Конспекты игр и практических занятий для детей старшей группы

Дидактические игры

КОНСПЕКТ 70. ИГРА «ПОХОЖ - НЕ ПОХОЖ»

Цели: обучающая, развивающая, воспитательная.

Задачи: обучение детей сравнению предметов, нахождению сходства по цвету, форме, величине, материалу; умению найти два одинаковых предмета и доказать их сходство; развитие наблюдательности, мышления, речи.

Игровой материал и наглядные пособия: различные предметы, которые можно сравнить по какому-либо признаку, среди них должны быть и одинаковые.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: практическое задание в сочетании с игровыми элементами.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель незаметно размещает предметы в комнате. Он напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем не похожих. «Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство», - говорит педагог.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и машинку, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех. «Чем похожи ложечка и машинка?» - недоумевают дети и смеются. Тот ребенок, который назвал их похожими, должен доказать правильность своего выбора. И так по очереди все дети объясняют свой выбор.

Советы воспитателю

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия. В свободное от занятий время дети самостоятельно могут находить сходства и различия окружающих их предметов.

КОНСПЕКТ 71. ИГРА «ЧТО ЭТО ЗА СПОРТ?»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: воспитание интереса к спорту, закрепление знаний детей о видах спорта и спортивном инвентаре, развитие умения соотносить вид спорта и предметы.

Игровой материал и наглядные пособия: большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты (игры в хоккей, футбол, волейбол, художественная гимнастика, гребля, фигурное катание и пр.), картинки, на которых изображен спортивный инвентарь (обруч, лента, футбольный мяч, клюшка, шайба, ракетка, коньки, весла).

Форма работы: групповая или индивидуальная.

Форма занятия: практическое задание в сочетании с элементами беседы.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель рассматривает с детьми картинки, беседует с ними, уточняет их знания. Затем, раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые изображены на других картинках: «А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свистку) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, картинки с теми предметами, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!» Педагог дает сигнал. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

Советы воспитателю

Игру можно закончить беседой о знаменитых спортсменах -чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы. На прогулках можно использовать вышеназванные предметы и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

КОНСПЕКТ 72. ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: закрепление знаний детей о родном городе, о городах вообще; развитие наблюдательности, внимания, образного мышления, памяти.

Игровой материал и наглядные пособия: картинки с различными изображениями: на одних нарисованы жители города (мама с детьми, школьники, бабушка с корзинкой, студенты); на других - труд людей (водителей, почтальонов, строителей, маляров); транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед), здания и украшения города (почта, магазин - посудный, книжный, фонтан, сквер, скульптура).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с практическим заданием.

Описание и приемы проведения игры. Воспитатель заранее подбирает картинки, которые соответствуют заданию для группы: транспорт, люди, украшение города, труд. Детям необходимо действовать по сигналу - самостоятельно производить поиск картинок.

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты. При помощи считалочки дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Это путешественники. Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой - на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей - картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой -рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшения.

По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними. Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро поставили свои картинки.

Советы воспитателю

В другой раз некоторые картинки следует заменить. Чтобы дети лучше ориентировались в своем городе, можно организовать для них экскурсию по городу, а затем провести игру.

Подвижные игры

КОНСПЕКТ 73. ИГРА «УТРО И ВЕЧЕР»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие физической силы и выносливости, быстроты реакции, внимания, умения играть в коллективе.

Игровой материал и наглядные пособия: мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от нее в 20-30 шагах отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них - вечер, другая - утро. Дети встают на расстоянии 1 м от средней линии, через 2 шага друг от друга. Против каждой группы находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий - дощечку, окрашенную с одной стороны в черный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «Утро!» Игроки из группы утра поворачиваются и, пробегая между игроками вечера, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу вечера. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает группа, где больше осаленных игроков. Запрещается бежать в свой дом раньше, чем ведущий подаст сигнал.

Советы воспитателю

При повторении игры все играющие встают у средней линии. Не разрешается поворачиваться назад, когда игроки пробегают в свой город. Догонять убегающих можно, только когда они все пробегут мимо противников.

КОНСПЕКТ 74. ИГРА «МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: тренировка ловкости, гибкости, координации, умения лазать, умения действовать по сигналу ведущего, имитировать движения медведя и пчел.

Игровой материал и наглядные пособия: шведская стенка.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Игра проводится в спортивном зале. Шведская стенка - это будет улей, а на другой стороне -луг. Чуть в стороне - медвежья берлога. В игре могут участвовать 10-12 человек, которые делятся на две неравные группы. Большая часть детей - пчелы, а меньшая часть - медведи, и они прячутся в берлоге. Когда воспитатель дает сигнал, пчелы вылетают из импровизированного улья, летят на луг за медом и жужжат. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги и забираются в улей. Когда воспитатель подает сигнал: «Медведи», пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться пчелы жалят (можно дотронуться рукой). Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.

