Anchoring effects and assurance levels under retesting

People’s estimates of uncertain quantities are commonly influenced by irrelevant values (anchoring effect). We suppose the presence of the cognitive dissonance reduction related with anchoring. 28 participants filled out a form with anchoring-loaded task twice with a three week interval. After the second test procedure the frequency of bias towards the anchoring point exceeded the frequency of the opposite bias. This new secondly formed bias was accompanied by increase of the assurance level. Nonlinear correlation between assurance and anchoring levels was also found. These results suggest the presence of the cognitive dissonance after an anchoring effect influence.

M.B. Kuvaldina

Uncertainty reaction in different types of cognitive tasks

In Allakhverdov’s theory (Allakhverdov, 2000, 2003) uncertainty reaction seems to be one of the main mechanisms of consciousness to defend its own hypothesis. In this connection, he formulated a generalized law: the more unexpected stimulus or response we have the more time consciousness devote to work with it. We set up the following hypothesis in our work:

Individual differences in reaction time on new or unexpected stimuli seem to be a stable characteristic (variable).

This individual characteristic is to be found in different types of cognitive tasks.

To verify this hypothesis the uncertainty reaction on dissimilar type of stimuli (color spots, geometric figures, and digits) & on different type of uncertainty (time, alternative) was observed.

The hypothesis under discussion was verified in 4 experiments in the task of choice reaction. The fifth experiment dealt with the task of categorization. Series varied in probability of stimulus appearance. The findings of each participant approximate to logarithmic curve quite well, & the factor of the slope was defined to be an individual sensitivity index of uncertainty changes. Results of experiments tend to verify the hypothesis partly: two groups that have a valid difference in degree of sensitivity index of uncertainty changes were marked on the basis of the first 4 experiments. Such results stay independently the type of stimulus & the type of uncertainty.

E.N. Ivanova

Recurring errors within the group decision making

The article is concerned with the research devoted to revealing cognitive mechanisms of group decision-making using model of conflict situation. The hypotheses of similarities of cognitive patterns identifying in group and individual processes was confirmed by its results. It was approved that disputants trend to support and repeat their initial hypotheses regardless of its truthfulness or falseness counteracting group leaders’ influence. This appeared that modification of decision-making circumstances, such as appearing new disputants, changing their role in the process lead to more obvious opinion’s dynamics and contribute to precipitation of correct problem solving.

Сведения об авторах

Аллахвердов Виктор Михайлович – проф., докт. психол. наук, профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Санкт-Петербургского психологического общества.
[email protected]

Агафонов Андрей Юрьевич – канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии, зам. декана по науке Самарского государственного университета, докторант кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
[email protected]

Вишнякова Елена Александровна – студентка 6-го курса факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Волохонский Владимир Львович – ассистент кафедры общей психологии Санкт‑Петербургского государственно-го университета.
[email protected]

Воскресенская Елена Юрьевна – студентка 4-го курса Санкт-Петербургского Государственного университета.
[email protected]

Гершкович Валерия Александровна – аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудник научно-исследовательского центра им. Б.Г. Ананьева.
[email protected]

Иванова Елена Никитична – канд. психол. наук, доцент кафедры конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета, докторант кафедры общей психологии СПбГУ.

[email protected]

Иванов Михаил Васильевич – докт. филол. наук, профессор, зав. кафедрой прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения.

Иванова Надежда Александровна – старший преподаватель кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

[email protected]

Карпинская Валерия Юльевна – канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

[email protected]

Кувалдина Мария Борисовна – студентка 5-го курса факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

[email protected]

Ледовая Янина Александровна – старший преподаватель кафедры общей психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

[email protected]

Морошкина Надежда Владимировна – аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудник научно-исследовательского центра им. Б.Г. Ананьева.

[email protected]

Науменко Ольга Владимировна – студентка 4-го курса Санкт-Петербургского государственного университета.

[email protected]

Сергеев Сергей Федорович – канд. психол. наук, докторант кафедры эргономики и инженерной психологии Санкт-Петербургского государственного университета, действительный член РАЕН.

[email protected]

Филиппова Маргарита Георгиевна – аспирантка факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудник научно-исследовательского центра им. Б.Г. Ананьева.

[email protected]

ЛИТЕРАТУРА

1. Августин А. Исповедь // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. / Под ред. Ю.Б Гиппенрейтер., В.Я. Романова М., 1998.

2. Агафонов А.Ю. Гипнотический запрет и принятие решения об осознании. 2006а (в печати).

3. Агафонов А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб., 2003.

4. Агафонов А.Ю. Работа сознания в условиях гипнотического запрета // Журнал прикладной психологии. М., 2004. № 4-5.

5. Агафонов А.Ю., Волчек Е.Е. Психология мнемических явлений. Самара, 2005.

6. Агафонов А.Ю., Митина О.В. Экспериментальная проверка зависимости эффективности воспроизведения ко времени интервала удержания. 2006 (в печати).

7. Акопов Г.В. Проблема сознания. Отечественная платформа. Самара, 2002.

