Виды восприятия в дошкольном возрасте

Вид восприятия Возраст новообразований
1 -3 3-5 5-7
Формы Различает по образцу геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, пря­моугольник, овал. Узнает знакомые предметы по форме. Группирует предметы по образцу. Сравнивает, прикладывая или наклады­вая друг на друга. Ощупывает рукой и пальцами. Узнает геометрические формы в изобра­жениях, независимо от разновидностей. Закрепление наименования эталонов геометрических форм. Различает объем­ные геометрические фигуры; кубик, пи­рамиду, шар, конус, цилиндр, брусок. Конструирует из плоских объемных фи­гур по образцу. Закрепление эталонных наименований объемных геометрических фигур. Конструирует с учетом особенностей объемных фигур. Различает формы деталей в сложных объектах. Срисовывает формы.
Цвета Различает основные цвета спектра; крас­ный, желтый, зеленый, синий. Узнает знакомые предметы по цвету. Группирует предметы по образцу цвета. Сравнивает прикладыванием рядом. Переворачивает предмет, обводит каран­дашом. Обводит пальчиком. Различает дополнительные цвета: оранжевый, голубой, фиолетовый, черный и белый. Закрепление эталонных наименований цветов спектра. Узнает цвета спектра независимо от их разновидностей. Может назвать цвет по наименованию предмета (как огурец, трава). Различает оттенки основных цветов. Закрепление дополнительных эталонов цвета; бордовый, серый, сиреневый, ко­ричневый, розовый, салатный. Творчески использует цвет в рисовании, аппликации, конструировании. Использует цвет для выражения своих настроений и отношения к изображае­мым объектам.
Величины Различает большие и маленькие предме­ты. Группирует предметы по образцу. Сравнивает прикладыванием и наложением. Расставляет от трех до пяти предметов по величине. Знакомится с эталонными наименова­ниями: самый большой, большой, средний, маленький, самый маленький. Знакомится с понятиями высоты и длины. Знакомится с понятиями. Применяет все разновидности величины в конструировании и рисовании, аппли­кации, лепке. Измеряет разным способом: отрезком, другими предметами, сравнивает «на глаз».
Пространства Практически осваивает близкое про­странство, что необходимо для ориенти­ровки и практических действий. Различает далекие и близкие расстояния. Различает направление: вверху, внизу, спереди, сзади. Различает пространственные представ­ления; здесь, там, глубоко, мелко. Знакомится с наименованиями таких пространственных категорий, как рас­стояние (далеко, близко, в другом горо­де), направление, глубина (мелкий, глу­бокий). Различает пространственные направле­ния относительно себя и других людей (справа, слева), стороны света (север, юг, восток, запад). Знакомится с условными знаками, обо­значающими направление движения и пространства.
Времени   Различает время суток {день, ночь).   Различает время суток (вечер, утро). Различает времена года (зима, лето).   Различает времена года (весна, осень). Различает единицы измерения времени (часы, минуты, секунды). Различает течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, зав­тра).
Движения Различает простые движения, может их повторить вслед за взрослым: поднять руки, помахать руками, присесть, накло­нить голову. Различает движения туловища, рук, ног, головы, может повторить по образцу по­каза, а затем по рисунку. Знакомится с наименованиями движений тела (идет, бежит), и, конечно, всех ос­новных движений и поз (сидит, лежит, присел). Различает движения, показанные на кар­тинках и схемах, может их повторить. Знакомится со словесными командами движений и может их выполнить с опо­рой на рисунок.
Особых свойств Различает температуру (горячо, холодно). Поверхность (пушистый, колючий). Плотность (твердый, мягкий). Вкус (кислый, сладкий). Запах (приятный, неприятный). Звуки (знакомых предметов и голоса животных) Различает разновидности свойств пред­метов. Знакомится с наименованиями новых для него свойств (теплый, острый, лег­кий, тяжелый, соленый, горький). Осваивает способы определения свойств предметов (температуры, вкуса, тяжести, качества поверхности, запаха). Различает свойства предметов по их внешнему виду на основании полученного опыта. Обследует предметы, используя все ор­ганы чувств.
Целостного предмета Узнает знакомые предметы по одному свойству или части предмета. Различает в предмете его части, соотно­шение частей. Комбинирует детали, создавая целост­ные образы предметов по образцу. Узнает предмет по его словесному опи­санию. Создает целостные предметы из частей и деталей (конструирует, дорисовывает). Делает последовательное словесное опи­сание наглядного предмета.
Сложных явлений Иллюстрации     литературные произведения   виды восприятия в дошкольном возрасте - student2.ru отношения между людьми   виды восприятия в дошкольном возрасте - student2.ru действия   виды восприятия в дошкольном возрасте - student2.ru музыка Различает изображения отдельных пред­метов, их действия.   Различает образы героев и их действия и настроения в коротких стихах и расска­зах.   Различает взаимодействия и настроения, выраженные во внешних действиях.     Различает движения, подражания.   Различает звуки, узнает знакомые звуки. Различает все иллюстрации сюжета, от­ношения между изображенными героя­ми, характерные особенности внешнего облика, составные части, их соотноше­ния.   Различает образы героев, последователь­ность событий, характер действия геро­ев, эмоциональные переживания и обра­зы. Различает отношения друг к другу, вы­раженные во внешних действиях.   Различает настроение - по мимике и по­зам. Различает движения и позы, передающие настроение, может их изображать.     Различает знакомые мелодии, тембр, ритм, характер музыки, осваивает дви­жения, передающие характер музыки. Различает в иллюстрациях связь между объектами, особенности характера, на­строения, отношения между деталями.   Различает характер поступков героев, нравственные качества, переживания, причины и последствия.     Различает отношения друг к другу по поступкам и ситуации, настроение и ха­рактер по ситуации, поступкам.   Различает движения, передающие харак­тер, действия с невидимым предметом, может их изобразить.     Различает смену тембра, ритма, характе­ра мелодии, настроение, может голосом и движением изобразить особенности.
         