Советы воспитателю

Когда игра закрепится, дети меняются ролями. Воспитатель следит, чтобы дети не спрыгивали, а слезали со стенки; если нужно оказывает им помощь.

КОНСПЕКТ 75. ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОБРУЧИ»

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие внимания, сосредоточенности, двигательной активности, умения различать цвета.

Игровой материал и наглядные пособия: обручи различных цветов.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Детей следует рассадить на стульчиках полукругом, а взрослый раздает всем обручи. Каждый берет в руки тот обруч, который ему нравится, и называет при этом цвет взятого им предмета. Если ребенок затрудняется ответить, взрослый сам называет цвет выбранного обруча. Затем он просит детей поднять вверх свои разноцветные обручи и показать их всем. После этого он дает команду спрятать их за спину. После таких действий педагог поднимает над своей головой один из обручей и просит детей тоже поднять обруч такого цвета, как у него. Если кто-то ошибся, взрослый поправляет ребенка - таким способом он вводит детей в игровую ситуацию, знакомит с правилами игры.

Далее педагог предлагает следующее: «Сейчас я по очереди буду называть обручи то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой обруч, потом на свой, и, если цвет у них одинаковый, бегите ко мне, но не сразу, а после того, как я позову». Игра начинается. Взрослый отходит от сидящих детей на некоторое расстояние. Три обруча лежат у него за спиной на специальной стойке, а один он поднимает и одновременно называет его цвет; только после этого следует команда, например: «Синие обручи, бегите ко мне!» Когда дети прибегают, взрослый предлагает им поднять свои обручи и показать их остальным участникам игры. Все оценивают, «послушные эти обручи или нет». Если среди обручей есть «непослушные» (т. е. другого цвета), воспитатель предлагает им вернуться на место и подождать, когда их вызовут. Все дети с «послушными» предметами, подняв их вверх, садятся на место. Затем педагог дает новый цветовой сигнал, например: «Красные обручи, бегите ко мне!» Так постепенно называются обручи всех цветов.

Правила игры.

1. Подбегают к взрослому только те дети, у которых обручи „падают по цвету с тем, который назвал и показал воспитатель. 2. Сначала нужно посмотреть на обруч, который держит педагог, потом на свой, и, если они одного цвета, приготовиться к бегу, а если разного, то остаться на месте.

3. Бежать к воспитателю можно только после слов: «Бегите ко мне!»

Советы воспитателю Игра может проводиться как в помещении (в зале), так и на участке, где есть скамейки. Чтобы не утомлять детей долгим ожиданием, надо подавать одновременно два цветовых сигнала, т. е. поднимать два разных обруча. Ошибки детей нужно исправлять в мягкой, а еще лучше - в шутливой форме, чтобы не обидеть малышей. При проведении этой игры важно, чтобы дети, которые дожидаются своих сигналов, не скучали на своих местах, а тоже участвовали в игре. Поэтому почаще необходимо обращаться к ним, привлекать их к оценке действий сверстников.

КОНСПЕКТ 76. ИГРА «ДОМОВЫЕ И РУСАЛКИ»

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие координации движений, двигательных и коммуникативных способностей, быстроты и точности реакций, собранности, терпеливости, гибкости, ловкости, организованности и внимательности.

Игровой материал и наглядные пособия: серые шапочки или повязки на голову для домовых, парики либо накладные косички для русалок, соответствующие количеству участвующих игроков; 5 обыкновенных ковриков средних размеров, которые продаются в отделах магазинов промышленных товаров.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. В начале игры воспитатель рассказывает ребятам, кто такие русалки и домовые.

Играть в эту игру может одновременно группа из 15 человек, из числа которых выбираются 5 домовых, а оставшиеся 10 ребятишек будут русалками. Домовые усаживаются на пол каждый на свой коврик, расстеленный на полу, на значительном расстоянии Друг от друга. Русалки будто бы плавают в каком-либо водоеме, передвигаясь по всему помещению, при этом постоянно распевая веселые песни, однако стараясь не задевать домовых, держась 0т них подальше. Домовые же в свою очередь, наоборот, не вставая со своих ковриков, пытаются дотронуться рукой до русалки для того чтобы она считалась пойманной, после чего она остается в хозяйстве у домового вынужденной пленницей и не имеет больше права продолжать игру.

Победительницей считается та русалка, которая угодила в плен к домовому самой последней.