8. Александров И.О., Максимова Н.Е. Научение // Современная психология. / Под ред. В.Н. Дружинина М., 1999.

9. Аллахвердов В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии (На пути к методологическому манифесту петербургских психологов) // Психология (журнал высшей школы экономики). 2005а. Т.2. №1. с.44–65.

10. Аллахвердов В.М. Интерференция психическая // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. Общая психология. / Под ред. А.В. Петровского. М., СПб. 2005б. с.128–130.

11. Аллахвердов В.М. Как сознание решает задачи научения и заучивания // Российский психологический журнал. 2005в. №2.

12. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.

13. Аллахвердов В.М. Не пора ли нынче, братья–психологи, начать новые песни и не растекаться мыслию по древу? // Психология (журнал высшей школы экономики). 2004б. Т.1. №4. с.113–125.

14. Аллахвердов В.М. Осознание власти и власть сознания // Психология власти. СПб., 2004а. с.60–67.

15. Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.

16. Аллахвердов В.М Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001.

17. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб., 2000.

18. Аллахвердов В.М. Сознание и познавательные процессы // Психология Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М., 2004 в. с.209–249.

19. Аллахвердов В.М., Олехнович М.О. Эффект генерации и последействие гипотез // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1999. № 3.

20. Аллахвердов В.М., Осипов Л.Е. Струп-феномен: новый взгляд на природу перцептивной интерференции // Категории, принципы и методы психологии. Тезисы к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. М., 1983. Ч. 1. с.72–73.

21. Андерсон Дж. Р. Когнитивная психология. СПб., 2002.

22. Ахметзянов Е.М. Методика диагностики подверженности эффекту привязки // Квалификационные работы выпускников факультета психологии СПбГУ 2005 года. СПб., 2006 (в печати).

23. Бернгейм И. О гипнотическом внушении и применении его к лечению болезней. Ч.1 – Ч.2. Одесса, 1887–1888.

24. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.,1966.

25. Бехтерев В.М. Гипноз, внушение и психотерапия и их лечебное значение. СПб., 1911.

26. Бжалава И.Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966.

27. Борисова А.А. Изучение механизмов умственной деятельности в аспекте теории информации // Психология высших когнитивных процессов. М., 2004. с.189–203.

28. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

29. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.

30. Величковский Б.М. От уровней обработки к стратификации познания // Вопросы психологии. 1999. №4. с.58–74.

31. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.

32. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активность в структуре мыслительной деятельности // Психологические исследования творческой деятельности. М. 1975.

33. Волохонский В.Л. Влияние пространственно–временных эффектов на результаты семантического дифференциала // Сборник статей по материалам лучших дипломных работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2002 года. СПб., 2003. c. 4–10.

34. Волохонский В.Л. Эффект привязки к левому полюсу в горизонтально ориентированных оценочных шкалах // Ананьевские чтения―2004: Материалы научно―практической конференции «Ананьевские чтения 2004» / Под ред. Л.А. Цветковой, Г.М. Яковлева. СПб., 2004. c. 628–629.

35. Гайда В.К. Зрительное пространственное различение и проблема кодирования визуальной информации предъявляемой человеку. Автореф. канд. дисс. Л., 1972.

36. Гейденгайн Р. Так называемый животный магнетизм. Физиологические наблюдения. СПб., 1881.

37. Гербарт И.Ф. Психология. СПб., 1895.

38. Герриг Р., Зимбардо Ф. Психология и жизнь. СПб., 2004.

39. Гершкович В.А. Воздействие запрещающих инструкций на протекание когнитивных процессов (на примере феномена направленного забывания) // Сб. статей по материалам лучших дипломных работ факультета психологии СПбГУ 2003 г. СПб., 2004. с. 45–50.

40. Гибсон Д.Ж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1990.

41. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб., 2001.

42. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

43. Григолава В.В. К вопросу о восприятии иррелевантного раздражителя // Вопросы психологии. 1969. №5.

44. Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982.

45. Жане П. Психические автоматизмы. М.,1913.

46. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

47. Зайцев А.С. Феномен «плато», или что делает механизм сознания в процессе заучивания // Сборник работ выпускников факультета психологии СПбГУ. СПб., 2002.

48. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 2000.

49. Зинченко В.П. Предисловие к русскому изданию // Хант Г. О природе сознания. М., 2004.

50. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

51. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М., 2000.

52. Зинченко Т.П., Сергеев С.Ф., Овчинников Б.В. Функционирование кратковременной памяти в условиях глубокого гипноза // Тезисы докладов Всесоюзной конференция по проблемам эргономического и психологического проектирования среды человеческой деятельности на промышленных предприятиях. Тбилиси, 1983. с.362–364.

53. Иванова Н.А. Особенности опознания музыкальных звуков и абсолютный слух. Дипломная работа. (СПбГУ, 2000 г.).

54. Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб., 1997.

55. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб., 2000.

56. Киреева Н.Н. Эффекты интерференции в процессах обработки информации человеком. Афтореф. канд. дисс. Л., 1986.

57. Коган А.Б. Общие проблемы биокибернетики // Биологическая кибернетика. М., 1977.

