Глава 3. развивающие игры для младшей группы
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Дети этого возраста уже умеют слушать наставления, рекомендации воспитателя. Все их игры и занятия носят целенаправленный характер. Внимание детей 3-4 лет уже более устойчиво, но непроизвольно, т. е. вызывается изменениями в окружающей обстановке.
Совершенствуется память детей, с развитием речи воспоминания вызываются через слово. В игре ребенок придает воображаемое значение любому предмету (палочка вместо термометра, которой он лечит заболевшую Настю; кубик вместо мыла, которым он купает «маленькую Таню»). Движения детей становятся размеренными, но сам ребенок более подвижен и ловок: может действовать одновременно и руками, и ногами; менять темп и характер движения в соответствии с сигналом. Чтобы выполнять требуемые действия, ребенок все время ведет диалог и с воспитателем, и со сверстниками, со своими родными. В связи с этим словарный запас детей этого возраста увеличивается. В своей речи ребенок уже может употреблять распространенные и сложные предложения, он с легкостью повторяет на память небольшие стихи, песенки, сказки. В то же время грамматическая речь детей еще несовершенна. Например, можно услышать такое: «Когда будет завтра, мы с мамой пойдем в цирк». Или ребенок спрашивает: «Это чья игрушка?» Ему отвечают, что ничья. А он продолжает: «Когда будет игрушка чья, я ее отдам».
В возрасте 3 лет ребенок понимает смысл речи, слова, значения, относящиеся к тому, что его окружает, что касается его лично, что связано с его переживаниями. С ним можно говорить не только о данном предмете или явлении, но и о прошлом, и о будущем: поинтересоваться, куда он пойдет с родителями в воскресенье, что он будет делать сегодня со своей сестренкой, вспомнить зимой о том, где он отдыхал летом, и т. д. Вспоминая сказку «Теремок», он знает, что все звери приходили в этот домик и жили; всем маленьким зверушкам хватало места, пока не пришел большой медведь и не сломал этот теремок. Ребенок хорошо понимает: чтобы поместились все звери, надо построить большой дом.
Изменения в психике детей четвертого года жизни отражаются их взаимоотношениях со сверстниками: речь для детей этого возраста становится основным средством общения с другими детьми. Взрослый с помощью речи может управлять развитием и поведением ребенка, а именно: формировать у него понятия, вызывать воспоминания, направлять действия, изменять его эмоциональное состояние.
Занятия по развитию речи и улучшению ориентировки в окружающем мире могут быть следующими:
1)организованное наблюдение - предусматривает целевые прогулки в лес за цветами, листьями, шишками, можно с детьми посмотреть, как украшают здания к празднику, как убирают дворы и улицы в разное время года. Дидактические игры этой тематики: «Назовем, что мы видим» или «Посмотрим, что у нас есть»;
2)показы-инсценировки, т. е. разыгрывание сценок с помощью игрушек. Детей всегда интересуют игрушки в различных действиях. Они переживают за события, разворачивающиеся перед ними: смеются, жалеют, осуждают, одобряют, радуются; узнают в этих играх новое, интересное, а увиденное переносят потом в свою игру, много и с восторгом говорят об увиденном. Если взрослые правильно подберут сюжеты для представления, увлекательно разыграют их перед малышами, то это обогатит их знания о животных, их повадках, жизни; дети сами с удовольствием захотят стать на время зайчиком, лисой, мишкой, волком. Им интересно перенять хитрость у лисы, прыткость и любовь к своей семье у зайчика, грозность у волка и т. д. В таких показах-инсценировках дети учатся правильному выбору действий, своих поступков, целесообразному использованию предметов. У детей формируется положительное поведение - заботливое отношение к близким, необходимость беречь свои игрушки, быть внимательным к старшим членам семьи;
3)рассказывание по картинкам - в этом возрасте детям предлагаются не только изображения отдельных предметов и действий, но и отражение определенных сюжетов, например сюжеты из детских книг: «Перчатки» и «Усатый-полосатый» С.Я. Маршака, «Игрушки» А.Л. Барто, «Мой мишка» и «Катя в яслях» З.А. Александровой, «Цыпленок» К.И. Чуковского; такие дидакгические шры, как «Кому что нужно», «Большие и маленькие», различное лото с сюжетами мультфильмов, сказок;
4) беседы, связанные с тем, что было и что будет (например, что они видели на прогулке, как будут праздновать день рождения ребенка дома, какие интересные игрушки есть дома); способствующие закреплению первичных понятий: «Кто у нас девочки, кто мальчики?», «Ленточка синяя, а что у нас еще синее?», «Кто прыгает, а кто летает?» «А что больше?» и т. д. Содержание бесед, стихов, сказок должно быть доступно и понятно детям - это понимание бытовых явлений и различных фактов из жизни детей и их родных; приведение примеров положительных взаимоотношений, поступков; развитие любви к близким, к животным. Речь воспитателя должна быть выразительной, правильной по построению, негромкой, адресована каждому ребенку в отдельности. Взрослым не следует употреблять шаблонные фразы, часто повторяемая речь не должна усложнять речь самих детей; одни и те же слова могут употребляться в различных сочетаниях и ситуациях. Дети 3 лет продолжают играть на занятиях и в свободное время в дидактические игры, цель которых состоит в различении и назывании цветов (красный, синий, желтый, зеленый), в определении формы и размера (больше, меньше, очень большой, очень маленький, маленький-маленький); в развитии мелкой моторики, слуха, слухового внимания, звуковой культуры речи, т. е. правильного произношения, четкости и выразительности речи; в формировании первичных числовых представлений (много, мало, один, меньше, больше). Эти игры совершенствуют у детей внимание, память, речь, мышление.
