеи исследования - определённой системы теоретических взглядов, способа понимания и объяснения исследуемого явления. В основе СИ должен лежать правдоподобный общий закон, который, во-первых, выполняет роль средства объяснения исследуемых явлений; во-вторых, определяет содержание тех исследовательских инструментов, которые необходимы для эмпирической проверки правдоподобности объяснения этих явлений. Общий закон формулируется в рамках определённой теории, которая представляет собой способ понимания и объяснения явлений. По существу общий закон в рамках социологического исследования выступает в качестве его концепции. Концепция СИ - это система теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения. Понимание КСИ базируются на следующих значениях понятия «Концепция»: система последовательных, взаимосвязанных взглядов на те или иные явления и процессы; способ понимания, трактовки, рассмотрения, оценивания, объяснения явлений, событий, фактов, протекающих процессов; основополагающая идея какой-либо теории. Таким образом, концепция СИ предстает в виде способа понимания и объяснения исследуемых явлений.Двуединая роль КСИ - как средства объяснения и как основания для разработки исследовательских инструментов - позволяет ей выступать в качестве основополагающей идеи, и объединять в логически связанную последовательность действий теоретические, методические, аналитические и содержательные процедуры исследования, которые строятся в соответствии с определённой системы взглядов. Тем самым КСИ решает основополагающую задачу при разработке его программы - логическое объединение её составных частей.

36. Каковы понимание выбора теории для определения концепции социологического исследования и логика этого выбора?
Выбор концепции СИ
- рассмотрение, отбрасывание и принятие теорий, определяющей способ понимания и объяснения теоретического объекта и предмета исследования. Концепция СИ - это система теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения. Логика выбора теории - определить: 1) соответствуетли теория природе исследуемого явления и типу проблемы; 2) описательно-объяснительный охват теории (способен ли понятийный аппарат теории описать исследуемое явление); 3) объяснительную силу теории; 4) объяснительную глубину теории (охарактеризовать внешние явления в качестве факторов, от которых зависит состояние явления); 5) конкретность теории; 6) эмпирическую разработанность теории (в какой мере в определении понятий присутствуют наблюдаемые свойства явлений); 7) сопряженность теории предмета с теорией, которую используют для анализа объекта. Теория - лишь средство описания и объяснения явления, её нужно использовать применительно к особенностям проблемы. Для этого нужно построить конкретную модель, т.е. концептуальную модель СИ. Она является производной от идеализированного объекта, и выводится из него в соответствии с целями и задачами исследования.

37. Каково понимание концептуальной модели социологического исследования и её составляющих?
Концептуальная модель СИ
- система взаимосвязанных понятий (понятийная сетка), характеризующая состояние теоретического объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы.В качестве основы разработки концептуальной модели объекта и предмета исследования всегда выступает тот понятийно-категориальный аппарат (понятия, определения, термины, категории), которые существуют в смысловом содержании данной теоретической концепции и которые позволяют исследователям разработать понятийную модель объекта и предмета исследования. Однако из всего многообразия понятий, терминов, которые наполняют смысловое содержание разработанной нами теоретической концепции, мы выбираем ту систему теоретических понятий, которая позволяет нам отразить детальную характеристику современного состояния объекта и предмета исследования. В начале содержательной структуры разработанной концепции мы выбираем теоретические понятия, которые обладают общетеоретическим уровнем осмысления социальной реальности и отражают в масштабе теоретических обобщений существенные взгляды и суждения на объект и предмет исследования, таким образом, представляют собой концептуальные понятия - концепты, обладающие общим теоретическим смыслом. Именно концепты, как правило, характеризуют не отдельные предметы природы и социальной реальности, а целый класс явлений и предметов, объединенных между собой конкретным значимым признаком (например, брак, семья, молодёжь и др.)

