Лабораторная работа 4. «Интерпретация результатов исследования»

Цель –формирование уменияобрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать полученные результаты.

Содержание занятия:

1. Повторение теоретических основ:

· интерпретация;

· задачи интерпретации;

· способы интерпретации;

· формы интерпретации.

2. Проанализировать фрагмент интерпретации результатов исследования и аргументировано ответить на вопросы:

1. В какой форме можно представить те же данные?

2. Какая форма, на ваш взгляд, была бы самой убедительной? Почему?

3. Единственная ли интерпретация данных, которую дают авторы исследования, или возможны иные трактовки тех же данных?

4. Насколько в целом корректна интерпретация, приводимая в данном фрагменте?

v В исследовании ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, проведенном В. М. Утенковым и В. И. Овсянниковым (Педагогика. – 1998. – № 5. – С. 70–72), отмечается:

«Что же касается конкретизации цели жизни, то здесь на первое место (39 %) вышло «стремление полностью реализовать себя», затем “сделать счастливым любимого человека” (21 %), “достичь высокого уровня материального благосостояния” (10,5 %), “воспитать ребенка” (6 %), “достичь полной свободы, независимости” (4,8 %), “найти хорошего мужа (жену) ” (3,1 %). Вместе с тем весьма невелика доля (2,2 %) тех, кто в качестве цели жизни ставит стремление стать хорошим специалистом в избранной сфере деятельности, и только 4,3 % хотят овладеть накопленными человечеством духовными ценностями.

Таким образом, такие необходимые составляющие человеческой жизни, как стремление к познанию, труду, образованию и т. п., заметно потеряли в своем значении, уступив верхние ступени иерархии ценностей самореализации, материальной обеспеченности и семье. В целом, это, видимо, позитивная тенденция, однако известно, что снижение авторитета ценностей надличностных ведет к примитивизации духовных начал».

3. Провести интерпретацию данных в другой форме.

Результаты лабораторной работы – интерпретация данных исследования.

Литература

основная: 1,2,3;

Дополнительная: 2,6,8, 12.

Формы и методы обучения

В ходе изучения курса «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований» используются лекции (проблемная, лекция-визуализация, «диалог с аудиторией»); практические и лабораторные занятия, ориентированные на овладение будущими социальными педагогами исследовательскими умениями.

Преобладающими методами обучения выступают активные и интерактивные методы (эвристическая беседа, разбор ситуаций, решение практических задач, работа в малых группах, обоснование своей позиции и др. ).

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов, ориентированная на овладение ими профессиональными компетенциями, способствует становлению будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

Самостоятельная работа, выполняемая студентами при изучении курса «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», включает подготовку к практическим занятиям; выполнение лабораторных работ; выполнение домашних заданий различного характера и уровня сложности; подготовку индивидуальных сообщений; разработку презентаций по выбранной теме.

Выполнение заданий для самостоятельной работы требует изучения соответствующих источников, представленных в списке литературы.

Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в рабочей тетради Подготовка индивидуального сообщения Выполнение упражнений Разработка логической схемы Составление аналитических таблиц Разработка презентации Подготовка к семинару/практич./ лабор.  
1. Методологические основы психологических и педагогических исследований            
2. Логика психолого-педагогического исследования и их характеристика            
3. Общая характеристика методов психологических и педагогических исследований. Классификация методов исследования            
4. Характеристика эмпирических методов психологических и педагогических исследований          
5. Методы обработки и анализа результатов исследования            
         

План-график самостоятельной работы студентов



№ п/п Раздел дисциплины курса Формы самостоятельной работы Сро-ки (неде-ля семе-стра) Фор-ма контро-ля  
 