58. Комбс А. Сознание: хаотическое и странно–аттракторное // Синергетика и психология. Тексты. Вып. 3. Когнитивные процессы. М., 2004. с.48–60.

59. Корсаков С.С. Медико-психологическое исследование одной формы болезни памяти // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова М., 1998.

60. Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию // Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской М.,1975. с.96–113.

61. Кочнова А.Г., Лысенкова Е.А. Влияние иррелевантного стимула на эффективность процессов воспроизведения и узнавания// Психология XXI века: Материалы международной научно–практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2006 (в печати).

62. Крушинская С.И. Зависимость величины струп–интерференции от сложности основной задачи // Психология XXI века: Материалы международной научно–практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2001. с.26–28.

63. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

64. Левенфельд Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции). Саратов, 1903.

65. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2000.

66. Леонтьев А.Н., Кринчик Е.П. О некоторых особенностях процесса переработки информации человеком // Вопросы психологии. 1962. № 6.

67. Лихи Т. История современной психологии. СПб., 2003.

68. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. (Ум мнемониста). М., 1968.

69. Максимов Л.В. Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003.

70. Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996.

71. Махаев П.Ф. Влияние структуры иррелевантной информации на мнемические процессы. Дипломная работа. (СПбГУ, 2003 г.).

72. Михалевская М.Б. Метод объективной сенсометрии. Объективная сенсометрия по вазомоторным реакциям кровеносной системы // Психофизические исследования. М., 1977.

73. Монпеллье де Ж. Научение. // Экспериментальная психология. Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. IV. M.,1973.

74. Найссер У. Память: какие вопросы важны? // Найссер У., Хаймен А. Когнитивная теория памяти. СПб., 2005.

75. Науменко О.В., Воскресенская Е.Ю., Оконешникова Н.П. Возникновение эффекта генерации при предъявлении слов с опечатками // Психология XXI века: Материалы международной научно―практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2005. с. 49–50.

76. Олехнович М.О. Когнитивное смещение под воздействием иррелевантной информации. Автореф. канд. дисс. СПб., 2002.

77. Осипов Л.Е. Переработка противоречивой информации в операторской деятельности. Автореф. канд. дисс. СПб., 1992.

78. Павлов И. П. Полн. собр. соч. В 6 т. М., 1951–1952.

79. Пахомов А.П. Микродинамика эффективности выполнения задач обнаружения // Психические характеристики деятельности человека―оператора. Саратов, 1985 с.66–71.

80. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

81. Петренко В.Ф. Что есть истина? (Наш ответ лорду Чемберлену) // Психология (журнал высшей школы экономики). 2005. Т. 2. №1. с. 93–101.

82. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.

83. Пиаже Ж. Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное. // Вопросы психологии. 1996. № 6. с. 125–131.

84. Пинкер С. Язык как инстинкт. М., 2004.

85. Платонов К. И. Слово как физиологический фактор. М., 1962.

86. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998.

87. Познавательная активность в системе процессов памяти./ Под ред. Н.И. Чуприковой М., 1989.

88. Полани М. Личностное знание. М., 1985.

89. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.

90. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. М.,1971.

91. Райков В.Л. Эволюционный рационализм (искусство, сознание, психотерапия). М., 2003.

92. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.2. М., 2000.

93. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

94. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова Ташкент, 1979.

95. Сергеев С.Ф. Перцептивная интерференция в условиях программируемой саморегуляции // Модели и методы медицинской информатики. Владивосток, 1990. с.133–139.

96. Сергеев С.Ф. Скорость восприятия цифровой информации в условиях программируемой саморегуляции // XV научные Гагаринские чтения по авиации и космонавтике. Секция «Проблемы авиакосмической медицины и психологии»: Материалы докладов и сообщений. М., 1985. с.196–198.

97. Сергеев С.Ф. Среда как структурирующий феномен при разработке человеко-машинных систем // Известия ТулГУ. Серия «Вычислительная техника. Информационные технологии. Системы управления». Т. 1. Вып. 2. Вычислительная техника. Тула, 2003.

98. Смирнов А.А. О влиянии направленности и характера деятельности на запоминание: Экспериментальное исследование // Труды Института психологии АН ГССР. Т.3. Тбилиси, 1945. с. 395–426.

99. Смирнов И.В., Безносюк Е.В., Журавлев А.Н. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. М., 1995.

100. Смит Н. Современные системы психологии. СПб., 2003.

101. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. СПб., 2002.

102. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.

103. Терехович М.В. Влияние усложнения графической структуры стимула на процесс заучивания. ВКР. (СПБГУ, 2004 г.).

104. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.

105. Тоидзе И.А. Влияние установки на понижение порога чувствительности / Экспериментальные исследования по психологии установки. Ч.5. Тбилиси, 1971. с. 185–190.

106. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.

107. Узнадзе Д.И. Теория установки. М., 1997.

108. Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. М., 1978.

109. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002.

110. Ухтомский А.А. Избранные труды. Л., 1978.

111. Ушаков Д.В. Мышление и интеллект // Современная психология. Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999.

112. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

113. Филиппова М.Г. Восприятие многозначной информации: взаимодействие сознания и неосознаваемого// Сборник работ выпускников факультета психологии СПбГУ 2002 года, 2003. с. 119–123.

114. Филиппова М.Г. Про «гостей» и «хозяев» // Психология XXI века: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. СПб., 2005, с. 69–71.

115. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

116. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

117. Фрумкин К. Свобода, детерминизм и метафизическая гипотеза В.М. Аллахвердова // Вестник Российского философского общества. 2004. №2. с.178–179.

118. Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения». СПб., 2004.

119. Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека // Стивенс С. Экспериментальная психология. Т. 2. М., 1963.

120. Худяков А.И. Зароченцев К.Д. Обобщенный образ как предмет психофизики. СПб., 2000.

121. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997

122. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 1998.

123. Adams J. K. Laboratory studies of behavior without awareness. // Psychological Bulletin. 1957. Vol. 54. p.383–405.

124. Alluisi E. Interaction of S-T compatibility & the rate of gain of information // Perceptual & motor skills. 1965. Vol. 20 (3).

125. Alwin D.F., Krosnick J.A. The Reliability of Survey Attitude Measurement // Sociological Methods and Research. 1991. N 20. p. 139–181.

126. Amoo T., Friedman H.H. Do numeric values influence subjects’ responses to rating scales? // Journal of international marketing and marketing research. 2001. N 26. p. 41–46.

127. Anderson J.R., Bower G.H. Configural properties in sentence memory // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1972. N 11. p.594–605.

128. Anderson M., Neely J. Interference and Inhibition in Memory Retrieval. 1996. p. 237–313.

129. Balota D. A. Automatic semantic activation and episodic memory // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1983. Vol. 22. p. 88–104.

130. Basden B., Basden D. Directed Forgetting: Further Comparisons of the Item and List Methods // Memory. 1996. 4 (6). p. 633–653.

131. Basden B., Basden D. Does Retrieval–Induced Forgetting Underlie Directed Forgetting // Paper presented at ICOM 3. Valencia, Spain. July, 2001.

132. Basden B., Basden D., Gargano G. Directed Forgetting in Implicit and Explicit Memory Tests: A Comparison of Methods // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memo-ry and Cognition. 1993. Vol. 19. N 3. p. 1–14.

133. Bellezza F. S., Six L., Philips D. A mnemonic for remembering long strings of digits // Bulletin of the Psychonomic Society. 1992. Vol. 30 (4). p. 271–274.

134. Belson W.A. The effect of reversing the presentation order of verbal rating scales // Journal of Advertising Research. 1966. N 6 (4). p. 30–37.

135. Bjork E., Bjork R., Anderson M. Varieties of Goal–Directed Forgetting // Intentional Forgetting. Interdisciplinary approaches. / Ed. by J.M. Golding, C.M. MacLeod. Ch. 3. New Jersey. 1998. p. 103–137.

136. Bjork P.A., de Winstanley E.L. Processing Instructions and the Generation Effect: A Test of the Multifactor Transfer–appropriate Processing Theory // Memory. 1997. Vol. 5. Issue 3. p. 401–422.

137. Bjork R.A. Theoretical implications of directed forgetting // Coding processes in human memory. / Ed. by A.W Melton, E. Martin. Washington, 1972.

138. Bobrow S. A. & Bower G. H. Comprehension and recall of sentences // Journal of Experimental Psychology. 1969. 80. p. 455–461.

139. Bower G.H., Karlin M.B., Dueck A. Comprehension and memory for pictures // Memory & Cognition. 1975. 3. p. 216–220.

140. Braid J. Neurypnologie. Traite du sommeil nerveux ou hypnotisme. Paris, 1883.

141. Bruner J. Another look at New Look 1 // American Psychologist. 1992. Vol. 47. N 6. p. 780–783.

142. Chapman G.B., Johnson E.J. Incorporating the Irrelevant. Ahchors in Judgment of Belief and Value // Heuristics and Biases: The Psychology of Intuitive Judgment / Ed. by T. Gilovich, D. Griffin, D. Kahneman. 2002.

143. Chapman G.B., Johnson E.J. The limits of anchoring // Journal of Behavioral Decision Making. 1994.7. p. 223–242.

144. Charcot J.M. Physiologie pathologique. Sur les divers etats nerveux determines par l'hypnotisation chez les hysteriques. [Pathological physiology: On the various nervous states determined by the hypnotisation of hystericals]. Comptes rendus de l'Academie Des Sciences. 94.1882. p. 403–405.

145. Cleeremans A. Principles for Implicit Learning // How implicit is implicit learning? / Ed. by D. Berry Oxford, 1997. p. 196–234.

146. Davis L.W., Husband, R.W. A study of hypnotic susceptibility in relation to personality traits // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1931. 26. p. 175–182.

147. De Winstanley, P.A., Bjork, E.L., Bjork, R.A. Generation Effects and the Lack Thereof: The Role of Transfer–appropriate Processing // Memory. 1996. Vol. 4. Issue 1. p. 31–48.

