Глава v преодоление вторгающихся мыслей
Иногда, в то время как мы усиленно заняты чем-нибудь. является гость, который может быть желанным во всякое другое время, но в данную минуту он докучлив. Совершенно так же в то время, когда мы заняты попыткой сосредоточиться, «посетители» толпятся около нас, иные - желанные, другие - неприятные. Что приводит их сюда столь несвоевременно, и какими способами можем мы заставить их удалиться?
Даже беглое изучение этих вторгающихся мыслей покажет, что они заняты почти всегда нашим «я» и связаны с каким-либо волнением или личным воспоминанием, У нас замечается постоянная наклонность смотреть на вещи и людей, которых мы встречаем, с точки зрения того, как они влияют на нашу жизнь; Пока эта наклонность существует, невольно появляющиеся по отношению к ним чувства будут завладевать нашим умом тогда, когда мы менее всего этого желаем,
Полковник Снифамоунт, веселый, добрый малый для своих товарищей по клубу, в то же время невыносимо придирчив к своим злополучным подчиненным, ввиду этого мысль о нем пробудит чувство дружелюбия в одних и раздражения в других. Та и другая эмоция пробуждает в свою очередь соответствующее течение мыслей.
Если я прогуливаюсь по пескам, я найду подвижный песок ненадежной и неприятной почвой для своих ног; между тем, верблюд несомненно найдет его приятным для своих ступней. Так же бывает со всеми событиями жизни: каждая вещь имеет свои приятные и неприятные стороны, и последние исчезнут для вас лишь тогда, когда вы научитесь смотреть на людей и на встречающиеся явления сверхлично. Пока вы будете смотреть на них исключительно с точки зрения их влияния на вашу собственную ежедневную жизнь и на ваши чувства, ваш ум будет уноситься во все стороны, гонимый дующими отовсюду ветрами. Он будет окружен мыслями, вызывающими чаще всего эмоции беспокойства, сожаления или обиды,
Эти мысли остаются по большей части скрытыми, когда вы поглощены какой-либо физической работой или какой-либо умственной деятельностью, имеющей физическую основу, вроде писания или чтения книги или же во время разговора с другими. Но лишь только вы освободитесь от активной деятельности и захотите отдаться сосредоточению, особенно если это сосредоточение отвлеченное, без видимого изображения или определенной формы, - вы чувствуете это воздействие непрошенных мыслей, которые бывают в таком случае совсем неприятны. Поэтому чрезвычайно желательно ослабить и разрушить эти ассоциации, влекущие за собой столько внутреннего волнения, достигнуть же этого можно тем, чтобы люди и вещи рассматривались нами не по отношению к нашей личной жизни, а сами по себе, как создатели своей собственной судьбы, в которой мы можем сыграть благую или отрицательную роль, смотря по желанию. В применении к жизни это значит, что вы должны приучить себя смотреть на поступки, побуждения, слова и поведение другого человека не с точки зрения ваших интересов и вашей жизни, а с точки зрения его жизни и его интересов. При подобном взгляде на человека вы будете способствовать и вашему собственному совершенствованию, ибо единство человеческой жизни делает то, что каждый выигрывает, делая добро другому.
Если же вы будете рассматривать людей с точки зрения своей выгоды, вы пойдете против Великого Закона, и результатом будут раздражение и недовольство, которые подорвут вашу силу и ваш покой. Бескорыстное отношение к людям препятствует накоплению личных мыслей, и истинное сосредоточение не может быть достигнуто, пока вы не разовьете в себе такого отношения к другим, Состояние ума во время сосредоточения и состояние его в остальное время дня взаимно влияют друг на друга, и если вы можете в значительной степени потушить в себе беспокойство, жадность, зависть, ревность, гнев, страх, гордость и раздражительность, вы в такой же степени облегчите ваше сосредоточение.
Если вы сумели сказать: я хочу, вы достигнете успеха, и ваше сосредоточение не будет нарушено докучливыми мыслями и эмоциями, которые населяют окружающие вас пространства. Если вы сказали: я хочу, вы не можете белее быть рабом своих желаний; если же вы поймаете себя на таком рабстве, это будет означать, что на самом деле вы еще не хотели.