1. Методо-логические основы психологи-ческих и педагоги-ческих исследова-ний Выполнение упражнений (2 на выбор): 1. Раскройте сущность системного, деятельностного, целостного подходов как реализующихся на общенаучном уровне педагогического исследования. 1.2. Раскройте сущность педагогических исследований различного вида; укажите, каким образом связаны фундаментальные, прикладные, разработки, теоретические и экспериментальные исследования. 2.3. На конкретном примере покажите, каким образом в гипотезе отражается характеристика предмета и предполагаемого результата исследования. 4. Сформулируйте цель, гипотезу и задачи для написания курсовой работы и ВКР по следующей теме - «Правовое просвещение подростков в условиях общеобразовательной школы как средство профилактики педагогической запущенности», объекту - профилактика педагогической запущенности в условиях общеобразовательной школы и предмету исследования - правовое просвещение подростков школы как средство профилактики педагогической запущенности. 11.10 Письменный ответ  
2. Логика психолого-педагогического исследования и их характеристика Самостоятельное изучение темы (Литература основная: 1,2,3); заполнение таблицы* 18.10 Таблица    
3. Общая характеристика методов психологических и педагогических исследований. Классификация методов исследования Выполнение упражнений (2 на выбор): 1. Что представляют собой методы исследования и на чем основаны подходы к их классификации? 2. Приведите примеры единства и взаимосвязи качественных и количественных методов в педагогических исследованиях. 3. Назовите методы, которые используются для сбора информации в процессе исследования. Ответ обоснуйте. 4. Докажите, что избранные в Вашем исследовании методы адекватны цели и задачам исследования. 25.10 Письменный ответ    
4. Характеристика эмпирических методов психологических и педагогических исследований 1. Разработка презентации «Основные эмпирические методы исследования». 2. Разработка логической схемы «Психолого-педагогический эксперимент». На занятии Презентация, схема    
5. Методы обработки и анализа результатов исследования Выполнение упражнений (2 на выбор): 1. Проведите группировку учащихся младшего звена в параллелях (по данным классного журнала) по успеваемости, по половой принадлежности, социальной принадлежности родителей и назовите метод исследования; дайте истолкование связей и зависимостей, которые обнаружатся между этими данными. 2. Объясните, в чем суть интерпретации результатов исследования; приведите конкретные примеры, используя курсовые, дипломные работы по педагогике. 3. Может ли один и тот же установленный в исследовании факт получить совершенно разную интерпретацию. Если да, то, как же убедиться в достоверности результатов? 4. Укажите, в чем, по вашему мнению, основное отличие научной статьи от методических рекомендаций.   8.11 Письменный ответ    

Таблица

Этапы исследования Содержание исследовательской работы Методы, применяемые на данном этапе Методы, выбранные для собственного исследования Аргументация выбора
         

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

Требования к разработке презентации

Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

Презентация разрабатывается в программе MS Power Point.

Структура презентации

№ кадра Содержание кадра Примечания
Название Разработали студент ____ группы ФИО Дата разработки Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия (белый, черный, зеленый, синий, бежевый, коричневый и т.п). Размер шрифта – не менее 14pt.
Структура презентации. Студенты самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей презентации, которые будут представлены (план лекции).
3….n Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы. Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса.
Закл. Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему. В перечне должно быть указано 5 источников: названия учебников (книг) с точным указанием страниц, на которых раскрывается содержание представляемой темы.

* количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 12 кадров.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Разработка презентации оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества презентации).

10 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

9 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

8 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

7 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех). Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

6 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

План характеристики метода педагогического исследования

(по материалам лекций: Сидоров С.В. План характеристики метода педагогического исследования [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://si-sv.com/publ/18-1-0-235)

1. Название метода. К какому классу (группе, подгруппе) методов педагогического исследования он относится. Суть метода, его определение.

Пояснение. Методы педагогического исследования подразделяются на несколько классов (групп). Например, В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев и др. описывают три основных группы методов педагогического исследования: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования и математические методы. Выбрав для характеристики определённый метод, надо указать, к какой группе он относится, и чётко определить, в чём состоит суть данного метода.

2. Особенности деятельности исследователя при подготовке к использованию и при использовании данного метода. Условия эффективности метода (основные требования, правила его применения).

Пояснение. Реализация любого метода в практике исследования требует определённой подготовки, которая начинается с определения цели и условий применения метода. Однако подготовка и реализация каждого метода имеет свою специфику. Например, перед проведением беседы надо заранее продумать вопросы, а перед проведением анкетирования – заготовить анкету (опросник).

3. Варианты метода при использовании различных приёмов и средств. Пример (примеры) практического применения метода в педагогическом исследовании.

Пояснение. Благодаря разнообразным сочетаниям приёмов и средств при использовании одного и того же метода можно учесть особенности исследуемого предмета, явления, а также специфику условий, в которых данный метод применяется.

4. Главные достоинства метода. Его недостатки и ограничения по использованию в педагогическом исследовании.