148. Dienes Z., Altmann G. Transfer of implicit knowledge across domains: How implicit and how abstract? // How implicit is implicit learning? / Ed. by D. Berry Oxford, 1997. p. 107–123.

149. Dienes Z., Perner J. A theory of implicit and explicit knowledge // Behavioral and Brain Studies. 1999. Vol. 22. N 5. p. 735–808.

150. Dulany D.E., Carlson A., Dewey G.I. A case of syntactical learning and judgment: How conscious and how abstract? // Journal of Experimental Psychology: General. 1984. N 113. p. 541–555.

151. Eich E. Memory for unattended events: Remembering with and without awareness // Memory & Cognition. 1984. Vol. 12. p. 105–111.

152. Finke R., Bettle J. Chaotic Cognition: Principles and Application. New Jersey. 1996.

153. Friedman H.H., Friedman L.W., Gluck B. The effects of scale–checking styles on responses to a semantic differential scale // Journal of Market research society. 1988. N 30. p. 477–481.

154. Friedman H.H., Herskovitz P.J., Pollack S. Biasing effects of scale–checking style in response to a Likert scale / Proceedings of the American statistical association annual conference: survey research methods. 1994. p. 792–795.

155. Garner W.R. The Processing of Information and Structure. New-York, 1974.

156. Geiselman R.E., BjorkR.A., & FishmanD.L. Disrupted retrieval in directed forgetting: A link with posthypnotic amnesia // Journal of experimental psychology. General. 1983. 112. p. 58–72.

157. Goolkasian P. The effect of size on the perception of ambiguous figures // Bulletin of the Psychonomic Society. 29. 1991. p. 161–164.

158. Greenwald A.G. New Look 3: Unconscious Cognition Reclaimed // American Psychologist. 1992. Vol. 47. N 6. p. 766–779.

159. Gruen D.W.R., Gizycki M.C. Explaining forward discount bias: is it anchoring? // Research Discussion Paper 9307. Economic Research Department Reserve Bank of Australia, 1993.

160. Hasher L., Zacks R., May C. Inhibitory control, Circadian Arousal, and Age // Attention and Performance XVII. Cognitive regulation of Performance: Interaction of theory and application. / Ed. by D. Gopher, A. Koriat Cambridge, 1999. p. 653–675.

161. Hick W.E. On the rate of gain of information // Quarterly Journal of Experimental Psychology. 1952. 4. p. 11–26.

162. Hyman R. Stimulus information as a determinant of reaction time // Journal of Experimental Psychology. 1953. 45. p. 188–196.

163. Izumi A. Absolute pitch in infant auditory learning: evidence for developmental reorganization // Journal of Acoustic Society of America. 2000. 108.

164. Jacoby L.L. Remembering the data: Analyzing interactive processes in reading // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1983. N 22. p. 485–508.

165. Jacoby L.L., Lindsay D.S., Toth J.P. Unconscious Influences Revealed. Attention, Awareness, and Control // American Psychologist. 1992. Vol. 47, N 6. p. 802–809.

166. Jacowitz K.E., Kahneman D. Measures of anchoring in estimation tasks // Personality and Social Psychology Bulletin. 1995. Vol. 21.

167. James L.A. The affect of symbols: towards the development of a cross-cultural graphic differential // International Journal of Symbology. 1969. N 1. p. 28–52.

168. Jensen A.R., Rohwer W.D. The Stroop-color-word-test: A review //. Acta psychologica. 1966. Vol. 25. p. 36–93.

169. Johnson H. Process of Successful intentional Forgetting //Psychological Bulletin. 1994. Vol. 116. N 2. p. 274–292.

170. Kihlstrom J.F. The psychological unconscious // Handbook of personality: Theory and research. Ed. by L. Pervin. New York, 1990. p. 445–464.

171. Kihlstrom J.F., Barnhardt T.M., Tataryn D.J. The Psychological Unconscious: Found, Lost, and Regained // American Psychologist. 1992. Vol. 47. N 6. p. 788–791.

172. Klapp S.T., Hinkley L.B. The Negative Compatibility Effect: Unconscious Inhibition Influences Reaction Time and Response Selection // Journal of Experimental Psychology: General. 2002. Vol. 131. N 2. p. 255–269.

173. Klein, G.S. Semantic power measured through the interference of words with color-naming // American Journal of Psychology. 1964. 77. p. 576–588.

174. Kunst-Wilson W. R., Zajonc R. B. Affective discrimination of stimuli that cannot be recognized. Science. 207. 1980. p. 557–558.

175. Lewicki P., Hill T. & Czyzewska M. Nonconscious acquisition of information // American Psychologist. 1992. Vol. 47. N 6. p. 796–801.

176. Lewicki P., Hill T. On the Status of Nonconscious Processes in Human Cognition: Comment on Reber // Journal of Experimental Psychology: General. 1989. Vol. 118. N 3. p. 239–241.

177. Lewicki P., Hill T., Sasaki I. Self-perpetuating development of encoding biases // Journal of Experimental Psychology. General. 1989. 118. p. 323–337.