38. Каково понимание построения концептуальной модели социологического исследования и способов конструирования её понятий?
Теория
представляет собой лишь средство описания и объяснения исследуемого явления. Необходимо её использовать применительно к особенностям исследуемой проблемы. Для этого посредством выбранной теории следует построить его конкретную модель, которая называется концептуальной моделью СИ. Концептуальная модель СИ - это система взаимосвязанных понятий (понятийная сетка), характеризующих состояние теоретического объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы.Построение концептуальной модели СИ - это процесс отбора и определения тех понятий, которые необходимы для характеристики свойств объекта и предмета, подлежащих исследованию в соответствие с его целью и задачами. Построение концептуальной модели СИ происходит в результате определения понятий, составляющих содержание данной модели, в которых фиксируются свойства объекта и предмета данного исследования. При этом определения понятий концептуальной модели СИ берутся из понятийного аппарата тех теорий, которые составляют его концепцию. Ибо тот или иной научный смысл определения понятий приобретают в рамках конкретной теории.Конструирование.Само по себе слово или сочетание слов, посредством которых обозначается понятие, не есть ещё само понятие, а только его название. Ибо понятие включает в себя смысловое содержание, характеризующееся совокупностью признаков. Именно посредством этих признаков происходит выделение исследуемых явлений из класса однородных явлений. В качестве таких признаков выступают свойства предметов и явлений. Для выделения данных свойств необходимо определить понятие. Определение понятия появляется в результате наполнения смысловым содержанием его названия, включающим совокупность свойств явления. По своей сути определение понятия - это суждение о классе явлений, обладающих такими свойствами или мыслимых с помощью данного понятия. Концептуальные определения выражают наибольший уровень обобщения исследуемого явления.

39. Каковы требования к определению концептуальных понятий?
Концептуальное понятие
– это понятие, выражающее «явление вообще», обобщенно представляющее то, что одновременно присуще многим частным явлениям. С точки зрения эмпирического понимания «явления вообще» в действительности не существует, его невозможно наблюдать, а, следовательно, эмпирически исследовать. Для того чтобы обеспечить эмпирическую наблюдаемость исследуемого явления, необходимо эго операционализировать. Чтобы конструирование определения концептуального понятия было правильным, оно должно отвечать определённым требованиям: 1) Во-первых, определение концептуального понятия не должно строиться с использованием самого понятия, т.е. через него самого. Деятельность - это такая человеческая деятельность, которая выражается в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания; 2) Во-вторых, определение концептуального понятия не должно строится через родовое понятие более высокого уровня, чем то общее понятие, в которое входит определяемое понятие. Деятельность - это такой социальный элемент общества, который выражается в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания; 3) В-третьих, определение концептуального понятия не должно строится через неопределяемое родовое понятие, т.е. через понятие, не имеющее ясного, строго содержания или через иносказание. Деятельность - это такая социальная ипостась, которая выражается в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

40. Каковы понимание исходных понятий для построения концептуальной модели социологического исследования и её сущностного определения? Каково назначение сущностного определения?
Исходные понятия концептуальной модели
- это те понятия, посредством которых происходит выделение исследуемых явлений - объекта и предмета - из класса однородных явлений социальной действительности. Построение концептуальной модели предполагает выявление сущностных и содержательных свойств объекта и предмета. Следовательно, при построении определений концептуальных понятий выделяются два виды определений - сущностное и содержательное. Сущностное определении исходного понятия - это выделение такого видового свойства явления, обозначаемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особый вид явления и которое отделяет его от других явлений данного рода, им не обладающих. Содержательное определение исходного понятия - это выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия. Структура концептуальной модели - совокупность взаимосвязанных содержательных свойств явлений, которые включены в исследование.

41. Каковы подход к содержательному определению исходных понятий для построения концептуальной модели социологического исследования и назначение этого определения?
Содержательное определение исходного понятия
- это выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия. Сущностное видовое свойство выступает как обобщающий признак явления и не поддаётся измерению, так как в действительности он не существует и, следовательно, не поддаётся наблюдению. Сам по себе, в непосредственном виде данный признак не имеет выраженных эмпирических проявлений, т.е. с точки зрения измерения является бессодержательным. Содержательное определение исходного понятия – это выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия.Подход.В сущностном видовом свойстве явления в свернутом виде включает все его эмпирические проявления. Для измерения состояния исследуемых явлений необходимо развернуть данное свойство в виде этих проявлений, т.е. осуществить процедуру восхождения от абстрактного к конкретному. Это осуществляется посредством его содержательного определения. Процедура содержательного определения данного свойства состоит в раскрытии его частных проявлений или подвидов исследуемого явления. При этом фактически осуществляется классификация этих частных проявлений, а сущностное видовое свойство выступает в качестве основания такой классификации, с которым его частные проявления связаны по признаку соответствия.Назначение.Раскрытие частных проявлений сущностных видовых свойств исследуемых явлений необходимо для того, чтобы: 1) получить целостное представление о содержательных параметрах исследуемого явления; 2) уточнить те стороны исследуемых явлений, которые могут быть включены в данное исследование.