Советы воспитателю

Чтобы игра была интереснее, надо менять местами домовых и русалок. После игры можно попросить ребят нарисовать этих персонажей.

Сюжетные игры

КОНСПЕКТ 77. ИГРА «ТЯНЕМ-ПОТЯНЕМ»

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие выносливости и силы, формирование навыков точности, правильности и быстроты движений, развитие их координации и умения играть в команде.

Игровой материал и наглядные пособия: театрализованные костюмы для участников игры, а именно: дедки, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки и репки. В крайнем случае вполне подойдут в качестве реквизита маски либо шапочки соответствующих сказочных героев. Причем костюмы необходимы в двойном экземпляре, т. к. в этой игре участвуют две команды. Также потребуются 2 табурета.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Эта игра по своему характеру напоминает эстафету, в которой соревнуются в быстроте, ловкости и подвижности 14 человек. Воспитатель разделяет их на 2 команды, состоящие именно из тех героев, которые фигурируют в тексте всем известной сказки.

Команды строятся в 2 шеренги около начала игрового поля. На другом конце, у финиша, на табуреты присаживаются костюмированные сказочные репки. Участники, стоящие первыми по счету в своих командах, развернувшись левым боком, подпрыгивая и передвигаясь приставным шагом, направляются в сторону репок, только каждый к своей. Добежав, они дотрагиваются до нее рукой и останавливаются за ее спиной. После этого вторые игроки команд, переодетые в костюм бабки, проделывают те же самые действия, что и предыдущие ребята. Все остальные участники команд, олицетворяющие собой внучек, Жучек, кошек и мышек, совершают аналогичные действия. После этого первый игрок - дедка - берет репку за руку, и вся команда сплошной шеренгой, зацепившись друг за друга, бежит к старту. Побеждает тот игровой коллектив, который быстрее по времени выполнит все предложенные условиями игры задания.

Советы воспитателю

Команде-победительнице может быть предложена какая-либо награда, а проигравшей команде в свою очередь - какой-нибудь утешительный приз.

КОНСПЕКТ 78. ИГРА «БАНДЕРОЛЬ»

Цели: развивающая, адаптационная, коммуникативная.

Задачи: развитие физической силы, ловкости и выносливости, памяти, правильности дикции, а также совершенствование координации движений.

Игровой материал и наглядные пособия: две картонные коробки, в которых находится некоторое количество любых детских игрушек, причем их количество, вес и размер должны соответствовать возрасту детей (чем младше ребенок, тем менее тяжелой должна быть предлагаемая коробка).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая в сочетании с элементами беседы.

Описание и приемы проведения игры. Игроки делятся на 2 команды, состоящие из неограниченного количества участников, в среднем их может быть от 5 до 10 в каждой. Они выстраиваются в 2 шеренги друг напротив друга, причем каждый игрок при этом смотрит в затылок своему соседу. Затем первые участники разворачиваются ко вторым лицом, и между ними происходит диалог следующего содержания:

- Здравствуйте! Можно ли у вас получить бандероль?

- Откуда она отправлена? Кто адресат? Кто отправитель?

- Из Караганды.

- Конечно, получите. Вот ваша бандероль.

Этот диалог представляет своего рода скороговорку, отрабатывающую произношение практически всех согласных и гласных звуков русского языка.

В процессе такого разговора картонная коробка, находящаяся в этот момент в руках первого игрока, передается им второму ребенку, после чего тот произносит и делает то же самое, адресуя теперь поклажу третьему по счету игроку. Так проделывается до тех пор пока шеренга не закончится. Затем те же самые действия воспроизводятся по направлению к первому игроку под то же самое звуковое и речевое оформление. Победившей считается та команда, которая проделает это более качественно и быстро по времени и наиболее четко, без ошибок и выразительно, не запинаясь, произнесет слова из предложенного выше диалога.

Если же участники одной из команд в процессе игры уронили коробку либо запутались в произносимом ими ролевом тексте, то они проиграли.

Советы воспитателю

Перед началом игры целесообразно объяснить детям правила игры, порепетировать текст. Коробка не должна быть тяжелой.

КОНСПЕКТ 79. ИГРА «КОРШУН И НАСЕДКА» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, обучающая, воспитательная.

Задачи: развитие координации движений, быстроты, выносливости, внимания, умения действовать сообща; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: отсутствуют.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. Перед началом игры дети выбирают коршуна и наседку, остальные играющие - цыплята. Они встают друг за другом и держатся за пояс, впереди наседка. Коршун роет ямку, наседка с цыплятами подходит к нему и спрашивает:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу.

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- На что тебе иголочка?