Двигательные возможности детей 3-4 лет возрастают: они больше и дольше бегают, прыгают, медленнее устают. При повторении каждой игры до 5-6 раз длительность подвижных игр составляет от 6-10 мин. Если эти игры проводятся интересно, с энтузиазмом, по правилам, доступным детям, они их радуют. Движения в подвижной игре не дозируют, а подчиняют сложным и разнообразным внешним сигналам (звуку, слову), требующим от ребенка понимания ситуации, внимания, выдержки. Важно, чтобы время бега или подпрыгиваний было более длительным, интерес к ним повышается при проведении одной и той же игры в разных условиях. Например, дети, изображая птичек, по команде то машут на бегу разведенными в сторону руками, как крыльями, то садятся на корточки и «клюют зерна», постукивая пальцами по полу, то «вспархивают» (т. е. быстро поднимаются на ноги и бегут при появлении «автомобиля» или «кошки»).
В подвижных играх детей младшей группы практикуется ходьба на носочках, они быстрее, чем 2-летние дети, осваивают содержание игры, становятся увереннее во всех своих движениях, самостоятельно выполняют условия и правила игры, меньше нуждаются в непосредственной помощи взрослого. С удовольствием сами выполняют различные образные роли (например, изображают лошадок, зайчиков, птичек, их повадки, движения). Содержание игры постепенно расширяется. Например, играя в поезд, на остановках дети сначала только «гуляют», а в дальнейшем бегут и прячутся от «дождя». С детьми 3-4 лет можно усложнять условия игры. Теперь с помощью воспитателя дети перед началом хороводной игры образуют общий круг, держась за руки, договариваются с другим взрослым, кто будет выполнять ту или другую роль и какие места нужно занять в комнате, чтобы начать игру. Например, ребенок, желающий изображать автомобиль, отходит в одну сторону комнаты, а дети, которые будут изображать птичек, - в другую. Постепенно вводятся правила, уточняющие действия и поведение играющих. Например, взрослый предлагает детям отвернуться, когда прячется их товарищ, которого надо будет искать, следит, чтобы бубен был передан именно тому ребенку, чье имя названо в песне, и т. д.
В подвижные игры детей вводятся более сложные виды согласования действий. Например, дети ходят парами, взявшись за одну руку, а после ходьбы всей группой поворачиваются и бегут в противоположном направлении (например, «мышки» осторожно подходят к «коту», но, как только он просыпается и мяукает, убегают в норку).
Детей 3-4 лет знакомят с простейшими музыкально-ритмическими движениями, музыкальными понятиями, развивают у них умение связывать движения с музыкой - в сюжетно-музыкальных играх, в упражнениях и танцах. Воспитатель или другой взрослый подготавливают детей к самостоятельному выполнению движений, без показа взрослого, под музыку. Музыкально-ритмические движения - это интересный, увлекательный вид деятельности для детей. У них развивается восприятие музыки и мира, т. к. они двигаются и выражают тем самым свое настроение.
Под влиянием музыки у малышей формируются координированные движения. Те дети, которые плохо усваивают движения под музыку вместе со всеми, нуждаются в индивидуальных занятиях: педагог поет с ними песенку, взяв руки в свои, показывает, как правильно выполнить то или иное движение под слова воспитателя: «Ля-ля-ля», а потом под музыку, а затем вводит таких детей в игру с остальными. В общих играх и танцах не обязательно двигаться всей группой, здесь дети могут ходить, бегать, плясать по одному, без построения. Малыши более радостны и веселы в играх и плясках, если от них не требуется коллективизма.
В этом возрасте сохраняется и предметная деятельность. Воспитывая малышей, необходимо развивать у них все виды деятельности.
Предметную деятельность следует развивать с целью:
1)расширения и усложнения сюжетной игры, возникновения нового ее этапа;
2)развития умения играть в коллективе, сообща.
Дети 3 лет должны не только играть, вести наблюдения за окружающей их обстановкой, но и совершенствовать свои практические действия (выполнять различные поручения, принимать посильное участие в труде взрослых). Чтобы усложнить для детей игру, взрослые прибегают к разным методам, например показам-инсценировкам. Детям не только показывают отдельные действия, но и разыгрывают с помощью игрушек различные сюжеты: «машина проехала по лапке зайчика, он закричал от боли, и малыш постарается оказать ему медицинскую помощь». Такие показы и инсценировки создают у детей полное представление о различных предметах (на простыне спят, в кастрюле варят суп, в вазочку кладут конфеты, фрукты и т. д.).
Показы и инсценировки формируют у детей нравственные качества и правила поведения в коллективе. В сценках, разыгрываемых с куклами, даются наглядные образцы бережного, ласкового отношения к кукле, показываются положительные и отрицательные персонажи, вызывающие различные переживания у детей: ласковое отношение к «заболевшей дочке», порицание «шалуну-мальчику», который не хочет умываться, причесываться и ходит с грязным носом, или «Маше-растеряше», которая все теряет. Хорошим приемом, обогащающим социальное содержание игры, является присвоение куклам имен и различных черт поведения (шалунишка, трусишка, растеряшка, смелый, сильный, помощница). Взрослые в этих играх дают словесные указания, которые разнообразят игру, помогут выйти из затруднительного положения.
Детям 3-4 лет, в отличие от малышей 2 лет, не следует предлагать готовый рецепт для игры, а нужно побуждать ребенка вспомнить знакомое действие, сообразить, проявить инициативу. Хорошим средством развития способностей детей является проведение сюжетно-ролевых игр, в которых дети выполняют различные роли. Например, старший из детей изображает врача, а другие дети с «больными куклами» приходят лечиться; один мальчик изображает собачку, а остальные дети - цыплята, и «собачка» разгоняет этих маленьких «цыплят». Дети обычно очень воодушевляются и радуются такой игре.