Пояснение. Любой метод исследования имеет как достоинства, так и недостатки. Для исследователя важно объективно оценивать его возможности, применяя метод тогда, когда он наиболее эффективен, когда наиболее полно проявляются его сильные стороны

5. Краткий вывод об особенностях данного метода педагогического исследования.

Методические рекомендации по подготовке курсовой работы

Курсовая работа - это одна из форм самостоятельной работы студента, направленная на приобщение его к научному осмыслению теории и сложившейся практики народного образования и социального воспитания в стране.

Работа над курсовым проектом начинается с выбора темы исследования.

Темы курсовых работ могут определяться разными способами.

1. Преподаватель определяет тему курсовой работы студента в соответствии с собственными научными интересами.

2. Студент самостоятельно выбирает тему, соответствующую его интересам.

3. Студент проводит исследование по теме, способствующей преодолению затруднений, возникавших в его практической деятельности.

Подготовка курсовой работы включает в себя:

1) изучение соответствующей методологической, теоретической и методической литературы, ее анализ, обобщение;

2) осмысление, глубокое изучение основных, опорных понятий проблемы;

3) разработку научного аппарата исследования - определение объекта и предмета исследования, постановку цели, выдвижения гипотезы и задач;

4) выбор методов исследования, составление методик эксперимента или обобщения опыта работы (в соответствии с темой);

5) проведение эксперимента (в курсовой работе это может быть констатирующий эксперимент) или осуществление обобщения опыта работы;

6) осмысление полученных эмпирических данных с позиций теории;

7) получение выводов, выработка рекомендаций;

8) описание исследования;

9) составление приложения из экспериментальных материалов, описания фактов и т.п.;

10) составление библиографии.

Курсовая работа, должна включать в себя самостоятельные суждения, идеи, выводы студента, выражение его личных отношений к затрагиваемым вопросам.

В каждой курсовой работе выделяются структурные элементы:

1) титульный лист;

2) оглавлениесодержит названия всех компонентов работы (введение, название глав и параграфов, заключение, библиографический список, приложения). При этом названия глав и параграфов должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, четкими, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику;

3) введение. Эта часть работы содержит обоснование выбора темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу исследования и другие).

Обоснование выбора темы предполагает четкую формулировку актуальности исследования, видение проблемности темы курсовой работы, ее неоднозначности или явно недостаточной изученности, трактовку проблемы представителями разных школ.

Для того, чтобы проверить, правильно ли сформулированы основные характеристики исследования, важно ответить на следующие вопросы:

а)при выявлении проблемы исследования – Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?

б) при выборе темы исследования – Нашла ли отражение проблема исследования в его названии?

в) при обосновании актуальности – Почему эту проблему необходимо изучать именно сегодня?

г) при определении объекта исследования – Что будет исследоваться?

д) при определении предмета исследования – Какие новые отношения, свойства, аспекты, стороны, функции и т. д. объекта подлежат исследованию или углубленному изучению?

е) при формулировке цели исследования – Какой результат исследования Вы намерены получить?

ж) при выдвижении гипотезы исследования – Каким из возможных путей следует идти, чтобы достичь цель исследования?

з) при определении задач исследования – Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Позволяет ли последовательное решение этих задач достичь поставленной цели?

и) при указании на методы и методику исследования – Какие выбраны способы изучения предмета исследования и проверки гипотезы?

к) при определении новизны исследования– Какое новое знание было получено в ходе исследования?

л) при определении теоретической значимости результатов исследования – Какие новые теоретические положения сформулированы в ходе исследования?

м) при определении практической значимости результатов исследования – Какие конкретные недостатки практической деятельности можно устранить при помощи полученных результатов?

4) основная часть, состоящая из 2-х или 3-х глав.Основная часть курсовой работы, как правило, включает в себя теоретическую и опытно-экспериментальную главу. Теоретическая глава содержит описание состояния проблемы в теории и практике, критический анализ литературы, позиции автора, а также подробное описание и мотивировку применения методов и методик исследования.

В опытно-экспериментальной главе содержится описание опыта работы по проблеме исследования, а также описание организации и результатов самостоятельно проведенного фрагмента исследования с их глубоким анализом. При описании собственной экспериментальной работы следует дать подробную характеристику испытуемых (возраст, количество), материалов, используемых в опытной работе, представить ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах.