- Мешочек сшить.

- На что тебе мешочек?

- Камешки класть.

- На что тебе камешки? _ В твоих деток кидать. _ За что?

- Они потоптали капусту у меня в огороде.

- А высока ли была у тебя изгородь?

Коршун встает, поднимает руки вверх, показывая высоту изгороди:

- Вот какая!

- Нет, мои цыплята через такую не перелетят.

- А я их все-таки поймаю.

- Не дам тебе своих деток ловить!

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра окончится, когда поймана половина цыплят.

Правила игры.

1.Тот, кто не удержался в цепи, быстро встает на свое место.

2.Цыплята должны крепко держаться за пояс друг друга.

3.Курица, защищая цыплят, не должна отталкивать руками коршуна.

Советы воспитателю

Всем играющим нужно дать шнурок или ленточку, они завяжут их вокруг пояса. За такой пояс удобно держаться во время игры. Наседке легче защищать цыплят, если в игре принимают участие не более 10 детей. Если позволяет игровая площадка, то играть могут одновременно две группы, в каждой своя наседка и свой коршун.

КОНСПЕКТ 80. ИГРА «ХОЗЯИН И ГУСИ» (НАРОДНАЯ)

Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Задачи: развитие физической силы и выносливости, внимания; выработка чувства товарищества и взаимовыручки; знакомство с народными традициями.

Игровой материал и наглядные пособия: мел.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Описание и приемы проведения игры. В игре принимают участие несколько детей. Выбирается ребенок на роль лисы, которая будет ловить гусей. Остальные изображают гусей, хозяином которых является воспитатель. Взрослый проводит на земле две черты на расстоянии 25-30 шагов. За одной из них - дом хозяина и гусей, а за другой - луг, где пасутся гуси. Кружком обозначается нора лисы.

Игра начинается. Хозяин провожает гусей на луг. Некоторое время птицы свободно гуляют, щиплют траву. По зову хозяина, который находится в доме, гуси выстраиваются у черты (границы луга), и между ними происходит следующий диалог:

Хозяин. Гуси-гуси!

Гуси. Га-га-га.

Хозяин. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да.

Хозяин. Ну, летите!

Последняя фраза является сигналом: гуси бегут к хозяину, а лиса их ловит. Когда лиса схватит гусей (дотронется до них рукой), она отводит их в свою нору. Хозяин считает гусей, отмечает, кого не хватает, и просит детей выручить попавших в беду гусят. Все участники игры вместе с воспитателем подходят к лисьей норе.

Все. Лиса-лиса, отдай наших гусят.

Лис а. Не отдам!

Все. Тогда мы сами их отнимем у тебя!

Воспитатель предлагает детям встать за ним «гуськом» и крепко схватить друг друга за талию. «Цепляйтесь за меня!» - говорит хозяин. Он подходит к лисе, берет ее за руки и говорит, обращаясь к гусям: «Держитесь крепко. Тянем - потянем. Ух!» Все участники игры, упираясь ногами и держась друг за друга, делают движение корпусом назад под слова воспитателя: «По-тя-нем» (2-3 раза). Как только лиса под нажимом этой цепочки сделает первый шаг вперед, пойманные гуси выбегают из норы и возвращаются домой. Затем выбирается новая лиса, и игра начинается заново.

Правила игры.

1.Гусям бежать домой, а лисе ловить их разрешается только после слов хозяина: «Ну, летите!»

2.Лиса не должна хватать гусей, достаточно лишь осалить бегущего ребенка. Пойманный гусь остается на месте, а лиса отводит его в свою нору.

3.На выручку пойманных гусей отправляются все участники игры.

4.Как только выручающие перетягивают лису (она делает шаг вперед), пойманные гуси считаются свободными и возвращаются к хозяину.

Советы воспитателю

Поведение взрослых в этой игре должно служить примером для ей. Надо стараться провести игру динамично, весело, вызвать детей стремление выручить попавших в беду гусят, раскрыть им нравственный смысл совершаемых поступков.

Когда дети выстроятся в цепочку, чтобы вытянуть лису, нужно доказать им, как сохранить равновесие во время перетягивания (расставлять широко ноги, одну ногу выставить немного вперед, руки положить партнеру, стоящему впереди, на талию.) Если первый ребенок будет крепко держаться за взрослого, цепочка не развалится. Для того чтобы усилия всех детей были одновременными, воспитатель произносит сигнальное слово: «По-тя-нем». В конце игры, когда лиса будет побеждена, нужно подвести итог. Воспитатель объясняет малышам, что они выручили своих друзей, потому что действовали дружно, все вместе.

Наши рекомендации