Разберитесь в фактах вашей жизни и решите:
1) какая главная цель вашей жизни,
2) какие у вас второстепенные цели, вызванные вашим долгом, вашими за конными радостями и развлечениями, вашими слабостями или наклонностями, для подавления которых вы еще не чувствуете себя достаточно сильным,
3) какие вещи в вашей власти и до какой степени; и какие вне вашей власти; и подумайте, каким образом те вещи, которые в вашей власти могут быть изменены, чтобы соответствовать главной цели вашей жизни, и как другие вещи (которые вне вашей власти) могут также быть использованы для той же цели,
Первое должно быть предметом вашего сосредоточенного размышления или медитации; второе составляет главную часть вашей повседневной жизни; третье должно помогать выполнять первое и второе спокойно и разумно, чтобы, с одной стороны, не напрягаться под непосильной тяжестью, а с другой стороны, - не впадать в уныние от препятствий, которые можно или преодолеть, или обойти. Возьмите привычку каждое утро посидеть спокойно и подумать: с какими вещами или явлениями вы можете встретиться в течение дня. Составьте мысленно их список и относительно каждой из них задайте себе следующие вопросы: Не мешает ли она моей главной цели? Соответствует ли она моим второстепенным целям? Насколько в моей власти изменить ее или воспользоваться ею? Какую пользу я могу извлечь из нее? А когда день будет закончен, проверьте снова тот же список и спросите себя относительно каждой вещи и каждого явления: воспользовался ли я им для моей главной цели исходящие из других умов, влияют на нас. Из предыдущего мы уже знаем, как наши собственные обычные мысли носятся вокруг нас, когда мы деятельно заняты другим, и набрасываются на нас в минуты покоя. Не удивительно, что ум, подверженный таким бомбардировкам, мечется подобно лодке на бурном озере и не удивительно, что упражняющемуся кажется вначале, что чем больше он старается управлять своим умом, тем он больше мечется. Во многих случаях навязчивые посетители этой второй категории не возбуждают особых личных волнений. Слова, числа, образы, мысли, понятные или непонятные, носятся перед нашим умом; часто они не имеют никакой связи с событиями, целями или эмоциями, которые владеют нашей повседневной жизнью. Они приходят от окружающих вещей и от других людей. Если сосредоточение активно и ум работает усиленно, эти носящиеся мысли появляются и исчезают и, хотя возможно видеть их плывущими мимо, они не будут овладевать нашим вниманием. Если вы найдете, что какая-либо из этих носящихся мыслей становится настойчивой и упорной, это значит, что ей удалось лично заинтересовать вас, и вот почему в вас поднялось некоторое нетерпение, раздражение, разочарование или беспокойство. В данном случае носящаяся мысль нашла родственника, спящего в вашем уме, и пробудила его к деятельности. С ней следует поступать, как с навязчивым посетителем первой категории. Вам следует добиться такого спокойствия, чтобы, продолжая думать об избранном предмете, вы могли бы видеть несущиеся мимо образы и не обращать на них никакого внимания. Позднее, когда упражнения дадут вам нужный покой и сосредоточение, можно будет исследовать и подобные проносящиеся образы; но пока этого еще нет, всякая остановка на них только отвлечет ваше внимание. Если вы не в состоянии оставаться безразличным к этим носящимся мыслям, вы можете принять следующие меры.
Особые условия
Имейте для вашего упражнения комнату, которая бы не служила ни для какой иной цели. Убирайте ее сами; не посылайте в нее прислугу, чтобы она не трогала там вещей. Постепенно эта комната станет для вас убежищем, в котором вы будете укрываться от житейских бурь. Сядьте посреди комнаты и поставьте перед собой, если ничего не имеете против таких изображений, картину или образ, или символический знак того Высокого Существа, которому вы поклоняетесь; например, изображение Христа или Шри Кришны, или великого человека, живущего или умершего, на которого вы желали бы походить. Сядьте спиной к свету, надев предварительно назначенную для этого одежду, лучше всего полотняную или из бумажной ткани. Не держите вашей обычной одежды в избранной комнате. Не берите с собой ни денег, ни карманного ножа и имейте там особые часы, карманные или столовые, карандаш и бумагу, Деньги психически особенно нечисты. Ноги должны быть без обуви, если не слишком холодно, и хорошо вымыты перед тем как войти. Еще лучше обливать все тело холодной водой. Все это разъединит вас от эманации, идущих от часто употреблявшихся предметов; это ограждает также и от носящихся мыслей. Не говорите ни с кем об этих упражнениях. Тайна, или вернее молчание, имеет при этом положительную ценность. Если люди будут думать о том, что вы делаете, их мысли будут стремиться проникнуть к вам и помешают вашему сосредоточению. Но почти все это совсем не важно, если вы действительно сказали: я хочу. Но и при этом условии хорошо соблюдать щепетильную чистоту и предпочитать молчание. Превосходная вещь быть хорошим человеком, но совсем не мудро извещать об этом всех окружающих. Большинству людей это не нравится, а близкие по духу люди узнают вас и без того.