Виды восприятия в дошкольном возрасте
Вид восприятия | Возраст новообразований | |||
1 -3 | 3-5 | 5-7 | ||
Формы | Различает по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу. Сравнивает, прикладывая или накладывая друг на друга. Ощупывает рукой и пальцами. | Узнает геометрические формы в изображениях, независимо от разновидностей. Закрепление наименования эталонов геометрических форм. Различает объемные геометрические фигуры; кубик, пирамиду, шар, конус, цилиндр, брусок. Конструирует из плоских объемных фигур по образцу. | Закрепление эталонных наименований объемных геометрических фигур. Конструирует с учетом особенностей объемных фигур. Различает формы деталей в сложных объектах. Срисовывает формы. | |
Цвета | Различает основные цвета спектра; красный, желтый, зеленый, синий. Узнает знакомые предметы по цвету. Группирует предметы по образцу цвета. Сравнивает прикладыванием рядом. | Переворачивает предмет, обводит карандашом. Обводит пальчиком. Различает дополнительные цвета: оранжевый, голубой, фиолетовый, черный и белый. Закрепление эталонных наименований цветов спектра. Узнает цвета спектра независимо от их разновидностей. Может назвать цвет по наименованию предмета (как огурец, трава). | Различает оттенки основных цветов. Закрепление дополнительных эталонов цвета; бордовый, серый, сиреневый, коричневый, розовый, салатный. Творчески использует цвет в рисовании, аппликации, конструировании. Использует цвет для выражения своих настроений и отношения к изображаемым объектам. | |
Величины | Различает большие и маленькие предметы. Группирует предметы по образцу. Сравнивает прикладыванием и наложением. | Расставляет от трех до пяти предметов по величине. Знакомится с эталонными наименованиями: самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький. Знакомится с понятиями высоты и длины. | Знакомится с понятиями. Применяет все разновидности величины в конструировании и рисовании, аппликации, лепке. Измеряет разным способом: отрезком, другими предметами, сравнивает «на глаз». | |
Пространства | Практически осваивает близкое пространство, что необходимо для ориентировки и практических действий. Различает далекие и близкие расстояния. Различает направление: вверху, внизу, спереди, сзади. | Различает пространственные представления; здесь, там, глубоко, мелко. Знакомится с наименованиями таких пространственных категорий, как расстояние (далеко, близко, в другом городе), направление, глубина (мелкий, глубокий). | Различает пространственные направления относительно себя и других людей (справа, слева), стороны света (север, юг, восток, запад). Знакомится с условными знаками, обозначающими направление движения и пространства. | |
Времени | Различает время суток {день, ночь). | Различает время суток (вечер, утро). Различает времена года (зима, лето). | Различает времена года (весна, осень). Различает единицы измерения времени (часы, минуты, секунды). Различает течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра). | |
Движения | Различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать руками, присесть, наклонить голову. | Различает движения туловища, рук, ног, головы, может повторить по образцу показа, а затем по рисунку. Знакомится с наименованиями движений тела (идет, бежит), и, конечно, всех основных движений и поз (сидит, лежит, присел). | Различает движения, показанные на картинках и схемах, может их повторить. Знакомится со словесными командами движений и может их выполнить с опорой на рисунок. | |
Особых свойств | Различает температуру (горячо, холодно). Поверхность (пушистый, колючий). Плотность (твердый, мягкий). Вкус (кислый, сладкий). Запах (приятный, неприятный). Звуки (знакомых предметов и голоса животных) | Различает разновидности свойств предметов. Знакомится с наименованиями новых для него свойств (теплый, острый, легкий, тяжелый, соленый, горький). Осваивает способы определения свойств предметов (температуры, вкуса, тяжести, качества поверхности, запаха). | Различает свойства предметов по их внешнему виду на основании полученного опыта. Обследует предметы, используя все органы чувств. | |
Целостного предмета | Узнает знакомые предметы по одному свойству или части предмета. | Различает в предмете его части, соотношение частей. Комбинирует детали, создавая целостные образы предметов по образцу. Узнает предмет по его словесному описанию. | Создает целостные предметы из частей и деталей (конструирует, дорисовывает). Делает последовательное словесное описание наглядного предмета. | |
Сложных явлений Иллюстрации литературные произведения отношения между людьми действия музыка | Различает изображения отдельных предметов, их действия. Различает образы героев и их действия и настроения в коротких стихах и рассказах. Различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях. Различает движения, подражания. Различает звуки, узнает знакомые звуки. | Различает все иллюстрации сюжета, отношения между изображенными героями, характерные особенности внешнего облика, составные части, их соотношения. Различает образы героев, последовательность событий, характер действия героев, эмоциональные переживания и образы. Различает отношения друг к другу, выраженные во внешних действиях. Различает настроение - по мимике и позам. Различает движения и позы, передающие настроение, может их изображать. Различает знакомые мелодии, тембр, ритм, характер музыки, осваивает движения, передающие характер музыки. | Различает в иллюстрациях связь между объектами, особенности характера, настроения, отношения между деталями. Различает характер поступков героев, нравственные качества, переживания, причины и последствия. Различает отношения друг к другу по поступкам и ситуации, настроение и характер по ситуации, поступкам. Различает движения, передающие характер, действия с невидимым предметом, может их изобразить. Различает смену тембра, ритма, характера мелодии, настроение, может голосом и движением изобразить особенности. | |
Приложение 3.4.2
НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Причины | Проявления |
I. Задержка психического развития (ЗПР) П. Умственная отсталость III. Нервно-психические заболевания 1. Органические нарушения 2. Функцио-нальные нарушения IV. Педагогическая запущенность V. Условия восприятия 1. Характер объекта восприятия. 2. Обстановка восприятия. 3. Особенности деятельности. | 1) Медленная переработка (в 3 раза) 2) Затруднения с выделением свойств. 3) Снижение контроля за качеством. 4) Не выделяются слабые признаки. 5) Преобладает двигательная игра. 1) Замедленный темп и сужение объема. 2) Особенность образов: не различает мелкие признаки, объемность предметов, смысл картин. 3) Перцептивные действия: не любят рассматривать детали, не ориентируются в пространстве, не узнают перевернутый и удаленный объект. 1) Не воспринимают свойства предмета, не узнают предмет удаленный и перевернутый. 2) Затрудняются в поиске фигур, сопоставлении деталей, понимании сюжета. 1) Узнавание общих признаков. 2) Связь между предметами. 3) Галлюцинации, иллюзии. 4) Неадекватное усилие или ослабление признаков объекта. 1) Ограниченный запас знании бытовых и об окружающем мире. 2) Неумение выделить глобальные, общие и локальные признаки. 3) Не владеют перцептивными действиями с эталоном. Неточный образ из-за: - особенностей объекта: силы свойств, сложности, величины и разнообразия свойств; - сложности фона, продолжительности восприятия, шума; - нечеткости цели и плана; - необученности; - завышенности или заниженности требований и темпа, значимости, ответственности; - невыделения ориентировочных признаков. |
Приложение 3.5.4