5) заключение.В заключении подводятся итоги и обобщаются результаты проведенного исследования. В нем содержатся важнейшие выводы, к которым пришел автор; указываются их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. В целом заключение должно давать ответ на вопросы: зачем предпринято студентом данное исследование? что именно сделано? к каким выводам пришел автор?

6) библиографический списоксоставляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора). В список включаются все использованные автором работы и литературные источники независимо, от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т. д.), а также от того, имеются ли в тексте ссылки на не включенные в список произведения, если последние не цитировались, но были использованы автором в ходе работы. В списке применяется общая нумерация литературных источников.

7)приложение (если есть необходимость). В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты воспитательных мероприятий, протоколы наблюдений, сценарии праздников, детские рисунки, фотографии и т. д.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

искать необходимые литературные источники рекомендуется, используя 1) списки литературы в учебниках, монографиях и других источниках; 2) возможности библиотеки – каталоги, картотеки, библиографические указатели; 3) возможности Интернет (универсальная поисковая система – www. yandex.ru; электронные каталоги крупных библиотек, данные конференций и семинаров).

К числу информационных изданий, которыми можно воспользоваться при подготовке курсовой работы относятся библиографические указатели, летописи («Книжная летопись», «Летопись газетных статей», «Летопись журнальных статей», «Летопись рецензий», «Летопись авторефератов диссертаций»).

При написании курсовой работы следует просмотреть периодические издания по педагогике и психологии. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

· Кто и где (какие исследователи, в каких научных учреждениях, центрах) уже работал и работает по теме исследования?

· Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

· В чем конкретно они состоят?

Необходимым этапом работы с литературой является составление библиографии – перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой.

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. К первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, тезаурус по теме и т.д. Вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в научном или методическом источнике: планы (простые и сложные), графические схемы, аннотации, тезисы, конспекты. Третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным – понятие, используемое студентом, должно во всем тексте данной работы иметь лишь одно, четко определенное автором значение. После определения понятий необходимо выявить их толкование в словарях, энциклопедиях, учебниках, монографиях.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Для написания обзора по теме исследования целесообразно использовать не менее 20 источников.

При выполнении курсовой работы необходимо следовать основным правилам:

1. Работа выполняется во внеучебное (вне расписания) время и является формой самоподготовки студента.

2. В соответствии с темой за каждым студентом закрепляется научный руководитель.

3. Курсовая работа сдается научному руководителю для проверки и оценивания в установленные им сроки.

4. По решению научного руководителя проводится публичная защита курсовых работ.

Существуют требования и к оформлению курсовой работы:

1. Титульный лист курсовой работы оформляется строго в соответствии с приложенным образцом.

2. Курсовая работа (и приложение к ней) выполняется на стандартных листах формата А- 4.

3. Работа должна быть набрана на компьютере (шрифт Times New Roman; размер шрифта 14; через полтора интервала). ГОСТ определяет следующие требования к рукописи: количество строк на каждом листе не должно превышать 30, а в строке полагается до 60 знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Следует соблюдать поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2,5 см, снизу – 2,5 см. Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом в три интервала и печатаются строчными буквами. Нумерация страниц в верхнем правом углу.

4. Курсовая работа обязательно должна иметь ссылки на первоисточники и использованную литературу по установленному стандарту.

5. Каждая курсовая работа должна иметь строго определенный план в соответствии с последовательным изложением материала, который помещается на следующей за титульным листом странице.

6. К работе прилагается грамотно оформленная библиография вопроса.

7. Объем курсовой работы: в пределах 35-40 страниц машинописного текста.

8. Приложение к курсовой работе следует за библиографией, имеет самостоятельный титульный лист, страницы его нумеруются отдельно.

Язык курсовой работы. Работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа. Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать, что...», «проведенные исследования подтвердили, что ...», «как показывает практика...».

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.

Оформление ссылок.При написании курсовой работы необходимо давать ссылки на источник, откуда заимствуется материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию о нем. Ссылаться следует на последнее издание публикации. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужные материалы, не включенные в последнее издание.

В курсовых работах используются, как правило, затекстовые ссылки, то есть указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце работы. Эти ссылки могут быть различными.

· Ссылки на источник в целом оформляются в виде номера библиографической записи, который ставится в квадратных скобках после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы, например: «О.С. Богданова [4] и О.Д. Калинина [27] считают…».