178. Liebeault, A.A. Du sommeil et des etats analogues consideres surtout au point de vue de l’action du moral sur le physique. Paris, 1866.

179. Lindley R., Bathurst K., Smith W., Wilson S. Hick’s law, IQ & singularity or specifity of mind: A psychometric analysis // Personality & Individual Differences. 1993. Vol. 15(2).

180. Loftus E.F., Klinger M.R. Is the Unconscious Smart or Dumb? // American Psychologist. 1992. Vol. 47. N 6. p. 761–765.

181. Longstreth L., Nabil El-Zahhar M. Exceptions to Hick's Law: Explorations With a Response Duration Measure // Journal of Experimental Psychology: General. 1985. Vol. 114 (4).

182. MacLeod C.M. Long term recognition and recall following directed forgetting // Journal of experimental psychology: Human Learning and Memory. 1975. 104. p. 271–279.

183. Macrae C.N. & MacLeod M.D. On Recollection Lost: When Practice make Imperfect // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. N 3. p. 463–473.

184. Marcel A.J. Selective effects of prior context on perception // Requin J. Anticipation and behavior. Paris, 1980. p. 412–430.

185. Marks W., Dulaney C. Encoding Processes and Attentional Inhibition in Directed Forgetting // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2001. November 27(6).

186. Mathews R.C. Abstractness of Implicit Grammar Knowledge: Comments on Perruchet and Pacteau's Analysis of Synthetic Grammar Learning // Journal of Experimental Psychology: General. 1990. Vol. 119. N 4. p. 412–416.

187. McCauley C., Parmelee C. M., Sperber C. D., & Carr, T. H. Early extraction of meaning from pictures and its relation to conscious identification // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1980. 6. p. 265–276.

188. Merikle P. M. & Joordens S. Measuring unconscious influences // Scientific Approaches to Consciousness. / Ed. by J. D. Cohen, J. W. Schooler. New Jersey, 1997.

189. Merikle P.M. & Reingold E.M. Recognition and lexical decision without detection: Unconscious perception? // Journal of Experimental Psychology: Human perception and Performance. 1990. N 16. p. 574–583.

190. Mesmer F.A. Aphorismes de M. Mesmer, Dictes a l’Assemblee de ses Eleves, & Dans Lesquels on Trouve ses Principes, sa Theorie & les Moyens de Magnetizer. Rev 3rd ed. Paris, France: Compiegne, de l’Imprimerie de Bertrand, 1785.

191. Mulligan N. W. Generation and Memory for Contextual Detail // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory and Cognition. 2004. Vol. 30.

192. Murphy S.T., Zajonc R.B. Affect, cognition and awareness: Affective priming with optimal and suboptimal stimulus exposures // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. Vol. 64. p.723–739.

193. Mussweiler T. The Malleability of Anchoring Effects // Experimental Psychology. 2002. Vol. 49.

194. Neisser U. Cognitive psychology. New York, 1967.

195. Neubauer A., Graz U. Intelligence & RT: A modified Hick Paradigm & a new RT paradigm //Intelligence. 1991. Vol. 15 (2).

196. Northcraft G. B. & Neale M. A. Experts, amateurs and real estate: An anchoring-andadjustment perspective on property pricing decisions // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1987. Vol. 39.

197. Osgood C., Suci C., Tannenbaum P. The measurement of meaning. Urbana University of Illinois press, 1957.

198. Palmer J. & Jonides J. Automatic Memory Search and the Effects of Information Load and Irrelevant Information // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1988. Vol. 14. Issue1. p. 136–144.

199. Perruchet P., Vinter A. The self-organizing consciousness // Behavioral and Brain Studies. 2002. Vol. 25. N 3. р. 297–388.

200. Pettigrew T. F. The measurement and correlates of category width as a cognitive variable //Journal of Personality. 1958. Vol. 26.

201. Raz A., Shapiro T., Fan. J., Posner M.I. Hypnotic Suggestion and the Modulation of the Stroop Interference. Archives of General Psychiatry. 2002. 59. p.1155–1161.

202. Reber A.S. An Evolutionary Context for the Cognitive Unconscious // Philosophical Psychology. 1992. Vol. 5. N 1. p. 33–51.

203. Reber A.S. Implicit learning and tacit knowledge // Journal of Experimental Psychology: General. 1989. Vol. 118. N 3. p. 219–235.

204. Reber A.S. Implicit learning of artificial grammars // Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior. 1967. N 6. p. 855–863.

205. Reber A.S. On the Primacy of the Implicit: Comment on Perruchet and Pacteau // Journal of Experimental Psychology: General. 1990. Vol. 119. N 3. p. 340–342.

206. Regan J. Atomicity & learning: Effects of familiarity on naming letters // Journal of Experimental Psychology: Human perception & performance. 1981. Vol. 7(1).

207. Roediger H.L., Tulving E. Exclusion of learned material from recall as a post retrieval operation // Journal of verbal learning and verbal behavior. 1979. 18. p. 601–615.

208. Salamon E. Mechanisms of knowledge learning and acquisition // Med Sci Monit. 2002. Vol. 8, N 7. p. 133–139.

209. Schacter D.L. Implicit memory: History and current status // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1987. N 13. p. 501–518.