42. Как определяются параметры концептуальной модели социологического исследования и каковы принципы выбора выбор этих параметров?
Параметр
- это величина, характеризующее какое-нибудь основное свойство явления. Содержательные определения сущностных видовых свойств исследуемых явлений позволяют выделить структуру параметров, которые могут быть включены в концептуальную модель социологического исследования.Как определяются. При содержательном определении сущностных видовых свойств исследуемых явлений выделяется множество взаимосвязанных параметров. Не все эти параметры могут быть включены в данное СИ в силу ряда причин. Во-первых, все параметры нельзя включить в данное СИ в силу их многочисленности. Чем больше параметров включено в данное исследование, тем более сложным, долгим и дорогим оно будет. Во-вторых, в силу того, что часть параметров СИ ранее и включать в данное исследование все параметры нет необходимости. В-третьих, в силу взаимосвязи отдельных параметров, обусловленности их состояния друг другом. Поэтому для построения концептуальной модели СИ необходимо соблюдать следующие принципы: Принцип допустимой сложности СИ означает выделение в рамках каждого из исследуемых явлений такого количества параметров, сколько возможно с точки зрения допустимой сложности теоретической разработки концептуальной модели исследования и методической её реализации. Принцип допустимой длительности исследования означает выделение в рамках каждого из исследуемых явлений такого количества параметров, сколько возможно с точки зрения временных ограничений проведения СИ. Принцип допустимых финансовых затрат на исследование означает выделение в рамках каждого из исследуемых явлений такого количества параметров, сколько возможно с точки зрения финансовых ограничений. Принцип новизны исследования означает выделение в рамках каждого из исследуемых явлений тех параметров, которые ещё не исследовались. Число этих параметров определяется в результате анализа научной литературы. Принцип наименьшей взаимообусловленности исследуемых параметров означает выделение в рамках каждого из исследуемых явлений тех параметров, которые в наименьшей степени взаимообусловливают состояние друг друга.

43. Каковы понимание операционализаций концептуальных понятий, её процедуры и способов её осуществления?
Операционализация
аналогична определению сущностных видовых свойств через содержательные свойства, выступающие в качестве параметров концептуальной модели, и осуществляется посредством определения понятия, называющегося операциональными определениями. Операциональное определение - это определение относительно абстрактных теоретических понятий через конкретные термины, которые обозначают то, что поддаётся наблюдению. Операциональная модель - это понятийная модель, которая характеризует совокупность поддающихся наблюдению свойств предмета и объекта, отобранных для исследования. При построении операциональной модели нужно соблюдать принцип соотнесения операциональных свойств объекта и предмета в зависимости от его вида. Под процедурой операционализации понимается поиск частных проявлений содержания концептуального понятия, поддающихся наблюдению. Это узкое понимание операционализации, в широком смысле в эту процедуру включают определение переменных, построение показателей и индикаторов. Для выявления операциональных понятий и формирования операциональной модели объекта и предмета исследования, необходимо использовать определенный перечень источников: 1) анализсмыслового содержания концептуально-теоретических понятий; 2) анализ справочной, энциклопедической, художественной литературы, характеризующей объект и предмет исследования; 3) анализ существующей операциональной модели СИ, проведённых до нашего исследования; 4) личностное наблюдение социолога, которое существует на данном этапе жизнедеятельности в данной проблемной ситуации. В качестве операциональной модели СИ всегда выступает совокупность понятий, которые представлены в табличной форме (например, концептуальное понятие - брак, операциональные понятия - традиционный брак, гра

Наши рекомендации