· Ссылки на определенные фрагменты источника отличаются от предыдущего вида указанием страниц цитируемого источника, например:

«В своей работе Н.Е. Щуркова [30, с.29] пишет…».

· Комплексная ссылка используется, если ссылаются на несколько работ одного автора или на работы нескольких авторов. В этом случае в скобках отмечают все порядковые номера, под которыми указанные работы значатся в списке использованной литературы, например: «Ряд авторов [69, 76,82] считают…».

Следует помнить, что оформление библиографических ссылок должно делаться единообразно по всей работе.

Оформление таблиц, иллюстраций. Таблицы, рисунки, схемы, графики, как в тексте курсовой работы, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах А-4.

Таблицы должны иметь номер и название, определяющие их тему и содержание, то есть нумерационные и тематические заголовки.

Нумерация таблиц может быть сквозной через всю работу или по главам. Если в тексте формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое таблицей, необходимо дать на нее ссылку.

В качестве иллюстраций в курсовой работе могут быть представлены рисунки, схемы, графики, и фотографии. Они помещаются в тексте работы или выделяются в отдельное приложение.

Курсовая работа подлежит публичной защите. Студенты объединяются в группы по сходной тематике. Автор работы выступает с коротким сообщением (до десяти минут) и отвечает на вопросы преподавателей и студентов. Сообщение включает состояние проблемы, результаты опытно-экспериментальной работы, выводы и предложения, перспективы исследования.

В итоговой оценке руководитель курсовой работы учитывает не только окончательный результат, но и степень самостоятельности студента, что отмечается в рецензии.

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература (изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов)

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1. Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований учеб. пособие для студентов вузов.- М, 2008.  
2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования учеб. пособие для студентов вузов.- М, 2008  
3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога учеб. пособие для студ. вузов.- М.:Академия, 2010  
4. Кожухар В.М. Основы научных исследований учеб. пособие.-М.: изд. "Дашков и К", 2012.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://e.lanbook.com/  
5. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап   учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2008. – 393, [3] с.  

8.2. Дополнительная литература

Наши рекомендации

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Примечание
1. Болдин А.П., Максимов В. А. Основы научных исследований учебник для вузов.- М.: Академия, 2012. - 336 с.  
2. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования учебное пособие для вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005. – 352 с.; То же [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://bookre.org/reader?file=549946&pg=225  
3. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления Стандарты по издательскому делу / сост. А.А. Джиго.- М., 2004.- С. 13-90.    
  Граничина О.А. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований учебно-методическое пособие.- СПб.: Издательство ВВМ, 2012.- 115 с. .- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.math.spbu.ru/user/gran/Olga/Uch_po_matem.pdf  
  Камнева О.А. Количественные и качественные методы психолого-педагогического исследования учебно-методическое пособие.- Астрахань: Астраханский государственный университет, Изд. дом «Астраханский университет», 2012.- 55 с.- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.aspu.ru/images/File/Izdatelstvo/Uchebnoe%20posobie%202012-2013/Kamneva.pdf  
4. Ковриков И.Т. Основы научных исследований и УНИРС учебник для вузов. - 3-е изд. - Оренбург: ООО "Агенство"Пресса", 2011. - 212 с.  
5. Кожухар В.М. Практикум по основам научных исследований [Электронный ресурс] : учеб.пособие / В. М. Кожухар. - М.: АСВ, 2008. - 111 с. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/36049  
6. В.В. Краевский. Методология научного исследования учеб. пособие.- СПб.:СПбГУП, 2001  
7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов.- М., 2003.  
8. Кузнецов И.Н.Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления учебно-метод. пособие.-7-е изд.- М.: Изд. "Дашков и К", 2012.- [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://e.lanbook.com/      
9. Культура устной и письменной речи делового человека Справочник. Практикум.- М., 2001.  
10. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных учебное пособие. Гриф УМО /А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2012- 392 с.  
11. Новиков А.М. Организация опытно-экспериментальной работы на базе образовательного учреждения Дополнительное образование. - 2002.- № 4, 5,6, 8  
12. Основы научных исследований: учебное пособие / Б. И. Герасимов [и др.] М.: Форум, 2009. - 272 с.  
13.   Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого М., 2004.  
14. Сабитов Р.А. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р. А. Сабитов. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 138 с. - Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/772/73772/files/sabitov_nir.pdf    
15. Семенов Е.Е. Метод изучения д