210. Segall M. H., Campbell D. T., & Herskovits M. J. The influence of culture on visual perception. Indianapolis, 1966.

211. Sergeant D., Roche S. Perceptual shifts in the auditory information processing of young children // Psychology of music. 1973. I.

212. Sheehan P. W., Donovan P., MacLeod C.M. Strategy manipulation and the Stroop effect in hypnosis // Journal of Abnormal Psychology. 1988. 97. p. 455–460.

213. Simon H.A. Models of Man. New York, 1957.

214. Slamecka N. J. & Graf P. The generation effect: Delineation of a phenomenon // Journal of Experimental Psychology: Human Learning and Memory. 1978. 4. p. 592–604.

215. Smith T.W. An Analysis of Response Patterns to the Ten-Point Scalometer // GSS Methodological Report. 1992. N 76.

216. Strack F. & Mussweiler T. Explaining the enigmatic anchoring effect: Mechanisms of selective accessibility // Journal of Personality and SocialPsychology. 1997. Vol. 73. p. 437–446.

217. Stroh M. A., Shaw M., & Washburn M. F. A study of guessing // American Journal of Psychology. 1908. Vol. 19. p.243–245.

218. Stroop, J. R. Studies of interference in serial verbal reactions // Journal of Experimental Psychology. 1935. 18. p 643–662.

219. Suzuki I. Directed Forgetting with Global Forget Instructions in an implicit and explicit Memory Test // Perceptual and motor skills. 2001. 92. p. 903–909.

220. Suzuki I. Retrieval Inhibition and Consciousness State in Recollection // Tohoku Psychologica Folia. 1999. 58. p. 69–77.

221. Treisman A.M. & Schmidt H. Illusory conjunction in the perception of objects // Cognitive Psychology. 1982. 14. p. 107–141.

222. Tversky A., Kahneman D. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases // Science. 1974. Vol. 185.

223. Ullsperger M. An Electrophysiological Test of Directed Forgetting: The Role of Retrieval Inhibition // Journal of Cognitive Neuroscience. 2000а. 12:6. p. 924–940.

224. Ullsperger M. The role of retrieval inhibition in directed forgetting an event-related brain-analysis.// Dissertation, 2000б.

225. Velichkovsky B.M., Pomplun M., Rieser H. Attention and communication. Visual attention and cognition. 1996.

226. Welford A. Comment on "Exceptions to Hick's Law: Explorations with a Response Duration Measure" (Longstreth, El Zahhar & Alcorn, 1985) // Journal of Experimental Psychology: General. 1987. Vol. 116 (3).

227. Whetstone Т., Сross M.D. Control of Conscious Contents in Directed Forgetting and Thought Suppression // PSYCHE. 1998. 4(16).

228. Zajonc R.B. Feeling and thinking: Preferences need no inferences // American Psychologist. 1980. N 35. p.151–175.

[1] Слово «ахинея» этимологически восходит к слову «мудрость», к афинеи – предполагают, что обыватели именно так отзывались о мудрствовании афинских философов.

[2] Ранее я называл этот механизм механизмом сознания. И возникала путаница, так как не всегда удавалось ясно развести, где речь идет о сознании, а где – о механизме сознания. Наверное, «механизм осознания» удобнее и понятнее. Далее в тексте, однако, может использоваться и более ранний термин.

[3] Синергетики говорят так: «Чтобы быть продуктивным, познание должно периодически погружаться в хаос» (ср.: Finke, Bettle, 1996).

[4] Разумеется, возможности организма меняются в зависимости от уровня созревания, физического состояния, наличия травм и пр., но увеличение роста так же не стоит считать научением, как и повреждение глаза. Рискну процитировать сам себя: «У ребенка происходит созревание мышечной массы, но этот процесс протекает независимо от задач научения. Так, узкие ботинки постепенно разнашиваются, но нельзя же всерьез считать, что они научаются» (Аллахвердов, 2003, с.106).

[5] З. Фрейд: «Когда дело доходит до самооправдания, тут все мы гении» (цит. по: Грановская, Крижанская, 1994, с.18).

[6] Идеализированное рассмотрение позволяет в чистом виде продемонстрировать логическую возможность действия, заведомо детерминированного только тем, что оно ничем не детерминировано. На самом же деле, не обязательно приписывать этому механизму столь фантастические возможности – он может принимать свободные решения, выбирая такое действие из доступного ему набора действий, которое не вызывается никакой известной ему причиной.

[7] Вопреки мнению многих весьма уважаемых мною коллег, нельзя одновременно опираться на бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, гуманистическую психологию и пр. Это – не разные, а потому, мол, допустимые, описания различных явлений (скажем, бихевиоризм описывает формирование навыка, а психоанализ – ранние сексуальные переживания), а заведомо противоречивые и несовместимые друг с другом описания психической реальности.

[8] Можно наблюдать лишь едва-едва заметный эффект, если на вырезанном в форме круга картоне написать слово «квадрат».