Приложение 3.4.2

НАРУШЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ

Причины Проявления
I. Задержка психического развития (ЗПР)   П. Умственная отста­лость     III. Нервно-психические заболевания 1. Органические на­рушения   2. Функцио-нальные нарушения     IV. Педагогическая за­пущенность     V. Условия восприятия 1. Характер объекта восприятия. 2. Обстановка вос­приятия. 3. Особенности дея­тельности.     1) Медленная переработка (в 3 раза) 2) Затруднения с выделением свойств. 3) Снижение контроля за качеством. 4) Не выделяются слабые признаки. 5) Преобладает двигательная игра.   1) Замедленный темп и сужение объема. 2) Особенность образов: не различает мелкие признаки, объемность предметов, смысл картин. 3) Перцептивные действия: не любят рассматривать детали, не ориентируются в пространстве, не узнают пе­ревернутый и удаленный объект.   1) Не воспринимают свойства предмета, не узнают пред­мет удаленный и перевернутый. 2) Затрудняются в поиске фигур, сопоставлении деталей, понимании сюжета.   1) Узнавание общих признаков. 2) Связь между предметами. 3) Галлюцинации, иллюзии. 4) Неадекватное усилие или ослабление признаков объ­екта.   1) Ограниченный запас знании бытовых и об окружающем мире. 2) Неумение выделить глобальные, общие и локальные признаки. 3) Не владеют перцептивными действиями с эталоном.   Неточный образ из-за:   - особенностей объекта: силы свойств, сложности, величины и разнообразия свойств;   - сложности фона, продолжительности воспри­ятия, шума;   - нечеткости цели и плана; - необученности; - завышенности или заниженности требований и темпа, значимости, ответственности; - невыделения ориентировочных признаков.

Приложение 3.5.4

Наши рекомендации