[9] Точнее: результат был настолько странным, что я отнесся к нему, как М. Полани к продолжительности беременности у грызунов, кратной π.

* Исследование поддержано грантом РФФИ 05-06-80384-а (руководитель В.М. Аллахвердов)

[10] Ж. Пиаже выступил с докладом «Аффективное бессознательное и когнитивное бессознательное» ещё в декабре 1970 года (Пиаже, 1996).

[11] В статье под саркастичным названием «New Look 3: бессознательное познание возвращается» А.Г. Гринвальд (Greenwald, 1992), разочаровавшийся в «Новых взглядах», заодно рисует мрачные перспективы и для всех других исследователей неосознаваемых процессов.

[12] Первые публикации В.М. Аллахвердова о феномене неосознанного негативного выбора появились в 1974 году – за два года до «введения» термина «когнитивное бессознательное».

[13] Автор теста перцептивной интерференции Дж.Р. Струп после создания своей знаменитой методики в 1935 г. и публикации 1938 г. исчез на длительное время из поля зрения психологических научных кругов. Долгие годы он был профессором Библии в Lipscomb колледже (г. Нейшвилл штата Теннеси). Он и не подозревал, что его тест широко используется, а его работы по описанию феномена были признаны одними из наиболее цитируемых произведений по психологии. Впоследствии, узнав об этом, Дж. Струп дал лаконичный ответ: «Рад был узнать, что тест нашли полезным». Дж. Струп умер 1 сентября 1973 г. в возрасте 76 лет.

[14] Считаю важным обратить внимание на то, что интерференция при сортировке по цвету выше, чем интерференция при сортировке по смыслу, хотя времени для сортировки по цвету требуется меньше, – В.А.

* Исследование поддержано грантом РГНФ 06-06-00417-а (руководитель В.Ю. Карпинская)

* Исследование поддержано грантом РФФИ 04-06-80090-а (руководитель А.Ю. Агафонов)

* Исследование поддержано грантом РГНФ 04-06-00301-а (руководитель В.М. Аллахвердов)

[15] Разумеется, данная интерпретация не противоречит тому известному факту, что интерференция тем сильнее, чем выше сходство двух заданий. Ведь в сознание попадает и результат проверки игнорируемого задания, и результат основного задания, а чем более они похожи, тем труднее сделать выбор.

[16] Сам Дж.Р. Струп просил испытуемых «не читая слов, назвать цвет чернил, которым они написаны».

[17] Здесь дело не в инструкции. Можно убрать указание «не читая слов», но испытуемый все равно будет именно это и подразумевать и соответствующим образом переформулирует для себя инструкцию. Скорее всего, он даже напрямую спросит экспериментатора: «Так я не должен читать слова?» Иначе он просто не поймет, что именно ему надо делать.

* Исследование поддержано грантом РГНФ 05-06-06034-а (руководитель С.М. Мирошников)

* Исследование поддержано грантом РГНФ 06-06-00417-а (руководитель В.Ю. Карпинская)

* Исследование поддержано грантом РФФИ 05-06-80384-а (руководитель В.М. Аллахвердов)

* Исследование поддержано грантом РГНФ 06-06-00326-а (руководитель В.Л. Волохонский)

* Исследование поддержано грантом РГНФ 04-06-00301-а

(руководитель В.М. Аллахвердов)

[18] Авторы редко называют законы своим именем – за них это делают другие. Г.Т. Фехнер сформулировал свой закон и назвал его законом Вебера. Формула Л. Больцмана, выбитая на его надгробии в Вене, написана М. Планком. С законом Хика получилось совсем уж любопытно. В 1885 г. Ю. Меркель получил данные о возрастании времени реакции на каждый стимул при увеличении числа стимулов. В 1934 г. Г. Бланк нашел в этих данных логарифмическую зависимость. В 1952 г. У. Хик объяснил возрастание времени реакции увеличением количества информации (по К. Шеннону). Наконец, Р. Хаймен сформулировал закон и назвал его законом Хика.

* Исследование поддержано грантом РФФИ 05-06-80384-а

(руководитель В.М. Аллахвердов)

* Исследование поддержано грантом РГНФ 05-06-06317-а

(руководитель В.Л. Волохонский)

[19] Впрочем, в своем «Методологическом путешествии …» он рассматривает и другую версию существования сознания (заранее объявляя ее спекулятивной метафизической гипотезой). Сознание может быть и некоторым общим свойством бытия, если только законы работы сознания присущи самому бытию. Философ К. Фрумкин (2004, с.178 – 179) несколько упрощенно трактует его позицию так: «В соответствии с гипотезой В.М. Аллахвердова, исходно для Вселенной … нет никаких оснований для того, чтобы какое-то событие произошло с большей вероятностью, чем другое … Однако каждое совершенное событие изменяет вероятность осуществления последующих событий и тем самым отчасти их детерминирует».

[20] В.М. Аллахвердов (1993) экспериментально доказывает, что люди неосознанно воспринимают осмысленные буквосочетания в словах, например, слово «лес» в слове «слесарь» или «стон» в слове «эстонец».

Наши рекомендации